Свекровь и сноха...

Луиза Такур
 Я уже давно перестала удивляться регулярным статьям в газетах о самоубийствах снох в индийских семьях. Удивление переросло в злость.

В Газетах то и дело пишут о том, что такая то такая : облила себя керосином и сожгла себя заживо  не выдержав натисков семьи мужа или повесилась на вентиляторе на собственной дупате ( национальный широки и длинный шарф) или выбросилась из окна, выпила яд и т.п.

Естественно начинается расследование, арестовывают всю семью мужа, сажают на длительный срок. Но это не останавливает свекровей потешаться над снохами, унижать их. И это происходит не только в деревнях и глубинках, но и в мегаполисах вполне цивильных совместных семьях ( join family).

Мало того, что свекровь подминает под себя сноху , так над бедной женщиной издевается все члены семьи, зачастую такая же "соратница по горю" , т.е. старшая сноха встает на сторону семьи и от души изводит молодую...

Бесхарактерные? Не могут за себя постоять? Могут, им могут помочь их собственные родители, они могут обратиться в полицию, подать на развод, но мало кто к этому прибегает. В основном все молчат и терпят, в будущем забыв о своих унижениях становятся такими же монстрами-свекровями уже для своих снох и отыгрываются по полной!

Везёт тем, кто живёт отдельно от родителей мужа, в таких случаях у семьи мужа меньше шансов на измор снохи. Также очень много зависит от самих мужей, не все встают на защиту супруги, поддерживая родителей, верят всему, что наговаривает на жену, мать. Родители-это святое!

Также зависит и от родителей женщины, как они поведут себя, на сколько они имеют вес в обществе...Есть такие, которые поддержат и защитят дочь не смотря ни на что - ни на позор перед обществом, ни на потраченные деньги на свадьбу и приданое, они  заставят подать на развод если не смогут по хорошему  образумить зятя и его семью.

Многие родители  даже не подозревают , что происходит в семье дочери , потому что дочки молчат, боятся признаться , что живут в аду , жалеют родителей, которые вложили в этот брак все сбережения, многие после свадьбы все еще выплачивают долги.

Взаимоотношения между свекровью и снохой злободневная и больная тема всей Индии. Много дебатов на эту тему, статей, созданы фонды и организации  по защите женщин попавших в такую ситуацию. В кодексе имеется статья , в тюрьмах отсиживают свои сроки свекрови и другие члены семьи причастные к измождению и издевательству снохи.

Но ничего не останавливает индийцев и они продолжают издеваться над молодыми снохами. Не все! Есть, которые отказываются от приданого, не требуют ничего от семьи молодой женщины вошедшей в их семью, в таких семьях взаимоотношения здоровые.

У моего мужа был знакомый Рамиз , они жили по соседству. Когда мы только переехали в Бомбей, муж мне все уши прожужжал , что у Рамиза жена русская и я должна обязательно с ней познакомиться. Повод для знакомства представился быстро, русская жена Рамиза родила второго сына и нас пригласили на торжество.

Мы приехали в дом знакомого мужа и столкнулись с ним на лестнице.
- Привет, ты говорил, что твоя жена мусульманка, - спросил Рамиз у моего мужа пристально меня рассматривая. Слава Богу в тот день я была одета в брюки и кофту с длинными рукавами.
- Да, мусульманка, познакомьтесь , - ответил мой муж и представил нас друг другу, - Надеюсь они с твоей женой подружиться, все таки обе с одной страны...
- Не думаю...- ответил Рамиз, - твоя супруга работает? Мусульманскую одежду я вижу не носит ?
-Да, работает и не носит мусульманскую одежду , - ответил мой муж.
- Ты брат извини, но дружбы у них не будет! Испортит твоя жена мою супругу. - Сказал Рамиз, весь этот разговор про меня  они вели , когбуд то бы меня рядом нет. Есть такая привычка у индийцев.
 
Заходить во внутрь уже не хотелось, но пришлось раз уж пришли. Меня провели в комнату забитую женщинами одетых в чёрные бурки, правда лица были открытыми. Мне тяжело было различить среди них свою землячку, индийские мусульманки обычно имеют светлую кожу и часто голубые или серые глаза.

 В углу сидела молодая девушка с ребенком на руках, я поняла, что это и есть русская жена  Рамиза. Я подошла к ней и вручив подарок , поздравила её с рождением малыша на русском языке. Она опустила глаза и ответила мне на хинди. Я продолжала знакомиться на русском , она очень тихо отвечала на хинди, я сказала ей, что хинди не понимаю, ожидая ответ на русском, но она замкнулась в себе.
 
Пришли другие женщины и я покинула комнату, а затем и квартиру. Мужа встретила там же , где и оставила, на лестничной площадке, он всё еще разговаривал с Рамизом и ещё одним  молодым парнем. Мы попрощались и ушли.

Муж сам был удивлён на реакцию своего знакомого. Сказал, что Рамиз всегда был цивильным и абсолютно не консервативным парнем, что с ним случилось?
Видимо женившись даже на иностранке с которой они познакомились через интернет, он поменял свои взгляды или же  консервативность и строгие жизненные принципы   всегда были в нём, но он их тщательно скрывал от друзей и знакомых? В общем дружбы не получилось.

Будучи еще в Дели, к мужу на два дня приехали  его друг с супругой, Раджу и Сония. Мы быстро сдружились, мне очень понравилась эта пара -простые ,  веселые и в доску свои. После переезда в Мумбай мы продолжали дружить, не так тесно, но часто встречались в каком ни будь кафе, с Сонией мы пару раз занимались шопингом, она мне показывала где находятся  те или иные  магазины тогда еще в новом для меня городе.

Потом наши встречи  резко прекратились. С Раджу мы также часто встречались, он всегда был один, без супруги, с Сонией мы только говорили по телефону. Я даже стала подозревать , что они развелись...Пока мой муж не объяснил мне, что приехала мать Раджу, которой не было больше года, она гостила у младшего сына в Америке.

Как то мой  муж предложил заехать к Раджу и Сонии.
Раджу всё еще не оправился от перенесенной операции по удалению грыжи и мы купив корзину с фруктами без предупреждения нанесли визит больному.

Если Раджу также шутил и был своим в доску, то Сонию я не узнала. Она была одета в национальную одежду, до этого дня я ее видела  только в джинсах и футболках. От цветущей Сонии не осталось и следа, она выглядела забитой и испуганной , постояно молчала и выполняла требования свекрови : дай-подай-принеси-убери.

Свекровь Сонии  устроила мне допрос : кто я, откуда, кто родители, чем мои родители занимаются, как познакомилась с мужем и всё в таком роде. В конце она обращаясь уже к моему мужу спросила :
 - Наверное твоя мать на седьмом небе от счастья, что ей прислуживает иностранка?! - и зло посмотрела на Сонию, коротая в тот момент убирала со стола, - А мне вот не повезло! Сколько не учу ТЕБЯ СОНИЯ ....- и уже криком, - У тебя, что руки не с того места растут?! Тупица! Говорила же, принеси поднос и уложи на него грязные чашки...

Мы ушли под впечатлением, т.е. я была под впечатлением, муж же даже не обратил на всё это. Мне было жаль Сонию, у меня перед глазами были ее трясущиеся руки, когда свекровь кричала на неё. Это были абсолютно две разные женщины, та Сония с которой я познакомилась и дружила и эта под каблуком у свекрови. Неужели Раджу не видит всего этого? Кошмар...

Как то по телефону Сония мне сказала : "Я так рада, что у меня дочь, а не сын! Иначе я бы взяла грех на душу и отравила бы жизнь своей снохе в отместку..." . А то, что дочь может попасть в такую же ситуацию она не думала....

После того, как мы с мужем зарегистрировались, он меня спросил:
- Ты сможешь жить под одной крышей с моей матерью и сестрой ( Сангита еще не была замужем) ?
Я довольно грубо и резко ответила отказом, зная их индийские не писанные традиции измываться над снохой и  зная свой характер, я боялась ВОЙНЫ. Хотелось жить спокойно.
Войнушка конечно была, но на расстоянии переносить было легче.

Есть у меня знакомая Прити, карьеристка которая мечтала всю жизнь прожить в одиночестве и посвятить свою жизнь только работе. На неё наседали родители, многочисленные родственники, но она всё решив для себя отказывалась выйти замуж. Постепенно от неё отстали, но ... к ней неожиданно пришла любовь! Забыв о своих принципах она быстренько познакомила своего возлюбленного с семьей, те в свою очередь не посмотрев на то, что молодой человек не той религии и касты, дали согласие на брак, лишь бы дочь не передумала, а то перед людьми стыдно...

 Также получили согласие и благословление на брак и от семьи жениха. Единственная проблема была в том, что Прити придётся жить с семьей мужа.

С самого начала совместной жизни, свекровь решила взять вверх над снохой, на помощь призвала старшую сноху. Все жили под одной крышей. Но они не рассчитали силы, Прити оказалась не промах и стала сразу же давать отпор . Подомнуть себя она не дала, война шла долго и нудно, муж правда встал на сторону жены не сразу, но быстро понял, что Прити не из тех, кто ради любви будет терпеть все выпады свекрови и стал поддерживать супругу.

Через год совместной жизни они правда переехали жить отдельно, сняв квартиру недалеко от свекрови, но за прошедший год Прити сумела вымуштровать семью мужа и подомнуть под себя. Мало того, старшая неработающая сноха ежедневно готовит пищу на две семьи, Прити за плитой не стоит.  Главным аргументом было то, что Прити неплохо зарабатывала вкладывая половину суммы в казну семьи, еще сыграл фактор кастовости, род Прити принадлежал к высшей касте - Брахминам.   

Такие случаи единичны, но к великой радости есть. 

Вместо эпилога...

  Моя мама поздно ( в 28 лет) вышла замуж за узбека из консервативной семьи, мой отец был единственным в семье, кто говорил по русский лучше , чем на узбекском. Мама часто повторяла, что ей повезло в отношении свекрови, а точнее: при виде моей мамы, партийного работника , директора завода с сигаретой в зубах и английском костюме, юбка которого была чуть выше колен, моя бабушка, свекровь мамы умерла от инфаркта сразу же после знакомства с будущей снохой. От этого моя бабуля скончалась или нет, неизвестно...но вину взвалили на маму, все родственники хотели сожрать ее с потрохами, но не вышло, мама со своим характером поставила их всех по стойке "смирно", со временем они стали ее уважать и советовались с ней по любому поводу.
  Характером я пошла в маму... немного недобрав всего её железного характера , который мне бы не помешал в Индии


Photo from internet.