Мёртвые души. Почему Гоголь сжёг 2й том

Юрий Лазин
Н. В. Гоголь был слишком талантлив, для того, чтобы о нём можно было забыть.


Тот, кто говорит, что произведение Н.В.Гоголя «Мёртвые души» понравилось ему во время  изучения в советской  школе, мягко говоря, ошибается, а если нет, то лицемерит. Для того, чтобы оно действительно понравилось, нужно знать историческую подоплёку произведения, а об этом никогда в школьной программе не говорилось. Что же это за подоплёка?

Во времена Николая Васильевича крестьянское население на Руси, в среднем, переписывалось раз в пятнадцать лет. Когда и в 20. Называлась эта перепись – ревизская сказка. Почему ревизская? А потому, что такая перепись давала основание правительству взимать подушный налог за каждого трудоспособного крестьянина, который приносил прибыль своему помещику. Поскольку начало трудоспособности крепостного крестьянина определялась  возрастом с 15 лет, то и ревизские сказки осуществлялись через 15 лет. Переписывались все крестьяне с 15 лет и старше. Такая постановка дела явилась следствием ещё петровского времени, когда Пётр 1 заменил подворовый налог, на подушный. Для подсчёта дворов в переписи населения не было необходимости. Дворы нетрудно было посчитать. Но крестьяне зачастую строили своим оженившимся сыновьям избы в своих дворах. Чтобы налог платить не с нескольких дворов, а с одного. Эту «спекуляцию» и пресекла регулярная перепись населения. Вот только налоговые службы не учитывали естественной убыли населения. В течение очередных 15 лет крестьяне умирали, а  помещики продолжали платить за них полноценный налог до следующей ревизской сказки, которая и устанавливала естественную убыль. Правительству такая постановка дела была выгодна. Правительство знало, сколько денег соберут чиновники в год. Помещикам было не выгодно платить налог за умерших мужиков, но за подросших мальчиков платы не требовали. Так, что помещик в убытке не оставался. Но, понятно, что он был заинтересован любой ценой избавиться от своих мёртвых крестьян, чтобы не платить за них налоги. Появление Чичикова должно было быть воспринято помещиками, как спасение от ненужных растрат, да ещё с прибылью. Чичиков за умерших крестьян ещё и деньги давал. Любой нынешний бизнесмен сразу бы это понял, но избалованный халявой помещик, который не особо вникал в дела, проявлял себя по разному, что и описал великий писатель. Помещики думали про себя: а не дурит ли нас этот столичный хлыщ? А может мёртвые души нынче в цене?

Для чего же нужны были мёртвые души Чичикову? Об этом в школьной программе если и упоминалось, то так вскользь, что понять это было нельзя. При изучении "Мёртвых душ" почти всегда всё внимание уделялось изучению гротескных образов помещиков. Но вся ирония писателя становится понятной только тогда, когда понимаешь, в чём суть действий Чичикова и посещаемых им помещиков.  Чичиков, прекрасно понимая, что до следующей ревизской сказки купленные им умершие крестьяне будут считаться живыми и он сможет получить земли на Кавказе. Правительство российской империи вело победоносную войну на Кавказе и землю раздавало Помещикам, способным их осваивать силой своих крестьян. Ещё озвучивалась возможности получить землю под Херсоном. Вот Чичиков и хотел получить много земли, предъявив купчие на крестьян. Вы спросите, что делать с этими землями? Понятно, что ни продавать их, ни тем более пахать, Чичиков не собирался.  Он рассчитывал  взять в банке огромную ссуду под залог своей собственности. В банке он собирался представить бумаги на земельные угодья и купчие на крестьян. Что бы было потом? А потом он уехал бы за границу и забыл бы о кредите, благо выправить новый паспорт на чужую фамилию не составляло в те времена никакого труда. На родине о Чичикове вспомнили бы только тогда, когда пришло бы время платить подушный налог.  Подняли бы купчие и стали бы разыскивать помещика-недоимщика, но ни его, ни его крестьян, которых можно было бы отобрать по суду и продав на аукционе погасить задолженность, уже бы не нашли.К слову сказать, в России тех лет около 2х третей помещичьих хозяйств, вместе с крепостными крестьянами, были заложены помещиками в государственном банке. То есть в царском. Царь, разорившихся аристократов не выгонял и терпеливо ждал возврата долгов. А как же? Опора монархии.

Один из авторов "проза.ру", В. Телухова добавила к этому версию, о которой я не знал. Речь идёт о том, что во время описываемых Гоголем событий, царское правительство активно раздавало земли в Крыму. Поскольку Крым был завоёван и нужно было сделать так, чтобы там появилось русское население. Понятно, что земли раздавались по смешным ценам, но только тем помещикам, кто имел достаточно крестьян для освоения полученных земель. Валентина Телухова утверждает, что мёртвые души нужны были Чичикову для приобретения крымских земель с целью дальнейшей перепродажи. Мошенничество, конечно, но вполне себе законное. Эта версия, возможно, даже более реальная, чем предыдущая. Но Крым осваивался гораздо раньше описываемого Гоголем времени.

Почему Гоголь не дописал «Мёртвые души»? Скорее всего, публикация второй части произведения подвигла бы многих авантюристов последовать примеру Чичикова. И ведь многочисленная аристократия вполне могла воспользоваться Чичиковской схемой. Возможно, что и пользовалась. Писатель сам мало что придумывает. Чаще из жизни берет. Николаю Васильевичу на это указали и он, как человек порядочный, решил не усугублять и без того не простую ситуацию в стране.

Но сохранились черновики 2й части романа. В них встречается описание некоего помещика Платонова, который серьёзно занялся сельским хозяйством и в 10 раз увеличил урожайность. Может быть, я и не прав и Гоголь хотел показать читателям положительный пример в пику мошенничеству Чичикова? Ведь хорошая работа выгоднее мошенничества. Только не царское это дело.

Почему в советские времена не раскрывалась подоплёка романа? Слишком многому мог научить этот роман советского, неискушённого читателя. Построение налоговых схем, суть собственнических отношений. Не нужно это было стране Советов, где люди были лишены частной собственности. Зачем им задумываться об этом? Да вот беда, писатель великий. Нельзя не упомянуть о славном труде его жизни. И пошли заказные комментарии к «Мёртвым душам», чтобы не сделал кто-нибудь неправильный вывод из романа, невзначай. А во времена первого издания романа его содержание было настолько понятным людям, что он стал бестселлером.

Советская идеологизация, между тем, закончилась. Нынешние молодые люди уже знают, что такое собственность. Махинацией Чичикова их вряд ли удивишь. А помещичьи типажи, описанные Николаем Васильевичем, внешне слишком  устарели. Найти в них себя под силу только тем современникам, кто обладает юмором и наблюдательностью.  Опять же не для всех открыта книга. Может взять и навсегда закрыть её? Но нет. Гоголь был слишком талантлив, чтобы о нём забыть. Остаётся одно. Дорасти до его произведения.