Гл. 31 В ожидании огня, из повести Ясным днём... 2

Александр Мишутин
                ( все даты в тексте – по старому стилю )

  В горячие дни жатвы люди хотя и безостановочно работали, но с оглядкой: чувствовали себя виноватыми. Обычай-то нарушили, хоть круть-верть, хоть верть-круть. Какое тут может быть оправдание? А потому и работали со страхом и оглядкой: не знали откуда ждать ответа – то ли от обиженных людей, то ли от Ильи-громовержца. И вот странность-то: небо хмурилось, тучи кружили над полями, но не упало ни дождинки, даже грома не было.

  Люди торопились: жали, сушили хлеб от тяжёлых утренних рос, вязали снопы, ставили суслоны. Но когда на Бориса и Глеба, 24 июля, обрушилась гроза, люди даже облегчённо вздохнули: передохнуть можно и обычай соблюсти – на Бориса и Глеба не выезжали в поле, обычай запрещал. Говорили: «Борис и Глеб – пали копна». Два слова – «палИ кОпна»  - звучали как одно загадочное и странное: «паликОпна». Кто такая «ПОЛИКОПНА»? Почему её все боятся?

  Об этом Ванятка Погорелов и спрашивает у отца.
  Они сидят в амбаре и смотрят в открытую дверь на дождь.
  - Это Илья палит копны. Поджигает их своей молоньёй. Плучается: пали копна, - неуклюже объясняет Гаврила.
  - А почему он только сегодня палит?
  - Ну, значит срок ему такой дан.
  - А кто дал?
  - Кто, кто… Господь наш, бог.
  -П почему он копны с сеном не палит, они же раньше появляются?
  - Илья в это время в других землях на своей колеснице разъезжает и везде поспеть не может.
  - Поэтому у нас и дождей не бывает?
  - Пожалуй.
  В паузе между молниями забежала Евдокия к Аграфене, мокрая, со свёртком:
  - Вот, пирожки со щавелем стряпала. Ванятке гостинец занесла. Объеденье.
  С чего бы это? У Аграфены у самой щавель лопушится. Да и не праздник – пирожки стряпать.
  -Благодарствую, Дуся, У тебя своих едоков хватает, а ты – гостинцы раздаёшь.
  - Да будет тебе, Аграфена. Жадностью сыт не будешь.
  И бухнула:
  - Так когда прибавления ждёте?
  Аграфена замерла: Даша? Как?
  - От кого?
  - Так, Катерина… Располнела.
  - Катерина – баба, положено.
  - Не скажи: положено, да не заложено. Мой глаз не обманешь. Летом не располнеешь.
  - Да где ты её высмотрела?
  - На жатве. У нас ведь хлебА – через межу. К Рождеству, глядишь, и будет двойная радость.
  Как же это я не заметила, думает Аграфена. А Евдокия подаёт ей щепочку:
  - Возвращаю. Катерине понадобится. Может тоже двойня будет.

  Вспомнила Аграфена: почти два года назад, когда Евдокия ещё носила своих близнят, вручила Аграфена соседке щепочку от разбитого молнией дерева – лучший оберег для роженицы. И забыла об этом. И вот Дуся возвращает оберег. С намёком.
  Слово за слово и перешли к главной болячке: Ильин день, да предсказание Маланьи. Посудачили и решили, что уже всё сбылось: вода – это гроза, огонь – молния, а драка мужиков на Ильин день – так, шалости беса, а не беда вовсе. Так что: «беды не будет» - было, есть.

  Но когда на Силуяна, 30 июля, вновь разразилась гроза, да такая, что земля ходуном ходила, Евдокия с Аграфеной поправили себя: вот об этом рекла Маланья.
  Огород Гаврилы выходит задами на кручу. И когда две ослепительные молнии вонзились в Белый берег, то показалось, что они спалили баню Погореловых. Даже вроде дым пошёл. Третья молния вошла в землю за Щучьим пупом, высекла столб огня и пара, а земля шатнулась. Пламя лампадок возле икон дрогнуло, взметнулось и наступила тишина. Только слышен был далёкий вой то ли волка, то ли собаки.
  Страшно.
  Люди не выходили из хат до тех пор, пока небо не посветлело и не показалось солнце.
 
  Было известно, что именно на Силуяна ведьмы опиваются коровьим молоком и «обмирают». И тогда земля трясётся, собаки воют, скотина ревёт. И совсем необязательно, чтобы ведьма была «своя», деревенская – она может быть окрестной, из округи.
  И все опять вспомнили о Маланье. Ходили кругами возле её двора, а Евдокия Клюкина даже зашла к бывшей ведьме. Ага, бывшей… Засомневался народ: жива или «обмерла» Маланья?
  Ждали Евдокию.
  А та появилась от прорицательницы просветлённой и странной:
  - Ключ… Громовый ключ искать надо. Он – целебный и благодатный. Маланья сказала: «За рекой». Значит – за Алайкой.

  И этот гремячий источник быстро нашли: как раз на месте удара молнии за Щучьим пупом. Вода в нём была пузырчатая и голубела, а на вкус была немного солоновата. Но приятная.
  Земля и камни вокруг были оплавлены, как поливные горшки «карачаровские». Люди собирали эти «громовые стрелы» и уносили домой, как обереги от пожаров и молний.
А вода… От чего лечит  - не знали, но набирали во всякую полость и уносили домой через Луговой брод.
  За Маланьей признали право и умение предсказывать, зауважали, а ключ назвали Маланьиным.

  На заговенье перед Успенским постом и мужики усовестились, стали захаживать друг к другу, прося прощения за «ильинский день». Прямо-таки как в прощённое воскресенье. Не чинились, не кичились ни болячками, ни достатком – были равными перед богом. Понимали: в согласии жизнь и сила, а не в мордобое.
  Больше всех в Ильин день досталось Михею: чуть не затоптали лошадьми, чуть не утопили. Орали: «Навоз не тонет!» А теперь – каются: «Прости, Михей. Бес попутал». Повинную голову меч не сечёт. От таких слов и у Михея душа рассупонилась, разомлела: «Заходите, говорит Михей, потчевать буду. Душа ладу рада».
  Мужики зашли, выставили два кувшина воды из Маланьиного ключа:
  - Благодатная.

  Ну, и на здоровье!

  Пейте.