Путешествие на Север

Людмила Сокольская
   Несколько лет назад состоялось моё удивительное путешествие на Север.
   На трех машинах мы с моими знакомыми отправились через Питер в сторону Мурманска. Стоял жаркий август. Проехав Петрозаводск, мы обнаружили, что дорога на Мурманск прорублена в карельских скалах, ночью остановки довольно опасны, а заправки встречаются - одна на сто километров. Мы решили ехать всю ночь, останавливаясь только на "драгоценных" заправках. К раннему утру мы были уже в Кеми. На подъезде к этому городу, стоящему на реке Кемь и берегу Белого моря, наши доблестные водители обнаружили, что ночью температура воздуха за бортом автомобилей опускалась до отметки "ноль градусов". А в Питере в это время днём доходило до плюс тридцати!
   Подремав около часа, оставив машины на парковке возле небольшой церкви, мы отправились на пристань, где в 8 утра должен был отправляться к Соловецким островам пассажирский катер. Народу на катере собралось много, да еще к нему прицепили небольшую баржу, гружёную кирпичом.
   Катер отправился. Мы шли по Белому морю, и это было просто незабываемо! Особенно, учитывая то, что это было моё первое морское путешествие. Вода в Белом море черная (если смотреть в общем на море), встречаются небольшие острова, покрытые тундровой растительностью. К катеру подплывают тюлени (нерпы) и с любопытством смотрят на людей огромными черными глазами! Чайки толпами летят на уровне голов и хлеб хватают из рук чуть ли не с пальцами.
   Меня часто укачивало в автобусах, машинах, и, избегая этого на море, я стояла на палубе, не заходя в закрытое помещение, тем более, не спускаясь в трюм, где находилась часть пассажиров. На палубе было очень холодно, дул ледяной, пронизывающий ветер, и мне пришлось надеть на себя все вещи, которые у меня были с собой: рубашку, свитер и ветровку. Но это меня совсем не спасало от холода. Точно так же мёрзли и другие пассажиры, находящиеся на палубе. Кто же думал в тридцатиградусной жаре, что в это же время где-то может быть настолько холодно!
   Все старались оказаться на солнышке, а катер шёл таким курсом, что солнце было строго по правому борту. Поэтому пассажиры стояли на правой стороне палубы, слева не было никого.
   Погода начала меняться. Набежали какие-то тучки, хотя солнце временами всё равно пригревало. Именно из-за этого пассажиры продолжали стоять справа. Море покрылось волнами, катер здорово качало, причем, был ощутимый крен на правый борт (из-за людей).
   Многих уже укачало, люди "кормили рыб". А потом я услышала от кого-то из наших, что баржа перевернулась. Пошла посмотреть - точно, тянется за нашим катером на тросе перевернутая баржа. Кто-то сказал, что ее перегрузили кирпичом в два раза. И кирпич этот теперь на дне.
   Мне было всё так интересно, такое приключение! А волны, волны-то какие!
   Наконец, показался Большой Соловецкий остров, и монастырь на нём. Монастырь - настоящая крепость! Перед этим мы видели Секирную Гору с Храмом-маяком. Причалили. Наше плавание длилось семь часов, вместо обычных трёх с половиной.
   На Соловках мы провели три замечательных дня. Описывать всё, что мы видели и узнали из экскурсий, не вижу смысла, потому что, чтобы это почувствовать, понять, нужно побывать там. Скажу только, что Север поразителен своей природой. Август, а там по ночам - заморозки. Но картошка вызревает, так как большой световой день. Лесотундра изобилует ягодами, такими разными, что глаза разбегаются! С моря доносятся крики тюленей. И еще на небольшом Соловецком архипелаге, затерянном посреди огромного Белого моря, граничащего с севера с Баренцевым морем Северного Ледовитого океана, каким-то чудом находятся около четырёхсот пресных озёр!
   Мы ходили морем на один из островов Соловецкого архипелага, Анзер. Было раннее утро, все спали в трюме. А я одна стояла на палубе и любовалась удивительным по красоте рассветом.
   А потом мы возвращались в Кемь. И над морем разливался удивительный закат. Эту красоту сложно передать словами. Её нужно увидеть. Мы тихо пели, спокойное море уносило нашу песню вдаль, а небо сливалось с морем в таинственную бесконечность. Романтика!
   Это было несколько лет назад. Все, кто был в той поездке, с упоением вспоминали наше путешествие. И только одна женщина почему-то не "рассыпалась" в умилениях. И всегда уходила от темы Соловков. Для меня это было просто странно. И всё.
   А не так давно, эта женщина приезжала из Питера (она там живет) и решила поделиться своим впечатлением от той поездки. Оказывается, когда перевернулась та перегруженная баржа, море штормило в 3 балла, катер кренился на правый борт, она единственная из нас услышала то, о чем говорила команда катера. Они ужасно боялись, что мы вот-вот перевернёмся и пойдем ко дну! В открытом море, с ледяной водой, на ледяном ветру.
  И не было бы ни рассвета, ни заката.
  Но они БЫЛИ.

08.08.2011

Соловки

Воспоминаньем озарится
Душа. Стоит, как богатырь,
Наш Соловецкий монастырь
На страже северной границы.

Закат разлил свою палитру:
Не деревянный – золотой
Крест над обителью святой;
Клобук напоминает митру.

Краснеют золотые дали.
И митра, и клобук и крест
Окрасились в кровавый цвет
И мучениками предстали.

Земное утонуло море
В небесном океане слёз.
И бриз от берега отнёс
Покой, молитву, боль и горе.

Белёсые седеют росы…
И летом Север холодит!
Ветрами хвою теребит,
Шепча про снежные заносы.

Суровый лик Святой России.
Но красный умирает цвет,
И древность монастырских лет
Подчёркивает тёмно-синий.

Вот, на востоке свет забрезжил…
И возникает цвет другой:
Прозрачный, нежно-голубой.
Цвет Богородицы. Надежды.

Прошло два времени пред вами,
Громады Соловецких стен!
И каждый прожитый ваш день
Написан вечными словами.

Глядит озерными глазами
На небо стайка островов.
В них отражается Покров,
Струящийся с Небес крестами.

И снова верой озарится
Душа: стоит, как богатырь,
Наш Соловецкий монастырь.
И с ним Небесная Царица.

2005