О методах пропаганды

Кац-Петров
О методах пропаганды

В этой главе хочу рассказать о методах пропаганды, которые использовались для того, чтобы убедить граждан СССР (или бывшего СССР) уехать в Израиль в конце 80-х - начале 90-х годов.

О людях, которых доставили в Израиль силой, без всякой связи с методами пропаганды, рассказано в главе "Нас завернули в Бухаресте".

Здесь же, речь пойдет о методах пропаганды, которые использовались в многочисленных брошюрах, видеороликах, лекциях, в Московском отделении Сохнута, Израильском консульстве, а в последствии, посольстве в Москве, многочисленных "еврейских культурных центрах" открытых в тот период в Москве (таких как центр на Тульской), "еврейских школах" (таких как 1311-я недалеко от Юго-Западной), на многочисленных семинарах в Москве (таких как "Первый дом на Родине").

Читателю предлагается ответить на вопрос, являются ли эти методы легитимными.

Перед тем, как перейти к списку тем, упомяну следующее:
15-го апреля 2011-го года в газете Йедиот Ахаронот (;;;;;; ;;;;;;;) в приложении "7 дней" (7 ;;;;) вышло подробное, на несколько газетных разворотов, интервью с бывшим главой "Нетива" (это одна из израильских спецслужб) Яковом Кедми.
(Читатель без труда найдет оригинал).
В статье, упоминается, что до падения СССР "Нетив" изучал письма между выходцами из СССР и их родственниками в СССР.
Причем делалось это не только из соображений борьбы со шпионажем, но и в целях понимания "образа мыслей" (;;;; ;;;;;;) данной группы людей.
Разумеется, данная информация в конце 80-х, начале 90-х использовалась для построения грамотной пропаганды, рассчитанной на то, чтобы завлечь в Израиль выходцев из СССР.

Итак, список тем.

Тема: Список стран исхода.
Лето и осень 91-го года были для меня и моей матери временем принятия решения насчет эмиграции (извините, предпочитаю не употреблять слово "репатриация") в Израиль. За это время мы неоднократно были во всех организациях, упомянутых выше.
Везде, где нам рассказывали о том, из каких стран приехали современные граждане Израиля, упоминали Польшу, Германию, Венгрию, Румынию, США, Латинскую Америку...
Но НИ РАЗУ, НИ ГДЕ не упомянули ни Марокко, ни Алжир, ни Тунис, ни Йемен, ни Сирию, ни Ирак, ни Иран, ни Эфиопию, а главное, процент выходцев из этих стран и их потомков.

Помню, как на семинаре "Первый дом на Родине" одна интеллигентная и очень стеснительная женщина спросила лектора, которым был уроженец Израиля, рожденный от выходцев из России: "Я слышала, что в Израиле есть ... э ... такие граждане Израиля ... такие евреи, которые ... э ... черные. Ну, то есть, как негры...".
Лектор дал дал очень уклончивый и неопределенный ответ, но переспрашивать женщина постеснялась.

Являются ли подобные методы пропаганды легитимными?


Тема: Терпентин.
Для начала, процитирую отрывок из книги Нелли Гутиной "Israel Goes Russian":
""Ты знаешь, как у нас называют русских? - спросил меня один приятный интеллигентный человек, с которым я столкнулась на каком-то благотворительном приеме в Герцлии-Питуах. - Терпентин!"
Он когда-то приехал из Польши и мог даже немного изъясняться по-русски.
Я поняла и на секунду потеряла дар речи.
Он, видимо, решил, что я молчу как раз потому, что не поняла юмора, и начал на полном серьезе объяснять - почему.
Для тех, кто не понял юмора, напомню, что такое терпентин. Так называют химическую жидкость, которая предназначена для того, чтобы разбавить краску. Допустим, вы купили темно-синюю краску, а хотите выкрасить стены в голубой тон. Вы доливаете туда этот состав и получаете более светлый оттенок.
Если вы до сих пор не поняли, то сейчас поймете почему и них нас называют терпентином. С точки зрения моего знакомого мы разбавили слишком интенсивный черный колорит многих городков и предместий и несколько осветлили их.
То ли из-за законов рынка, то ли по воле случая, то ли в результате планированной политики расселения, но так или иначе в 90-х годах иммигранты очутились на социальной и географической периферии. Этническая однородность периферийных городков так называемого развития и бедных предместий является не слишком афишированным фактом - они заселены вторым и третьим поколением потомков иммигрантов из арабских стран, которые прошли здесь в свое время насильственный процесс пролетаризации.
Многие населенные пункты были почти полностью этнически гомогенны. Например, до появления русских, в городе Сдероте жили почти исключительно выходцы из стран Северной Африки.
Мой случайный знакомый выдал эту шуточку с расистским душком, высказав тем самым свое циничное отношение к болезненному процессу, который в свое время в одинаковой степени травмировал и разбавляющих, и разбавляемых.
Местное население столкнулось с пьяными эксцессами - что в отличие от нынешних времен, было в новинку лет двадцать назад, а русское население оказалось погруженным в культуру бедности и социальной запущенности. Война цивилизаций приняла в основном позиционный характер. Взаимный антагонизм был канализован в русло конъюнктурной политики, хотя, бывало, проливалась и кровь."
Лично я, вижу ситуацию следующим образом.
В конце 80-х, в отличие от времен нынешних, истеблишмент государства Израиль состоял, все еще, в основном из ашкеназов.
Этот истеблишмент был обеспокоен тем, что выходцы из Североафриканско-Ближневосточного региона, огромное количество которых было принято в конце 50-х годов, становятся все более многочисленными и их влияние растет.
Проблему попытались решить "впрыскиванием терпентина", согласно принципу "разделяй и властвуй". Благо случай предоставился подходящий: СССР трещал по швам и "терпентин" тек из этих швов во все стороны.
Упоминалось ли в упомянутой пропаганде об одном из наших главных назначений, а именно, в том, чтобы быть "терпентином"?

Нет, не упоминалось.

Являются ли подобные методы пропаганды легитимными?


Тема: Кто такие "евреи"?
На эту тему я подробно писал в главе "Кто такие евреи".
Повторяться не вижу смысла. Задам лишь вопрос: Говорилось ли в вышеупомянутой пропаганде об информации, которая содержится в той главе, информации, которой обладает, в общем, любой проживший в Израиле хотя бы 10 лет?

Нет, не говорилось.
Наоборот, напирали на то, что Израиль - это государство, в котором "все свои".
Почему все свои? Да потому, что все евреи.

Являются ли подобные методы пропаганды легитимными?


Тема: Израиль - "социальное" государство.
В Израиле есть довольно большая часть физически здоровых граждан работоспособного возраста, которые из поколения в поколение паразитируют на государстве.
То есть, живут не на зарплату и не на доходы от бизнеса, а на пособие от государства.
Причем речь идет о нескольких десятках процентов от общего числа граждан.

Человеку с чисто советской установкой "кто не работает - тот не ест", конечно же и в голову не могло прийти, что где-то такое может быть. Даже сейчас, многие москвичи, которые неоднократно бывали (туристами, правда) во многих "социальных" государствах Европы, очень удивляются, когда я им рассказываю о подобном.

Говорилось ли в вышеупомянутой пропаганде о том, что Израиль - "социальное" государство?

Нет, не говорилось.

Являются ли подобные методы пропаганды легитимными?


Тема: кадровый подбор сотрудников Сохнута.
Летом 94-го года, за несколько месяцев до призыва в Израильскую армию, я провел два месяца в Москве.
В подробности того, как получилось, что в итоге оказалось, что мне в Москве негде жить и не на что существовать, я входить не буду.
Расскажу лишь о следующем эпизоде.
Я пытался устроиться на работу в московское отделение Сохнута.
(Сейчас я не стал бы сотрудничать с Сохнутом и ему подобными организациями из принципиальных соображений, но тогда, в 18 лет, я еще многого не понимал).
Беседовала со мной миловидная женщина лет сорока со "славянской внешностью", если не считать очень темных волос. Я сказал ей, что вернулся в Москву навсегда. Формулировку первой фразы, которую она мне ответила, я запомнил абсолютно точно: "Ну, Вы же вернулись. Значит, Вам ТАМ не понравилось".
Далее, она пояснила, что цель ее организации – убеждать людей уехать в Израиль. Поэтому, они не могут принять на работу человека, который явно недоволен Израилем.
Если бы это происходило в Израиле в наше время, то мне бы наверняка дали ответ в такой форме, из которой нельзя извлечь никаких выводов об истинной причине отказа. Но дело было в Москве в 94-м году.

Является ли пропаганда, которая проводится специально отобранными людьми с соответствующими биографиями, легитимной?


Тема: Иерусалим - "западный город".
После приезда в Израиль в 92-м году я несколько лет жил в Иерусалиме.
На второй день после приезда, я поехал в Иерусалимское отделение министерства абсорбции.
Знакомый объяснил мне, что надо доехать до перекрестка Яфо и Кинг Джорж, пройти по Кинг Джорж и свернуть на Гилель.
Мимоходом, он упомянул, что Кинг Джорж - это главная улица.

Услышав, словосочетание "главная улица", я ожидал увидеть нечто вроде Тверской или Невского проспекта, и был сильно разочарован, когда увидел кривоватую улочку, по обе стороны которой ютились убогие четырехэтажные дома. Вплотную к стенам домов (т. е. без газона или какого-то пространства), находился тротуар, шириной примерно полтора метра. Вплотную к тротуару была узкая проезжая часть, на которой с трудом разъезжались два автобуса.

Через несколько месяцев, я был свидетелем следующего эпизода.
Я находился в конторе по трудоустройству, которая специализировалась на подборе выходцев из СССР для черных работ. (1)
Там, при мне, оператор демонстрировал секретаршам отснятый им ролик. Ролик был предназначен для показа на постсоветском пространстве. Оператор пояснил, что цель ролика - представить Иерусалим как "западный город".
"Вот смотри - камера сначала снимает верхнюю часть здания, а потом, постепенно опускается вниз. При этом создается иллюзия, что здание выше, чем оно есть на самом деле."
На экране, в это время, была гостиница, которая находится на Кикар Цион (на передрестке Бен-Йеhуда и Яфо). При таком методе съемок, она действительно казалась выше, чем на самом деле.
Дело в том, что в тот период в центральной части Иерусалима (если считать за центр перекресток Яфо и Кинг Джорж), было всего два здания подобного размера. Второе находилось над Машбиром у перекрестка Бен-Йеhуда и Кинг Джорж и имело красноречивое название "мигдаль hа-ир", что можно перевести как "Башня Города" или "Городская Башня". Вся остальная центральная часть состояла, в основном, из убогих четырехэтажных домов, а если говорить про улицу Агрипас - то кое где и двухэтажных.
При большом желании, однако, можно было "надыбать" крупных зданий. Была, например, гостиница Хилтон недалеко от центрального автовокзала, были знаменитые три жилых здания у перекрестка Бен-Цви и Рупин. Была еще гостиница у перекрестка Кинг Джорж и Рамбам.
Ролик, однако, был составлен так, как будто Иерусалим только из них и состоит. Ах да, в кадр, также, попадал Кнесет и три правительственных здания рядом с ним.

Являются ли подобные методы пропаганды легитимными?

Примечание:
1) Многие, возможно, помнят эту конторку, которая находилась по правой стороне Яфо, если идти от рынка Махане Йеhуда к центральному автовокзалу.