Забытый Холм

Евгений Обухов-Петрик
               
                З А Б Ы Т Ы Й  Х О Л М
 
        В Тверской области, на северо-востоке , у границ с новгородскими землями, когда-то в 15 столетии был один из крупнейших монастырей того времени , возведённый Холмскими князьями- Рюриковичами и боярами Шереметевыми. История его печальна и назидательна , она как бы приоткрывает нам таинственную дверь понимания всей русской истории, в которой безжалостно сносились одни храмы, а на месте их возводились другие, рушились могучие стены оград святых обителей, на исторических местах и в культовых постройках появлялись административные мирские учреждения…

Та же участь , что и монастырь постигла и город , под которым  он был основан . А основан он был у Красного Холма , где собирались русичи на битву с монголами в 1238 году . Город Холм , второй по значению в Тверском княжестве был вычеркнут из русской истории. Разрушения на Красном Холме , где ещё в языческие времена праздновалась «Красная Горка», где закликали весну красные девицы и стояли с незапамятных времён 2 храма (один из них столпный – брёвнами вверьх) были начаты церковью в 1820 году по распоряжению митрополита Филарета( Дроздова), а закончены в годы т. н. «хрущёвской оттепели» в 1960-е годы .

 Есть много причин , исторических и экономических, согласно которым древний город и его монастырь и сегодня не устраивает временщиков , и потому делается всё возможное , чтобы прекратить окончательно его существование. Судьба маленького городка невидимыми нитями связана с Величием нашей забытой Богом страны и потому молчать больше нельзя , «Молчанием предаётся Бог»(Максим Исповедник)……….   
       
 После разрушений 30-х годов в монастыре учредили усадьбу ЖилКомХоза . Разрушения были прекращены , более того , на стенах Братского корпуса на  юго-западе и Настоятельских келий на северо-востоке были установлены охранные доски как на памятниках архитектуры , истории и культуры Федерального значения , охраняющихся государством .

 Удивительно , что обошли вниманием более древние руины белокаменного Никольского собора  15 столетия , построенного Аристотелем Фиорованти , согласно данным «Угличского Летописца» , Покровскую церковь 16 столетия и надвратную Вознесенскую церковь17 столетия с находящимся в ней таинственным входом в пещеры , о которых были осведомлены , судя по уголовному делу на некоего водителя Камкина , вылившего в эти самые пещеры солярку и за это злодеяние наказанного условно .

Когда охранных досок не стало никто не помнит и никто не озаботился их отсутствием . Кому они были нужны ? Уж конечно не местному населению жилкомхозовскому , которое постепенно и планомерно стали отселять из «чужой» федеральной собственности . Людей отселяли из казалось бы удобных и комфортабельных помещений , из уютных келий с тёплыми полутораметровыми в толщину стенами . Не понадобились они и для хранения продуктов , как и глубокие подвалы , где до революции , ещё с 17 столетия хранились тонны грибов , ягод , овощей и пр. Монастырь тогда был крупным феодалом , и к нему были приписаны около 5000 душ крепостных крестьян .

До сих пор сохранившиеся крыши и перекрытия поражают добротностью работы старых мастеров , и нужно было создать соответствующие условия , вывести монастырь полностью из-под административного контроля , чтобы добиться того , чтобы в прошлом году окончательно провалилась подпиленная бомжами крыша Братского корпуса 19 столетия . Нет , монастырь разрушают не потому , что таков пресловутый менталитет русских бомжей , уже давно не живущих в нём , он разрушается только потому , что у него нету хозяина .

 Ни местная местечковая церковь , ни районная власть не хотят отвечать за памятник истории федерального значения . Оттого и ушли  оттуда коммунальщики , что не хотели тратить деньги на ремонт , а электрики отключили свет и когда городские энтузиасты вместе с ещё  доживавшими в нечеловеческих условиях аборигенами монастырскими всерьёз занялись уборкой территории и помещений , ремонтом пола и кладкой новых печей (Сигов И.В. с сотоварищи) , то тогда по распоряжению своего начальства электрики срубили остававшиеся 2 столба с проводкой с очевидною целью , чтобы монастырь уже никогда и никому не удалось восстановить . Нет хозяина и не надо – не будет монастыря , не будет лишней проблемы !

Надо полагать весь этот процесс разрушения санкционирован свыше . Так новый глава администрации В.Ю.Журавлёв на наше предложение оборудовать кельи , там где Сигов произвёл ремонт в позапрошлом году и отремонтировал печи , ответил , что это невозможно потому что за подключение отрезанного от электрического питания здания потребуют слишком больших денег – несколько десятков тысяч рублей , которых нет у бедного дотационного района .

Получается , что прежний глава администрации не разрешил из соображений техники безопасности разместить в исторических зданиях станки , с работы которых активисты мечтали начать ремонт монастырских помещений , а теперешняя бюрократия не хочет даже мириться и с подведением энергообеспечения . Охранные доски сорвали , проводку обрезали , бомжей отселили и оставили монастырь умирать . На мемориальной территории , в охранной зоне стоят частные дома , а недавно непосредственно у надвратной  церкви в зоне исторических пещер появился новенький заборчик , оградивший картофельник  и огород .

Смотришь на это и думаешь невольно , вот же нашлись денежные средства защитить своё добро , а на ограждение монастырской территории(раньше были шестиметровые стены 18 столетия) , или даже хотя бы на указательный знак о нахождении здесь одной из крупнейших обителей 15 столетия и древнейших белокаменных руин Тверской области – нет . А вот когда приехал целый автобус с журналистами из Тверской епархии зам. Главы администрации по социальным вопросам Цветкова О.М. заверила уважаемую прессу , что все краснохолмцы , как один , любят монастырь и хотят его возродить .

О том же говорил и священник Василий Симора из городского кладбищенского храма… Что когда-нибудь дойдут руки и всех он подведёт под монастырь и на праздники установят там крест . ( Забегая вперёд отметим , что крест поставили у Никольского собора доселе никем невиданный и неслыханный , сработанный из превеликого множества мелких досок местной гробовой конторы , а на нём Христос попирает ногами свою же победу , яко надпись НИКА оказалась на нижней перекладине православной, и вбили сей крест в бетонную бабку и закрепили арматурою стальною.) . Что сей крест будет означать никто так и не понял ? Смерть окончательную монастыря он будет символизировать что ли ?

Ольга Михайловна предлагала монаха там поселить , чтобы на него всю ответственность свалить , но о.Василий и приехавшие из Тверской епархии профессионально хором объяснили , что вот именно этого делать не надо , что монастырские руины и так в юрисдикции краснохолмского попа и совершенно необходимо и вполне достаточно того , что он в сем историческом месте иногда по праздникам молебны будет петь . Ну , а боженька услышит , проснётся в заблудивших в атеизме краснохолмцах заснувшая православная совесть , вот тогда и придёт время монастырь возрождать . «И не нужно зря суетиться» , - сказала умудрённая частыми зарубежными вояжами Марина Белорусова ,- «вот на цивилизованном западе , там не восстанавливают , а консервируют , как , к примеру , колонну храма Артемиды Эфесской . Так и нам … учиться у них надо . А приехали мы , чтобы местное неразвитое население вдохновить на добрые дела и возбудить в нём рвение к православной вере» .

 Но это на словах , а на деле , уж как ни упрашивали краснохолмцы главу экспедиции епархиальной Тулина Андрея подъехать к храму Зосимы и Савватия Соловецких , что в 300 метрах от монастыря , не захотел сердешный , даже возмутился духом , вскричав , яко комсомольский работник нашего недавнего безбожного прошлого : «Здесь только я начальник , и маршрут автобусного движения составляю только я». Вот и оказались журналисты за столом с бутербродами у О.М.Цветковой . А жаль .

 Храм Зосимы и Савватия восстанавливает местный житель монастырского села Слобода Юрий Иванович Чистяков в полном одиночестве . Он трудами праведными сам разобрал внутри храма стены межрайонного хранилища кинофильмов и уже до конца застелил полы . «Меньше кройся , больше стройся !» приговаривает поневоле Юрий Иванович , но если в ближайшее время не помочь ему заделать , хотя бы временно, ржавую крышу,  все его труды пойдут прахом . Об этом кстати писали из администрации в Тверскую епархию , но получили оттуда вразумляющий пространный ответ , что когда храм будет отреставрирован , внутри будет установлен надлежащий иконостас , территория вокруг благоустроена , и к тому ещё построены здания для церковного клира – вот токмо тогда и епархия поставит вопрос о возможности прислать туда священнослужителя .

Откушали освящённые журналисты и собрались домой в Тверь . И сколько ни просили Тулина подъехать в центр исторического города – напрасно старались – не разрешил . Автобус уехал , а обескураженные краснохолмцы остались окончательно без надежды на понимание , и теперь уже не только со стороны администрации , но и со стороны церковного управления .

Прошла неделя и появились статьи о монастыре сразу в нескольких тверских газетах , прозвучала информация по областному радио и ТВ . Более того , над руинами Никольского собора установили «козырёк» . «Козырёк» на три оставшиеся стены сварганили из б/у –шного материала : полугнилых  досок , прогнившей толи . На сие «богоугодное» дело( т.н. консервационные работы) было затрачено более 200000 рублей . Первый же порыв ветра сорвал рубероид в разных местах по всем направлениям . Житель дома , что напротив монастыря, Белов А.В.( проживающий пос. Слобода , 1) тут же позвонил в область , приехали из Твери и на следующий день  восстановили повреждения , но через день опять подул ветер и вновь растрепал куски рубероида и сломал доски . Зачем ставили гнилое укрытие ? Неужели было непонятно , что влага накапливалась благодаря неравномерному покрытию руин в отдельных местах , и таким образом «козырёк» не столько помогал , сколько содействовал разрушению памятника…? Что же , «освоили денежки»(из лексикона архитектора района Таировой А.А.) . Жаль , что их мало из области присылают… а то бы ещё освоили , как освоили 200000 рублей , когда разбирали леса колокольни городского Троицкого собора !

Семь долгих лет стояла в лесах величественная колокольня – единственный оставшийся не разрушенным архитектурный памятник – Символ нашего города . Предлагали и местные жители и приезжие и в местной администрации и в Твери укрепить старые леса и московскую артель реставраторов с правом проведения высотных работ нашли , но отказались от них … 200000 на разборку лесов выделили , а местным рабочим заплатили десятую часть . Куда остальные-то подевались ? Кого из администрации и из объединения «Кедр» порадовали «денежки» эти ? «Радует» нынче взгляд колокольня  нелепой белой главкой с зелёной крышей , а с нижних трёх ярусов краснокирпичной фактуры окончательно осыпался уникальный гипсовый декор и никому не нужны оказались сбитые подростками капители коринфского ордера и головки ангелов…

Окончательно сдуло ветром и «козырёк» ; много месяцев лежала гнилая толь и старые доски внутри исторических стен Никольского собора прежде чем на праздник в связи с установлением памятного креста их убрали … Да , безусловно , нужно провести консервацию стен соборных руин , защитить их от атмосферных влияний . Но для этого требуется оцинкованное железо ; достаточная по ширине крыша по всему периметру , способная защитить десятиметровые высокие стены и от косого дождя . Иначе не следовало и «огород городить» и «очки втирать» . Вот тогда бы и «освоили средства» , а не закопали «денежки» в землю .

Не только в монастыре и в городе , но и в сельских церквях многострадального краснохолмского района было немало достопримечательностей непреходящего культурного и исторического значения , но с каждым годом их остаётся всё меньше и меньше  – там давно уже всё порушено , разворовано и восстанавливать конечно же там никто и ничего не собирается . Обиднее всего  что то, что  разрушеное в 60 - 70 годы,и что ещё можно было спасти  во времена «перестройки»,  сегодня пришло в безвозвратное запустение. И никому нет дела до величественных храмов в имении Романовых – Хабоцком , на погосте в Мицыно , в Рачево ,  в 5 километрах  от города на погосте в Рычманово , в Грудино , в Башарово , в Васюнино … Особенно обидно за рычмановскую церковь Козьмы и Дамиана , «каменное кружево» которой вдохновенно возвёл ввысь  замечательный зодчий А. Ярошевич ( иконы из неё украшают нынче музей Андрея Рублёва в Москве ) и за собор Казанской Божьей Матери в Грудино , до сих пор поражающий приезжих остатками величественных росписей начала и конца 19 столетия .

 Когда вы подойдёте к кладбищенскому городскому храму , вас невольно остановят разрушенные красного кирпича стены и башенки старинного кладбища с нелепыми , недостроенными белыми воротами из силикатного кирпича. За ними виднеется крыша церкви частью покрашенная синим , частью зелёным цветом , а частью сверкающая новым железом . Перед церковью привлечёт внимание обезглавленный  без креста , покосившийся памятник В.М. Бородавкину – ктитору колокольни Троицкого собора ; непосредственно у храма перевёрнутые главами вниз кресты , тут же рядом между оградами крест безымянный городскому главе А.И.Мясникову , отцу академика медицины , крупнейшего кардиолога нашей страны . Рядом и другие, попранные новыми  надгробиями и оградами , кресты и памятники ктиторам монастырских и городских храмов и общественных учреждений .

Примыкает к кладбищу большое двухэтажное здание старинной архитектуры – это странноприимный дом , построенный Александром Ивановичем Мясниковым и пользуемый ныне под межрайонную ветеринарную станцию . В подвалы этого дома были свезены со всего района иконы . Было это давно и никто не знает , что сталось с ними , кто говорит ,  что сгнили от сырости , а иные говорят , что были вывезены местным священником на родину – на Украину ночью на грузовике . Как бы то ни было – ясно одно , что сотни икон пропали и никому не было дела до этого , более того , говорили  что в храм верующие принесли дореволюционные книги для церковной библиотеки , а отец Вадим их выставил на продажу в церковной лавке … Неудивительно  , что после того как умерла монахиня , поживавшая в богадельне Мясникова ,  и опустели её подвалы .

 К церковному входу спускаешься вниз и первое ,  что поражает в её интерьере – это толстые кладбищенские решётки на окнах и обветшавший линолеум  на полу . Иконостас покрыт грубой ядовитой синей масляной, использующейся в подъездах и столовых краской , а иконы в нём исполнены на уровне провинциальной киноафиши . Справа перед иконостасом резная икона св. Николая Мирликийского старинной и тонкой работы , отделанная по краям ослепительно сияющей, дешёвой зелёной фольгой .

Кажется стены здесь давят прихожанина , но ещё того более давит на голову низкий потолок, обезображенный тёмными масляными красками  с когда-то не самой неумелой старинной росписью. В храме имеются и большие и малые старинные иконы в серебряных окладах тонкой работы , но они теряются на общем фоне безвкусицы и грязного беспорядка . Плохим предзнаменованием считается в народе венчаться в этой убогой церкви .

Тяжёлое чувство охватывает вас , когда выйдя из храма вы невольно проходите к кладбищенской ограде . Здесь живые борются с мертвецами , и даже кажется и мёртвые не оставляют друг друга  в покое , отымая друг у друга место под солнцем . Повсюду валяются сломанные деревянные и железные кресты , остатки порушенных надгробий , бумажные цветы , испражнения , грязь и мусор . Что же , как говорят , каков поп , таков и приход , и ежели священники не заботятся о порядке в храме , то что тогда  можно требовать от мирян ?!

Впрочем попы у нас долго не задерживаются , один районный благочинный сменяет другого как в калейдоскопе . Это бы была небольшая беда для ко всему привычных мирян  кабы деревенским праведным священникам , бессребреникам и патриотам спокойно жить давали . Но нет , не устраивает благочинных карьеристов любовь к добрым пастырям благодарного русского народа и плетут они интриги , и строят козни , чтобы непомерные деньги ими за требы назначенные только им доставались , а не шли на милостыню голодным и на церковные нужды .

 А денег в дотационном районе мало и потому идёт невидимая простому глазу война за кошельки верующих и как всегда власть имущие в ней побеждают . Так из прихода в селе Шаблыкино (вотчина Шереметевых , подаренная Кирилло-Белозёрскому монастырю) были изгнаны без суда и следствия один за другим два замечательных священника и храм стоит четыре года пустой, хотя эта церковь не закрывалась даже в годы безбожной власти и единственная в районе сохранила без изменения внутренний вид , а недавно добрались и до самого любимого в районе священника Олега Зимаева .

Отец Олег служит вот уже 10 лет на окраине района в удалённом на 50 километров от города селе Мартыново , там похоронил свою мать и взялся за реставрацию ещё более далёкого от райцентра храма в селе Болонино . Основанием для придирки к священнику стало его вполне понятное желание вести службу так , чтобы его понимали верующие - на доступном всем русском языке . Теперь ещё два храма будут пустыми и часовня , очень популярная в народе , что во дворе дома священника , построенная отцом Олегом, осиротеет .
Вряд ли селяне поедут на службу в райцентр , транспорт то у нас самый дорогой в Тверской области , в полтора раза дороже чем где бы то ни было, по указанию продажных депутатов и районных властей .

Зато в центре города появилась на исторических фундаментах разрушенного Троицкого собора уродливая часовенка для продажи церковной бижутерии и прочих нужд . Нет , уникальную краснохолмскую колокольню не собираются реставрировать никогда , и напрасно казалось верующим , что у колокольни ставят бытовку для её ремонта . Дико смотрится церковная лавка , попирающая своим присутствием саму возможность восстановления Троицкого собора , но равнодушные ко всему краснохолмцы проходят мимо .

 И неудивительно , в нескольких десятках метров отсюда , в том же церковном сквере стоит гипсовый матрос с бескозыркой , стоит он у традиционного  морского венка , предназначенного к плаванию по краснохолмскому холму . Вроде бы памятник лётчикам , а стоит моряк «уверенно сошедший на берег»…?! И все в восторге от этого замечательного памятника не имеющего к городу нашему никакого отношения … И когда почти все деревья в сквере спилили зимой на дрова для городской бани краснохолмцы не заметили , и когда дореволюционный парк Бородавкина оголили для той же цели… и когда ёлочки у техникума срубили…и когда пропали столбы старинного литья чугунные , что удерживали летнюю крышу каменных торговых рядов 1910 года( ныне с заделанными листами ржавого железа и фанерой окнами верхнего этажа , уродливыми разноформатными дверями частных магазинов нижнего этажа и залитыми водой подвалами) …

 Да что там …7 лет тому назад был пожар в Краснохолмском краеведческом музее и вот «открыли» его практически без экспонатов , сделали евроизбу из точёных под одинаковый ранжир брёвен в трёхметровой высоты комнате аристократического дома Мясниковых , в стеклянные стандартные музейные шкафы поместили точёную на промышленных станках детскую игрушку недавно за ненадобностью закрытой тверской фабрики , да повесили в рамах из местного универмага  репродукции «Золотой ржи» И.И. Шишкина , «Витязя на распутье» В.М.Васнецова , «Девятого вала» И.К. Айвазовского и «Дворика» В.А.Серова и зелёные пластмассовые цветы . Вот и вся культурка и агитпроп для малолетних аборигенов ,  ублажаемых  якобы по областной прогрессивно- демократической программе музейного воспитания подрастающего поколения … Инновации в педагогике – вот и всё , что осталось от создаваемого годами общественного музея …


Исторический город постепенно и закономерно превращается в пгт – посёлок городского типа , и лукавая администрация доказывает горожанам , что так будет им лучше . Будет – де меньше налогов , меньше спроса с властей и всем удобнее . Вероятно поэтому закрываются все общественные учреждения промышленные и учебные , разрушаются строящимися уродливыми барачнопятистеночными особняками с островерхими карпатскими крышами и обширными ангарами для машин склоны реки Неледины в саду Бородавкина , безжалостно рубятся исторически деревья , укреплявшие берега реки , на которых появились покрытые гравием подъезды к частным домам , ведётся застройка дачного типа по улице Мясникова .

 А в это самое время сгорают исторические двухэтажные дома по улице Октябрьской , уже подготовлен под снос старинный дом на углу улиц Октябрьской и Чистякова , помнящий великого русского педагога , академика живописи Павла Петровича Чистякова , уходит под землю лучшее здание в городе – дом купца В.М.Бородавкина на историческом Красном Холме . После всех общественных мероприятий , что проводятся на холме возле ДК , заменившего разрушенный в годы «хрущёвской оттепели» величественный Владимирский собор с лучшим в тверской губернии иконостасом , весь мусор сваливают во двор дома сего в надежде , может быть , что он сам собой уйдёт в землю вместе с домом …куча растёт , но ожидаемых чудес не происходит , токмо вонь год от году становится всё сильней .

И везде одно и тоже , и по той же старой  усвоенной ещё при советской власти , до боли надоевшей схеме . Тогда начали строить прямую дорогу из Твери , минующую город , экономящую 8 километров пути и бензин на подъём на Красный Холм и практически уже построив мост через реку Могочу на юге в версте от монастыря прекратили работы , разворовав отпущенные областью средства .

Проще всего можно понять отношение к своей истории районного начальства , ежели обратить внимание на величественные , но не работающие к счастью или несчастью, трудно сказать, руины очистных сооружений ! Такое чувство охватывает «гордости» за район , такое «уважение» к Красному Холму ! Да, напротив монастыря и по всему нижнему течению р. Неледины вплоть до впадения её в Могочу стоит длинная череда накопителей фекалий из силикатного кирпича , чугуна и стали , железобетона . Из одного Холма , а сколько предполагалось освоить выделений ! Аж дух захватывает ! Какая ширь и мощь , какое «планов громадьё , размаха шаги саженьи !» .

 Да если бы «освоить» силикатный и красный кирпич из руин стоящих тут же на Неледине «старого» и нового льнокомбинатов , сельхозтехники , заготзерна , льносемстанции , асфальтового завода и великого множества расположенных на лучших видовых точках по всему многострадальному городку насосных станций и трансформаторных подстанций : напротив Администрации и у неё во дворе на склоне р. Неледины , напротив богадельни Мясникова у кладбища , в городском саду , на стадионе… ?! Да из этого кирпича можно было бы все городские три собора заново отстроить и на районную больницу , начатую и брошенную 15 лет назад хватило бы . 

А какой круговорот общественно выделяемого продукта из реки Неледины задуман был местными мудрецами ! Рассыпанные по городку , как грибы после дождя , насосные станции всасывали бы его активно в краснохолмские квартиры , а очистные сооружения выделяли ! Но нет , не работают у нас очистные, и воды чистой в городе давно уже нет . Приходится « делать не под Маяковского , а под себя» и «отцам города ноги мыть и ту воду пить» . Ничего не поделаешь ! Знать судьба у нас такая – заслужили наказание за поругание Святынь . И ничему не научает судьба краснохолмцев .

Видно не зря многие считают , что под г. Глуповом  М.Е. Салтыков-Щедрин имел ввиду именно Красный Холм ! Не зря у нас в районе есть  село Остолопово , и Глупцово , и Дураково , и Сварухино , и Лохово имеются ?!  Растащили глуповцы большой «старый» льнозавод у «старой» плотины на реке Неледине и построили гигантский , самый большой в Европе . Вот совсем недавно , в 2006 году разобрали сваркой на металлолом его уникальное европейское оборудование . Спасти новый льнозавод предлагали администрации неоднократно , находили желающих приобрести и в Москве, но видимо «удобнее» было его продать на металлолом «своим» по дешёвке за миллион рублей .

 Начали строить новую плотину , хотя было вполне достаточно отремонтировать старую, и бросили – опять нет средств – закопали их в землю . Администрация готова и ныне только вкладывать и вкладывать дотационные деньги в новые бессмысленные проекты и это на фоне того , что всё без исключения в городе и районе разрушено до конца . Хочется денег от области . Много хочется и сразу . Так уже проплачено более 700000 рублей на проектные работы по возведению спорт-комплекса «Богатырь» стоимостью 12000000 рублей в цене 2004 года . Спорткомплекс не нужен в городке с  шеститысячным населением  , третья часть коренных жителей которого в процессе «перестройки» покинула его .

Но  и соотечественникам, желающим укорениться в этих местах , местные власти не рады. Чтобы получить гражданство краснохолмского района нужно иметь в 2,5 раза больший счет в банке,  чем по всей стране. Предпринимателей так придушили налогами, что о каком-либо производстве и думать не приходится, остаётся только возможность торговать просроченными продуктами.
 В городе закрыли почти все до единого промышленные предприятия , а сегодня предполагают закрыть и последнее  что осталось – техникум , выпускающий агрономов , трактористов и бухгалтеров , которые теперь никому не нужны . Впрочем может быть бухгалтеры и нужны , но повсюду в Тверской области существует ограничительный ценз – только не краснохолмского образования . В техникуме , кстати, имеется отличный , но не ремонтировавшийся годами спортзал в точности такого размера , что собирается строить глава администрации В.Ю.Журавлёв , объявивший дело сие приоритетным в районе на день сегодняшний и его почему-то не устраивает большой недостроенный спортзал в версте от города в верхнем течении реки Неледины , хотя там и вода чистая и место для городского пляжа , которого , увы пока нет у нас , прекрасное !

А с налёту – посмотришь на монастырь – и начнёшь обвинять по привычке русское быдло неотёсанное – растащили , довели…ну , а местные власти , хотя и старались всеми силами защитить народное добро , не могли , увы , ничего сделать с советским менталитетом . Но это далеко не так .

При советской власти монастырские постройки использовались под жильё и их даже пытались охранять как памятники истории и культуры . Хоть и жалкие следы культуры , но всё же были в городе и районе . Работал общественный краеведческий музей с интересной экспозицией . Не растаскивались каменные торговые ряды , где проживали студенты техникума , приезжавшие к нам отовсюду из городов и сёл Советского Союза . Не было обрушено лучшее здание города – дом купца В. М. Бородавкина , где размещались аудитории того же техникума , а колокольня Троицкого собора стояла нарядная , обильно украшенная декором , побелённая и отреставрированная , яко использовалась под парашютную вышку ДОСААФ . В парке Бородавкина на берегу Неледины звучала музыка , работала лодочная станция . На противоположном берегу играли в футбол на ещё дореволюционном стадионе . Работали аттракционы для советских детей , спортплощадки . Был и жил исторический город на месте которого ныне догнивает грязный и неуютный посёлок городского типа .

Да , продают кирпичи чтобы выжить местные жители – и не суть важно какие , монастырские ли , или из очистных сооружений , красные огнеупорные или же силикатные – всё идёт за одну цену . И когда разбирают основания арочных сводов в монастырских кельях – творят сие не из желания , чтобы стены поскорее обрушились . Нет , бомжи и бездомные , брошенные пьяными родителями ребята русские не злоумышленники . Просто так проще и быстрее заработать деньги , только и всего . И язык не повернётся обвинять забытых государством и обществом нищих людей за то , что разрушают они бывшее когда-то своим жильё в монастыре , гадят тут же где жили счастливо недавно , оскверняют Святыни . Они вынуждены нечеловеческими условиями холодного и тёмного , лишённого электрического света жалкого существования так поступать .

 Нет , виноваты те , кто понимает значение архитектурных памятников монастыря и его роль в русской истории и оставляет без присмотра . Виновата власть ничего общего не имеющая с характером и культурой своего народа и церковь , призванная Богом служить Святыням , но оставляющая их на поругание . Кто из них более виновен не суть важно . И те и другие всегда и везде готовы произносить лозунги и высокие слова , но при этом делать всё возможное , чтобы памятники и дальше разрушались .

Светская ли бюрократия , «духовная» ли – суть её одна и та же . Пятиконечная звезда или крест , какая им разница ? Руины храмов или очистных сооружений , мостов , клубов , школ , железнодорожных станций , пакгаузов , заводов , выпускавших совсем недавно льняное полотно , кирпич , железобетонные изделия , асфальт , молочные и мясные продукты , напитки , заброшенные и разворованные и разрушенные складские помещения – что это , как не война воров и покровительствующих им местников со своим народом ?!

 А он всё спит, сердешный , согласно заклятию сатанинскому : «Еда спяй , не приложит воскреснути» (псалом 72) , а проснувшись , не догадается омыться от чужеродного влияния , но идёт долбить оставшиеся от отцов своих кирпичи , с тем , чтобы продав их по рублю , купить себе у услужливых коммерсантов ядовитой дури и нарезаться в зюзю и снова спать . Потому как лучше спать сном непробудным , чем видеть рядом с собой довольные сытые хари воров и инородцев – «новых русских» господ и хозяев на данной Богом тебе земле или слушать причитания новых батюшек и матушек , молящихся об американских и еврейских братьях и сёстрах , или же провалиться в чёрную квадратную яму телеящика , смакующего пошлую развращающую рекламу , бразильские и новоиспечённые «наши» сериалы и американские триллеры .

 На Руси остановилась жизнь ? А может её никогда и не было , и всегда было только хмурое тяжёлое прозябание ? Вот и сегодня прошедшие ликбез при советской власти местники и казнокрады т.н. демократического разлива внушают новым поколениям уже закончившим «школу выживания» у «новых русских» , что хлеб , молоко и мясо дорого стоили всегда , что и бензин и транспорт был всегда дорог , что на работе было тоже унижение и задержка зарплаты , как и сегодня , так что тинэйджерам , начинающим путанам , брокерам и киллерам – русским детям , преданным на поругание отцами и матерями , и ставшим чужими в своём отечестве остаётся только верить , что «мир во зле лежит» , что «всё это было , было , будет всегда , всегда…» .

 Что же , может быть оно и верно отчасти . «Советские» блага покупались местничеством – сознательной ложью , подобострастием , любоначалием , лестью , а в конечном счёте – социальным положением в обществе . Теперь западные блага цивилизации покупаются иноземной валютой . Мы и от «советского» местничества не ушли и к западному бизнесу с его «добрым началом» не подошли . Произошёл правда частичный обмен местничества на «бабки» . Победил как социальный , так и индивидуальный цинизм , холуйство перед инородцами победило , что было развито чрезмерно и при «советской» власти . Победило предательство т.н. «коммунистической» элиты вырожденцев и иностранный капитал , скупивший за гроши наше национальное достояние , и к гнёту бюрократии добавились ещё воры в законе и иноземные бандиты .

Деревня нынче уже разрушена полностью и ей никогда не возродиться : налог на землю здесь в прошлом году был повышен настолько,  что местные старики сами стали писать челобитные с отказом от земельных паёв, уж не думая о судьбе своих обездоленных внуков.  Видя их горькую нужду пришли им срочно на помощь бескорыстные коммерсанты, скупают краснохолмскую землю в Бежецке по цене 1000 рублей за гектар. 
 Провинциальные русские города ещё стоят , но их участь кем-то уже предрешена . Указания идут из страшной дали , за ними стоит международный капитал , и надеяться можно только на самих себя – на внутренние силы русского народа . Спящий проснётся , пробуждение близко . Царствие Божие приблизилось ! «Ведайте , яко близ есть , при дверях !» (Мф. , гл.24 , ст. 33) .
               
                Январь  2007 года