Каримов держится исключительно на коррупции

Алишер Таксанов
«В минуты досуга вельможа не был чужд возвышенным раздумьям и даже любил их, как признак своего несомненного духовного превосходства над подвластными. «Не в том ли и состоит главная обязанность начальника, чтобы внушить подвластным страх и трепет? – размышлял он. – Достичь же этого проще всего сечением их всех подряд и без разбора, но непременно сопровождать кару приличествующими назиданиями, без чего она не может возыметь должных благопоследствий». Эти раздумья успокоили вельможу, он почувствовал себя как бы воспарившим на могучих крыльях начальственной мудрости в надзвездные выси, откуда все казалось мелким, ничтожным, заслуживающим не гнева, а одного лишь презренья...»
Леонид Соловьев, «Повесть о Ходже Насреддине»
 
Ислам Каримов, уверяю вас, не прилетел к нам с какой-то другой планеты. Он, как феномен, явился из нашей с вами среды, можно сказать, Каримов - отражение народа, его отблеск, отклик. Того народа, который привык трансформировать личную ответственность на какую-нибудь определённую персону, раньше – на баев и эмиров, потом – на секретарей парткомов, теперь – на президента и хокимов.
Мы дали тебе вожжи, наш повелитель, потому вези нас, управляй нами, доверяемся тебе полностью. Естественно, со стороны лиц облаченных властью злоупотребления этой властью имеет традиционный и стабильный характер, что тоже воспринимается в обществе как нечто нормальное. Восточная деспотия никогда не отрицала мздоимства, социального лицемерия и чиновничьи пороки, наоборот, всячески содействовала их развитию и укреплению в сознании людей, как обязательного атрибута жизнедеятельности общества. Поэтому стоит ли удивляться тому, что глава государства не только без конца и без правовой основы пролонгирует свои полномочия, подчиняет себе все и вся, но и также открыто и безнаказанно грабит страну, позволяет коррупции быть главенствующей во всей политической системе.
И стоит ли удивляться, - как же это так получилось, что после «обретения» независимости Узбекистаном к власти пришел чиновник, который привел страну не к демократии, а к клептократии и правовому беспределу? Что содействовало ему в этом? Какие достаточные исторические и политические условия? Почему народ с легкостью подчинился Каримову и приспособился к существованию в той среде, где такие понятия, как честь, закон и совесть остались невостребованными? И, выходит, правильно то  изречение, согласно которому каждый народ заслуживает своего правителя, и правитель в свою очередь заслуживает своего народа! Ведь нельзя же совсем сбрасывать ответственность с тех, кто безропотно шел к избирательным урнам и опускал «листки» за того, на кого ему указывали...
На одном из июньских семинаров во Франции я встретился с экспертом из Ташкента. Он согласился изложить кратко свои мысли о политической ситуации в Узбекистане, при этом попросил не называть его имени, поскольку не хочет иметь проблем с властями. Разговор получился в форме интервью, и я представляю сей материал на суд читателям.

- Как по-вашему мнению, почему именно такой человек как Каримов пришел к власти, а не такие фигуры как Ельцин, Назарбаев, которые хотели сломать старую систему?
- Ещё при Брежневе и Рашидове в Узбекистане расцвела массовая коррупция. То, что республика являлась главным поставщиком хлопка – одного из основных видов сырья, на котором формировалась теневая экономика, привело к тому, что в коррупционную систему были вовлечены все звенья власти. Воровать у государства стало считаться нормой и даже престижно. Малоискушенный в политике и экономике узбекский чиновник глубоко рассуждать о последствиях коррупции не мог и не желал. Заветным желанием служивого люда всегда было - обеспечить свою семью и жить безбедно. Идеология и нравственность были разновекторными понятиями для них. И когда государственно-политическая система дала сбой, и позволила массово воровать, многие оголтело ринулись в эту «прореху». Затем наступили, естественно, кризис экономики, политики и развал Союза.
Но чиновничьи и полумафиозные кланы, которые уже тогда держали в руках Узбекистана, не желали терять власти. Им был нужен лидер, который не сильно потеснит их от кормушки, питающей все эти годы. Безусловно, эти люди по-своему талантливо умели воровать, подставлять оппонентов, выбивать ресурсы и фонды, но что такое частная собственность, увы, понятия не имели. Поэтому было ясно, что глубокие реформы им не нужны и, более того, опасны. Реформы пойдут сверху, и, по возможности, не задевая интересов узкого олигархического круга. Так и получилось. Все реформы и законы, а также Конституцию они сотворили под себя, под свои интересы. Так что господин Каримов – их идеальный выдвиженец. Та проворовавшаяся элита справедливо считала его своим, и она не ошиблась.

- Значит, по вашему, Ислам Каримов никогда реально глубоких реформ не хотел?

- К сожалению, это так. Ислам Абдуганиевич - сталинско-брежневский партократ с поправкой на восточный деспотизм. Он же с таким трудом много лет пробивался к власти и потому не собирался ни с кем ее делить. И вряд ли на тот момент (1991 год) сам лично хорошо понимал, что такое подлинная демократия. И ещё - в СССР никогда не было экономической науки, ее подменили ленинско-сталинским государственным социализмом, поэтому вряд ли господин Каримов был готов создать рыночную модель экономики. Не будем также забывать, что сам он, как личность, формировался в брежневскую эпоху, когда двойные стандарты – говорить одно, а делать другое – были нормой для власти. То есть я хочу сказать, что Каримов собирался только чуть-чуть отреставрировать, отретушировать, предать косметическому ремонту прежнюю систему, но глубоко ее ломать никогда не собирался. Зачем ему рубить сук, на котором он сидит? При демократии диктатор не сумел бы продержаться у власти более двух десятилетий. Каримов же ныне держится исключительно на коррупции, однако пытается всем внушить, что, засучив рукава, он самолично строит Великое Будущее для народа...

- Отсюда вытекает следующий вопрос: а почему народ все это принял, промолчал и молчит до сих пор?
- Вы забыли старую истину, народ заслуживает своих правителей. Основная масса людей никогда не имела понятия об истории, экономике и политике, она привыкла выживать в узких коммунистических рамках, и без «тени» это было невозможно, а бюрократия просто жаждала продолжить воровство. Заметьте, господин Каримов все двадцать лет позволяет им безнаказанно это делать. Время от времени якобы опять вспыхивает борьба с коррупцией. Над подобными имитациями можно было и посмеяться, если бы не было это так трагично. Объясните мне, как сами коррупционеры могут бороться с коррупцией? Только одним способом – они сажают людей в тюрьму не для того, чтобы исправлять их, а для того, чтобы побольше с них содрать. Раскулачивают уже тех, кто раньше составлял костяк их политического фундамента, тех, кто поддерживал коррупционеров и сам наживался на теневом бизнесе, был сторонником диктатуры. Взятки уже приняли астрономические размеры. Для борьбы с коррупцией существует только один эффективный метод – создать наконец-таки частную собственность, разрушить деформированную государственную систему, которая сама рождает коррупцию, и отобрать у чиновников возможность воровать и брать взятки. Об этом же пока только говорится денно и нощно, но ничего, по сути, не делается. И не будет делаться, пока у власти остаются Каримов и его клика. И в этом вся суть – господин Каримов правит, ориентируясь на свое окружение, а народ просто выброшен из политического пространства.
Это одна сторона вашего вопроса, другая - слава Богу! – состоит в том, что у этого народа всё-таки есть честные и талантливые люди, готовые реформировать страну, но как только такой человек начинает набирать авторитет, его, так или иначе, ликвидируют. Ислам Каримов держит в руках армию, милицию, СНБ, и весь этот репрессивный аппарат работает бесперебойно и без осечек, отсекая любую поднявшуюся голову. Они, эти мерзавцы, сфабриковали столько дел и натворили столько зла, что прекрасно понимают, - когда-нибудь, да придется за всё отвечать. Поэтому-то они и будут защищать Каримова до конца.

- Между тем Ислам Каримов говорит об успехах его модели развития и результативности реформ. Действует парламент, есть политические партии, Омбудсмен, Центр по правам человека, в Конституции закреплены различные права и свободы человека. А разные международные эксперты говорят, что Узбекистан уверенно движется к демократии. Так ли это?

- Все это вроде так... Но из Конституции выброшено самое главное, и это потрясающий фокус, который удалось провернуть лично Исламу Абдуганиевичу. У парламента нет права контролировать исполнительную власть. А значит, исполнительная власть, то есть лично господин Каримов, получил абсолютную власть. Ему подчиняются хокимы, министры, силовики, практически он назначает Генерального прокурора, через прокуратуру он контролирует судебную власть, через силовиков – парламент. То есть под Исламом Абдуганиевичим все ветви власти. Поэтому у нас не могут создаваться свободные политические партии, общественные движения и уж, конечно же, никакие права человека не соблюдаются... И чего тогда  стоят слова приезжих экспертов, которые в действительности сами за подачки обслуживают диктатора и прекрасно осознают ложь в ими же сказанном?

- В этом году были обещаны кое-какие демократические реформы, в частности, парламент будет избирать и объявлять импичмент премьер-министру. Что вы на это скажете?

- Тут даже и говорить нечего. Любой грамотный политолог над этим громко посмеется. Премьер-министр полностью зависит от воли господина Каримова, и от того, что парламент будет играть в игру «Избери и объяви импичмент премьер-министру», разве в стране изменится политическое пространство и наступит демократия? Премьер – картонная фигура, просто бультерьер, которому говорят «фас!». Никакого созидания от него не требуется, только раскулачивание, он практические – «соковыжималка», выжимает «сок» из тех, кто еще плодоносит. Здесь демократией и не пахнет. Вы хоть видели, чтобы партии позиционировали себя как оппозиция действующей власти? Они только друг с другом «борются», и играют в игры по правилам составленным в «Ок Сарае». Пресса – это просто насмешка над свободой слова.

- Почему же Запад и Россия наперегонки пытаются угодить диктатору?

- Как раз таки это предельно ясно любому. Ни Россию, ни Запад не волнуют судьба узбекского народа. Их волнуют прежде всего наши природные богатства и ресурсы. Господин Каримов контролирует это единолично и ни перед кем не отчитывается. Пока сам народ молчит, и Запад, и Россия ищут сотрудничество только лишь непосредственно с главой государства.

- По Конституции народ должен избирать президента, а все время говорят о преемниках Каримова, словно передача власти является сродни подобной процедуре в монархии. Ваше мнение на сей счет...

- Кого он хочет сделать преемником и кто им станет, знает только Всевышний. Всем же трезвомыслящим ясно, что страну уже довели до отчаяния. Большинство трудоспособных людей униженно батрачат за рубежом. Деньги, которые крутятся в стране, это деньги гастарбайтеров. Экономика развалена. Бюрократия давным-давно сложилась в самостоятельные кланы, которым Каримов не страшен. Теперь уже они, сами «куклы», играют «кукловодом». И Каримов, осознавая это, всерьез бороться с коррупцией и чистить эти «авгиевы конюшни» не будет. Его и его преемников будут терпеть до той поры, пока они не трогают интересы воровских корпораций. Мы на самом краю пропасти. Никто не знает, как долго власть сможет балансировать на этом краю. Возможно, нас ждут розово-орнажевые революции, то есть у народа хватит здравомыслия достаточно бескровно сменить власть. Может быть, нас ждет ожесточенная гражданская война, как в Ливии. На данный момент мы зависли в безвременье, что само по себе опасно, так как это тупик. Ни один человек в мире вам не просчитает ситуацию. Но одно совершенно ясно – нужны перемены и они непременно наступят. Народ устал от вранья, коррупции, безработицы и унижения.

- Тогда хочу спросить - могут ли прийти к власти фундаменталисты?
- Я считаю, что советская власть даром все-таки не прошла. И нам не грозит исламский фундаментализм. Конечно, чем тяжелее и труднее народу, тем больше он ищет утешения в религии. Но мы все-таки достаточно светская страна, с огромным духовным потенциалом, и вряд ли свихнемся в религиозный фанатизм. Скорее нам грозит какой-то период анархии и безвластия. И как долго это будет продолжаться - зависит от того, насколько народ прозрел за эти двадцать лет пост-советского вранья и лицемерия. Надеюсь, что уже есть прослойка интеллигенции, готовая создать политические партии и повести за собой народ.
Для борьбы с исламским фундаментализмом есть только один выход – решение социальных и экономических проблем, чтобы народ верил в путь своей страны. А усиливать репрессии против даже вполне умеренных фундаменталистов – это только делать из них героев.

(Персональный сайт
Ядгара Норбутаева)