Титов - космонавт, испытатель, ученый, депутат

Николай Старорусский
Сегодня исполняется пятьдесят лет со дня второго, уже не часового, а суточного, космического полета. Когда в апреле космонавты говорили о своих товарищах,  Германа Степановича Титова (1935-2000) вспоминали как самоуглубленного и стоящего немного особняком. Кажется, именно он взбунтовался однажды против чрезмерных и опасных  экспериментов по физическим перегрузкам.

Нелегко, наверное, всю жизнь осознавать, что «птица счастья» первооткрывателя пролетела в одном шаге от тебя. Судя по рассказам, Герман мог считать себя более соответствующим  этой роли. У него была, видимо, очень высокая, но объективно правильная самооценка - однажды  он обещал матери, что станет маршалом.   И прожил он удивительно достойную,  яркую и разнообразную жизнь.

Как у него, так и Гагарина дипломные проекты в Академии Жуковского были по орбитальным самолетам, позволяющим вернуться на Землю на крыльях. И Герман становится летчиком-испытателем в проекте «Спираль», КБ Артема Микояна. Рассчитывет, что суммарный опыт обеспечит ему уникальное право первого космического полета с таким возвратом.

В самом начале 1967 его зовут в программу облета Луны (нереализованную). Он соглашается при условии, что будет первым и единственным командиром корабля - "дублером я уже был".  Такое невозможно - и он продолжает испытательные полеты. 

Как говорил Титов, многие испытатели погибли и здесь, и в ЛИИ Уткина. После катастрофы Гагарина летать Герману стало практически невозможно – берегли. Так судьбы Юрия и Германа столкнулись второй раз.

Он поступил в Академию Генштаба. Понимая, что его летная карьера кончилась, больше не садился за штурвал. Одно исключение сделал в день шестидесятилетия – выполнил несколько фигур на СУ-27 с шестикратной перегрузкой; летал с А.Квочуром.

Кандидатская диссертация  «Исследование возможного характера военных действий в космосе и пути завоевания господства в космосе» была, как и  последующая докторская, одной из первых в этой области.

Служил в Военно-космических силах, был руководителем комиссии испытаний по Бурану. Пытался после смерти Микояна возобновить работы по «Спирали», но тогдашний министр обороны счел это фантастикой.

Был заместителем командующего Космических войск (точнее, Главного управления космических исследований МО) по науке, затем первым замом. Получил Ленинскую премию за комплекс Зенит.

Был председателем комиссии по  большому радиоразведывательноиу спутнику Целина, а также  Союзу-Т. Буква означает – транспортный, но многие  называли «Союз Титова».

В 1991 предложили стать начальником Академии им. А.Ф.Можайского  в Ленинграде. До исполнения обещания, данного  матери, оставался один шаг.   Но семья не захотела переезжать.  На необходимый ремонт Байконура не дали и четверти нужной суммы.  Устав от «перестройки», генерал-полковник Титов подает рапорт об  отставке.

Спокойная жизнь длилась не так долго. В конце срока Думы первого созыва он заменил погибшего депутата. В следующий созыв  заставил себя пойти на выборы, чтобы не «чувствовать себя предателем» - его выбрали из 14 кандидатов. Считал, главное – не что сделали, а что не позволили сделать: «куплю-продажу земли, шальную приватизацию, разворовывание страны…»

 Много воды утекло с тех пор…

Фото из Яндекса. С.П.Королев, Г.С.Титов,  М.В.Келдыш.
Использованы материалы статьи  В.Губарева. Газ. Правда № 84 от 5-8 августа 2011.

См. также вспоминания Г.Лагутина о личных встречах с Германом  в http://www.proza.ru/2009/12/11/1276