А. М. Бельский. Я нужен всем, как остров выживанья

Василий Иванович Агошков
Александр Михайлович БЕЛЬСКИЙ
«Я НУЖЕН ВСЕМ, КАК ОСТРОВ ВЫЖИВАНЬЯ…»

Постоянно убеждаюсь в том, что в мире нет ничего случайного. Всё закономерно, предопределено, выверено, продумано. Я благодарю судьбу за встречу с интереснейшим человеком – В.И. Агош-ковым, поэтом и писателем-краеведом. Василий Иванович родился в селе Становой Колодезь Орловского района Орловской области в 1946 году, на Покров – 14 октября.
Деревня Редькино – более точное место появления его на свет – во время хрущёвско-брежневских реформ была ликвидирована, как неперспективная и сейчас не существует официально. К счастью, населённый пункт до сих пор жив, о чём говорят и уцелевшие указатели на трассе при въезде в деревню и выезде из неё… Мама рассказывала, что появился сын на свет вечером, в десять-одиннадцать часов. Отец, первый гармонист на деревне, конечно, был где-то на гуляниях. Пришёл домой поздно. Обоим родителям было невесело: отцу – от излишнего возлияния, матери – от родовых схваток. Это был голодный год – на полях взять было почти нечего. Мать кое-как запаслась сахарной свеклой. От такой еды голова малыша покрылась сахарной коркой. Тем не менее, волосы выросли. Василий помнит, как ходил, не сгибаясь, под стол, а потом удивлялся, почему так не может – подрос. Помнит, как привезли из роддома брата Николая, в мае 1951 года. Братишка был талантливым, много рисовал. Через десять лет он заболел и умер….
Родителям пришлось пережить и ужас сталинских репрессий.
– Кто-то донёс на отца, Ивана Петровича, что он – потомок кулаков, – говорит Василий Иванович. – Оказалось, что дед его, мой прадед, имел мельницу. Так батя отсидел два месяца в тюрьме. Вы-ручил его редькинский мужик по фамилии Студенников, а по-местному – Кулеш, имевший кучу детей, а потому и испытывавший постоянную нужду. Тот и заявил следователю, что мой отец никакого отношения к деду не имел, был сам по себе, зарабатывал на жизнь в колхозе, будучи трактористом. Отца выпустили. Но в армию со своим годом не взяли, что означало: «подкулачникам защита Отече-ства не доверяется!»
Когда же началась Великая Отечественная война, Ивана Петровича Агошкова забрали на фронт уже 23 июня 1941 года. Повезли в вагонах в г.Вязьму, куда рвался немец. Дали трактор. Потом вместе со всеми отступал, но технику не бросал. Чуть не попал в окружение. Под Москвой его направили делать аэродромы. В декабре 1941 года освобождал от немцев наши земли. Он участвовал в Орловско-Курской битве. Войну закончил в Австрии. Сбылось предсказание его матери Ольги, что родился Иван Петрович под счастливой звездой: прошёл войну без единой царапины.
Недавно отметил своё 84-летие. Впрочем, выпало и на его долю немало трудностей. Василий Иванович не раз видел, как чернели лица родителей, когда мимо дома, находящегося у трассы Орёл-Ливны, проезжал «чёрный ворон». О том, насколько сильным было потрясение родных, говорит хотя бы тот факт, что о своём аресте отец рассказал лишь в 70-е годы – и то под большим секретом. Надо отдать должное и всем деревенским жителям: никто из взрослых, приходивших в дом, ни словом не обмолвился в присутствии детей о заточении отца. Мама Василия Ивановича – Анфиса Егоровна, в девичестве Верижникова, относилась к жизни, как бы ныне сказали, по-народно-религиозному, знала много пословиц и поговорок. На все случаи жизни имела какую-то «теорию», опирающуюся на вековые воззрения, хотя закончила всего один класс и «два коридора» начальной школы: из-за отсутствия обуви зимой она сидела дома. Это не помешало иметь философское отношение к жизни.
В апреле 1983 года мамы не стало.
Вдруг вспомним мы повечеру:
Нас мама ждёт и не дождётся!
Но, как обычно, поутру –
Слепым дождем та мысль прольется…
(«Вдруг вспомним мы…»).
Семью преследовали потери: во время оккупации мать не вышла чистить от снега большую дорогу. Миролюбивые(?) чехи, занявшие деревню, приказали местному старосте посадить женщину в холодный подвал вместе с девочками-малолетками. Вскоре от скарлатины умерли две сестрёнки. Василий Иванович и сестра Нина Ивановна появились на свет после войны. Отец с матерью жили дружно, без громких скандалов. В семье не принято было «чертыхаться», а тем более ругаться матерно. Василий Иванович расска-зывает, что мама избегала не только нелитературных слов, но и «языческих», типа «куды пошел?». Отец же по своему мировоззрению – атеист. Даже теперь, пройдя долгий путь жизни, тяжёлую операцию, свои доводы строит следующим образом: во время войны многие молились, просили о пощаде, тем не менее, погибали от вражеских пуль и снарядов….
– Где-то лет до сорока, – признаётся Василий Иванович, – я отдавал предпочтение матери, а к отцу же иногда проявлял холодность. Теперь, когда у самого – сын, вижу, насколько батя выше меня с точки зрения педагогики, хотя никаких курсов по воспитанию он не окончил. Главный его «вуз» – это вековые традиции, передающиеся из поколения в поколение, и в большой мере прерванные, к сожалению, в ХХ веке, как двумя страшными, опустошающими войнами, так и революциями с гражданской «мясорубкой»…
Мягкое, нежное отношение ко мне матери уравновешивалось спокойным, без «сюсюканья» отношением отца, как бы со стороны. В то же время «вожжи» свои он не отпускал и несколько раз «напо-минал» ими о себе. Терпелив, не завистлив, один в возрасте 50 с лишним лет сделал из шпал дом: меня в это время забрали в ар-мию…               
Звёзды в небе сияют...// И, взрослея, юнцы
С каждым днём открывают, // Как мудреют отцы!
Пятьдесят – за плечами! // Но сказать не стыжусь:
У задумчивой мамы // Жизни правой учусь!
И беда, если дети // Не восславят свой дом!
Иноземные сети – // Станут адом потом…
(«Философия  жизни»)
*Начальную школу Василий закончил в Редькино. А после стал ходить пешком за четыре километра в Станово-Колодезьскую среднюю школу: местные автобусы тогда не ходили. Бывало, что домой приходил, еле волоча портфель. Кружилась голова: буфет и столовая в школе не работали. Вася и его школьные товарищи забирались в полузаброшенный сад, что и до сего времени находится недалеко от станции Становой Колодезь. Однажды его хозяева погнались за детьми. Дневник и тетради Василия выпали из портфеля, зацепив-шегося за большой сук. На другой день вызвали мать, Анфису Егоровну, в школу. Помнит Василий Иванович, что очень долго не мог он сказать «Простите, больше не буду!» Об этом – стихотворение «Плоды». Да, плоды были не всегда сладкими, но полезными, ведущими, как и в библейские времена, к познанию жизни. 
– До сих пор стоит в глазах картинка: иду первый раз в школу, поворот дороги, а там – новый мир, новые дали, – говорит Василий Иванович. – Не знаю, как к этому относились мои школьные редь-кинские друзья – Василий Пресняков и Юрий Тихонов, а для меня постижение нового мира было сродни, наверное, полёту в космос. Был я очень впечатлительным мальчиком… Это, видимо, заметил и батюшка снесённой в 70-е годы Волниковской церкви, пытавшийся что-то объяснить ему, четырнадцатилетнему подростку, про «триеди-ного Бога». Беседа священника проросла через двадцать пять лет книгами по топонимике, дала толчок для поиска первопричин бытия – от угла, от печки
В жизни все танцуем мы от печки-
Солнца, что лучи нам шлёт из выси...
Как и нет без двух течений – речки,
Так и нет без двух речений – мысли!
 («Печка-солнце»).*
Эх, сколько лет и зим прошло здесь!
От этих мест мне не уйти:
Ведь стал ты, Становой Колодезь,
Опорой главной на пути!
 («Главная опора»).
Классным руководителем в пятом классе стала Антонина Егоровна Трофимова – наставник, личность, друг. Она помогла способ-ному мальчишке постичь тайны ритма и рифмы. Первое его стихо-творение было посвящено весне, тающим снегам, журавлям и стало ответом на задание учительницы написать домашнее сочинение. Откуда интерес к стихам у Василия, он не знает. Вероятно, от отца, певшего частушки во время игры на гармошке, декламировавшего иногда в гостях небольшие поэмы «про петрушку с маком».
Кстати, Василий Иванович только недавно узнал, что эти слова – из украинской песни, что может указывать на то, что предки Агошковых пришли на Орловщину с юга России или Украины вместе с другими казаками. Играть на гармошке отец научил сына в 5 лет. Ритмика танцев и песен побудила мальчика что-то сочинять самому, писать частушки. В начале 60-х годов XXв соседка Нина Новикова передала тетрадь со стихами Василия в районную газету «Знамя коммунизма». Первую рецензию на творчество школьного поэта напечатал здесь поэт Василий Михайлович Катанов.
В старших классах начал Агошков заниматься краеведением. Написал небольшую историю села Становой Колодезь, причём уже тогда пытался объяснить происхождение названия топонима не од-ним каким-то штрихом, а во всей его полноте, с опорой на старославянские корни и легенды края.
После окончания школы Василий служил три года в армии – в Московском и Дальневосточном военных округах; закончил филологический факультет Орловского пединститута. Поэзия становилась потребностью, исповедью, его вселенной:
Но всё прошло! Не сберегли//
Мы счастья, встречи, обещанья.
И ты не знаешь, что вдали//
Я мщу своим воспоминаньям…
.(«На берегу реки»).
Не жизнь – сплошные разочарованья://
Вдруг все устали быть опорой мне:
Я – нужен всем, как остров выживанья,/
/Как давний друг в далекой стороне!
(«Остров»).
И действительно, Василий Иванович нужен всем. Понимаешь это, когда беседуешь с теми, кто его знает, ощущаешь, как дорожат им, уважают его. В.И.Агошков работал учителем русского языка и литературы, завучем, директором школ в Кромском и Орловском районах, корреспондентом многотиражки «Рабочая честь» в г. Мценске, редактором районной газеты «Звезда» Малоархангельского р-на.
С 19 октября 1988 года – собственный корреспондент газеты «Орловская правда». Живёт в пгт. Кромы.
В 1994 году он выпустил топонимо-краеведческие очерки «Тросна» и «Кром», а также поэтические книги «Становой Колодезь», «Черты и резы». В 1996г – буклет «Кромы – 850 лет». Составитель сборника стихов (совместно с А.И.Абакумовым) «Кромские перезвоны». Один из авторов и книги «Кромы – ровесник Москвы» (1997г).
К 850-летию Кром была издана удивительная книга В.И. Агошкова «Кромское Поочье». В первую очередь фолиант в 704 страницы оценили учителя, студенты, старшеклассники. Уверен, на-ши потомки, прочитав «Кромское Поочье», почувствуют живой ум и трепетную душу автора, его любовь к людям, к родине, его любозна-тельность, жаркое желание оставить добрый след на земле.
Одно из главных достоинств краеведческих исследований В.И. Агошкова – это то, что он не присваивает себе чужой труд, а всячески подчёркивает имена других авторов, даже если их сведения и сочинения присутствуют в книге лишь эпизодически. «Это не самоцель, – считает Василий Иванович, – а стремление показать, на-сколько талантлив наш народ, остро чувствующий, как фальшь, так и добро». Может, поэтому Василию Ивановичу редко кто отказывает в помощи. Вот и на этот раз глава Кромской районной администрации Владимир Ксенофонтович Петухов вместе с депутатами район-ного Совета выделил немалую сумму на издание книги о Кромах.
Следует также заметить, что у Василия Ивановича сплочённая семья. Жена, Людмила Васильевна, работает директором Кромской средней школы. Радует, что сын Александр идёт по стопам отца. Он – автор небольших книг «Парус мечты» (поэзия) и «Ванга Кромского уезда» (проза). Пишет музыку к своим стихам. Лауреат премии «Пилигрим» (1996г).
– Мечтаю написать краеведческие очерки, посвящённые 220-летию г.Малоархангельска, – признаётся В.И. Агошков. – А через два-три года продолжить исследования по орловской топоними-ке… Хочется надеяться, что В.И. Агошков как автор книг «Кром», «Тросна», «Кромское Поочье» (последняя объединяет три книги: «Кромское порубежье», «Кромские лики», «Кромское поле») заслужи-вает присуждения ему премии по Отечествоведению имени Н.М. Карамзина! *               

Газета «Просторы России», 1998г. 
Редактор В.М .Лебёдкин. В очерк внесены некоторые дополнения из оригинала, написанного 19 ноября 1997г.