Преступление и наказание или немного о коррупции

Дмитрий Литвинцев
Само по себе наказание неспособно исправить преступника. Вернее это в очень, очень редких исключениях возможно и то даже не само наказание, а то, что его сопровождает. А именно: изоляция от общества и наличие времени на подумать, осознать, проникнуться. Как это происходит хорошо написано у Фёдора Михайловича. Но даже там, если отбросить традиционную советскую трактовку того, что произошло с Раскольниковым, раскаяние к последнему приходит лишь под самый, самый занавес и еще очень хороший вопрос, связано ли оно более с осознанием того, что он сделал или с любовью. Т.е. я собссно так и не решил для себя: его катарсис он  более обусловлен был: с ужасом от содеянного, или же с любовью к женщине. Любовь, она в основном, благотворно сказывается на нравственности, надо отдать ей должное, хотя опять же у Ф.М. разобраны примеры обратного.
Согласитесь, что такие натуры, как Раскольников, они крайне редко встречаются в реальной жизни. В основном, контингент преступного мира делится на три категории: те, что совершили преступления случайно. Ну вот так получилось. Даже убить человека можно совершенно случайно. Им вроде бы и раскаиваться не в чем, они не хотели совершать то, что совершили. Один из моих двоюродных дедов так попал в места заключения. На выходе из клуба увидел, как один пьяный урод пристает к девушке, очень навязчиво домогается. Он сначала попробовал с ним поговорить, но с «датым» разговаривать... Тогда он просто легонько его оттолкнул от фемины, а тот так неудачно стоял, что потерял равновесие и упал со ступенек головой  о камень. На смерть. Бывает? Бывает. Человеку такому вроде и раскаиваться не в чем, однако преступление-то совершил. Убил человека. Второй тип - это откровенное быдло, которое просто не может придти к осознанию того, что как-то оно неправильно поступило, за что соббсно и понесло наказание, в силу просто категорического недоразвития в том числе и нравственного. Тут духовный рост над собой, который мог бы привести к раскаянию и нравственному очищению, возможен ну в крайней редких случаях. Третий - это хитрожопые мерзавцы с напрочь сбитыми императивами. Тут тоже бесполезно, такие люди неспособны исправиться, в силу наличия в них совершенно чуждой нам этики. Она уже просто на уровне "физики" в их поганые организмы вшита.
Выходит, что наказание само по себе в принципе не способно исправить человека. Поэтому вот етот вот стыдливый эвфемизм "исправительные учреждения" всегда вызывал у меня чувство досады и желания дать кому-нить в морду. Почему? Да просто так.  Когнитивный диссонанс знаете ли у всех по-разному проявляется.
Таким образом мы приходим к тому, что наказание нужно исключительно для того, чтобы:
1. Изолировать преступника от общества. В случае патологическом навсегда, дабы он как можно дольше не имел возможности более совершать преступления. Все мы знаем, что наша "исправительная система" способна "исправить" человека лишь в одном направлении, а именно сделать из преступника, еще большего преступника. Рецидивиста.
2. Банальная месть, на которую общество, потерпевшая сторона особенно, в общем-то, имеет право. Ничего не попишешь, но по прошествии 2000 лет людям всё еще ближе: "око за око", нежели "подставь другую". Да и надо сказать, первый принцип, он все же древнее будет и ближе сапиенсам на данном этапе их нравственного развития.
Месть способна дать облегчение, нет, не облегчение. В случае утраты близкого человека ничто не способно утешить, она способна всего лишь дополнительно не бередить рану осознанием того, что убийца твоего любимого человека на свободе.
3. Испугать потенциального преступника. Испугать неотвратимостью наказания. О которой собссно так долго и с таким аппетитом говориться в нашем обществе. Люди которые любят об этом порассуждать, аж слюной исходятся. Неотвратимость и в некоторой степени жестокость наказания действительно способна остановить часть преступников от совершения противоправных деяний. Не всех. Почему не всех, а как же инстинкт самосохранения? Об этом хорошо написано у Камю в "Размышлениях о гильотине". Там, к слову, и написано и проиллюстрировано, если хотите. Страх способен остановить не всех, но часть, по некоторым преступлениям даже многих. Речь идет конечно, как правило не об убийствах, не о "бытовухе", т.е. не о случайных преступлениях и не о тех, когда у человека просто сносит голову или банально нет выбора (если твои дети голодают и вариантов заработать нет, ты пойдешь и украдешь, как это происходит читайте у Гюго). А о преступлениях планируемых, связанных в основном с воровством. Т.е. мы говорим о преступлениях, которые вовсе не обязательно должны были бы случиться, когда у человека есть выбор: совершать или не совершать. Особенно если наказание будет несколько несоразмерно деянию.
И вот тут мы подходим к теме коррупции. Если взяточничество приравнять к тяжким и особо тяжким преступлениям. Т.е. к убийству и убийству группы лиц, да еще например по предварительному сговору. И назначить соотв. наказания. Это с одной стороны. С другой - дать действительно нормальные оклады чиновникам. То со временем, вернее с некоторым количеством казней мы увидим, как резко пойдет на спад кол-во преступлений подобного рода. При этом мораторий на смертную казнь я предложил бы отменить в исключительных случаях, а именно: серийных убийц и взяток в особо крупных, когда речь идет о миллиардах и десятках миллиардов рублей. Можно пойти на отсрочку приговора в год или два, чтобы у преступников была возможность оправдаться, а у следаков порыть по-глыбже.  Ну и конечно, не только длительные сроки заключения или казни, но и конфискация всего имущества всех членов семьи, вплоть до небольшой 100-метровой яхты любимой собачки тёщи.
Совершенно понятно, что для того, чтобы это сработало, надо чтобы хотя бы некоторая часть верхушки "аппарата" была незамазана, особенно это касается судебной и исполнительной ветвей власти, иначе получится глупость. Посему пока мои предложения и невозможно воплотить в жизнь. Однако, есть надежда, что так будет не всегда и вот в момент пересменки, в момент передачи власти от одного поколения к другому есть шанс, что хотя бы часть людей придут туда адекватных, с неадекватными же можно будет разобраться вот таким образом. При наличии конечно работающей судебной системы. Да, будет война, быть может заново начнутся отстрелы и взрывы, но я не вижу иного выхода из ситуации, кроме революции, которая ни к чему хорошему не приведет. Почему? Отдельная тема, требующая раскрытия.