Как изобразить Святого князя?

Евгений Обухов-Петрик
                Как изобразить Святого князя?

 В нашем Тверском регионе, странным образом оставшимся без лица - без культуры и просвещения между Москвой и Санкт-Петербургом, 24 мая, в Твери, в день равноапостольных святых Кирилла и Мефодия состоится международная конференция и празднование Славянского Единства. К сей замечательной дате приурочено открытие памятника святому Михаилу Тверскому. Казалось бы есть повод для всенародного ликования в наши бедные весельем времена, но общественность тверская скорбит, ибо знает заранее, что предполагается устроить карусель времён на Екатерининской знаменитой восьмигранной площади, ныне Советской (где средневековой Твери не было и в помине), и установить там выходящего из всех эпох и стилей идола на коне, слегка напоминающего нам о тверском князе.
 
Говорят в народе, скульптуру заказал в Москве сам мэр Твери, неосторожно ткнув пальцем в мастерской А.Ковальчука в очередную его конную статую. После сего замечательного акта взаимодействия власти и культуры был два года назад остановлен всероссийский конкурс на лучший памятник Михаилу Тверскому, а т.н. Общество Михаила Тверского в лице з.а.России Г.Н.Пономарёва  по заказу высокого начальства принялось доказывать непонятливым местным деятелям культуры, что князь должен быть на коне, и только московский академик А.Ковальчук в полноте понял и выразил сию оригинальную идею в своём проекте!

 Краеведы и историки Твери, священники и интеллигенты возмутились, вскричали обескуражено, а где же сама Идея конного памятника,  как две капли воды похожего на все бездарные и безыдейные памятники сразу?! Все в один голос доказывали, что у А.Ковальчука плагиат. Кто приводил в пример  конных Бориса и Глеба, кто Дмитрия Донского, кто наконец, даже Марка Аврелия и никто не сумел до конца попасть в цель. Дело в том, что такого нелепого памятника, который задумал поставить напротив губернаторских окон А.Ковальчук, свет ещё не видел… Это памятник без эпохи и лица  - в полном смысле детище нашей перестройки, когда к городу мы ещё не пришли, а из сельской местности едва только ещё вышли. Как уже говорят в простом народе – «это, прости, Господи, гроб с тараканом!».

 На огромном тяжёлом невысоком постаменте, это, чтобы проще было в потоке машин барельефы разглядывать, на стройном арабском скакуне, каковые к слову, появились на Руси не ранее XVIII столетия, сидит в расслабленной позе, поводя в пространстве медленно и нерешительно правой рукой, изящно одетый господин в «шапке Мономаха» XVII столетия. Вы спросите, а зачем он поводит в пространстве рукой, да ещё с прижатыми пальцами к ладони, напоминающими раскольничье двоеперстие? На наш досужий взгляд в этом жесте прочитывается и до конца позиция скульптора, который знает хорошо, что благословлять князю священническим благословением народ свой вроде бы не пристало, а с другой стороны ничего иного, что отличало бы святого Михаила от любого воина на коне ему в голову не приходит. Князь у А.Ковальчука по-юношески стройный, с длинной тонкой шеей и небольшой головой, так что больше обращаешь внимание на его головной убор, тяжёлый постамент и массивного коня и думаешь поневоле, что бы всё это значило?

    Вот  как и тверичи, также будут стоять в задумчивом остолбенении и приехавшие в наш древний город славяне из Белоруссии, Украины, Сербии, Болгарии…пока машины их в центре города не собьют, или не заставят отодвинуться подальше от памятника на екатерининский тротуар.
    
      А в это самое время на месте исторического Тверского Кремля будет всё также стоять в центре площади Октябрьской Революции идол советского периода неблаговерный Михаил Иванович Калинин, а напротив него в сквере М.Ф.Казакова в поругание православной веры, нет, скорее по-прежнему празднуя окончательную победу над ней, безликий монстр в центре Славянского Круга Жизни на масонском треугольнике, будет сверкать крестами на заду и на брюхе.

Так каким же должен быть памятник Святому благоверному русскому князю, чем он может отличаться от традиционных  иконописных ликов и фигур и чем быть похожим на канонические древние и современные образцы и где ему место и Его достойное почитание благодарных потомков?
         
Московская патриархия веками проповедовала, что Михаил Тверской не есть святой покровитель русской власти, а покровитель конкретного города Твери и Тверской земли и в соответствии с этим ограничением роли Михаила Тверского в жизни святой Руси и изображали его только иконично. А какие были иконы с изображением Михаила Тверского, начиная с конца XIII столетия? Вплоть до XX  cтолетия  Св. Михаил на них не держал в руках никакого оружия, держал в руках город –Тверской Кремль.

 Изображали его либо с матерью Ксенией, либо со святителем Арсением, было две иконографии. И вот интересно и разумеется, если задуматься, очень понятно, что с Анной, супругой Св. Михаила - Св.Анной Кашинской,  иконографий не было, также как не было и икон с современниками Св.Михаила, неугодными Москве епископами Тверскими, - Симеоном , строителем Успенского собора в Тверском Отрочь-Успенском монастыре 1265г. и Спасо-Преображенского собора 1285г. и не было конечно изображений с его преемником, заклятым врагом «святого» митрополита «Киевского» и Московского Петра, епископом Тверским Андреем Гердынем , обвинившим пред Константинопольским Патриархом митрополита Петра в симонии, ненавистным Москве.

 А изображали Св. Михаила с кем? С епископом Арсением, который даже к внуку Св.Михаила, кн.Михаилу Александровичу Тверскому никакого отношения не имел и был навязан Твери митрополитом Московским Киприаном. Епископа Арсения, жившего на сто лет позже Св.Михаила причислили в Москве к лику Святых,  правда  за какие-такие доблести мы и по сей день не разобрались, кому он больше услужил своим смирением перед беззаконием Москвы, татарам, Константинополю или Твери?

  Понятно, почему никогда не изображали Михаила Тверского с мечом и менять иконографию церковь не намерена. И сейчас тоже самое в угоду Москве и пресловутой идее централизации говорят: А не надо ему никакого оружия, «сотворили» на века тверскому князю «память» миротворца и как церковь раньше изображала пусть так и дальше будет. И пресловутая «Духовность» тут конечно же не при чём, есть же иконография Александра Невского или же Дмитрия Донского – на иконах большого формата и на росписях и тот, и другой в воинских доспехах, да и не только с мечом, но и с копьём и боевым щитом, и никто тому в богоспасаемой Москве, яко в провинциальной Твери не удивляется, скорее наоборот, гордятся своими «святыми», стоящими на площадях для пущей солидности естественно на конях, яко Георгий Победоносец.

  А что касается вопроса о мирской власти, то принято у «православных» после церковного раскола, чтобы мирскому беззаконию случайно не помешать, по указанию от батюшек полагать, что власть социальная, она-де всегда низкая, лживая и примитивная, как сказано у евангелиста Луки, - всё отдашь до последней полушки в темнице, если государственный чиновник будет иметь с тобой дело, примирись со всеми, лицемерь, но только не связывайся с властью, потому  что она всегда и непременно охальная и влиять на неё себе дороже, яко «всякая власть от Господа».

А ведь в образе Михаила Тверского, если поставить вопрос серьёзно, речь идёт о чём?!  Речь здесь об освящении власти, о том, как родовая власть переходит из состояния Служения ближним в нечто ещё более высокое, в Жертву «за люди своя»! Дело ведь в том, что Св.Михаил Тверской будучи Служителем своего народа, видя несчастья ближних , знал, что ему нельзя ни в коем случае выйти с преданным ему до конца войском из тверских крепостных стен и победить надвигающуюся монгольскую конницу и благословлённое митрополитом Петром объединённое русское войско во главе с зятем хана Золотой Орды Великим князем всея Руси Юрием Московским. Святой Михаил Тверской всеми обстоятельствами того воистину подлого времени вынуждаем был выйти с богатыми дарами поклониться предателям отечества и татарам, но он вышел побеждать, а после, отстояв достоинство русского человека, достоинство своего княжеского звания, выбрал для себя лично прямой Путь, Истины и Жертвы.

 Так что речь о том , как праведная власть, беря на себя всю полноту ответственности за достоинство своего Рода и благо ближних своих , становится достойной побеждать не только в реальной мимотекущей жизни, но становится достойной власти духовной, из мирской праведной власти, преображается в духовную власть. Только такая власть достойна руководить, т. е. рукою праведной вести за собой народ, везде и всюду отстаивая Законы Рода.

Добиваясь Победы над лукавым и подлым врагом, Св. Михаил добивается преображения своего мирского праведного пути Служения ближним в Жертвенный, угодный Небу скорбный мученический путь. История подтверждает, что выбор пути совершён был Святым князем сознательно, он долго не решался на противостояние официальной преступной, освящённой авторитетом татар, церкви и Великого князя всея Руси продажной власти, но иного выхода у него не было. Его доспех был весь изсечен, на нём не было места, свободного от вражьих ударов, но святые Силы Ангельские защитили святого Михаила и ни один из братоубийственных ударов не достиг благородного тела его.
 И вот, Св.Михаил, победив, несмотря на увещания его ближних тверичей, несмотря на плач жены Св. Анны(кашинской?) и уговоры детей своих во Владимире, идёт на унижения и мучения в Орду, идёт с молитвой, идёт с Псалтырью! Ради чего идёт в скорбный далёкий путь Св.Михаил? Ради того, чтобы принести себя в жертву за други своя, ради Миротворчества, чтобы принести Жертвою земле своей мир, поэтому в его изображении каким у него может быть его доблестный меч?

Меч Святого Миротворца Михаила может быть только преображённым в Святой Крест.  Меч, который Святой Миротворец держит правой рукой за острое лезвие Крестом и Псалтырь, которую как известно, Михаил не +выпускал из закованных в кандалы рук до самой смерти, в левой руке князя у самого его сердца – вот что должны мы увидеть в изображении Св. Михаила. Молитва, направленная из глубины сердца против конкретного врага, которому Св.князь противостоит Крестом, а враг этот(лживый Кавгадый и подлый племянник Юрий) уже преобразился из мирской подлости и предательства в нечистую силу. Это так, потому что против силы реальной земной, против силы оружия противостоять нужно в открытом бою, в рукопашной борьбе, а вот против нечистой силы меч держится в форме Креста, и она тогда в ужасе ослабевает и робеет.

 И ещё дело в том, что когда мы держим Распятие против нечистой силы, сами будучи недостойны силы Крестной, то «тому только бесы радуются»(Иоанн Златоуст). Но если Св. Воин держит окровавленный меч, которым он защищал родную землю, и он обращается в его праведной руке в Крест, если победа, добытая в открытом бою обращается в духовную Победу, - в Жертву за землю свою, - то это именно то, что мы можем понять и увидеть своими глазами в священном изображении Св. Михаила Тверского.
Видимо не случайно, что такого изображения в мировой скульптуре ещё не было, наверное и не могло быть, ибо такой серьёзной задачи перед монументальным искусством ещё никогда не стояло.

 На Северном Кавказе в монгольском городе Маджары над хлевом, где находилось нетленное тело Св.Михаила два Ангела в ночи Светом лучей прообразовали Крест, потому и впоследствии, уже в XVIII столетии город сей стали называть Святым Крестом в память об «огненном столпе, сияющем от земли до небес».

В советское время город был переименован в Будёновск и в больнице этого города в середине июня 1995 года чеченские бандиты держали в заложниках более 2000 мирных людей. На рассвете 18 июня в небе появилась Пресвятая Богородица, а справа от неё – Крест. События, что произошли в Будёновске были прямо противоположны деяниям Св.Михаила. Мир, заключённый тогда с бандитами, стоил в дальнейшем много горя и слёз русским людям, и таким образом было свыше показано, что мир заключён может быть только с позиций силы и теми, кто сам готов принести себя в жертву, как Св.Михаил. Наверное, он потому и умолил укрепить заложников Богородицу, что не видел в той скорбной ситуации на русской земле реальной силы сопротивления злу, что могла бы помочь простым людям.
   
Многие считают, что власть должна быть успешной, а Михаил с точки зрения власти не был успешным. Да и вообще: можно ли изобразить духовную жизнь? Вроде бы говорят и Христос не изобразим? Но как же так, когда у вас на теле Крест, если вы православный. И на этом Кресте у вас на груди в муках страдающее Божество и в этом нет никакого кощунства и никакого глумления, потому что Жертва освящает мир. Этот Крест из оружия разрушения и смерти превратился в орудие спасения. И поэтому  изображений Бога было сколько угодно на Кресте, и ни одно Евангелие, даже самое близкое к оригиналу и не разрушенное переписчиками, не может сравниться по нравственному своему воздействию на совесть искреннего праведного человека со Святым Крестом. И потому сколько угодно было Святых Крестов во все времена и у всех без исключения народов.

Как же стала выморочна психология современного православного человека, что он опускается в своих взглядах на духовную жизнь ниже протестантов, ниже мусульман? И разве он может сейчас помыслить жизнь так  как мыслили во  времена Византии когда боролись с иконоборцами, или когда веровали в Фаворский свет исихасты и молились так, что Благое Слово их молитвы становилось благословением живым и тёплым их материальному телу. Молились Имяславцы на Афоне в 1913 году и веровали, что Слово, Имя Божие причащает и не надо другого причастия плоти и крови достаточно причаститься Словом. Вот этого понимания нет сегодня и в помине . И потому задают вопрос: А почему это святой князь держит Псалтырь таким бытовым жестом, вроде прикладывает к сердцу, не берёт эту богодухновенную книгу в какой-то футляр, не берёт плащом, не берёт ладонью так, чтобы не сквернить страниц, чтобы было видно отношение, как к святыне? А дело в том, что это Родная ему Книга, дело в том, что этот меч, обращённый в Крест он заслужил, и Книгу эту он заслужил. Если бы внимательнее  люди православные читали Евангелие от Иоанна, то там сказано: «В зачале бе Слово. И Слово бе к Богу.» Там не сказано,  что «Слово было у Бога»(это дурной нечестивый перевод), там нет отрицания обращения человека к Богу.

 Человек обладает той же силой Слова, что и Ангелы, что и сотворивший его Вседержитель. Поэтому Слово обращено к Богу и вот это, обращённое к Богу Слово выходит из глубины сердечной в молитве. И вот это  право на Синэргию - на единый жест, на единое сочетание духовной энергии глубин из недра человека, - идущей из сердца теплоты молитвы и реального действия Истины, когда князь держит меч Крестом, оно говорит само за себя.

 Да , так рождается Истина .  Дело доводится до результата целомудренной жизни, до реального земного материального конца. И когда нечистая сила видит этот окровавленный в виде Креста меч, этот меч Истины, она бежит от этого Креста. А что касается Меча Истины, то неужели мы не знаем  христианских тропарей и кондаков Николаю угоднику Божию: Правило веры и образ кротости , тот кто подъял меч Истины…   И изображается Николай угодник с мечом, причём с мечом поднятым даже. Потому что на Кресте может быть изображён только  Сын Божий Единородный.

И не надо спорить, где символы, а где реалистическая жизнь.. Не надо разделять- мухи отдельно, котлеты отдельно, где барокко, где какие стили. Вот это разделение говорит об осколочности нашего мышления, о глубокой порочности нашего взгляда на мир. С этой точки зрения конечно не понять, не оценить подвиг  Михаила Тверского.

Говорят: были такие барочные скульптуры – святители с поднятыми крестами, похожими на меч, или с мечами напоминающими крест и что можно поставить много таких святых  и что круглая скульптура должна смотреться со всех сторон, а тут что-то напоминающее простенок. Можно сказать только об одном, что у нас был только один такой князь и Святой, который совершил подобного масштаба Жертву:  предполагая заранее ещё до битвы, что победа приведёт его к отречению от жизни, выиграл сражение и пожертвовал после этого собой. Таких Святых не может быть много. Он у нас один на Русской земле и имя ему – Святой Михаил Тверской, образ Христа Распятого.

 И вот ещё о власти. О власти и о своеволии. Именно образ Михаила заставляет задуматься о том, что власть, руководство и любовь могут быть соединены в одном лице и не было у нас такого князя другого, который бы  не грёб под себя, имея возможность разрушать Русь, что делала Москва, присваивая всё себе и собирая «добро» подкупом, ложью, лестью, отдачей земли своей в наём иноземцам. Вот этим всем не занимался Михаил, он никого не грабил, он к Твери ничего не присоединил. Его меч ничего не завоёвывал, он только наказывал тех, кто покушался на родовые законы его земли.

 Но именно это церкви московской неприятно, именно это она никогда не осознавала, и в дальнейшем не собирается понимать. Она знала только один путь объединения московский, освящённый московскими митрополитами, которые прислуживали Византии и  служили татарам. Вот один только этот путь. А Михаил Тверской им ненавистен потому, что он -  это та самая власть, которая действовала ради свершения на земле правды во истине. По этой причине вот эта аналогия с монахами особенно неуместна тем, что мирское - отдельно, а власть - отдельно и ещё эти пошлые домыслы о том, что Михаил отказался от власти якобы ради личной духовной жизни, ради церкви и её проповеди - это полнейшая и самая паскудная есть ложь по отношению к Михаилу, потому что Михаил жил всегда единой жизнью - целомудренно, у него не было раздвоенного плебейского ползуче-созерцательного материалистического сознания, обладание которым недостойно верующего человека.

И вот эти православные, которые не понимают что это разделение греховно, но ещё превозносятся  над «миром, что во зле лежит» и, следуя московскому канону видят в этом своё служение Богу – это особенно страшно. Они не достойны такого святого как Михаил Тверской, который оказал им когда-то честь жить на твёрдой истинной Верою тверской земле. И даже, если такие «воцерковлённые», «устроившие» по церковной схеме свою личную, отделённую китайской стеной от ближних, воистину жалкую жизнь «верующие» люди увидят достойное изображение, где т.н. «атрибуты» являются ни чем иным, как предметами искренней жизни целомудренно вместе с ближними жившего Святого, то они его не поймут и не оценят.

Зададим себе вопрос, когда бывает справедлива формула личного отношения к Богу и когда позволительно молиться о собственном спасении, о собственной душе? Только тогда, когда нет уже надежды на понимание ближних, когда никто кроме Бога уже не сможет защитить тебя ото лжи и лукавства и подлости окружающего мира. Тогда ты, один, поневоле становишься один на один пред Богом, обретая право на личную молитву. Нечем прикрыть наготу и некому тогда позаботиться о тебе, кроме Всевышнего. Вот тогда и молись о спасении своей души. Тогда отринь до конца всё внешнее и полностью отдайся Воле Божией.

 И вот это состояние было у Св.Михаила, когда Свыше упал на него Свет Небесный и он боялся потерять даже малейший отблеск этого Света, который освящал его меч, а боевой меч – это его право на свободную молитву, этим мечом он отбросил от себя всё то лишнее, что ему мешало соединиться с Богом, и этот меч в форме Креста  указывает на его жертвенный путь Ввысь к Богу, и левая рука его , которая вместе с Псалтырью у сердца, - означает покорность князя Уставам Неба, потому что Псалтырь это не  индивидуальная молитва о личностном спасении, нет, тот кто знает и читает постоянно Псалтырь,  ведает, что повторяя эти священные тексты, он подтверждает, свидетельствует о том, что он жил так, как ему было указано Свыше Отцом его Небесным, он не сходил с прямого жизненного пути, не падал в брение своих индивидуальных интересов и удобных грешнику и отщепенцу представлений о жизни.

 Вот это Слово Божие, идущее из глубины сердечной и в личной молитве , свершение Истины в недрах человека, духовным мечом отсекающего лукавые помыслы, мечом, отсекающим нечистую силу – вот это то, что должно обязательно присутствовать в образе Св.Михаила. 

Март 2008г.