Драчливость

Гадаев Алексей Вениаминович
Большинство детей время от времени дерутся.

Возможно то,что для них драка — это единственное известное им средство,при помощи которого можно взять ситуацию под свой контроль.

 Безусловно, злость и огорчение — это  нормальные чувства, однако выражать их дракой — ненормально.

Желание ребёнка силой, через наказание и подавление другого:побить его ,чтобы тот согласился или замолчал, очень быстро становится привычкой, от которой крайне трудно избавиться.

 Исследования показывают то, что из драчливых детей очень часто вырастают хулиганы: люди,которые  дурно ведут себя в семье, или становятся жестокими родителями.

Необходимо  немедленно пресекать и  останавливать подобное поведение.

Характерно то,что агрессивные школьники часто ищут повода для ссоры, и иногда даже кажется,что они сами лезут в драку, и по-видимому, им нравится драться, доказывать свою силу, проверять свои умения и силы путём унижения других.

 После периодических успехов в прошлом,когда им удавалось при помощи воздействия своей силы подавить и унизить другого, то  они становятся уверенными в свой правоте и отваге.

 Они так же намеренно могут стремиться к опасности и трудностям.

 Они не просто ведут себя дерзко и безрассудно, но кажутся при этом уравновешенными; рассвирепев, они готовы излить негодование, продемонстрировать свою неуязвимость и восстановить  достоинство ([Millo,1981,c.180].

 Хулиганы испытывают сильную потребность в том, чтобы  контролировать других.

 Они не могут расслабиться и выйти из состояния постоянной бдительности.
Есть агрессивно зависимые люди, которым свойственна агрессивность, которым часто видятся угрозы и вызовы со стороны других людей и для которых характерна готовность атаковать тех, кто им не нравится, присуща враждебная установка к другим людям; но не все враждебно предрасположенные к другим людям обязательно агрессивны[1,c.44].
Ц.П. Короленко, Н.В.Дмитриева описывают несколько личностных расстройств связанных с агрессивной зависимостью таких как: антисоциальное, оппозиционно-вызывающее, пассивно-агрессивное, садистическое.
Психопатическое - антисоциальное личностное расстройство.
Наиболее непопулярные и пугающие клиенты из всех встречающихся в практике службы здоровья - психопаты. Это люди с криминальной субкультурой, чьи личности структурированы вдоль психопатии, дезорганизации, садизма и импульсивности не способны к базисной человеческой привязанности, и примитивными защитными механизмами. Человек с антисоциальной эмоциональностью и с достаточной идентичностью желает "сделать" всех и сознательно манипулирует другими.
Список Х.Чэкли с включением следующих признаков психопатии:
1. краснобайство
2. грандиозное чувство само значимости
3. потребность в стимуляции и предрасположенность к скуке
4. патологическая лживость
5. надувательство и манипуляции
6. отсутствие раскаяния или чувства вины
7. уплощенный аффект
8.черствость, отсутствие эмпатии
9. паразитический стиль жизни
10. слабый контроль поведения
11. беспорядочное сексуальное поведение
12.ранние проблемы с поведением
13. отсутствие реальных длительных целей
14 импульсивность
15. безответственность
16. неспособность взять на себя ответственность за свои действия
17. злоупотребление психоактивными веществами.

"Волокита" или пассивно-агрессивное личностное расстройство.
Личности с пассивно-агрессивными особенностями встречаются достаточно часто. Основной чертой "волокит" является негативный подход и пассивное сопротивление требованиям адекватного поведения в социальных (включая семейные) и производственных ситуациях.  Клиенты сопротивляются требованиям функционировать на ожидаемом от обычного человека уровне. Характерна оппозиционность в условиях работы и при социальном функционировании. Сопротивление проявляется в различных преобладающих и смешанных формах: упрямстве, забывчивости, канители, отсутствии необходимого для решения задачи понимания.
Лицам с пассивно-агрессивным расстройством очень трудно проводить какую-либо работу в условиях коллектива, т.к. они не только не выполняют своего объема работы, но и создают препятствия для других, сознательно совершая неправильные действия различного содержания. Они обычно стараются на кого-то перенести ответственность за свои ошибки. В то же  время считают себя обманутыми, незаслуженно эксплуатируемыми, недостаточно ценимыми. Для таких  лиц  типично недовольное, периодически мрачное согласие, они часто затевают ссоры, становятся циничными и саркастичными, прежде всего к людям, которым они формально подчиняются. По отношениям к другим испытывают чувство зависти, особенно если кто-то из них добивается успеха. Для "волокит" характерен пессимизм, от будущего они не ожидают ничего хорошего. К наиболее часто встречаемым  расстройствам здесь относятся большая депрессия, дистимия, алкогольные и другие формы поведения. У детей и подростков могут проявляться признаки оппозиционного расстройства, к которым относятся:
1. Частые эмоциональные срывы, с потерей контроля над своим поведением.
2. Частые конфликты с родителями.
3. Частый отказ от выполнения просьб родителей, домашних правил и обязанностей.
4. Частое совершение действий, которые раздражают других.
5. Частое обвинение других в своих собственных ошибках.
6. Легкое возникновение раздражение при контакте с другими.
7. Гневливость и  мстительность.
8. Частое сквернословие.  [3,с. 213-219]).
Признаки расстройства более очевидны во взаимодействиях со взрослыми или ровесниками, которые хорошо знакомы ребенку.Последнее обстоятельство  нужно учитывать при клиническом исследовании, поскольку дети с оппозиционным расстройством не выявляют  его признаков при обследовании. Дети объясняют своё поведение в каждом обсуждаемом случае, объясняя его естественной реакцией на неразумные претензии и требования  не считают себя оппозиционно настроенными. В становлении оппозиционному расстройству может иметь значение обучение опыту, на основании которого формируется уверенность в том, что можно достичь многого не прямым, а косвенным путем, используя манипулирование другими людьми, различного рода "трюки", двусмысленные ситуации, психологический прессинг на "слабые места", соблазн. Они обучаются искусству маскировать негативное эмоциональное отношение к конкретным людям, событиям и ситуациям и даже близкие часто не способны распознать у них такие эмоционально насыщенные состояния, как, например, гнев, обиду, ненависть, унижение. Такие дети имеют также обыкновение активно отрицать наличие у них чувства гнева по отношению к кому-то, как и желания заставить кого-то испытывать чувство вины. Иногда чувство гнева скрывается за ширмой гиперкомпенсацией, что проявляется в нарочитой мягкости, преувеличенном внимании, заботливости.
Межличностные отношения с пассивно-агрессивными личностями обычно напряжены, в них отсутствует интимность и обоюдность.Они затрачивают много времени и энергии на отрицательные эмоциональные переживания. придумываю различные сценарии "отмщения", они очень мало реализуют себя в продуктивной деятельности, не добиваясь заметного успеха, в целом являются малоэффективными.  Этим можно объяснить предрасположенность к употреблению алкоголя  и других изменяющих психическое состояние веществ (это усиливает у них желание  "рассчитаться с людьми, которые плохо к ним относятся").  Наблюдается тенденция привлекать для реализации  целей доминирования косвенным образом на свою сторону других людей, объединять их, стимулируя их чувство справедливости, замечая  слабые места людей, занимающих  более высокие статусные позиции. .
Коррекция пассивно-агрессивного расстройства подразумевает осознание механизмов иррациональных поступков с дальнейшей заменой этого стиля поведения другим,  который бы большее количество элементов, свойственных ассертивности (высокой степени готовности к  решению жизненных проблем в контексте межличностных отношений, умение формулировать свои желания, слышать мнения окружающих).

Оппозиционно-вызывающее расстройство это модель негативного, враждебного и дефицитарного поведения ребенка, обычно направленного против родителей и/или учителей. Основные признаки и свойства нарушению поведения следующие:
1. Частая потеря психического равновесия.
2. Частые ссоры с родителями.
3. Частые отказы от выполнения просьб родителей, касающихся уборки в квартире, наведения порядка в своих вещах и др.
4. Частое специальное совершение поступков. раздражающих родителей, учителей.
5. Частое обвинение других в своих ошибках.
6. Повышенная чувствительность к действиям других.
7. Частая гневливость и мстительность.
8. Частое употребление нецензурных выражений, ругательств.
9. Частое злорадство.
Оппозиционно-вызывающее расстройство развивается в детстве, обычно о 3 до 8 лет, и встречается у 16-22% детей школьного возраста, причем чаще у девочек, а нарушение поведение - у мальчиков.  Развитие оппозиции происходит на фоне нормального стремления ребенка к автономии, в процессе формировании идентичности.  Патология связана  со стремлением родителей  к сверх контролю над ребенком, подавлению естественных стремлений. Ребенок старается защитить себя от сверх зависимости от матери, против её вторжения в его ego-автономию. В дальнейшем различного рода травмирующие ситуации,  болезни могут стимулировать оппозиционное поведение, которое становится психологической защитой  против потери самооценки, чувства беспомощности.
Самый быстрый способ обратить  на себя внимание ребёнка - говорить не больше, а меньше. В этом случае повышается вероятность, что он услышит то, что вы действительно хотите  до него донеси. 6 советов, чтобы вас внимательно слушали.
1. Будьте сами внимательным слушателем. Слушайте своего ребенка в два раза дольше, чем говорите.
2. Говорите вежливо.
3.Сначала обратите на себя внимание, а потом говорите. "Посмотри, пожалуйста, на меня  и послушай то, что я скажу".
4. Сделайте предупреждение. Иногда детям действительно сложно переключатся и он может не слышать вас. Установите временное ограничение: Мне понадобится твоя помощь через две минуты или "Я хочу с тобой поговорить через минуту. Пожалуйста , подготовься".
5. Понизьте голос. Вместо того чтобы повышать тон, понизьте его. Ничто не отбивает охоту быстрее, чем крик, поэтому поступите наоборот, говорите мягче и тише.
6. Говорите кратко и точно. Иногда достаточно одного слова: "Домашнее задание!","Уборка" (2,с.125-129).
В сквернословии детей нет ничего нового. Это служит чуть ли не обрядом посвящения для многих детей предподпросткового и подросткового возраста .
1. Установите границы дозволенного. Определите слова, жесты, богохульные выражения и шутки, которые вы считаете оскорбительными. Правило: "Если в чём-то сомневаешься - не произноси это"
2. Объясните, почему сквернословие неприемлемо. "Сквернословие может превратиться в привычку, от которой трудно избавиться"
"Стоит только начать сквернословить, и бранные слова будут легко врываться с твоих губ. Услышать их может кто угодно".
"Люди могут подумать, что ты плохо воспитан".
"Сквернословие оскорбительно для многих. Большинство людей не хотят этого слышать - это грубость"
" Люди могут подумать плохо о твоей семье"
"Значение некоторых бранных слов граничит с сексуальным домогательством или этническим оскорблением. Такие слова могут привести к серьёзным проблемам с законом"
3. Научите ребенка использовать приемлемые синонимы. Обычно сквернословием выражаю огорчение, шок или злость. Дети не знают приемлемых альтернативных выражений. Поиск замещающих слов, которые ни кого не оскорбляют расширит приемлемые альтернативные выражения у ребенка. Не забывайте хвалить ребенка каждый раз, когда он пользуется нормативной лексикой.
Установите за сквернословие штрафные санкции. Применяйте их спокойно и последовательно. "Вежливые люди так не говорят", "Ты знаешь правило. Я больше не хочу слышать такие слова" Помните в условиях привычки пора вводить соответствующие штрафные санкции.

Садистическое личностное расстройство характеризуется как жесткое, вызывающее унижение агрессивное поведение, с повторяющимся возникновением таких признаков, как,
например:
1). использование физической жестокости или насилия с целью установления доминирования в отношениях;
2).унижение людей в присутствии других;
3). получение удовольствия от психологического или физического страдания других (включая животных);
4). ограничение автономии (личной свободы) лиц, находящихся в близких отношениях с индивидуумом с садистическим личностным расстройством;
5). необычно жестокие методы воспитания и контроля по отношению к детям и другим зависимым лицам.
 
Для лиц с садистическим личностным расстройством характерно не только отсутствие какого-либо чувства жалости к жертвам, но, наоборот присутствует феномен "обратной эмпатии". связанный с целенаправленным вызыванием у жертв боли и ужаса.
 
Они тщательно разрабатывают тактику и стратегию своих действий.
Они старательно скрывают свои особенности и им удается часто притупить бдительность и ввести в заблуждение лиц, которые оцениваются как потенциальные жертвы.
Садистические личности вначале представляют себя в качестве лиц с совершенно противоположными чертами характера, такими внимательными, привязанными и влюбленными.
 
Очень часто они скрываются под маской слабости, хрупкости и беспомощности.
 
Садистические личности идентифицируют себя с имиджем киллера в образе отца и такого же чудовища в образе матери.
Таким образом происходит идентификация с холодным, жестоким, садистическим, социопатическим киллером, воспринимаемым в родителях, в каждом из них по-своему[3,c.264-269].
 
Жестокое обращение родителей со своими детьми- причина жестокости детей, и в этом сходство родителя и ребенка.
Когда родитель имеет черты жестокости и осознающий их,замечает сходные черты у своего отпрыска, у него возникает негативное отношение к ребенку.
Ответом со стороны ребёнка вначале обычно бывает попытка сближения.
Но, не встречая теплого отношения, ребенок постепенно отчуждается от родителя, становится агрессивным и выбирает адаптивную стратегию ухода.
Это еще один путь формирования агрессивных детей с антисоциальными тенденциями.
 У ребенка возникают такие же психологические проблемы, какие были или всё ещё есть у этого ребенка[А. Налчаджан. Агрессивность человека. СПБ.: Питер, 2007,c.515-516].
 
Садистские наклонности могут не реализовываться в действии, а воплощаться только в фантазиях.
 
Если женщинам свойственны фантазии нарциссического типа, то мужчинам - фетишиские или типа принуждения.
 
В действительности проявления садизма могут быть и у женщин, нередко достигающих наслаждения от созерцания унижений партнера, теряющего чувство собственного достоинства
 
[И.М. Кондаков. Психология иллюстрированный словарь. СПб.:Прайм-еврознак, 2007, с.508].
Термин садизм происходит от имени невменяемого маркиза де Сада (1740-1814), который подвергал свои жертвы истязаниям движимый  сексуальными побуждениями.
 В своих мягких формах садизм проявляется в обычаях сексуальной прелюдии, существующих во многих культурах. Важно различать временный, ли случайный интерес к садомазохистским действиям и садизм как парафилию (необычные объекты,ритуалы или ситуации). По данным опросов, примерно 5-10% мужчин и женщин периодически нравится участвовать в садистких или мазохиских действиях(Р.Карсон и др. Аномальная психология.М.: Питер, 2004,с.710).




Таким детям требуется коррекция  поведения.

М.Борба предлагает  четыре шага к избавлению от драчливости.
Воспользуйтесь следующими шагами как руководством, чтобы искоренить драчливость в ребенке.

Шаг 1. Введите правило абсолютной нетерпимости к дракам

Выберите время, чтобы спокойно поговорить о своем беспокойстве по поводу драк. Говорите серьезно и твердо, чтобы ребенок понял, что вам не нравится его поведение, и объясните, почему вы этого не одобряете. Если ребенок постарше, обсудите с ним возможные серьезные последствия такого поведения: телесные повреждения участников драки, неприятности, временное исключение из школы, плохая репутация, потеря друзей. Терпеливо выслушайте объяснения ребенка по поводу мотивов такого поведения. Не осуждайте, а просто выслушайте. Возможно, вы услышите о причинах, о которых не знали. Предложите помощь в разрешении серьезных проблем. Затем заявите о недопустимости драк и о штрафных санкциях, которые будут применяться, если он не прекратит драться: "Если я еще раз увижу, что ты бьешь сестру, ты перестанешь играть и отправишься на 15 минут в угол". Просмотрите в части IV перечень возможных штрафных санкций и выберите те из них, которые соответствуют возрасту и темпераменту ребенка.

Шаг 2. Научите ребенка приемлемым альтернативам

Сказанные ребенку слова, что драться нельзя, не подскажут ему, что же можно сделать вместо этого. Помогите ребенку найти подходящие средства, чтобы справиться со своими фрустрациями (Фрустрация (от лат. frustratio— обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, вызываемое невозможностью удовлетворить некую потребность или желание. Состояние фрустрации сопровождается различными негативными переживаниями: раздражением, тревогой, разочарованием и т.д. — Прим.ред.), не прибегая к драке. Придумайте вместе несколько приемлемых альтернатив: "Давай подумаем, что можно предпринять вместо драки". Затем выберите какой-либо вариант и обучите ему ребенка. Повторяйте его снова и снова, пока ребенок не научится. Вот несколько вариантов.
•     Разрядить свои эмоции на нейтральном объекте. Раздробить кусок глины, бить по подушке или наносить удары по подвесной груше.
•    Использовать формулу "Я хочу, чтобы...". Ребенок должен сказать, что он хочет от другого человека. Заявление должно быть направлено на возникшую проблему: "Ты взял мою игрушку, и я хочу, чтобы ты мне ее отдал". Обзывать и унижать недопустимо.
• Выражать свои чувства. Дети с ограниченными речевыми способностями могут сказать обидчику: "Я сержусь" или "Я очень и очень зол".
• Уединиться и успокоиться. Попросите ребенка помочь вам организовать ему место, где он может уединиться и успокоиться. Принесите туда несколько вещей, которые помогут ребенку вернуться в нормальное состояние, например книги, музыкальные диски, карандаши и бумагу, и поощряйте ребенка приходить туда, чтобы успокоиться.
•    Вовремя уйти. Порекомендуйте ребенку уходить каждый раз, когда он испытывает желание подраться. Это всегда безопаснее.

Шаг 3. Закрепляйте "мирное" поведение

Один из самых простых способов изменить поведение ребенка — это поймать его на хорошем поведении. Однако большинство родителей меньше всего пользуются этим. Каждый раз, замечая, что ребенок справляется со сложной ситуацией спокойно, выражает огорчение, не затевая драки, и держит себя в руках, отметьте его поведение и дайте понять, как вы цените его старания: "Я заметила, что ты был очень зол, но отошел в сторону, чтобы успокоиться. Это хороший знак", "Ты словами объяснил другу, что ты не в себе. Очень хорошо!". Помните, что дети будут стремиться повторять поощряемое поведение. Это также одно из лучших средств сделать желаемые поступки привычкой.

Шаг 4. Применяйте штрафные санкции, если ребенок продолжает драться

Итак, что вы предпримете, если ребенок продолжает драться? Остановитесь, глубоко вдохните и остыньте, прежде чем реагировать, а затем примените ранее оговоренные штрафные санкции. Не читайте нотаций и, самое главное, не бейте своего агрессивного ребенка, поскольку он может понять это так: "Ага! Взрослым можно драться, а детям нельзя!" Вместо этого возьмите маленького забияку за руки и скажите: "Нельзя бить людей. Тебе следует постоять пять минут в углу". Ребенку постарше твердо объявите: "Мы договорились, что драки непозволительны. Ты не будешь смотреть телевизор сегодня вечером". Ребенок должен послушаться. Если нет — штрафные санкции удваиваются.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Арнольд Голдштейн, автор книги Violence, inAmerica (''Насилие в Америке"), утверждает, что дети-драчуны стали в США привычным явлением. В 90% случаев родители в США периодически, a зачастую и регулярно, бьют детей. Больше всего достается трех- и четырехлетним. Однако для четверти всех детей физические наказания продолжают применяться и в более старшем возрасте.
План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Американская академия педиатрии недавно опубликовала тревожный факт: из 26 наиболее развитых стран самые агрессивные дети — в США. В чем причина этой тенденции? Как родители могут помочь детям стать миролюбивее?
Специалисты считают, что агрессивность — это приобретенное поведение. Где же ваш ребенок мог научиться агрессии? Подумайте о том, какой пример вы сами ему подаете. Насколько хорошо вы демонстрируете ребенку "спокойствие под обстрелом"? Как вы реагируете на стрессы и сложные жизненные обстоятельства, не проявляя агрессии? Как вы и ваш супруг (супруга) обычно реагируете на агрессивное поведение ребенка? Например, сохраняете ли вы спокойствие или кричите, критикуете, бранитесь, читаете нотации, шлепаете pro? Может быть, именно ваша реакция порождает агрессию ребенка? Если это так, что вы предпримете, чтобы изменить свое поведение и подавать ребенку пример спокойствия? Составьте план изменений и придерживайтесь его.
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.
1. Серьезно оцените агрессивное поведение ребенка. Как часто он ввязывается в драки или демонстрирует взрывное поведение? Отмечайте в календаре, когда это происходит. Обратите также внимание на время дня. Прослеживается ли система в месте, времени и детях, с которыми ребенок дерется? Проявляет ли он такое поведение еще где-нибудь? Если да, то поговорите с другими людьми, которые заботятся о ребенке.
2. Когда началось такое поведение? Что могло инициировать его? Составьте перечень возможных причин и перечитайте его. Что вы можете сделать, чтобы улучшить условия жизни ребенка и снизить вероятность стрессов и фрустраций?
3.  Обратитесь к шагу 1 и установите те или иные штрафные санкции за следующую драку. Продумайте, как вы объясните ребенку, что вас беспокоит и какие последствия его ждут.
4. Обратитесь к шагу 2. Что вы можете предпринять, чтобы помочь ребенку научиться заменять драку приемлемыми формами выражения эмоций? Выберите один или два варианта поведения, научите ребенка и возьмите на себя обязательство всячески поддерживать такое поведение до тех пор, пока он не перестанет драться.
5. Обратитесь к шагу 3 и продумайте, как вы станете поощрять дружелюбное поведение ребенка.
6. Будьте готовы к рецидивам драчливости. Чем дольше ребенок прибегал к дракам, тем больше времени потребуется для изменения такого поведения. Поэтому обратитесь к шагу 4 и подумайте, как вы отреагируете, если ваш ребенок опять подерется.
7.    Если в течение нескольких недель вы не заметите в поведении ребенка изменений к лучшему, обратитесь за помощью к специалисту.
1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия контроль. СПб. Прайм-Еврознак, 2001.
2. Борба М. "Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться". М.:Вильямс, 2005.
3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные расстройства. "Питер ". М. 2010.

Драчливость детей - причины и следствие
Материал
Зачастую родители невольно сами учат своих деток драться. Взрослые одергивают малышей, шлепают, тащат за руку, ставят в угол и т. д. Этим они показывают ребенку, что кто сильнее, тот и прав. Дети понимают, что все конфликты решаются только силой.

Что может дать порка? Поначалу кратковременный эффект: ребенок понимает, что то, что он сделал – нехорошо. Но детская психика так устроена, что со временем «урок» вызывает привыкание, порка принимается, как нечто обыденное и ребенок не реагирует на побои. Это распаляет родителя и тут важно вовремя остановиться и подумать: «А может применить другой метод воспитания?». Взрослым хорошо бы посмотреть на себя со стороны – огромный человек дергает трех-четырех летнего малыша за тоненькую ручку, огромной ладонью шлепает по попе или по затылку… Картина совершенно неприглядная.

Есть другие способы заставить малыша не драться. Прежде всего, взрослым надо обратить внимание на себя, свое поведение. Постараться при ребенке не ругаться, не повышать голос, быть спокойным и рассудительным. Мир и гармония в семейных отношениях воспитывает в детях добрые качества. Главное, не допускать «двойных стандартов» и не лгать.

Необходимо пытаться говорить с ребенком. Объяснить ему, что помимо кулаков, есть другие способы решения конфликта. Пусть ребенок выскажет, почему он так поступает. Возможно, из его слов родители поймут, что он сам обижен, поймут причину обиды. Тогда проще будет устранить эту причину, тем самым «высушить» обиду у ребенка и он сам прекратит обижать других детей.

Разговаривая с ребенком, необходимо объяснить ему, что чувствуют обиженные дети, как им больно и неприятно. Дети в раннем возрасте еще не понимают, что такое обида. Спокойно объясняя чувства обиженного, взрослые преподадут своему ребенку первые уроки сострадания и сочувствия. Обычно у детей возникают конфликты из-за игрушек. Надо помочь малышу научиться общаться с другими детьми. Это возможно сделать, предлагая своему ребенку вместе поиграть с другими детьми его игрушками.

Научить детей бесконфликтному общению трудно, но возможно. Ведь дети в возрасте 3-4 лет очень хотят общения с другими детьми, только не умеют этого делать. Задача родителей научить своего ребенка гармонично жить в социуме и тогда не придется краснеть, увидев, как ваш малыш колотит другого малыша. Да и чувствовать себя учителем всегда приятнее, чем быть садистом.

Агрессивные дети
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/agressivnye_detiе дети

Автор статьи Е. Смирнова
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивый ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В психологических исследованиях выявляется и описывается уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень эмоционального напряжения и фрустрации и т. д. Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В одной и той же семье в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам.
Возрастная и ситуативная агрессия у детей принимает разнообразные формы. Это может быть оскорбление сверстника (дурак, идиот, жиртрест), драка из-за привлекательной игрушки или ведущего места в игре. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Например, мальчик толкает девочку в бассейн и смеется над ее слезами, или девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями. Физическая боль или унижение сверстника вызывает у таких детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Подобное поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.
Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства дошкольников. В то же время некоторые дети проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в следующем: в высокой частоте агрессивных действий, преобладании прямой физической агрессии, наличии враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели (как у остальных дошкольников), а на физическую боль или страдание сверстников.
В соответствии с этими признаками можно выделить группу дошкольников с повышенной агрессивностью. Исследования показали, что агрессивные дети практически не отличаются от своих миролюбивых сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Такое отношение нельзя свести к недостатку коммуникативных навыков (заметим, что многие агрессивные дети в ряде случаев демонстрируют вполне адекватные способы общения и при этом проявляют незаурядную изобретательность, придумывая разнообразные формы нанесения ущерба сверстникам). Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага.
Агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, они приписывают другим враждебные намерения и пренебрежение к себе. Такое приписывание враждебности проявляется в чувстве своей недооцененности со стороны сверстников, в приписывании агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций, в ожидании нападения или подвоха со стороны партнера.
Все это говорит о том, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Однако агрессивные дети существенно различаются как по формам проявления агрессии, так и по мотивации агрессивного поведения. У одних детей агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников. У других агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего - получить желанный предмет) и имеют более жесткие и устойчивые формы. У третьих преобладающей мотивацией агрессии является «бескорыстное» причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия. Отметим нарастание частоты и жестокости агрессии от первой группы к третьей. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.
Все они проявляют низкий интерес к сверстнику, неадекватные реакции на успехи другого (злорадство при его неудачах и протест против его достижений) и неспособность бескорыстно поделиться или помочь другому. Подобный тип отношения к сверстнику оказался не связанным ни с уровнем развития игры, ни с самооценкой, ни с реальным положением ребенка в группе сверстников. По-видимому, в основе такого отношения к другим лежит фиксированность ребенка на себе, его внутренняя изоляция от других.
В мире и в других людях такой ребенок видит прежде всего себя и отношение к себе. Другие люди выступают для него как обстоятельства его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребенку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие.
Очевидно, что такое мировосприятие создает ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает все большее противостояние и отделенность от других. Степень такого восприятия враждебности может быть различной, однако ее психологическая природа остается той же - внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть собственный мир другого человека.
В то же время в дошкольном возрасте еще не поздно предпринять своевременные меры для преодоления этих тенденций. Эти меры должны быть направлены не на безопасный выход агрессии (эмоциональный катарсис), не на повышение самооценки, не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других.
Другие проблемные формы отношения к сверстникам
• Обидчивые дети
• Застенчивые дети
• Демонстративные дети
Особенности детей с проблемами в поведении
Несмотря на различия в проблемном поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные причины. В общих чертах суть этих психологических проблем можно определить как фиксацию ребенка на оценке себя. Причем проблемы этих детей заключаются не в уровне их самооценки и даже не в степени ее адекватности. Самооценка этих детей может быть чрезмерно завышенной, средней или заниженной; она может соответствовать реальным достижениям ребенка, а может существенно расходиться с ними. Все это само по себе не является источником личностных проблем.