Проза? Это просто!!!

Владим Филипп
* * *

Все произведения литературы, драматургии, кинематографии , все кроме изобразительного искусства строятся на основе такого понятия ,как драматургическая петля.

Что это такое?
Мы существуем в линейном времени , в последовательности ситуаций и событий.
События большие и маленькие.
Значимые для нас или нет.
И уж менее всего сколько-нибудь значимые для окружающих.

События нашей повседневной жизни идут в последовательности  A-B-C-D....см.рис А.
Это касается и описание природы, погоды, животного мира , географии, спорта, репортажей и прочей документалистики.

В них во всех главное - максимально подробно и обстоятельно представить последовательную цепочку явлений, объектов, событий, , объективно, документально, логично, максимально развёрнуто.

Что отличает художественное произведение?
ИНТРИГА!

В профессиональных кругах есть понятие – ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ ПЕТЛЯ.
То есть нарушение последовательности изложения.
Введение другого алгоритма восприятия.... A - C - B – D вместо логически повседневно существующей  A-B-C-D....см.рис Б.

Это принцип любого рассказа, короткометражки ,  даже одночастёвой на 10 минут.
Рассмотрим отрезки.

Любое произведение...это вступление...основная часть...завершение...
Логика известная со школы.
Но произведения искусства обладают своей логикой.

Например?!

Вы сидите и едите блины.
Один...второй...третий... четвёртый...пятый и... готовы уже отказаться...вы наелись...
Но тут хозяйка со всей силы шлёпает вас горячим блином по голове!!!

- ЧТОООО!!!?- орёте вы.. – Какого  чёрта!??
И вам отвечают.
- Извините... но на вашу голову села очень ядовитая муха..смертельно опасная ... у нас от этих мух умерло полгорода...у меня не было времени вас иначе спасти!

И вы проникаетесь благодарностью...

А дальше уже разговор об инопланетных мухах.. о жизни хозяев...вашей... и предстоящих опасностях существования, т.к. о мухах вы не знали и пр. а они инопланетные и пр...и  сам сюжет рассказа, повести, другого нетленного вашего произведения...

Вот этот удар горячим блином по голове и есть сбой повествования и перенос точки на место В точки С....и формирование поcледовательности  A-C-B-D, т.е. драматургии сюжета и произведения..


Чем отличается детектив?

Тем ,что сам узел перенесён в самый конец повествования.... он на конце рассказа....
Всё разворачивается на последних страницах в конце  повествования. См.рис Д.

А отрезок от А до С длинный и  его упругость набухает  с приближением к точке С.

А Толстой... или Толстые...Лев и Алексей, Джон Голсуорси , другие ?
Из работы строились по той же общей схеме рис.Б.... только внутри петли появлялись другие петли..
См. рис С.

Чем более мастеровит автор.. тем больше  микроузлов с существованием драматургии в каждом их них....
Возникают поддиапазоны  восприятия....своя  ЖЁЛТАЯ ЗОНА....см.рис С

А если героев повествования много ?
Тогда и таких зон много..... и узлов в каждой....
Но Главное.... монументальность произведения будет определяться тем , насколько автор сохранил .. значимость каждой зоны.. к общему целому.... не деформировал их излишним вниманием , забыв про общую картину....

Это как в живописи...
Можно наметить сюжет... но увлечься деталями... полутенями,... добротностью проработки там ,где и не нужно и  надо вовремя опомниться, и даже с тоской поглядывая на такой прекрасный мазок и цвет...исключительно  .....во имя целого, просто смазать удар кисти пальцем ,чтобы был намёк ,но не отдельная выпирающая деталь.


В прозе тоже самое.....

* * *