День железнодорожников

Горкинн
 МОСКВА, 7 августа. Председатель правительства РФ Владимир Путин поздравил работников и ветеранов железнодорожного транспорта с профессиональным праздником — Днем железнодорожника.

В поздравительной телеграмме говорится: "Сегодня мы чествуем всех, кто посвятил свою жизнь нелегкому, но в высшей степени почетному труду в отечественном железнодорожном комплексе — машинистов и рабочих, инженеров и строителей, диспетчеров и ремонтников — компетентных специалистов, преданных интересам дела. Вы по праву гордитесь богатой историей отрасли и замечательными, проверенными временем профессиональными традициями".

Присоединяясь к дорогому нашему Вождю и Учителю В.В.П. хочу поздравить работников столь важной для меня отрасли с Их ПРАЗДНИКОМ!
Вспоминается, к слову, вот такой анекдот, связанный с разницей в ширине  колеи (расстояния между рельсами) у нас и в Европе:
При планировке железной дороги американские инженеры были вызваны на доклад лично к царю Николаю I. Инженеры доступно изложили императору концепцию строительства первой общедоступной железной дороги в России.
Из вежливости американцы спросили, делать ли им колею такую же, как в Европе, или шире? Царь ответил традиционным русским риторическим вопросом: «На *** шире?».
Переводчик не сумел точно перевести на английский оттенок смысла великого и могучего. Вопрос царя приняли за прямое указание. В итоге, мы имеет колею на 8,5 см шире, чем в Европе." Т.е.- 8,5 см.
Интересно, откуда Американцы взяли именно эту величину августейшего члена?

Для справки- размер нормальной(европейской) колеи -1435 мм восходит от ширины колеи ещё римских колесниц.Для удобства движения повозок по первым мощёным дорогам ширина колеи свелась постепенно к одному размеру и именно 1435 мм и затем была применена и для возникших ж.д.Причину ,по которой в России широкая-1520 мм(а не нормальная)колея выше уже верно написали.
Кстати ,Царскосельская дорога имела куда более широкую колею-аж 1829 мм!
( Видимо Американцы всё- таки знали  ЕГО размер!)


Но дальше- О СЕРЬЁЗНОМ!
День железнодорожника — самый старый из всех отраслевых праздников — ведет свою историю с 1896 года. С тех пор его стали отмечать ежегодно 8 июля — в день именин Николая I — императора, при котором в стране началось строительство стальных магистралей. Тогда чиновники и служащие всех железных дорог, сходившихся в Петербурге, собирались на товарищеский обед на Павловском вокзале. И продолжалось так вплоть до 1917 года, когда пришедшие к власти большевики отменили эту традицию.

Возобновили ее лишь спустя 20 лет после того, как в 1936 году советские труженики отрасли впервые за много лет перевыполнили установленный план перевозок. В конце июня передовики отрасли обратились к правительству с просьбой впредь отмечать производственные успехи и с тех пор по постановлению ЦИК СССР от 28 июня 1937 года праздник отмечается ежегодно в первое воскресенье августа.

И раньше им было ЧТО отмечать и ЧЕМ гордиться!
Они действительно работали: строили новые дороги, пускали новые маршруты, читенькие, новые поезда возили граждан огромной страны через её бескрайние просторы. Я много путешествовал на поездах того совкового времени, будучи ещё ребёнком, каждый раз, чувствуя запах креозота и угля, я предполагал незабываемое, захватывающее путешествие. Я объездил на поездах полстраны! И всегда с теплом вспоминал «своих» проводников и свои поездки... Но это ушло вместе с той страной!

После своей последней поездки в 2005м году из Самары в Ташкент, я  стал нелюбить железные дороги!
(это тема для отдельго рассказа).
А сейчас, ежедневно ездя в подмосковных электричках, я стал ненавидеть Ж.Д.!!!
 И потому желаю нашим настолько крутым железнодорожникам, что (как сказали бы в Нашей Раше) ОНИ даже срут рельсами и подтираются шпалами, чтобы они меньше БОКСОВАЛИ!
Иначе, если боксование станет «разноосным», то  всей их отрасли наступит ТУПИК!