Августовский педсовет

Вадим Усланов
АВГУСТОВСКИЙ «ПЕДСОВЕТ»
Из цикла «ПУСТЯКИ»
     Вчера подкачала погода. Выдался нелетный для них день.  Они так и не появились в вечернем небе. Жаль. Такая красота открывалась взору! И все впустую.
     Я сидел на подоконнике с фотоаппаратом наготове, который выпросил у внука на денек. Надо было заснять их в тот момент, когда они полетят над домом напротив. Любовался открывшемуся взору творению матушки-природы. Оно завораживало буйными красками разгулявшейся стихии. Справа от «фаллоса», нелепо и одиноко торчащего «небоскреба», зависла иссиня-черная грозовая туча. Время от времени ее пронзали молчаливые зигзаги молнии. Где-то там, далеко,  шел ливень. А над «четырехэтажкой», над которой они должны были пролететь, клубами кустились розовые, освещенные закатным солнцем, облака. Их венчала размашистая такая же розовая «челка». Ее вырывал из прядей  буйный стилист. Верховой ветер. На этом фоне стайки грачей смотрелись бы великолепно. Но, увы. Предвестники осени, похоже,  устроили себе выходной. Кто-то подсказал им о приближении урагана. Не иначе.
     Вот уже более десятка лет наблюдаю за этим странным поведением птиц. Все началось еще на даче. Вечерами там особо делать нечего, да и не хочется. Бывало, сядешь на что придется, на крылечко террасы или на нижнюю ступеньку лестницы, приставленной к фронтону баньки, под ломаной крышей которой вялятся березовые веники, а то и просто растянешься в обнимку с Тайсоном, рыжим чау-чау, на скошенной травке газона, и смотришь в небо. Наблюдаешь за тем, как ласточки гоняются друг за другом, заглатывая на лету комаров, как кобчик кружит над садами, высматривая добычу. У каждого своя жизнь, свои хлопоты – у птиц, насекомых, мышек, бурундучков разных. И то, что мимо пролетали грачи, меня ничуть не удивляло поначалу.
     Но вот однажды заметил, что августовскими вечерами они почему-то летят на север. Летят небольшими стайками друг за другом и по одиночке. Но всегда в одну и ту же сторону. Зачем? Какая такая нужда их туда зовет? Подумал так и забыл. Забыл бы совсем, если бы однажды не приспичило  выйти из дома спозаранку. В сером, подернутым утренней синевой небе птицы бесшумно летели обратно, на юг. Вот и вывод простой  напросился сам собой: где-то там, на севере у пернатых есть пристанище, своего рода «ночной клуб». Интересно было узнать, что он из себя представляет и что там делают его обитатели?
     Ответ на этот вопрос удивил меня еще больше.
     Обстоятельства как-то сложились так, что мне пришлось на время оставить дачу и обосноваться дома. В городе. Одна ночь выдалась душная. Открыл окна нараспашку. И… нет, не увидел сначала, - услышал вороний гвалт. Так и подумал было, что это вороны. Присмотрелся, - нет, то были не они. То были грачи. Они облепили ветки тополей, что росли во дворе дома, того самого, о котором идет речь –«четырехэтажки» напротив. Так плотно облепили деревья, что почти не было видно зелени листвы. Вот он их «ночной клуб». Вот оно собрание птичьих представителей. Все наперебой каркают. Каждая птаха что-то пытается сказать или сообщить свое. Но ее вряд ли кто слушает. Впрочем, кто знает, может, у них так заведено, по иному быть и не может. Просто криком своим молодняк выражает восторг – здорово же всем вместе рассекать небо в испытательном полете! И как не оценить по достоинству ожидания новизны в предстоящих перелетах на юг, в теплые края, о чем поведали старшие! Поведали молча. Ведь пернатые понимают друг друга без слов, не то, что люди. Иначе чем объяснить то, как они, находясь на огромном расстоянии друг от друга, узнают, что надо бы собраться всем вместе и кое-что обсудить, как узнают, что собрание состоится именно здесь, а не где-нибудь в другом месте.
     Нынче по весне эти тополя были спилены. Остались нетронутыми другие, которые находились неподалеку от них, у соседнего, пристроившегося буквой «Г», дома. Я почему-то думал, что грачи выберут именно их для своих сборищ. Ошибся. Птицы пролетали над домом мимо. Вот этот момент, момент перелета на новое место мне и хотелось заснять. Не удалось.
     На следующий день погода наладилась. Вечером я вновь стоял у окна в ожидании. Полетят, не полетят? Неужели не появятся? Неужели и нынче отменят заседание «педагогического» совета? А, может, я просто ошибся, полагая, что августовские «посиделки» грачей не подлежат отмене, что они незыблемы, потому как продиктованы нерушимым вечным зовом предков? Не ошибся. Прилетели чернявые.
     Интересно, в других регионах грачи ведут себя так же?