Выполнение домашних заданий

Гадаев Алексей Вениаминович
Выполнение домашних заданий, отчётов  и в школе, и в университете, и на работе почти всегда начинается с уговоров самого себя сделать это.

 Искушение отложить выполнение домашнего задания на следующий день велико и соблазнительно.
 Мы стараемся найти помощника и при возможности исполнителя нашего задания.
 Списывание, плагиат и копирайт соблазняют нас облегчить свою ответственность за выполнение домашнего задания.

 Творческий подход к выполнению домашнего задания способствует нашему интеллектуальному развитию, повышает работоспособность, дисциплинирует, научает  проявлять настойчивость и принимать ответственность на себя в постановке жизненно важных задач в жизни и судьбе.

Выполнение домашнего задания - это необходимое условие успешного выполнения любой познавательной деятельности.

 Иногда у человека  такое желание, как выполнение домашнего задания, развито очень слабо.
 Неорганизованность детей, их импульсивность и неусидчивость при выполнении домашнего задания, являются следствием их неумения управлять своим поведением и вниманием.

 Сам по себе ребенок не может преодолеть свои недостатки.
Для того, чтобы решить эту проблему И.В. Дубровина предлагает педагогу-психологу провести несколько занятий с учениками:

*1 занятие:
 овладение целенаправленного внимания к решению поставленной задачи при выполнении домашнего задания.

*2 задание:
 развитие устойчивого внимания при выполнении домашнего задания.

*3 задание:
 умение самостоятельно контролировать выполнение домашних заданий,   давать оценку качеству своей работы.

*4 задание:
 выявление наличия (или отсутствие) склонности к конкретным учебным предметам.

Сотрудничество ребенка с родителем - это несомненно одно из важных условий успешности домашней учебной работы для младших школьников.

 Однако нередко такое сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только в плане усвоения ребенком учебного материала, но и с точки зрения развития личности его как школьника.

Причины неэффективности обучающих воздействий родителя могут быть разными.
Одна из них, не самая очевидная для родителя, но нередко встречающаяся такая, как - несовпадения стилей (стратегий) познания ребенка и родителя.
 У родителя часто не хватает понимания особенностей познавательной деятельности ребенка и умения соотнести с ним собственный стиль познания.
Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку нового или трудного материала.
 Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным.
 Но как ребенку, так и взрослому, бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения чтобы выстроить новое знание в уже сложившуюся картину мира и увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника.
 Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название когнитивный (познавательный) диссонанс.
 Рассогласование стилей познавательной деятельности младшего школьника и его родителя непосредственно влияет на успешность их совместной учебной работы.
 К рассогласованию познавательной деятельности между родителем, учителем и ребенком может привести преобладание:
 у школьника аналитического, рассудочного склада ума,
 а у учителя и родителя  - повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными, несущественными отвлечениями.
 Познавательный конфликт такого рода нередко перерождается в межличностный.
 Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а родитель и учитель имеет обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной.
Следствием возникающего конфликта между познавательными стратегиями у родителя, у учителя и ребёнка, может стать формирование отрицательного отношения последнего к выполняемой дома учебной работе.
 Регулярность и ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого "смыслового барьера", в результате которого, он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.
 Для взрослого, помогающего ребенку в подготовке домашних заданий (дома или в "школе продленного дня"), важно осознать эту возможную причину трудностей в совместной работе.
 Конечно учитель, тьютер или репетитор не должен стремиться изменить свой собственный стиль познавательной деятельности.
 Это не реальная задача.
 Однако понимание ими особенностей познавательного стиля ученика, а также  осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника[1,c.162-166].

М. Борба предлагает восемь стратегий для облегчения выполнения домашнего задания.

Воспользуйтесь следующими подходами, чтобы помочь ребенку стать более успешным и самостоятельным учеником.

*1). Организуйте место для выполнения домашнего задания.
     Чтобы помочь ребенку осознать важность выполнения домашнего задания, организуйте для этого специальное место.
 Подойдет любое достаточно спокойное место с хорошим освещением.
 Затем, с помощью ребенка, соберите в этом месте все необходимое:
- ручки,
- карандаши,
- бумагу,
- ножницы,
- линейку,
- калькулятор и
- словарь.
Если у вас нет стола, сложите эти вещи в пластиковый ящик или коробку. Это поможет ребенку организоваться.

*2).Узнайте требования учителя.
    Периодически, в течение года, беседуйте с учителем, чтобы понимать его требования к домашнему заданию.
    Например:
- Когда сообщаются даты  контрольных работ?
- Когда проводится библиотечный день?
- Проводятся ли контрольные по правописанию каждую неделю?
- Когда сдаются сочинения по прочитанным книгам?
- Должны ли сочинения быть отпечатанными или написанными от руки?

*3).С самого начала установите распорядок занятий.
    Выберите самое удобное для ребенка время :
— сразу после школы,
- перед ужином,
- после ужина —
- и придерживайтесь его.

Возможно, вы захотите записать согласованное с ребенком время выполнения заданий на дом и поместить его на видное место.
 
Для младших детей можно нарисовать циферблат и отметить на нем время выполнения уроков.


*4).Объясните ребенку, что выполнение заданий на дом обязательно.
С самого начала поддерживайте серьезное отношение к выполнению домашнего задания.
Ребенок должен понять, что задания на дом нужно выполнять хорошо. Других вариантов нет.


*5).Прививайте ребенку навыки планирования.
    Покажите ребенку, как составлять перечень того, что нужно сделать в порядке приоритета.
    Он может вычеркивать пункты по мере их выполнения.
    Младшие дети могут нарисовать различные задания на полосках бумаги, сложить полоски в порядке их выполнения и скрепить их вместе.
    Ребенок отрывает полоски по мере выполнения заданий до тех пор, пока полосок больше не останется.


*6). Предлагайте свою помощь только тогда, когда она действительно необходима.
 Если ребенку становится трудно, помогите ему, смоделировав аналогичную задачу и показывая шаг за шагом, как ее выполнить.
 Затем понаблюдайте, как он сделает это сам.
 Еще один способ убедиться, что ребенок правильно следует вашим указаниям и не полагается на вас в каждой мелочи, — это проверять результаты выполнения каждого логического этапа работы.


*7).Разделите задание на части.
    Деление всего задания на дом на части помогает детям, которым трудно сконцентрироваться на задании и которые теряются от объема заданного.
    Просто скажите ребенку, чтобы он делал по одному фрагменту задания. Можно постепенно, по мере укрепления уверенности ребенка, увеличивать размеры фрагментов задания.


*8).Установите штрафные санкции за невыполнение домашних заданий.
    Если вы обнаружили, что домашние задания не выполняются или выполняются не так, как вы требовали, объявите о тех или иных штрафных санкциях.
Например, если задание не выполнено к определенному времени (оптимально к одному и тому же часу каждый вечер), ребенок должен знать, что он будет лишен какого-либо удовольствия в тот же вечер или на следующий день.

**План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

 Поговорите с другими родителями.
 Что они думают по поводу загруженности своих детей?
 Попросите у них совета (если они могут его дать), как уменьшить трудности, связанные с выполнением заданий на дом.
 Если вы знакомы с родителями одноклассников вашего ребенка, спросите, как их дети справляются с заданиями на дом.
 Думают ли они, что задания слишком сложные, слишком легкие или же соответствуют возможностям ребенка?

 Эта информация поможет вам оценить способности своего ребенка.

Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.

*1).Подумайте о подспудных причинах войн вокруг заданий на дом.
    Прежде всего определите, способен ли ваш ребенок выполнить его. Может быть, оно превышает уровень его способностей?
Есть ли у ребенка навыки, необходимые для достижения успеха?
Список беспокоящих вас вопросов поможет разработать план их решения.

*2).Если задания на дом слишком сложны для ребенка (или слишком легки, или ему становится скучно), переговорите с учителем и определите возможности ребенка.
 Нужны ли ему дополнительные занятия?
 Может быть, уроки слишком сложные?
 Может быть, задания по чтению (или математике) слишком трудные?
 Что нужно изменить, чтобы ребенок добился успеха?
 Напишите план изменений.

*3).Подумайте, как вы реагируете на сражения вокруг заданий на дом? Может быть, вы проявляете нерешительность, умоляете, делаете замечания, прибегаете к подкупу, защищаете, требуете?
 Если это так, как вы измените свое поведение, чтобы при этом не испортились ваши отношения с ребенком?

*4). А теперь серьезный вопрос: какой объем работы ребенок делает самостоятельно?
Помните, что задания на дом — для ребенка, а не для вас.
Ваша задача — направлять, а не выполнять.
Подумайте, что вы делаете не так,
а затем составьте план, как это исправить.

*5).Перечитайте перечисленные восемь стратегий.
    Затем выберите две, которые вероятнее всего помогут ребенку.    Запишите шаги, которые вы предпримете, чтобы добиться успеха.

*6).Если вы пришли к выводу, что ребенку действительно сложно справиться с заданиями на дом, или страдают ваши с ним отношения, то, может быть, следует нанять репетитора. Попросите рекомендации у учителя или других родителей[2,c.67-71].

Литература:
1. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга/Под ред. И.В.Дубровиной. СПб.: Питер,2009.

2. Мишель Борба "Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться". М.:Вильямс, 2005.