Мария. глава 1

Соломония
                Мария



                1.


Маша собирала свои вещи, складывала их в чемоданы, а что не уместилось – то просто на большое покрывало, связывала их в узел. Книги тоже пришлось уложить в покрывала. Она удивилась, что их так много скопилось за такой небольшой промежуток времени, что она прожила на этой квартире. Прошло всего два месяца, и ей пришлось подыскивать новую квартиру, а с этой выезжать с помощью милиции.

Собирая вещи, она спешила, потому что не хотела больше иметь никаких дел со своими бывшими хозяевами, которые сейчас сидели на стульях в прихожей и наблюдали за её сборами.

Вначале всё было хорошо. Хозяева были приветливыми и предупредительными, и она поверила им. Это было её большой ошибкой, согласиться жить с ними в одной квартире, пойти на их требование оплатить проживание за год вперёд. Хозяева выдали расписку, что деньги получены.

Через полтора месяца начались проблемы. Первая неприятность случилась, когда Маша не пришла домой ночевать. Она работала во вторую смену. Мастер попросил её выйти на следующий день в первую смену. А это значило, что вернувшись домой в первом часу ночи, ей нужно было вставать в пять часов утра, чтобы успеть на работу. Поразмыслив, взвесив все «за» и «против», она решила не ехать через половину города на квартиру, а переночевать у своей крёстной, тёте Дусе, что жила рядом с заводом. Тогда можно было поспать на целый час больше, ведь ей предстояло отработать восемь часов на заводе, а потом ехать в институт, где она училась на вечернем отделении.

Это было большой нагрузкой. Она тяжело переносила недосыпания, что сказывалось на её здоровье, которое итак пошатнулось после того, как её пришлось пережить неприятности в семье. Тогда она себе дала слово, что больше никогда не станет обращаться к своим родственникам за помощью, нашла жильё по объявлению, договорилась с хозяевами и переехала.

Вечером, уже после института, Маша вернулась домой. Хозяева её ждали. Сразу же учинили допрос: где ночевала, почему не явилась домой. Когда всё выяснили, то рассказали, что к ним в квартиру ломились какие-то два парня, ничего не объясняя, требовали пропустить. Для чего? Зачем? Это осталось невыясненным, потому что завязалась драка, выскочили соседи и помогли прогнать налётчиков.
Хозяева, не долго думая, обвинили Маша в том, что это по её наводке явились налётчики. Ведь не зря она не пришла домой ночевать.

Маша поняла, что отношения с хозяевами испорчены, и что бы она им не говорила, они всё равно останутся при своём мнении. Их невозможно переубедить. Что ей оставалось делать? Она объявила, что уходит от них, и просила вернуть ей деньги, что были оплачены за проживание.
Тогда хозяева сделали хитрый ход. Они просто выкрали расписку, что получили от неё деньги, и поменяли в двери замок. Когда Маша пришла за вещами и деньгами, её просто не пустили на порог!
 
Она обратилась в райотдел милиции. Там пошли ей навстречу. Участковый инспектор вместе с нею пошёл на квартиру. Хозяин всеми силами старался облить Машу грязью, обвинив её в том, что она гулящая, приводила домой разных мужиков, что из-за неё случались разборки между её любовниками. И что они с женой очень сожалеют, что приютили такую шалаву у себя, пожалели её, и деньги с неё брали только за прожитые месяцы, потому что она нищая, и денег у неё никогда нет. Им даже приходилось подкармливать её, потому что голодала из-за того, что ведёт аморальный образ жизни. Маша с ужасом слушала  весь этот бред, узнавая о себе всё больше и больше подробностей, о которых даже не подозревала.

Участковый инспектор оказался толковым парнем. Он вошёл в комнату, где проживала Маша, осмотрел её вещи, в письменном столе нашёл её паспорт, институтскую зачётную книжку, увидел незаконченные чертежи и учебники, и сделал вывод, что Маша права. Просто ей не повезло, и она попала к непорядочным хозяевам. Вещи он поможет ей забрать, а вот деньги вернуть не удастся из-за отсутствия расписки, заверенной нотариусом.
Умывшись горькими слезами, Маша забрала вещи и уехала, пожелав на прощание бывшим хозяевам, чтобы эти деньги пошли им на таблетки и на музыку.

Она нашла себе квартиру недалеко от завода. Женщины, что работали с ней, узнав о её проблеме, посоветовали обратиться к бабе Кате. У неё как раз съехала квартирантка.

Маша наведалась по адресу, и тут же сговорилась на переезд. Её устроило, что оплата была меньше, чем на той злополучной квартире, что не была связана с транспортом, кроме поездок на трамвае в институт.
С новой хозяйкой, она нашла полное понимание. Их день всегда начинался с шуток, и заканчивался приятными беседами. Хозяйка тоже радовалась, что ей попалась такая приветливая жиличка.

В долгие зимние вечера, когда  Маша приходила с работы с первой смены, когда не надо было идти на занятия в институт, баба Катя любила вспоминать свою жизнь. Маша слушала её, лёжа на тёплой постели, а за окном завывал ветер, снег бился в стены. Голос хозяйки убаюкивал, снимал напряжение с души, отступала тоска и обида на подлость людскую, где за её же деньги её оклеветали и обозвали аферисткой.

Хозяйка вязала носки своим внукам, и говорила, говорила… Она тосковала по своему селу, где прожила тяжёлую жизнь. Во всех её рассказах присутствовала работа в поле. Всю жизнь, начиная с ранней юности, она трудилась. Потом вышла замуж, и снова трудилась. Потом пришёл голод, она похоронила маленькую дочь, и снова трудилась. Затем пришла война. Она проводила на фронт мужа, осталась одна с двумя маленькими детьми. И снова трудилась. Даже когда прогнали немцев, когда вернулся муж без одной руки, её жизнь нисколько не переменилась. Она снова трудилась. Только теперь добавились ещё и моральные страдания.

Её муж вернулся с фронта здоровым, только руку оставил на поле брани под Киевом. Мужиков в селах можно было пересчитать по пальцам. Везде только женщины и дети. Каждый вернувшийся мужчина был на вес золота. Вот и мужа бабы Кати тоже так оценили. Его сразу же поставили во главе колхоза, дали власть над всем селом. И он пользовался этой властью. Через год чуть не в каждом доме родились его дети. Он не только руководил колхозом, не только заботился об одиноких женщинах и вдовах, но и не давал спуску своей жене, заставляя её работать наравне со всеми.

Только однажды  Картя взбунтовалась, собралась уйти от него, когда стало известно, что её племянница, молодая вдова парня, погибшего на фронте через месяц после свадьбы, ждёт малыша от мужа своей тётки. Она сложила в мешок свои и детские пожитки, но на пороге её остановила свекровь.

- Катря, не делай глупостей. Ну и что такого, что Сонька беременна? Ну и что, что от твоего Митьки? Она же молодая, жить тоже хочет. А без мужика какая жизнь? Так хоть дитё у ей будет, всё радость. А Митька не собирается тебя бросать. Я с ним говорила, он никуда не уйдёт. А что гуляет, так ну и пусть, и тебе хватит. Он же тебя не обижает, всё в дом несёт. Не сироти детей.

Катря подумала хорошенько, и согласилась со свекровью. Так и прожила со своим мужем до его смерти. А когда похоронила своего Митьку, то сын настоял, чтобы мать перебралась жить в город, купил ей половину дома в Днепропетровске, на улице Ласточкина. Во дворе этого дома были настроены времянки, в которых проживало ещё четыре семьи. Вот и не скучала баба Катя, не обижалась, что живёт не у сына. Она сама не захотела стеснять его семью, только стала пускать на квартиру молодых девушек, студенток. У каждой из постоялиц был свой характер, своя жизнь, и только Маша пришлась ей по душе.

Она жалела её за то, как подло с ней поступила Амелина Валентина, хозяйка квартиры, которая послушалась своего сожителя Зюзю Геннадия, человека, больного шизофренией, агрессивного и непредсказуемого. Это он рассказал Машиному другу гадости о ней. И тот поверил, прекратил какие-либо общения с той, с которой хотел создать семью.А Маша не сочла нужным объясняться с человеком, что поверил в клевету.

Несмотря на хорошее отношение к ней бабы Кати, Маша часто вспоминала ту клевету и плакала. В её голове не укладывалось, как можно так нагло оговорить человека! Просто ей ещё не приходилось сталкиваться с такими людьми. Были разные обиды, мелкие предательства, но так больно её ещё не ранил никто.
Даже ночами ей снились те люди, даже во сне она слышала их лживые обвинения, и просыпалась в слезах, долго ворочалась в постели, не могла уснуть, и только молила Бога воздать каждому по справедливости.

Баба Катя, как могла, утешала Машу, рассказывала разные истории из своей жизни, а она прожила на свете семьдесят восемь лет. Пережила и войну, и измены мужа, и смерть маленького ребёнка, но сохранила светлый ум и весёлый характер. Жизнь её не назовёшь легкой, ей многое пришлось пережить, у неё накопился жизненный опыт, и поэтому она убеждала Машу, что ничто на Земле не проходит незамеченным  Богом, что каждому воздастся в своё время.

Маша пыталась взять себя в руки, но её это плохо удавалось. Она стала часто задумываться о жизни. Ей уже исполнилось тридцать лет, а у неё до сих пор нет мужа,  нет детей, нет своего жилья. Она стояла на очереди на получение жилья  в своём заводском комитете. Со временем, через два-три года подойдёт и её очередь, будет и у неё свой уголок. Только вот с семьёй не получалось.

Она нравилась парням и мужчинам, они были не против закрутить с ней роман, но до свадьбы дело не доходило. Все почему-то стремились уложить её в постель до похода в загс, чего она не могла допустить. И в свои тридцать лет всё ещё сохранила невинность. Этому способствовало то, что её мать и старшая сестра матери в момент раздражения всегда обзывали её шлюхой и ****ью.  А разве она могла ею быть в шесть, десять, пятнадцать и более лет? Просто у них в лексиконе не было ласковых слов, а в момент раздражения терялись даже те, что были более безобидными не только в её адрес, но и в адрес остальных детей.

Такие слова запали в душу, в память на всю жизнь. Они мешали жить, отравляя всё вокруг. И Маша боялась переступить черту, за которой была другая жизнь, другие отношения между мужчиной и женщиной. Что было самое страшное в этой ситуации, это то, что свою жизнь, которой она жила до сих пор, она считала вполне нормальной, занимала себя работой, учёбой, чтением книг, походами в кино и театры, появляясь там без сопровождения.