День четвёртый. Проходим Вытегру

Анатолий Дудник
(Начало - http://www.proza.ru/2011/08/07/231)

Наутро внук проснулся  с распухшим ухом – укус комара, судя по всему, попал в лимфоузел. После завтрака пришлось идти к врачу. Внимательная докторша  дала мазь и универсальный совет как бороться с местными  комарами. Оказывается, когда берега рядом, следует закрывать окна, а когда идём по широкой водной глади – комаров можно не бояться. «Так просто!» - думал я, глядя в окно каюты и  отмечая, что, следуя по Волго-Балтийскому каналу, видим всякий раз резко отличающиеся ландшафты по берегам.

За ночь прошли по реке Ковже и перешли в реку Вытегру. В одноименном городке с изумлением увидели, что справа, вроде как из залива, на пересечение нашего курса по носу идёт самая, что ни на есть, настоящая подводная лодка. Щурясь в оптику, а потом и невооружённым глазом, наконец, разглядел, что лодка неестественно стоит на берегу рядом с каналом под прямым углом. Несколько раз  сфотографировал  её, гадая, как такой серьёзный военный корабль попал сюда. «По воде, конечно!» - подсказывал внутренний голос. Уже после круиза узнал от товарища, что это подводная лодка 641-о проекта – действующий музей и местная достопримечательность. Рядом у причала стоял симпатичный теплоход «Принцесса Анабелла», корпус которой был выкрашен голубой краской  и которую мы, как ни странно, уже где-то обгоняли. Кажется в Шексне.

Проходили  очередной шлюз. Описывать, что видел по берегам канала при этом, не берусь, так как всплывающие в памяти картинки, даже сразу после круиза, плохо привязываются по месту и времени. То ли я настоящую корову видел по правому борту на стенке шлюза в Вытегре, то ли это было сутки назад в Шексне. Здесь   вплотную подхожу к главному, на мой взгляд, недостатку в организации круиза – информационному обеспечению.  Справки о проходимых судном местах  банально не были своевременными. Информацию давали, то раньше, то позже и крайне редко – в режиме on-line. Стоя в носу судна с фотоаппаратом, слышал, что по радиотрансляции пошла какая-то информация, но в этом районе средней палубы её вообще невозможно было разобрать. И такое случалось сплошь и рядом на всём пути от Москвы до Санкт–Петербурга.

Ощущение того, что  мимо стремительно проходят места, которые ты, наверняка, уже никогда не увидишь и о которых больше не узнаешь, а мог бы узнать при  своевременной подаче материала, например, как на «Некрасове» год назад, вызывало неподдельную досаду. Правильно и хорошо поставленный голос радиоведущей, тем не менее, спотыкался через два слова на третьем и заставлял участников круиза вспоминать русский язык. «На каком слоге,  всё-таки, следует правильно ставить ударение в слове «Дубна»?» - гадал я  до тех пор, пока не услышал, что туристы, комментируя очередную оговорку диктора,  в разговорах между собой, тоже, мягко говоря,  недоумевают и  выражают  недовольство.

Быстро летело время. Штабеля брёвен возвышались на правой стороне канала. Барж и сухогрузов с песком, часто встречавшихся на Волге, на этом участке пути не было видно. Номерные огромные «Волго-Балты» чаще везли другие грузы. Встречные суда здорово разнообразили окружающую картину. Дикая серая утка низко прошла в нос вдоль правого борта и я успел её трижды сфотографировать. Места, несмотря на буйство деревьев и кустов, показались болотистыми и необжитыми.

Прямо по курсу поджидало Онежское озеро. Точно помню, что погода была отличной: редкие белые облака проходили по синему небу. Берега  раздвинулись, и бескрайняя синяя водная и небесная гладь окружила нас. Слепило солнце. Строго в соответствии с информацией свежего выпуска «Вестника Инфофлота», нас пригласили на экскурсию на капитанский мостик.

Капитан интересно рассказал о судне. На экране радиолокационной станции в верхней части бились одинокие отметки. Капитан сказал, что одна из них – остров Кижи, куда мы под вечер должны прийти. В конце своего рассказа капитан, как и капитан на «Некрасове», дёрнул за рычаг гудка – раздался густой мощный, я бы сказал, очень красивый звук. Все были в восторге. Но капитан дернул и другой рычаг – раздался более высокий и менее мощный звук. Все наперебой стали спрашивать: «А этот зачем?» Улыбаясь, капитан ответил: «Это для женщин!» Те радостно улыбались. Экскурсия явно удалась. А когда началось фотографирование многочисленной детворы в настоящей капитанской фуражке за штурвалом, все ликовали. Внук оказался вторым после бойкой девчонки и был доволен, как никогда. Фотосессия продолжалась недолго и, полюбовавшись просторами Онеги с верхней точки судна, мы сошли вниз - ждать приглашения на обед.

(Продолжение - http://www.proza.ru/2011/08/09/214)