Повесть НИКС. Часть 12

Мария Филиппова-Коренева
Часть XII
Глава I

Уже через месяц во всех светских гостиных обсуждали предстоящую помолвку князя Николая Лиговского с княжной Елизаветой Вороновой. Много разговоров велось на эту тему. Одни считали, что князь женится на княжне, чтобы поправить своё положение, которое, по их мнению, было весьма неустойчивым, другие – что он совершенно неподходящая партия для неё…. Третьи же, считали, что они великолепная пара, но таких мнений было мало, так же как мало людей в светском обществе, способных порадоваться чужому счастью. Сами же Николай и Елизавета не слушали того, что о них говорят, а если и слышали, то не принимали во внимание. Оба были погружены в свои мысли о предстоящей свадьбе, были ослеплены счастьем, так внезапно осветившим их….
В один из тёплых последних февральских дней, Никс Лиговской сидел в одной из многочисленных комнат своего петербургского дома и читал какую-то книгу. Вошёл лакей и доложил, что прибыл князь Воронов. Молодой Лиговской подумал, что приехал отец его невесты – князь Алексей Николаевич. Он спустился в гостиную и был невероятно удивлён, увидев там своего друга, с которым давно не встречался – князя Петра Алексеевича Воронова.
- Пётр! – воскликнул Никс и бросился обнимать друга. – Рад, очень рад тебя видеть!
Молодые люди горячо поприветствовали друг друга, так как давно не виделись и изрядно соскучились. Николай пригласил Петра присесть и велел лакею принести шампанского, чтобы отметить встречу. Когда всё было исполнено и друзья выпили по бокалу шампанского, начался разговор.
- Всё-таки, как хорошо, что ты приехал! Твоя сестра говорила мне, что ты в имении, а я всё никак не мог понять, почему ты спрятался…. Но вот, ты, наконец, вернулся! – радостно говорил Никс.
- Да. Мне нужно было побыть наедине с собой, после того как я вернулся с Кавказа, - коротко ответил Пётр и добавил. – Я уже наслышан про тебя и мою сестру….
- Я понял, почему ты уехал. Признаться, мне поначалу тоже хотелось скрыться подальше от людей….
- Но ты вспомнил о моей сестре, - Воронов прервал Никса и сказал довольно едко. – Конечно, нет лучшего лекарства от военных ран, чем любовь юной барышни….
- Ты так странно говоришь….
- Ничего странного нет в моих речах. Просто я не могу понять, с чего это вдруг ты решил жениться?
- Каждый человек должен рано или поздно сделать это. Я именно сейчас решил покончить с холостяцкой жизнью. Что в этом предосудительного?
- Именно поэтому ты избрал мою сестру себе в жёны….
- Елизавета Алексеевна – не только твоя сестра! Она ещё и красивая девушка, умный и чуткий человек…. – начал говорить Никс.
- Я знаю о достоинствах и чертах характера моей сестры! – снова перебил друга Пётр. – Она же никогда тебе не нравилась? С чего вдруг такие чувства?
- Я никогда не говорил, что она мне не нравится.
- Но и о том, что нравится, тоже не говорил!
- Я не понимаю, ты, что, против того, чтобы я женился на твоей сестре? Ты считаешь, что я буду для неё плохим мужем? Объясни же, наконец!
- Я просто хочу, чтобы она была счастлива…. – протянул Пётр.
- А я, по-твоему, не смогу составить её счастье, - подытожил Николай.
Воронов встал из кресла и заходил по комнате в разные стороны. По его выражению лица было видно, что он взволнован и растерян. Пётр никогда бы и подумать не смог о том, что его сестра может стать женой его лучшего друга. Когда он узнал от родителей о предстоящей свадьбе, то был просто озадачен…. Ему хотелось разобраться во всём, для этого он и приехал в Петербург из имения.
- Я не знаю. Я ничего не знаю. Но ты же не собирался жениться! А теперь вдруг такая перемена….
- И причина этой перемены – твоя сестра. Я думал, ты будешь рад, когда узнаешь. Ведь твоя любимая сестра выходит замуж не за какого-нибудь богатого и знатного князя, который кроме своих богатств и знатности ничем не обладает, а за твоего друга, которого ты знаешь, как свои пять пальцев. За друга, который не только богат и знатен, по крайней мере, так обо мне говорят в обществе, а ещё и хорош собой…. И это ещё не все мои достоинства, - улыбаясь, говорил Никс, а потом засмеялся.
- Вот теперь узнаю в тебе того самого Никса, каким ты был до отъезда на Кавказ! - Пётр тоже улыбнулся.
- Ты должен понять, что твоя Бетси уже выросла и превратилась в Елизавету Алексеевну. А в скором времени она, надеюсь, станет княгиней Лиговской, - сказал ему Николай.
- Просто я не могу понять, почему ты хочешь жениться на ней? – задумчиво произнёс Воронов.
Лиговской молчал некоторое время, будто собираясь с мыслями, а затем сказал уверенно:
- Я люблю её.
- Но вы же так мало знаете друг друга….
- Мы знакомы достаточно, - твёрдо отвечал Никс. – Почему-то князя и княгиню это не беспокоило, и они спокойно дали согласие на брак их единственной дочери со мной. Ты же больше всего этому препятствуешь….
– Хорошо, я не буду препятствовать вашей свадьбе, - наконец, Пётр услышал своего друга и согласился с ним. - В конце концов, Лиза сама дала тебе согласие, да и родители мои так восторженно о тебе отзываются. Ты произвёл на них хорошее впечатление.
- Это весьма приятно.
- Надеюсь, ты сможешь сделать всё, для того чтобы она была счастлива.
- Я буду очень стараться. Я готов сделать для этого всё.
- В противном случае, ты должен знать, что если ты послужишь причиной её слёз, то я быстро забуду о нашей дружбе, и одним врагом для тебя станет больше, - Пётр говорил таким серьёзным голосом, что Лиговскому стало не по себе.
- Ты так говоришь, как будто сомневаешься во мне. Слышать это мне неприятно. Я всегда был для тебя другом и думал, что ты обо мне такого же мнения, как и я о тебе. А ты делаешь из меня какого-то злодея, который только для того и хочет жениться, чтобы причинить боль твоей сестре….
- Прости, если своими словами обидел тебя. Я ни в коем случае не делаю из тебя злодея. Я лишь волнуюсь и переживаю за судьбу Лизы.
- Скоро ты убедишься, что был не прав, сомневаясь во мне.
- Ещё раз, прости. Я всё же пришёл не для того, чтобы ссориться с тобой. Мне, правда, не хватало общения с лучшим другом. Ведь ты тоже был на войне, и понимаешь меня как никто другой…. – тихо выговорил Пётр.
- Да, я понимаю тебя. Тебе тяжело видеть, что я – человек, который тоже был там, сейчас живу и радуюсь, да ещё и собираюсь жениться…. Поверь, мне стоит больших усилий держать себя в руках, стараться забыть, всё что было….
Ещё несколько часов друзья разговаривали. Говорили они о войне, о людях, с которыми они воевали, и которые погибли. Николай и Пётр говорили долго. Воронов уехал уже вечером. После этой встречи на сердце у обоих осталась непроглядная тоска и грусть, которую они пытались заглушить каждый по-своему….   
 
Глава II

Наконец, наступила долгожданная весна. В начале апреля состоялась помолвка Николая и Елизаветы, на которой присутствовал узкий круг приглашённых – только самые близкие. Тогда же и назначили дату свадьбы: жених, невеста и её родители решили, что лучше всего сыграть свадьбу десятого июня. Все с нетерпением и волнением ждали этого события и тщательно готовились к нему. Пока Лиза с матерью занимались свадебным нарядом, Никс отправился в своё родовое имение, чтобы подготовить его к приезду молодой супруги. Для этого ему пришлось на целый месяц расстаться с ней….
Николай Лиговской ехал в карете, запряжённой двумя чёрными лошадьми, которая медленно двигалась по ухабистой дороге. Молодой князь сидел с краю у окна, опираясь головой на мягкую, обитую бархатом стенку, закрыв глаза и по временам покачиваясь вместе с каретой. Он не спал, даже не дремал, но намеренно закрыл глаза, чтобы ничто не отвлекало его от размышлений. А поразмыслить было над чем, ведь Никсу вскоре предстояло полностью изменить свою жизнь, перейти в новый статус, навсегда забыть о слове «Я» и научиться говорить «Мы». Именно об этом стоило ему подумать перед свадьбой, но, как ни странно, он думал совсем о другом. Николай размышлял о своей жизни, о детстве, о родителях, об учёбе в Пажеском корпусе, о войне…. Мысли его были о прошлом, а не о будущем. Он вспоминал. Эти воспоминания не были ностальгическими, молодой человек не упивался ими, они не приносили ему ни радости, ни боли.
Казалось, он был равнодушен ко всему, но это только казалось. За годы, проведённые в Пажеском корпусе, Никс научился контролировать свои чувства и эмоции. Его мать умерла, когда ему было пятнадцать лет, и он только поступил в корпус, его отец умер почти сразу после выпуска. Ещё тогда, будучи пятнадцатилетним мальчиком, Николай познал первую большую потерю в жизни – смерть матери. С этого момента что-то перевернулось в его сознании. Прорыдав целый день, паж Лиговской, будто выплакав весь запас своих ещё детских слёз, и больше не проронил ни слезинки. Когда умер отец, повзрослевший Никс уже не плакал. Его состояние выдавали лишь глаза….
Сейчас он вспоминал все эти события, а душу его охватывала щемящая тоска и грусть. Вся прошлая жизнь казалась Лиговскому бессмысленной, а о будущей жизни он предпочитал не думать. Никс ехал в имение с приятной миссией – подготовить семейное гнездо к новой жизни, но на сердце у него было тяжело. Он не хотел видеть свой пустой и большой дом, не хотел нарушать его тишину и покой. Николай боялся, что приехав в имение, он потревожит, разворошит останки своих детских и юношеских мечтаний и воспоминаний….
- Приехали, барин! – услышал Никс сквозь сон громкий возглас своего кучера, который открыл дверь кареты и стоял подле неё, облачённый, несмотря на весеннюю погоду, в утеплённый плащ.
Князь открыл глаза. Карета стояла прямо перед домом, поэтому он мог видеть, что за время его отсутствия ничего не изменилось в облике родового поместья. Имение Лиговских – Александрово, названное так в честь матери Никса – княгини Александры Дмитриевны имело весьма обширные размеры. На небольшом возвышении у озера стоял двухэтажный каменный дом, выкрашенный в бежевый цвет, разделённый на два крыла, объединяемых большой галереей с шестиколонным портиком. И дом, и сад, раскинувший свои ветви неподалёку, и озеро с небольшой пристанью у берега – всё было исполнено рукой талантливого мастера. Когда князь Павел Михайлович Лиговской обустраивал это поместье для своей молодой жены, нанимал лучших архитекторов и садовников. Все его усилия увенчались успехом, Александрово стало любимым местом пребывания четы Лиговских. Маленький Николай обожал своих родителей, очень любил каждую весну приезжать с ними в поместье и проводить здесь счастливые весенние, летние, а иногда и осенние месяцы….
Счастье улетело из этих мест. Некогда светлый, наполненный весельем, радостью и множеством гостей дом теперь был пуст и казался мрачным и угрюмым, будто тосковавшим по тем временам. Примыкающий к дому сад, несмотря на старания старого садовника Пантелеймона, не пестрил яркими красками цветочных клумб, не шелестел листвой, не оглашался пением птиц.
Никс глянул на всё то, что было ему когда-то так дорого и мило, закрыл глаза и вздохнул. Ему хотелось развернуться и тотчас уехать обратно в Петербург. Уехать туда, где можно под маской спрятать свои истинные чувства, переживания и мысли. Но он не мог уехать. Он знал, что сейчас из дома выбежит, осыпая его радостными восклицаниями и причитаниями, старая няня Анна Никитична, заключит в свои объятия, накормит, напоит, уложит почивать и никуда не отпустит.
Николай был прав. Вот на крыльце дома Лиговских показалась маленькая и сухонькая фигура женщины в коричневом платье и бежевом простом чепце. Это и была Анна Никитична. Увидев Никса, она улыбнулась такой светлой улыбкой, что он невольно улыбнулся сам.
- Батюшка наш, Николай Палыч вернулся! – воскликнула она и простёрла к нему свои тонкие хрупкие руки.
- Здравствуй, Анна Никитична, - тихо произнёс Никс и обнял свою няню.
Она расплакалась, но затем стала быстро утирать слёзы платком.
- Как хорошо то, что вы приехали! А мы и не ждали вас, думали, не скоро вернётесь из Петербурга, - говорила она, провожая своего воспитанника в дом. – Вы надолго? На всё лето приехали?
- Всё расскажу тебе, Никитична, дай только дух перевести после дороги. Устал я, - ответил ей Николай.
Анна Никитична тут же отправилась накрывать обед в столовой, а Никс в это время поднялся на второй этаж в свою комнату. Молодой человек казался внешне спокойным, но мысли, которые крутились в его голове пока он ехал в имение, никуда не девались. Он по-прежнему находился в том странном состоянии души, когда ничего не радует, сердце съедает тоска, а мысли витают непонятно где. Прежде чем пойти в свою комнату, расположенную в правом крыле дома, Лиговской вошёл в кабинет отца. Не обращая внимания на обстановку кабинета, Никс подошёл к письменному столу, за которым в былые времена так часто заставал он отца, сидящего за какими-либо бумагами. Над столом висел портрет княгини Александры Дмитриевны.
Никс пристально посмотрел на портрет матери и мысленно поздоровался с ней. В какой-то момент ему показалось, что светлые серые глаза засияли, как и прежде, а уголки губ слегка поднялись. Несколько мгновений молодой князь не сводил глаз с портрета, потом резко дрогнул, будто сбросив оцепенение, и вышел из кабинета.
После сытного и вкусного позднего обеда или раннего ужина Николай решил пройтись по окрестностям, подышать деревенским воздухом, хоть как-то развеять тоску и побыть наедине с собой. Он около часа бродил по аллеям прилегающего к усадьбе парка и с безучастным видом смотрел на родные пейзажи. Наконец, он остановился у озера прямо напротив дома и сел на скамейку под раскидистой ивой. С этой точки как нельзя лучше можно было рассмотреть родовое гнездо Лиговских. Никс долго вглядывался в облик дома, отражающегося в серебряных водах озера, и воспоминания охватывали его с каждой минутой всё больше. Он так погрузился в свои думы, что не заметил, как пришла его старая няня – Анна Никитична.
- Ох, сердце моё кровью обливается, когда гляжу на вас… - вздохнула старушка.
Никс оглянулся и вопросительно посмотрел на неё, будто не понимая, что она хочет этим сказать.
- Что-то хмуры вы стали, всё грустите, думы какие-то тяжёлые думаете, - продолжила она. – Вы бы поделились, рассказали старой няне свои горести, вам легче бы и стало….
- Да нечего рассказывать, Никитична, - сказал Никс и пригласил няню сесть рядом на скамейку. – Я собственно по делу приехал, недели три тут пробуду.
- Потом, стало быть, опять уедете?
- Ненадолго. Я вернусь скоро и останусь уж видимо насовсем.
- Уж больно грустно вы говорите, - заметила Никитична, которая всегда тонко чувствовала настроения своего воспитанника. – Что ж за печаль у вас на сердце….
- Нет никакой печали, всё ты придумываешь, Никитична. Нечего мне печалиться, у меня новая жизнь начинается. Женюсь я, Никитична. На десятое июня свадьба назначена, - ровным и чётким голосом произнёс Никс. Казалось, что он выговаривает заученный заранее текст.
- Ой, радость то какая! – всплеснула руками няня. – Что ж вы молчали, Николай Палыч? Теперь то я поняла, что у вас за дело то в имении. Тотчас же велю приготовления начинать. Нужно же комнаты в порядок привести, сад устроить как раньше, чтоб зацвело всё…. Вот счастье то! А я и не думала, что вы так скоро решите жениться. Как я за вас рада!
- Верно, верно, Никитична, ты уж распорядись, чтобы приготовили всё как полагается. Ты же знаешь, я в этом деле не знаток, - немного смущённо выговорил Николай.
- Не волнуйтесь, всё сделаем как должно быть, - уверила его Никитична и спросила после некоторой паузы. – А какая она, ваша невеста?
Вопрос был задан с таким любопытством, но в то же время с таким милым участием, что Никс невольно улыбнулся и представил себе мысленно образ своей невесты, закрыл глаза и замолчал. Он никогда не думал, что бы сказал о Лизе, если бы его спросили. Лиговской вообще не задавал такого вопроса самому себе, – какая она, его невеста.
- Она очень маленькая, хрупкая, я бы даже сказал, что она совсем ещё девочка. Она светлая такая, радостная, улыбчивая, очень открытая. Наивная, искренняя и романтичная….  Её трудно воспринимать всерьёз, но она порой говорит такие умные вещи, что невольно удивляешься, откуда такие мысли могли взяться в такой юной и неопытной голове…. – Никс улыбнулся. – Я знаю её уже давно. Иногда думаю, что знаю так хорошо, что уже и узнавать нечего, но всегда она открывается с какой-то другой стороны…. То есть, я хотел сказать, что находятся в ней какие-то черты, о которых я может быть, даже не догадывался. К примеру, я не знал, даже не предполагал, что в ней столько решимости. А ведь она меня спасла. Да, именно ей обязан я жизнью. Благодаря ей я не умер тогда на Кавказе. Я знаю…. Впрочем, что-то я уж совсем сбился на лирику, – он резко взъерошил волосы на голове, и будто собравшись с мыслями быстро произнёс. – Ты спрашивала, кто моя невеста. Отвечаю – девятнадцатилетняя княжна Елизавета Алексеевна Воронова.
Лицо Анны Никитичны озарилось улыбкой от такого светлого описания, которое дал её возлюбленный воспитанник своей невесте. Но что-то странное, почти подозрительное закралось в её чуткое сердце. Что-то было такое в словах молодого Лиговского, что заставило старую няню забеспокоиться….
               

Глава III

В то время когда в тихом и даже немного мрачном имении Александрово молодой Никс Лиговской пребывал в мучительных раздумьях, воспоминаниях и душевных метаниях, в Петербурге в доме Вороновых всё было спокойно и размеренно. Приготовления к свадьбе княжны шли полным ходом, готовилось приданое, портнихи трудились над платьями, а сама невеста прощалась с девичьей жизнью. Как и её жених, Елизавета не была спокойна, она тоже много думала, многое вспоминала, но и раздумья и воспоминания были лишь приятными для неё. Лиза много времени проводила с родителями, часто разговаривала с братом и кузиной. Говорили они много и обо всём, особенно, конечно, с Настей. Елизавете трудно было осознавать, что она расстаётся со своей лучшей подругой, со своей дорогой и любимой кузиной, поэтому по обыкновению они, как и в детстве пробирались в оранжерею или в свою совсем уже не «детскую гостиную» и там подолгу сидели одни и разговаривали.
- Лизанька, я поверить не могу, что ты уже невеста! – восклицала Анастасия и как всегда улыбалась. – Невеста! И кого? Самого князя Лиговского! Ты просто светишься от счастья.
- Неужели так заметно? – заволновалась «невеста». – Впрочем, если честно, я и сама иногда думаю, неужели это со мной происходит…. Ложусь спать и думаю всё время, что до свадьбы месяц остался, потом двадцать дней, а теперь вот всего две недели. Это так скоро! Две недели!
- Ты у нас самой красивой невестой будешь, - сказала Настя. – Платья то тебе какие шьют – загляденье! И подвенечное, и бальные и домашние и платья для визитов, целый гардероб…. Я даже немножко тебе завидую.
- Да, платьев много, - согласилась Лиза. – Но ты не завидуй, Настенька, сама ведь скоро под венец пойдёшь!
Услышав это, Настя вспыхнула. Щёки её раскраснелись, она опустила глаза. Княжна Артемьева действительно в тайне предполагала, что и ей предстоит скорое замужество, но никому не решалась об этом говорить. Князь Завьялов, который уже несколько месяцев оказывал юной Анастасии знаки внимания, в одном из разговоров упомянул о скором визите к Артемьевым, якобы для какого-то разговора. Настя, конечно же, была просто вне себя от счастья, во-первых, за кузину, во-вторых, за себя, ведь она уже давно призналась сама себе и Лизе, что влюблена в Андрея Петровича.
- Лиза, ну, что ты…. Ты слишком преувеличиваешь, - смутилась Настя.
- Ничуть. Я говорю то, что вижу. А вижу я, что князь Андрей Петрович Завьялов влюблён в тебя без памяти, а ты в него влюблена. Он скоро сделает тебе предложение, вы поженитесь и будете счастливы.
- Всё то ты видишь, всё то ты знаешь, - сказала Анастасия и добавила. – Только вот он мне вчера записку прислал….
- Что-то случилось? – забеспокоилась Лизавета.
- Нет, ничего серьёзного, - отмахнулась Настя. – Андрей Петрович пишет, что вынужден отправиться в одну дальнюю губернию по делам службы, но он постарается решить всё как можно скорее.
- Ну, что ж, служба – дело важное. Главное, что он оповестил тебя о своём отъезде. Скоро князь вернётся и всё будет хорошо.
- Знаешь, Лиза, а я иногда думаю, что это даже хорошо, что он уехал, и мы редко видимся…. – нерешительно проговорила Анастасия.
- Почему? – удивилась Елизавета.
- Ты ведь прошла столько испытаний, прежде чем обрела счастье и взаимную любовь. А у меня всё даже слишком просто…. Мне даже как-то странно, что ничего особенного и не происходит со мною.
- Пусть лучше будет так, чем как в моём случае. Твой возлюбленный всегда рядом, он не уезжает на войну, он жив и здоров и ты это знаешь. Пусть так и будет всегда!
- Спасибо, Лизанька! – ответила она и крепко обняла свою кузину. – Жаль, что у нас уже не будет наших милых детских разговоров, ведь мы повзрослели, ты вот почти княгиня…. Но я искренне надеюсь, что мы с тобой не расстанемся надолго, будем писать друг другу письма и приезжать в гости.
- Конечно! Мы никогда не расстанемся, кузиночка! Что бы ни случилось, знай, я всегда тебе помогу.
- А я тебе.
Кузины снова обнялись. Они обе чувствовали, что эти значительные перемены в жизни обеих совсем скоро разлучат их и поэтому хотели наговориться вдоволь.
- Как ты думаешь, может быть такое, что человек не верит в возможность собственного счастья? – неожиданно серьёзно спросила Елизавета.
- Это ты о себе? – удивилась Настя.
- Да. Я почему-то не могу представить себя счастливой…. Нет, я, конечно, счастлива в данный час, в данную минуту, но я не верю, что так будет всегда. Я столько раз мечтала о Никсе, столько слёз пролила, любовь к нему стала смыслом моей жизни, а теперь, когда я стала его невестой, а через две недели стану и женой, то мне вдруг стало казаться, что все самые лучшие мгновения остались позади. Как будто несбывшиеся ещё мечты лучше тех, которые уже сбываются. Я, наверное, глупости говорю…. Мне самой странно от таких мыслей…. Мне просто хотелось с тобой поделиться…. – тихо и задумчиво проговорила Лиза.
- Я понимаю…. Понимаю, почему ты так думаешь. Но тебе лучше выбросить подобные мысли из головы. Ты должна верить в своё счастье, ведь по-другому и быть не может! Ты так ждала, так этого хотела. Вы будете очень счастливы с князем, - уверенно сказала Настя.
- Я надеюсь, я очень в это верю, ведь я его так люблю….
Кузины ещё долго беседовали. В разговорах они касались не только темы любви и темы прошлого и будущего, а обсуждали также общих знакомых, говорили о погоде, о нарядах и прочей «милой чепухе». Но после такого разговора с кузиной у Анастасии всё равно осталось какое-то странное и необъяснимое ощущение. Она не могла понять, почему Лизу мучают такие грустные мысли, но была уверена, что это неспроста. Настя страстно желала ей счастья и мысленно уверяла себя, что так и будет, но до самой свадьбы Елизаветы княжну Артемьеву не покидали странные предубеждения и предчувствия.


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/15/799