Кто такие евреи?

Кац-Петров
Кто такие евреи?

В качестве предисловия – анекдот:
Иерусалим. Шабат. Религиозный ашкеназ идет по тихой улочке, на которой ни одной машины.
Вдруг, из-за угла, выезжает светский выходец из Марокко на мотоцикле.
Религиозный ашкеназ: "Шабес! Шабес!"
Светский выходец из Марокко: "Дабер иврит, гой!" (1)

Итак, кто же такие евреи?

В моем детстве, проведенном в Москве, я думал, что знаю ответ на этот вопрос.
Евреи, это высококультурные люди, что выражается в частности в том, что с творчеством Чайковского и Римского-Корсакова, а также, Толстого и Достоевского, они знакомы лучше, чем среднестатистический москвич.
Евреи, это высокообразованные люди, имеющие, как правило, кандидатскую или докторскую степень. Моя мать, наполовину еврейка, которая была всего лишь инженером, выпускником МЭИ, старшим научным сотрудником, руководителем группы, имела 9 авторских свидетельств в области распределительных устройств электроэнергии, - испытывала комплекс неполноценности в их обществе.
Евреи – это те, кто носит имена греческие (Андрей, Алексей, Александр, Дмитрий), римские (Антон, Сергей, Марина, Виктор), славянские (Владимир, Ярослав), изредка, популярные в России ветхозаветные имена (Илья, Михаил, Мария, Анна, Семен), и очень изредка, непопулярные в России ветхозаветные имена (Давид, Соломон, Моисей).
Евреи – это те, у кого фамилии либо немецкие (Гольдман, Айзенберг, Ротенштейн), либо со славянскими окончаниями (Рабинович, Хаимович, Абрамович).

Приехав в Израиль, я понял, что не знаю ответа на этот вопрос.
А еще позже, я понял, что у людей, называющих себя евреями, вообще нет консенсуса насчет того, кого следует считать евреем.
Считаете, что я не прав? Пойдите в Иерусалиме в район "Меа Шеарим", где живут религиозные ашкеназы, и задайте там этот вопрос.
После этого, пройдите 10 минут пешком до района "Шхунат а-Бухарим". Там тоже живут религиозные, но не ашкеназы, а выходцы из Североафриканско-Ближневосточного региона. Задав им тот же вопрос, мы получим другой ответ.
А теперь спросите светских ашкеназов.
После этого, спросите светских выходцев из Североафриканско-Ближневосточного региона.
Спросите, также, выходцев из Эфиопии.
Спросите живущих в Израиле выходцев из Европейской части СССР.
Спросите выходцев из СССР, но не из Европейской части, а с Кавказа или из Средней Азии.
После этого, поезжайте в Нью-Йорк и спросите нью-йоркского еврея, который ни разу не был в Израиле.
После этого, спросите марокканского еврея, но не того, который приехал в Израиль, а того, который живет в Марокко и уезжать не собирается.

Так вот, каждый раз, в ответ на вопрос "кого следует считать евреем" вы будете получать другой ответ, непохожий не все предыдущие.

Я всегда считал, что если группу людей называют "этнической группой", то это подразумевает, что этническая разница между двумя членами этой группы – меньше, чем между членом группы и кем-то другим.
Другими словами, разница между двумя Х-ами – меньше, чем между Х-ом и У-оком.
Однако, разница в культуре, менталитете, морально-этических понятиях, мировоззрении между героем песни Высоцкого Мишкой Шифманом, у которого "евреи сплошь в каждом поколении", и его дружком Колей, у которого "только русские в родне", - намного меньше, чем между Мишкой Шифманом и йеменским евреем.
Напомню, что йеменские евреи, до приезда в Израиль, жили, подобно мусульманам, полигамными браками. Многие из них впервые столкнулись с какими-то элементами европейской культуры, только приехав в Израиль. (Пишу я это не в том смысле, что в Израиле много элементов европейской культуры, их мало, а в том смысле, что в Йемене их еще меньше).

Как я писал в главе "Являюсь ли я расистом", я не сторонник расовых теорий и не склонен рассматривать людей по биологическим признакам. Мои оппоненты, однако, очень часто на этом настаивают. Что ж, я готов обсудить и эту тему.
Во времена моего московского детства, мои родственники называли "еврейской внешностью" внешность, в общем, европейскую, разве что с темными волосами и, может быть, слегка другой формой носа, чем у большинства жителей центральной России. Знали ли эти знатоки "еврейской внешности" о том, что значительная часть граждан Израиля, которые официально считаются евреями (то есть, в "тамцит ришум" у них написано "йеhуди" (;;;;;)), имеют внешность обычных эфиопских негров.
Да простят меня приверженцы политкорректности, но я действительно не знаю, какое слово употребить вместо слова "негр". Слово "афро-американец" здесь явно не к месту, а мои собственные изобретения такие как "афро-еврей" или "афро-израильтянин" могут быть восприняты как злая шутка.
Да простят меня эфиопские евреи, и я говорю это без всякой иронии, но для моего восприятия, возможно дефектного и несовершенного, - все негры на одно лицо. Могу предположить, однако, что негры разных этнических групп очень хорошо отличают друг друга по внешности. Могу предположить также, что для эфиопских евреев, чисто внешне, упомянутый Мишка Шифман и его друг Коля – просто два белых европейца, которые тоже "все на одно лицо".

Есть еще одна проблема – несоответствие терминов, используемых в разных языках. Когда по-русски говорят "еврей", обычно имеют в виду национальность. Когда говорят "иудей", обычно имеют в виду вероисповедание. Но я встречал эти слова и в других значениях.
Важны, также, и термины, используемые в других языках. В английском, есть слово jew. В немецком – Jude. В польском – zyd. В литовском - zydas. В итальянском – ebreo. В арабском – нечто созвучное "еhуд". Где-то, это означает национальность, где-то – вероисповедание.

Зададим следующий вопрос: что имеется в виду под словом "йеhуди" (;;;;;), если оно стоит в "тамцит ришум" гражданина Израиля?
Вероисповедание или национальность?

Если "йеhуди" (;;;;;) это вероисповедание, то опишем следующую, вполне реальную, ситуацию.
Представьте блондина с голубыми глазами, которого зовут, скажем, Владимир Иванов.
В старом советском паспорте, еще в те времена, когда там была графа "национальность", у него было написано "русский".
Не обрезан.
Не знает ни слова на идиш (2).
Ни разу в жизни не читал Танах (Ветхий Завет).
Не знает ни одной иудейской молитвы (в данном случае, не важно, "нусах ашкенази" или "нусах мизрахи") (3)
Не имеет ни малейшего представления о традициях восточноевропейских или вообще, каких либо евреев.
Так вот, если этот Владимир Иванов предъявит старый советский паспорт своей матери, в котором написано "еврейка", то в государстве Израиль он будет официально считаться "йеhуди" (;;;;;).
А если так, то причем здесь вероисповедание?

Если "йеhуди" (;;;;;) это национальность, то отметим следующее.
Человек из совершенно любой точки планеты, любой расы, национальности, короче, вообще, любой человек, может сделать следующее.
1) Заплатить определенную сумму денег.
2) Взять полуторагодичный курс гиюра (4).
3) Сдать экзамен по курсу.
4) Пройти собеседование, на котором он должен убедить, что гиюр он делает из искренних побуждений, а не каких-то других.
5) Довериться врачу, который скальпелем отрежет ему кусок крайней плоти.
Если он пройдет все это, то в государстве Израиль он будет официально считаться "йеhуди" (;;;;;).
А если так, то причем здесь национальность?

 
Евреи - это не раса.
Среди тех, у кого в "тамцит ришум" написано "йеhуди", есть европейские блондины с голубыми глазами, и есть африканские негры.

Еврей - это не национальность.
Человек любого происхождения может принять гиюр, и тогда в "тамцит ришум" ему напишут "йеhуди".

Еврей - это не религиозная принадлежность.
Среди тех, у кого в "тамцит ришум" написано "йеhуди", есть люди не знающие ничего ни об одной из версий иудейской религии.

Евреи - это не группа с общей культурой.
Среди тех, у кого в "тамцит ришум" написано "йеhуди", есть люди очень многое перенявшие от христианской Европы, и есть люди очень многое перенявшие от арабско-мусульманского мира. Более того, со времен большой марокканской алии, в Израиле выросло, как минимум, два поколения потомков тех, кто приехал из Марокко. Выросло, также, как минимум, четыре поколения потомков тех, кто приехал из Европы. Однако культурная разница ощущается до сих пор.


Примечания:
(1) "Шабес", на идиш, языке ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИХ евреев, то же самое, что на иврите "Шабат" (или, по-русски, "суббота").
"Дабер иврит, гой!" – переводится с иврита как "говори на иврите, гой".
(2) Идиш – язык восточноевропейских евреев. Был распространен среди них со времен средневековья и до середины 20-го века. Что же касается языка иврит, то он был "мертвым" языком в течении 2000 лет, до тех пор, пока не был, по мнению некоторых, "возрожден", по мнению некоторых "придуман заново" в конце 19-го века. К числу языков, распространенных среди евреев разных регионов планеты, следует причислить ладино. Это язык североафриканских евреев.
(3) "нусах ашкенази" – дословно "ашкеназская формулировка", "нусах мизрахи" – дословно "восточная формулировка". У евреев из Восточной Европы (ашкеназов) другой набор молитв и другая их формулировка, чем у "восточных евреев". Под "восточными евреями" обычно имеют в виду выходцев из Североафриканско-Ближневосточного региона.
(4) курсы гиюра – это такие курсы, где учат, например, следующему.
В течение 7 или 8 дней после ОКОНЧАНИЯ менструации нельзя заниматься сексом. На 7-й или 8-й день женщине нужно пойти в "микве", и тогда заниматься можно.
Если ты съел кусок сыра, то в течение 6 часов после этого не имеешь права съесть кусок колбасы.
В Шабат, с книжкой в руках, ты имеешь право пройти определенное расстояние от дома. (Синагога, как правило, находится в пределах этого расстояния). А вот с тяжелой сумкой (больше определенного веса) и на большее расстояние ты идти не имеешь права.
Мясо каких животных, в зависимости от наличия и парности копыт и строения их пищеварительной системы (в случае с млекопитающими) и наличию или отсутствию чешуи (в случае с рыбами), можно употреблять в пищу.