Педагогический тупик. Как Лизочка была лоцманом

Ольга Корнеева Корн
           Мне всегда казалось, что я умею воспитывать детей. Я думала так четверть века пока не родилась моя внучка. Потому что как только она родилась, она стала воспитывать… меня. Ну и всех кто находился рядом.

Среди многих семейных развлечений самое любимое у нас – поездки. Машина словно маленький наш мир. И в этом мире только мы, до всех можно дотронуться, все тебя услышат, мы все поем.…Ну, одним словом самое любимое развлечение - поездки и желательно подальше. Ну, чтоб, значит, мир наш просуществовал подольше.
Самая знакомая дорога от Тулы до Рязани. А то, как  же. Ведь не раз и не два в год по ней катаем. То на день рождения к деду, то… да просто в гости!
Ну, вот в этот раз нас предупредили, что идет ремонт моста, и надо будет сделать крюк аж до Серебреных ключей. А нам то что! В хорошей компании, почему не проехать лишних 60 км? Тем более если ждут тебя любящие люди!
       А что же за компания? Самая ответственная – это Настик. Она ведет машину, следит за дорогой. Она - мама. Самая безответственная - это  Олик. Она ко всем пристает «Ну, поешь, ну, попей» или «ты не устала». Только смеется и поет, ничего не делает. Она – бабушка. А самая серьезная - это Лизочка. Ей три с половиной года. И она слышала слова «навигатор» и «не заблудимся», когда Олик говорила по телефону, и волнуется. Собственно в том, что она слышала наш разговор и заключается моя ошибка.
- Как это мост разобрали, Олик? - тревожится малышка. Тут надо сказать, что в три года Лизочка стала взрослой и с тех пор всех, в том числе и взрослых, называет по именам, причем их сама и придумывает.

- Ничего страшного,- успокаиваю ее я. Мост стал старый. Его переделают, и в следующий раз мы по нему поедем. А сейчас поедем другой дорогой. Она немного длиннее, но ведь ты поспишь, и она станет короче.- Заранее  даю установку я.
       Но  Лизочка поняла всю сложность момента и решила контролировать ситуацию.
     И вот машина заправлена. Сумка с едой, питьем у меня в ногах. Я сижу  спереди. Лизочка сзади и шапка у нее уже развязана.
- Ну, тронулись,- полувопросительно, полуутвердительно говорит Настик.
- С Богом,- подтверждаю я возможность старта. Что будем петь? – спрашиваю как всегда.
-  Лизочка, сядь на попу  и пристегнись,- глядя на дорогу и переключая передачу, говорит Настя. Лизочка усаживается  на заднем сиденье, а я, как в анекдоте, начинаю петь:
-  Ли-изо-очка-а, ся-аа- дь  на-а по-о-о-пу…
- Не смешно,- обрывает мое веселье маленькая серьезная  путешественница.
        Мы переглядываемся с дочерью и начинаем смеяться. С заднего сиденья слышится обиженное сопение.
        Вот так смеясь, подтрунивая друг над другом, наша дружная компания продолжала двигаться вперед. Изредка я говорила « Ямщик, не гони!», на что всегда дочь отвечала «Ага, сейчас поплетусь», но скорость сбавляла до разумного. Лизочка уже опять отстегнула ремни безопасности и сидит посредине, держась руками за оба подголовника передних сидений.
      И вот мы уже перед надписью «Объезд». Здесь ( час то уже проехали!) остановка для « поесть – попить - пописать» и в путь.
-Идем по графику,- сообщает водитель, машина трогается.
       Это известие успокаивающе действует на самого серьезного члена нашей команды и вдруг  сзади раздается громко радостное  «Парней так мно-га ха-ла- сты-ых…» и мы со смехом  подхватываем известную всем песню.
     Одним словом так мы пели и смеялись, пока не поняли, что… поворот то на Рязань мы проскочили…
    На улице темень, ни огонька, ни домика...
Подъезжаем к ближайшей деревеньке. А это не деревенька, это уже Серебряные ключи! «Тормози, ямщик!»
- Да… -  протягивает дочь, вглядываясь в «навигатор». Я наклоняюсь к ней.
    И вдруг в образовавшейся  тишине сзади раздается скрипучий от возмущения голос:
- Лучше б вы на дорогу смотрели, чем смеялись!
       Мы переглянулись с дочерью и рассмеялись.
Ну, конечно же, мы поплутали еще немного, а как только выехали на трассу, я громко сказала в никуда
- Ну, все, теперь эту дорогу мы хорошо знаем. Много раз по ней ездили…
       Через минуту, а может и меньше, с заднего сидения раздалось спокойное посапывание успокоившегося человечка.

Так Лизочка была нашим лоцманом.