О радиальных колебаниях...

Борис Гуляев-Бегом
                Дополнение


   Этот опус «О радиальных колебаниях плотности в упругой среде» был написан мной в декабре 1983 года, вскоре после нахождения модели колебательной динамики «дыхания вакуума», которую связал с частицей протон (22 ноября 1983 г.). Это первый опус, который я решился, попробовал вынести на суд учёных. Но так как в нём не было никакой математики, лишь умозрительные рассуждения, то учёных он не заинтересовал. Честно сказать, я не готовил себя к жизни учёного, в молодости и юности не думал, что придётся заняться вопросами, требующими серьёзной, основательной математической подготовки. А вот поди ж ты!.. Конечно, с моей стороны было большим авантюризмом, безрассудством – лезть в темы физики, и какой физики!.. Но, тому были причины, о чём говорить тут не стану. Когда принимал решение об «уходе в науку» (дек. 1982 г.), я не ставил себе целью – делать какие-то открытия, находить новые пути и решения, нет. Просто, хотелось разобраться в проблемах естествознания, понять его сложности, а ведь это можно делать, как я думал, и без знания высшей математики. Хоть справедливо говорят, что математика – язык физики, но для понимания качественной стороны явлений и процессов природы, знание языка математики не столь важно. Никто не мыслит формулами, уравнениями; мыслят образами, моделями. К тому же, по своему ментальному складу, я быстрее «лирик», чем «физик».

    Никогда точные науки не были предметом моего интереса. Но сама живая природа, её тайны и загадки, глубина звёздного неба, меня волновали всегда, с ранних лет. Так как рос без семьи, в казённых заведениях, то рядом никогда не было тех, с кем бы мог говорить о своих интересах, мыслях. Ответы на вопросы пробовал искать сам. Перед «уходом в науку» у меня был, как теперь его называю, двухлетний подготовительный период: с декабря 1980 года по декабрь 1982 года. Он очень мне помог, так как создал задел и дал общее представление – с чем придётся иметь дело. Чувствовал в себе большие силы, казалось, нет такой темы, в которой не смог бы разобраться. В конце декабря 1979 года отслужил в армии, вернулся домой, и с начала января 1980 года стал работать по профессии в нашем городе, на междугородной телефонной станции. Три года, помимо работы, ушли на поиски точки приложения силы. И в декабре 1982 года эта точка приложения силы нашлась, но трудно, мучительно. Ведь ещё летом 1982 года я начал учёбу на подготовительном курсе исторического факультета нашего педагогического института! Но вовремя одумался, интересы физики перевесили.
   
   В своих откликах читатели меня иногда сильно критикуют, вплоть до личных оскорблений. Но к этому я был готов, иначе и не бывает, когда «подставляешься». Я сам понимаю свою уязвимость, то, что есть за что критиковать, строить насмешки и даже оскорблять. Во всяком случае, те, кого раздражают мои опусы – пожалуйста, не читайте, берегите нервы; прокляните автора, пропойте анафему и забудьте. Будут читать другие, которые умней и мудрей, и которые понимают, что физика – это не только то, что «я знаю» и что есть в книгах, но и опричь того. И в опусах дилетантов и самоучек можно встретить иногда то уникальное, чего не встретишь и в самых продвинутых научных журналах…

17.11.2022 г.


                * * *



            О РАДИАЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЯХ ПЛОТНОСТИ В УПРУГОЙ СРЕДЕ   

   Этой небольшой статьёй я попытаюсь заполнить  тот  пробел  в  нашем  естествознании,  касающийся  процессов  радиальных  колебаний  плотности в сплошных упругих средах. Вероятно, эта тема заслуживает более серьёзного рассмотрения, но мне придётся  ограничиться  в  силу  некоторых  причин лишь общим изложением вопроса.
   В качестве упругой среды  мы  возьмём наше пространство или, как сейчас говорят, физический вакуум. Быть  может,  главной  причиной  тому, что вопросы, касающиеся  процессов радиальных  колебаний  плотности в упругих средах,  не  находили  себе  места в  научной литературе, была та, что подобные  процессы  уникальны  и  возможны  лишь  в  единственной среде с уникальной структурой, а именно, физическом вакууме. И  прежде чем  перейти непосредственно к радиальным колебаниям, остановимся  на структуре пространства. Но позволительно спросить: почему  вы  называете  пространство  упругой средой,  и откуда  вы  взяли, что вакуум  обладает  свойством  изменять свою плотность? Во-первых,  то, что  пространство имеет  реальную физическую сущность,  не  меньшую, чем  воздух,  было  установлено  ещё в начале  нашего века,  когда  естествознанию  под  напором  опытных  фактов пришлось отказаться  от  гипотетического  эфира,  оставив  только  его физические  свойства,  и  наделить  ими  само  пространство.  Во-вторых,  именно  благодаря  изменению  плотности  физического  вакуума  возможны  колебательные процессы в нём. И если уж  говорить утилитарным  языком,  именно благодаря изменениям  плотности  пространства  мы  можем  слушать  радио и смотреть телевизор за сотни  и  тысячи километров от передающих антенн.  В этом  смысле хорошим  аналогом  может быть разговор двух  людей,  где голосовые связки одного выполняют  роль антенны, воздушная среда,  изменяющая свою плотность вследствие вибрации  голосовых  связок –  роль  физического вакуума,  а  ушные  перепонки  второго  собеседника –  роль  приёмника.
   Итак, о структуре пространства. За  исходные  пункты  изложения возьмём три понятия: точка, бесконечность и движение. Точка – понятие не имеющее никакого содержания   кроме  протяженности  бесконечно  малой  величины. Бесконечность  также  понятие не  имеющее   никакого  содержания   кроме протяженности  бесконечно  большой  величины.  Человек, появившись   на свет  и  оказавшись  между двумя  этими  крайностями, поневоле приносит в бесконечность свой  масштаб  и  относительно его вынужден  рассматривать понятия  точки  и  бесконечности. Теперь точка выступает  не  как  имеющая бесконечно малую размерность, а  как  масштабная  точка. Масштабная точка представялет  собой  совокупность  концентрических  колец,  где  каждому  кольцу соответствует  свой  относительный  масштаб.  При  бесконечном  увеличении  радиуса  колец  масштабной  точки,  размерность  её  стремится  к  бесконечно  большой  протяженности,  т. е.  к   реальной  бесконечности.  При бесконечном  уменьшении  радиуса  колец   масштабной   точки,  размерность  её   стремится  к  бесконечно  малой величине,  т. е.  данной  изначально  точке.  Уже  в   этих   рассуждениях  мы  прибегли  к  понятию  движения,  когда  употребляли  слова «увеличение» и «уменьшение», показывая  тем  самым  динамичный характер точки, но этим  движение  себя  ещё не  исчерпывает,  ведь  наше  пространство  трёхмерно. Движение точки  даёт  прямую,  движение  прямой  –  плоскость,  движение плоскости – объём. Образованный движением точки, прямой и плоскости объём  и  будет  как  раз  тем  трёхмерным  пространством,  о  котором идёт  речь.  Потому  как  мы  говорим о нашем  реальном  пространстве, то примем  сразу  размерность  полученного  объёма   равную   бесконечности.   Вместе с  тем  оно однородно  на  всём  протяжении.
   По структуре своей образованный  объём  непрерывен, но в том нет ничего нелогичного, если мы будем  рассматривать его  как совокупность бесконечного  множества  масштабных  точек, и, стало быть, характеристики  и свойства пространства  будут определяться характеристиками  и  свойствами  точек.
   Рассмотрим  один  несложный  опыт.  Возьмём  два  шарика, закреплённые на концах одной пружинки. Первоначальное  положение  шариков будет  соответствовать состоянию  нулевой  плотности,  иначе  говоря, состоянию покоя. Будем  сближать  шарики,  нарушим  состояние  нулевой  плотности. По мере сближения  силы  упругости  пропорционально  возрастают. Резко прекратим  сближение.  Шарики  устремятся  к  своему  первоначальному  положению, но по инерции  переходят  его, создавая  неустойчивое состояние деформации  расширения. Возникнет  колебательный  процесс с  определённой частотой. Через  некоторое  время  колебания  системы  затухнут.  Повторим  опыт  несколько раз, сближая  шарики на различные расстояния, уменьшая  его  раз от раза. Во  всех случаях частота  колебаний  оставалась прежней, а длительность их  увеличивалась.   Отсюда  можно  сделать  вывод:  длительность колебаний  прямо пропорционально зависит от величины деформации. 
   Вернёмся  теперь к  нашему  пространству  и  рассмотрим  подобный  опыт  на  примере  двух  соседних  масштабных  точек. Однако заметим, что между двумя  соседними  масштабными  точками  лежит   такая  же  бесконечность, как между единицей  и  двойкой. Бесконечность расстояния между масштабными точками есть бесконечная  последовательность  масштабов. Из сказанного вытекает совершенно  справедливое  утверждение: две  соседние  точки могут бесконечно сближаться,  но никогда  не  сблизятся. Изменение расстояния  между точками  есть  последовательная  смена  масштабов: сближению точек соответствует  последовательная  смена  крупного масштаба  на  более мелкий; удалению точек  наоборот, смена  мелкого масштаба  на более крупный. Изменению расстояния  между точками, в свою очередь,  соответствует изменение плотности между ними: сближению  точек  соответствует  деформация сжатия, удалению точек – деформация расширения.
   Из сказанного следует: структура  масштабных  точек  не накладывает  никаких ограничений  на величины  изменений  плотности, т. е. плотность между ними может изменяться в бесконечном диапазоне. Согласно нашему опыту с шариками,  при величине деформации  точек, стремящейся  к  бесконечности, длительность колебаний соответственно стремится к бесконечности.
   Мы рассматривали  две  точки  как  бы  выделенные из бесконечности пространства,  не пренадлежащие ему.  Теперь  же  обратимся  к  пространству в целом. Понятно, что деформация положения двух  точек в  какой-нибудь области  приведёт  к  колебательному  процессу  этих  точек,  но  теперь  же  от  места  колебания в бесконечность должны  распространяться  возбуждаемые волны. Согласитесь, если  мы будем  разбирать  колебания  и волны в непрерывной трёхмерной среде  на примере двух  точек,  представить  нам  это будет довольно сложно, да и невозможно, тем  более что  точки  мы  используем  только  как  вспомогательное  средство. Уже  в  силу  этой  причины  мы  должны  перейти  к  единственно  возможному  виду локальных  колебаний  в сплошых однородных средах, а именно – радиальным. 
   Для  того  чтобы  легче   было  мысленно представить  себе   радиальные   колебания   плотности,  воспользуемся  чёрно-белым непрерывным спектром. Покоящемуся  пространству усреднённой  плотности будет  соответствовать сплошной однородный фон серого цвета.  Изменениям  же  плотности: деформации сжатия  и  деформации  расширения соответственно потемнение и посветление серого фона.
   Выделим в некоторой области нашего бесконечного объёма условную сферу. Почему сферу, а  не куб  или  тетраэдр? Это можно объяснить, основываясь на хорошо известном  нам  явлении  распространения  сферических  волн от  источника  в  однородных  средах. Теперь  представим,  что  усреднённая плотность в окрестностях  условной сферы была равномерно деформирована  какими-то силами  и  сместилась строго радиально к центру сферы. В центре обнаружится потемнение серого фона, тогда  как  к  периферии  сферы  и далее  произойдёт  посветление фона. Деформация  плотности, когда силы прекратили своё действие, повлекла  за  собой  колебательный    процесс.  Период  потемнения  в  центре  сферы  сменится  периодом  посветления, иначе  говоря, фаза сжатия  сменится фазой расширения. Колебания плотности в локальной области  неизбежно  возбуждают  сферические волны, которые, удаляясьв бесконечность, «поляризуют» всё больший  и больший объём пространства. Если  процесс радиальных  колебаний  не поддерживать, он вскоре затухнет, как  и  возбуждаемые волны  по мере удаления. Графически  процесс затухания  можно изобразить  нисходящей  концентрической  спиралью.  Установится  вновь состояние покоя,  соответствующее усреднённой  плотности,  иначе,  установится  вновь  однородный  серый фон. Спроецировав условную сферу на плоскость  и  прибегнув  к  средствам                мультипликации,    эту  картинку  можно  сделать  динамичной  и  гораздо нагляднее. Вернувшись  к  опыту   с  двумя   масштабными точками  и  опираясь  на его вывод,  можно сказать: если величина  деформации   плотности  в  локальной  области  будет   эквивалентна   бесконечности  объёма, длительность радиальных  колебаний  плотности  в  данной  области  будет бесконечна. 
   В заключение  сделаю  два  замечания.  Первое  касается  характера  возбуждаемых волн, второе – скорости радиальных  колебаний  и скорости распространения волн.
   В физике  известно два вида  волн: продольные  и  поперечные. Вид  волны определяется направлением вектора колебания частиц среды, в которой  распространяется волна. Если вектор  колебания  частиц  направлен  вдоль  распространения  волны, волна  называется  продольной, если  же  поперёк  распространения, то поперечной.
   В нашем случае возбуждаемые волны,  как  и  сам  радиальный осциллятор,  относятся  к  продольным  волнам.   Вектор  колебания  условных  точек  направлен вдоль распространения волны. 
   Скорость,  иначе, частота  радиальных  колебаний  плотности  в  локальной  области есть величина  постоянная,  независящая  от  величины  деформации  упругой  среды. Скорость же распространения  возбуждаемых  волн  определяется  скоростью радиальных колебаний  и является вполне определённой  и неизменной. Прибегая  к  аналогии  со звуковыми  волнами, заметим, что  их скорость распространения  не изменится  от  того,  насколько сильно голосовые связки деформируют воздушную среду.
   Можно  надеяться,  что  изложенная  здесь  модель  процессов  радиальных колебаний  плотности в упругой среде, скоро  найдёт  себе  применение в физике,  и с успехом.



         Декабрь 1983 г.