Непрерывность духа

Маргарита Школьниксон-Смишко
С буддийской точки зрения главный аргумент в доказательстве реинкарнации основывается в глубоком понимании непрерывности духа.Откуда появляется дух? Он же не может возникнуть из ничего. Далай Лама объясняет этот сложный процесс следующим образом:

Возьмём в качестве примера материальный мир. Все элементы нашей вселенной до уровня микрочастиц могут быть прослежены до их зарождения, начальной точки, в которой все элементы были сгустком частиц, занимающих некоторое пространство. Эти частицы в свою очередь являлись продуктом распада предыдущей вселенной. И так, мы не находим начала, а непрерывное движение по-кругу, в которой вселенная развивается, распадается и вновь возникает.
С духом происходит так же. Факт, что мы обладаем чем-то, что мы называем сознанием или духом, очевиден, потому что это доказывает нам наш опыт. Кроме того, тоже опытом доказывается, что сознание или дух, посредством воздействия на него внешней среды, испытывает изменения. Эта зависимость от внешних условий, говорит о том, что в его природе лежит постоянное возрождение.
Дальнейшим фактом, по крайней мере на грубом уровне, является его (духа, сознания)тесная связь и зависимость с физиологическими процессами тела. Должно же быть основание (энергия или источник), позволяющее духу вступить во взаимодействие с материальными частицами, чтобы их оживить.
Точно также как и для возникновения материи в прошлом был нужен источник энергии, так и для нашего духа. Если мы наш настоящий дух попробуем проследить до его истока, то мы, как и в случае с материальным космосом, прийдём к выводу, что он не имеет границ, не имеет начала.
Поэтому чтобы была возможной непрерывность духа, необходимо допустить реинкарнацию.
Буддизм верит в универсальную казуальность, что всё имеет причину,определяется условиями и подчиняется постоянным изменениям.Божественному создателю здесь также нет места, как и живым существам, создавшим себя самих. Также и наш дух или сознание является результатом предистории.
Если мы говорим о причинах и условиях, то мы различаем два их основных рода: субстанциональные причины - материал, из которого что-то состоит и кооперативные факторы, которые служат причиной того, что возникает. В случае тела и духа, одно может повлиять  на другое, но одно никогда не может стать субстанцией другого...Дух и материя зависят друг от друга, но никогда не могут быть субстанциональными причинами друг для друга. На этом основывается концепция реинкарнации.
Большинство людей понимают под реинкарнацией существование чего-то, что вновь и вновь рождается, что путешествует из одной жизни в другую. Но в буддизме мы не верим в бессмертную душу, которая переживает смерть тела. Мы верим,что непрерывность от жизни к жизни обеспечивает особенно тонкий уровень сознания.

Процесс реинкарнации объясняется следущим примером:
 Всё новые и новые рождения это не бусинки ожерелья, связанные шнурком = "душой", а скорее кубики, поставленные друг на друга.
В буддийских текстах есть рассказ, как один мудрец  Нэгасена отвечает на вопросы царя Милинда.
Царь спрашивает:"Если кто-нибудь вновь рождается, он - это тот, кто недавно умер?"
Нэгазена отвечает:"Он не тот, но и не другой...Йогурт, масло или сливки, которые получают из молока - не молоко, но они зависят от молока и его качества."