Энергосбережение и повышение энергоэффективности

Константин Монахов
  Экономика, производственные возможности и государственный приоритет полностью зависят от эффективности использования средств, доступных в данный момент. Проблемой же является ограничение в этих средствах. Об этом вопросе человечество не задумывалось вплоть до нефтяного кризиса 1973 года. Только тогда на первый план вышел вопрос повышения энергоэффективности. Решением стала тенденция более эффективного использования энергии, а не увеличения её производства. Это являлось первым шагом в энергосберегающей политике.
  На данном этапе развития, экономика России характеризуется высокими энергетическими потребностями. Причины данной ситуации заключаются не только в  сложных климатических условиях и территориальном факторе. К причинам недостаточной энергоэффективности так же относят: техническое несовершенство энергоёмких отраслей промышленности и ЖКХ, особенности в формировании государством тарифов и цен, недостаточное представление о проблемах энергоэффективности как на промышленном, так и на бытовом уровне.
  Данные факторы поставили государство перед необходимостью совершенствования энергоэффективности экономики во многих отраслях деятельности, решаемой двумя способами: реструктуризацией российской экономики в пользу менее энергоёмких сфер услуг и производства, и реализацией потенциала энергосбережения в технологическом и бытовом плане.
  В связи с этим была поставлена цель по разработке правовых, экономических и административных мер, направленных на достижение методики более эффективного использования энергии. Первым шагом в перерассмотрении приоритетов российской экономики в пользу энергоэффективности стали изменения в федеральном законе «О техническом регулировании», согласно которым установлены более жесткие требования к повышению энергетической эффективности в сфере регулирования технических регламентов.
  Но на пути повышения энергоэффективности страны встречается ряд факторов, снижающих эффективность управления энергосбережением, таких как: несовершенство нормативно-правовой базы в области повышения энергетической эффективности; отсутствие правовых мер по отношению к неэффективному использованию энергии; недостаток информационной поддержки в области энергосбережения и энергоэффективности; отсутствие капиталовложений в энергосберегающие технологии; несовершенство финансовых схем, отвечающих за внедрение данных технологий.
  В развитие построения системы, 4 июня 2008 года, президентом  был принят Указ Российской Федерации «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». Данным указом была поставлена цель, снизить к 2020 году энергоёмкость валового внутреннего продукта не менее чем на 40% по сравнению со значениями 2007 года. Мотивировано это тем, что переход экономики страны на инновационный путь развития не может быть осуществлён без серьёзного повышения энергоэффективности экономики.
  Согласно Указу Президента Российской Федерации, поставленная задача получила Концепции долгосрочного социально-экономического развития по снижению энергозатрат по валовому внутреннему продукту, на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), по энергетической стратегии России, на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации 13 ноября 2009 г. N 1715-р).
  Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 год к 2030 году должно произойти снижение зависимости российской экономики от энергетического сектора за счёт опережающего развития инновационных малоэнергоёмких секторов экономики и реализации технологического потенциала энергосбережения, что должно выразиться в сокращении (по сравнению с уровнем 2005 года):
- доли топливно-энергетического комплекса в валовом внутреннем продукте и доли топливно-энергетических ресурсов в экспорте - не менее чем в 1,7 раза;
- доли экспорта топливно-энергетических ресурсов в валовом внутреннем продукте - более чем в 3 раза;
- доли капиталовложений в топливно-энергетический комплекс в процентах к валовому внутреннему продукту - не менее чем в 1,4 раза, их доли в общем объеме капиталовложений - более чем в 2 раза;
- удельной энергоёмкости валового внутреннего продукта - более чем в 2 раза;
- удельной электроёмкости валового внутреннего продукта - не менее чем в 1,6 раза.
  Следующим важным шагом, направленным на достижение целей и задач, изложенных в нормативных актах Президента и Правительства Российской Федерации, стало принятие 23 ноября 2009 года Федерального закона N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  Данным Федеральным законом определены основные направления энергосбережения, заключающиеся в установлении требований в части:
- установления класса энергетической эффективности по отношению к отдельным товарам (Все товары, производимые или ввозимые на территорию России для оборота, должны содержать информацию о классе их энергоэффективности, в технической документации, прилагаемой к ним);
-  энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
- проведения энергетических обследований объектов энергопотребления, в том числе обязательных;
- требования к энергетическому паспорту;
- государственной информационной системы федерального и регионального уровня в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на всех уровнях управления;
- государственной информационной системы федерального и регионального уровня, в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
  Федеральным законом устанавливается комплекс мер по государственной поддержке в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, выражающихся в виде поддержки инвестиционной деятельности с применением мер стимулирующего характера, предусмотренных налоговым законодательством; софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области энергосбережения; установлением социальной нормы потребления населением энергетических ресурсов.
  Принятие Федерального закона и последующих подзаконных нормативных актов создало предпосылки для установления качественных отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые непосредственно приведут к реорганизации как промышленных предприятий, так и населения, бюджетных организаций и органов государственной власти, в направлении рационального и эффективного использования энергетических ресурсов, поддержки, стимулирования и планирования энергосбережения и повышения энергоэффективности.