Активная лень

Маргарита Школьниксон-Смишко
Существуют разные виды лени: восточная и западная. Восточный вид лени встречается главным образом в Азии. Она выглядит примерно так: весь день сидеть на солнышке, ничего не делать, пить чай, болтать с соседями и слушать радио. Западная лень совсем другая. Она заключается в набивании дня под завязку всякой деятельностью, так чтобы не осталось времени подумать о важных вещах.
Мы утверждаем, что хотим уделить важному должное время, но его не находим. Кажется, жизнь "живёт" нас. Жизнь приобретает причудливую собственную динамику; в конце концов нам начинает казаться, что у нас нет выбора. Естественно,что поэтому мы порой себя скверно чувствуем, нам снятся кошмары, просыпаясь из которых в поту, мы себя спрашиваем:"Что я делаю со своей жизнью?" Эти страхи, однако, к завтраку тускнеют, и после него жизнь идёт своим обычным чередом.
Рамакришна по этому поводу сказал однажды своему ученику:" Если бы ты уделил спиритуальным упражнениям хотя бы десятую часть времени , которую ты тратишь на отвлечения - такие как приударять за женщинами или зарабатывать деньги, тогда бы через пару лет ты бы достиг озарения."
В конце первого столетия в Тибете жил мастер Мипхам - Леонардо да Винчи Гималай, которому приписывают изобретение часов, пушки и самолёта. Однако, как только вещь была им сконструирована, он её разрушал, потому что, как он говорил, она бы стала причиной развлечений.
Тибеткое слово для обозначения тела: "лю" - оно обозначает то, что оставляют, как багаж. Каждый раз, когда мы говорим "лю", мы вспоминаем, что мы только путешественники, что мы временно находимся на этой земле и в этом теле. И поэтому люди Тибета не уделяли много времени созданию комфорта. Они были вполне довольны, если имели достаточно еды, немного одежды и крышу над головой. Прийдёт ли в голову кому-нибудь в здравом смысле идея каждый раз комнату в гостинице переделывать?
Иногда я думаю, что наибольшим достижением современной культуры является брильянтная стратегия продажи самсары и её бессмысленных развлечений. Современное общество занято, мне кажется, прославлением вещей, уводящих от истины, затрудняющих жизнь по-правде; оно отнимает у людей мужество, поверить в наличие истины.
Современная самсара питается страхом и депрессиями, за которыми она ухаживает, и в которых она нас воспитует. Эти эмоции кормятся машинерией продаж, которая постоянно поддерживает в нас жадность, что необходимо для её существования. Самсара прекрасно организована, многогранна и хитра; со всех сторон набрасыватся она на нас со своей пропагандой  и создаёт атмосферу безвыходной зависимости.
Одержимые фальшивыми надеждами, мечтами и желаниями, которые обещают счастье, а приводят к страданию, мы подобны людям, полным жажды, бредущим по бесконечной пустыне. И всё, что самсара нам предлагает  - это стакан солёной воды, вызывающей ещё большую жажду.