А любить-то некого...

Татьяна Хожан
Рабочий день еще не начался, поэтому молодые сотрудницы отдела беседовали о своих делах, о детях, о бесконечных очередях за продуктами. Утомленные многословными речами и обещаниями Президента страны Горбачева,  дамы выключили радио, хотя строгая и скандальная начальница отдела требовала быть в курсе событий. Но сегодня она задержится на часок дома,  сроки отчетов еще не наступили, вот все и расслабились. Новенькая — недавняя студентка Марина – даже на работу еще не пришла.

И когда совестливая сотрудница  сказала коллегам, что пора бы уж заняться делом, дверь с шумом распахнулась. В проеме стояла счастливо улыбающаяся Маринка с распущенными волнистыми волосами, в распахнутом пальто, с замотанным вокруг шеи модным  длинным шарфом и в новых итальянских сапогах на высокой шпильке. Но главное было в платье! Нежно голубое, с выбитым рисунком и еле заметными блестящими шелковыми полосками, оригинального фасона – такое платье могло быть мечтой всех женщин завода. Все заахали, закрутили девушку в стороны, заворачивая подол, чтобы разглядеть фирму изготовителя.
Маринкины родители работали на большом комбинате, часто бывали в командировках за рубежом и могли покупать по чекам дефицитные заграничные товары в знаменитом валютном магазине «Березка». Вот и вчера «папулечка с мамулечкой», как их называла Марина, приехали из Москвы, где и купили волшебный наряд для своей единственной дочери.

Какая женщина не хотела бы иметь в своем гардеробе ослепительный наряд, да не всем же быть такими счастливицами! Хотя, счастливой Маринку никто из сотрудниц не считал – не повезло ей с личной жизнью.

Училась она в институте в соседнем городе, влюбилась в парнишку из техникума связи, познакомившись с ним в автобусе. Их роман закончился Маринкиной беременностью на втором курсе, нежелательной для ее родителей свадьбой и рождением красавицы - дочки Анжелы. Институт пришлось заканчивать заочно, жить всем вместе с родителями Марины, что не могло радовать ее мужа Олега.
 Малышка только начала ползать, как в семье разразился очередной скандал по поводу «бесприданности» зятя, и он ушел к друзьям. Наутро Олег пришел к жене, уговаривая ее снять отдельную квартиру, на что Марина резонно ответила: «Вся твоя зарплата уйдет на оплату жилья – как жить будем?» Договорились, что через год Маринка выйдет на работу, и они снова станут жить вместе, а пока будут встречаться во время прогулки с ребенком.

Но прошло две недели свиданий и запланированных встреч, во время которых молодые родители строили планы совместной жизни, и Олег исчез. Родителям Марина ничего не говорила о встречах со своим мужем, а на его работе узнала, что Олег недавно рассчитался и уехал из города.
Прошло немного времени, и родители Марины показали ей документ о разводе и новое свидетельство о рождении Анжелы, где стояла девичья фамилия ее мамы, а отчество было дедушкино.
Потрясенная Марина не сразу поняла, что родители видели их вместе на прогулках, и после беседы с ними Олег за крупную сумму денег отказался от жены и отцовства и уехал на Север. 

Мамулечка-папулечка  знали, как лучше жить Маринке, какие радужные  перспективы ее ожидают после расставания с мужем, поэтому поступок Олега не был воспринят ею как предательство. Она периодически отказывала искателям её руки и сердца — их находили среди своих знакомых родители, и часто плакала, что нет рядом Олега. Дочка уже пять лет не видела отца.
Родители хотели, чтобы у Марины появился тыл в виде надежного человека несколько старше их дочери, но ее совсем не устраивало сватовство без обоюдной любви.
«А любить-то некого», - грустно жаловалась молодая мама своим подружкам. И одна из них сказала, что Марине надо поменять работу, чтобы видеть перед собой новые лица.

...Одетая, как кинозвезда, Марина с удовольствием покрутилась не только в своем отделе, но и в соседних, где с завистью и восхищением дамы пели дифирамбы, а потом за спиной шептались, что никакие наряды не добавят счастья, когда любовь приносится в жертву материальным благам. Тем удивительнее для многих сотрудниц стало известие об  увольнении Марины — она решила преподавать в местном техникуме, где будет получать ровно в два раза меньше, чем на заводе.

В техникуме ровесников было мало — преподаватели женаты, учащиеся - моложе как минимум на два года. Недавняя студентка, Марина жалела своих учащихся, вникала в их проблемы, с удовольствием рассматривала их армейские фотографии и показывала фотографии своей дочки. Один из парней, посмотрев на красивую малышку, с восхищением выдохнул: «Как я хочу такую же дочку!» Марина с изумлением посмотрела в его сторону и будто увидела впервые — отслуживший в армии парень был хорош собой, но главное — он так смотрел на Марину, будто молился на нее.
После уроков она, прихватив пачку курсовых работ в сумке из болоньевой ткани, шла к остановке автобуса.
 - Марина, Марина!  - запыхавшийся студент звал ее, как подружку, а не как учителя.      Марина хотела было возмутиться, но поняла, что не хочет соблюдать  никакой субординации.
 - Тебя как зовут? Павел? Помогай нести сумку!
Они прошли остановку, не заметив ее, долго бродили по городу, пока не подошло время брать дочку из детского сада. Марина испуганно охнула -  оставалось мало времени на подготовку к лекциям, а ведь намеревалась проверить несколько курсовых.
Павел горячо извинился, что помешал, но его глаза говорили о другом, да и Марина в душе нисколько не жалела о потерянном времени.

Отношения развивались стремительно. Однажды Марина несмело намекнула родителям, что ей может понравиться один из студентов, на что мама резко ответила:
 - И думать не смей! Твой муж должен быть старше тебя лет на десять, тогда я буду спокойна.
 «Папулечка» тоже грозно рыкнул, чтобы не связывалась с малолетками — их Анжеле нужен настоящий взрослый отец, а не молокосос.
Маринка была ошеломлена реакцией родителей. Попытка что-то пояснить была пресечена родителями на корню — не сметь думать на эту тему!

Павел боялся знакомить свою девушку с родителями, которые тоже были бы не в восторге от выбора сына — сам еще учится, да избранница с ребенком — совсем не о такой невестке они мечтали. Он осторожно намекнул ей на строгость своих родителей, но твердо сказал, что Марину никому не отдаст и любить не перестанет — два года разницы — просто смешно, и предложил пока родителей не травмировать.

Вскоре Марина поняла, что беременна. Она так испугалась, что сразу после лекций понеслась в поликлинику, где врач подтвердила ее опасения. Вариантов выбора не могло быть — только избавление от незапланированного ребенка. Врач посетовала, что на операцию в больнице большая очередь из таких невезучих женщин, так что месяц-полтора придется подождать. Маринка, пока сидела в очереди к врачу, услышала историю безболезненного избавления от плода с помощью трав, и даже запомнила адресок старушки, которая их продает.
Она с нетерпением ждала автобус, чтобы на другом конце города найти целительницу и как можно быстрее решить свою проблему без помощи больницы.

Старушка оказалась не такой уж старой, но хитрой и любопытной.  Вытягивая из Маринки подробности личной жизни, бабка прикидывала, какую сумму просить за пучок трав. Рассказав, как заваривать и пить обычные сорняки, которые всегда росли по краям тротуаров, целительница сказала, что для ускорения процесса добавит к травам дорогие сушеные корни пиона, которые любой плод вытравят без последствий, но пить это надо осторожно - понемногу.
Ну не было у Маринки времени ждать — дозу она увеличила вдвое. Павлу решила ничего не говорить — видела, как он колеблется и не спешит знакомить ее со своей родней.
Через две недели Марина заболела — поднялась высокая температура, лекарства не помогали, врач скорой помощи сделал укол и предупредил, что необходимо везти в больницу, если температура не упадет.  Марина отказалась — от простуды никто не умирает, но через день она потеряла сознание, и родители отвезли ее в больницу.

Принятые меры по снижению температуры ничего не дали, врачи терялись в догадках о причинах плохого самочувствия, но утешали, что молодой организм справится. На всякий случай было назначено полное обследование.
Через день родителей Марины срочно вызвали в больницу и сказали, что у нее заражение крови из-за разложения плода. Больная скрыла причину болезни, потеряно время, поэтому надежды на спасение мало.
Отец отвез безразличную ко всему, находящуюся в беспамятстве дочь, в соседнюю область, в которой было лучше оборудование и знаменитые врачи. Марине переливали кровь, вводили новые препараты, но через неделю она умерла. Родители Марины через подношения упросили не писать причину смерти дочери, и в ее свидетельстве о смерти указали сердечную недостаточность.

Олег прилетел на похороны из Архангельска, где жил все годы после развода. Ему дал телеграмму друг.
Гроб с телом Марины стоял у подъезда в окружении рыдающих родственников — маленькой Анжеле сказали, что мама уехала в командировку и попросила побыть у знакомых до вечера. Олег, прижимая букет красных гвоздик, медленно подошел к гробу и положил цветы на ноги бывшей жены.
Мать Марины подняла голову и, увидев Олега, закричала подбитой птицей, а потом стала громко вопить, что он виновник несчастья, потому что не заботился о семье, не дал счастья дочери. Она приподнялась со стула и стала выбрасывать цветы, швыряя их в разные стороны, проклиная бывшего зятя:
 - Убирайся, тебе нет здесь места Ты во всем виноват!
Кто-то предложил Олегу уйти, и он попросил показать ему дочь.
А вслед ему неслось:
 - Нет у тебя ни жены, ни дочери! Не смей показываться здесь никогда! Если бы не ты, наша дочь не травила бы ребенка, а родила всем на радость и была бы жива...

Толпа внезапно притихла, а мать в горе так и не поняла, что проговорилась.
В толпе студентов и преподавателей стоял угрюмый, но спокойный Павел — он даже не приблизился к гробу, только зябко вздрогнул, когда услышал последние слова матери своей возлюбленной. Парни из его группы косились, покуривая в сторонке, а девчонки невольно отодвинулись от него — все помнили счастливые глаза своей молодой преподавательницы, когда она глядела на Павла.
Он постоял еще немного и незаметно ушел.
Олег стоял за углом дома и бесшумно плакал, пока траурная группа не уехала на кладбище.

Через год Анжела была усыновлена своими бабушкой и дедушкой. Постепенно ей внушили, что у нее была старшая сестра Марина, которая давно умерла от сердечной боли.