Игорь Смысловский - мемуары артиста глава 45

Владимир Смысловский
    А пока вроде как мимоходом в спектакле "Рядом с вами" - Первомайского в постановке Н.В.Петрова, я воиспроизвел жизнь врача Хомичева, тихого, скромного, поглощенного целиком в свои профессиональные мысли. Но вот в пьесе Гольфельда "Дорога на океан" Петров предложил мне роль очень трогательного старика, по национальности эвенка. До сей поры я не знал о существовании такой народности и пришлось мне, пожалуй впервые в моей актерской практике, обратиться к этнографическим материалам и серьезно набраться всевозможной информации об этом народе.

   Оказалось, все не так просто, почему я провел не мало времени в Ленинской библиотеке. Необходимо было познать характер, быт и, по возможности, фонетику языка. Ну и, прямо скажу, вышла у меня эта ролишка. Акцент в речи был найден и рядом нужная любовь к дочери и мудрые думы о жизни, которыми я наполнял мои паузы.
Вот когда я впервые ощутил удовлетворение думать на сцене в полном молчании. Я чувствовал, что зритель смотрит на меня и чего-то ждет, вероятно, а я неподвижно сидел на табурете, слегка наклонив голову с устремленным взглядом куда-то.

  Петров оценил мизансцену, сказав, что она очень действенна, ибо зритель приковывается ко мне, несмотря на происдящее вокруг действие. Так как во время работы над ролью мои друзья и окружающие знали о моих муках творчества, вернее радостях, то неудевительно, что Милочка Давидович по этому поводу написала стихотворение, в котором рефреном была фраза:

              "...нет такого народа эвенки".

    Первые мои гастроли с театром в 1946 году были в городах Киеве и во Львове, где я имел приличную прессу. Непосредственно после этих гастролей, по инициативе Димы Черневского, нашего актера, была организована официальная поездка в Закарпатскую Украину на время нашего отпуска. Мы получили разрешение от Украинского начальства провести в свою пользу месячные гастроли в городах Станиславе и Мукачево.
Была сколочена актерская группа, а весь монтировочный цех состоял из одного легендарного человека - Пети Белова. Он исполнял обязанности всех обслуживающих цехов, кроме гримерного, ибо гримом мы занимались сами.  Мощная фигура Пети Белова поражала нас своей проворностью и силой. Провел он эту поездку великолепно. Грустно вспоминать печальный конец этого преданного театру человека. Он ушел из жизни, угасая на наших глазах, от зловещего рака.

       В репертуаре нашей группы было четыре спектакля: "Памятные встречи","Машенька","Коварство и любовь" и "День отдыха" - Катаева, который я поставил специально для этой поездки ввиду надобности комедийного спектакля. Кроме этого, я осуществил необходимые вводы во все спектакли. Административным руководителем нашей группы был Дима Черневский, великолепно справлявшийся со всеми делами. А я, по мере своих сил и способностей, был худруком нашего филиала Театра Транспорта. Приходиломсь даже иногда давать интервью для прессы. И все было очень симпатично и интересно. Спектакли проходили с большим успехом, и, судя по рецензиям, которые мы привезли в Москву, репутацию нашего театра мы подтвердили.

   Города, в которых мы побывали, были в то время необычными. В них в какой-то мере еще сохранились капиталистические устои. Функционировали, например, частные лавочки, торгующие великолепными колбасными изделиями. На рынках было изобилие. Мы великолепно питались.
Вспоминаю как мы из Станислава приехали в Мукачево. Было около 2-х часов ночи. А поскольку были голодные, то спросили встречавших нас, где можно перекусить и, разумеется, выпить малость. Нам указали на частный дом, где мы отведали местную "сливянку" очень крепкую, но чистую водку и закусили колбасой с овощами.

  Тут мы наблюдали странную картину. В смежной комнате сидят за столом четверо, какого-то подозрительного вида и режутся в карты. Любопытно,что они даже не обратили внимания на нашу компанию, а были азартно сосредоточены на своем занятии. А вообще нас предупредили, что в этих краях иногда проявляют свое отношение к советским людям "Бендеровцы", инкогнито скрывающиеся среди населения. В общем было страшновато и романтично. Но мы всегда всюду ходили все вместе. Так было безопаснее. В общем поездка получилась удачной и доходной. Я привез домой хороший кусочек презренного металла.