Дерзость и пререкание

Гадаев Алексей Вениаминович
Порой в школе дерзость ученика в обращении с учителем переходит всякие границы - это и дерзкие возражения и дерзкие поступки, дерзкие слова. Ученик бросает учителю дерзкие фразы, которыми обмениваются между сверстниками:
- "Вы мне не родитель!",
- "Ага, сейчас!",
- "Отстань!",
- "Я ненавижу школу и вас!".
- Закатывание глаз и вой недовольства;
- проявляет непристойные, воинственные сигналы неуважения, презрения, искаженной любезности и притворства, насмешки, оскорбления; грязные сигналы - всё это дерзость.

 Дерзость - оскорбительная непочтительность, наглость и грубость.
 
 Ни одному воспитателю, учителю, тренеру или родителям других детей не нравится недостойно ведущий себя ребёнок.
 Дерзость это умышленное унижение чести и достоинства человека, выражающееся в неприличной форме,которая связана с наведением беспорядка и  вызыванием паники у человека.
 Дерзость наблюдается там, где имеется иерархия.
Дети очень часто становятся невыносимыми, когда пытаются выяснить для себя, что им сойдёт с рук и что они могу себе позволить.
Они могут стать воинственными, говорить на языке "улицы" (некорректная лексика и интонация, ругаться матом), стараясь быть как все.
 Разумное начало в них ещё плохо сформировалось.
 Если учитель не собирается удовлетворять их требования, то лучше всего  ему следует применить технику лобовой атаки из спокойных вопросов или проявляя чувства любви и доброты.
Самое правильное: немедленно установить границы дозволенного.
 Если этого не сделать, то неприемлемое поведение (дерзость и пререкание) может настолько врасти в детей, что его сложно будет контролировать.
 Лиллиан Гласс считает, что лучше всего пообщаться с ними так, чтобы они действительно прислушались к вам.
 Их нужно поправлять(не жестко, а мягко и доброжелательно)и закреплять правильное поведение, чтобы они повторяли за вами, как надо правильно говорить.
Даже если они за вами  не повторяют слово в слово, то слушая вас, они всё равно запоминают то, как его правильно использовать.
 Вы на подсознательном уровне заложите в них знание того, как нужно правильно общаться[1,c.200-201].
Дерзкие дети оценивают агрессивное поведение как менее негативное и более позитивное,чем оно выглядит в глазах не агрессивных и воспитанных детей.
Дерзкие дети считают, что дерзкое поведение приводит к вознаграждению, имеет позитивный исход и приводит к позитивному имиджу,так как они убеждены в том, что они преуспеют меньше, чем если поведут себя дерзко и думают что дерзкое поведение не влечет за собой чужих страданий(Erdge et.al.,1986)
 Они нередко считают то, что дерзость и нахальство - это второе счастье.[c.50].
Необходимо помнить и о том, что существует давление сверстников - это выражается в желании быть похожим на тех, кто кажется более уверенным в себе.
 Совсем неудивительно то, что многие дерзкие дети находятся в дружеских отношениях со сверстниками.
 Родители и учителя считают, что дерзкие дети менее компетентны в социальном плане, поэтому чаще прибегают к решениям прямого действия для создания конфликтов с учителями и чаще выбирают физическую агрессию и неповиновение.
 Дерзкие дети плохо умеют справляться со своим возбуждением так как у них наблюдаются  трудности самоконтроля.
Необходимо помнить и о том, что некоторые учителя и родители суровы и даже чрезвычайно придирчивы.
А некоторые взрослые и детей-то вовсе не любят.

М. Борба советует воспользоваться четырьмя шагами избавления от дерзости.

*Шаг 1.
 Сразу же выявляйте дерзость.
 Определите, что именно вы считаете неуважительным поведением, чтобы ребенку было ясно, чего от него ждут.
 Все дети  время от времени срываются, но выясните есть ли слова, фразы или жесты, которыми ребенок пользуется довольно часто?
 Именно на этом вы и должны сосредоточиться.
 И всякий раз, когда ребенок ведёт себя таким образом, немедленно указывайте на это.

*Шаг 2.
 Не вступайте в пререкания, когда ребенок дерзит.
 Дети перестают дерзить, когда видят, что это неэффективно для привлечения внимания.
 Поэтому держитесь нейтрально и не отвечайте.
 Не вздыхайте, не пожимайте плечами, не показывайте, что вы разгневаны. Более того, не уговаривайте, не увещевайте, не бранитесь; такая тактика почти никогда не срабатывает, а только усугубляет подобное поведение. Смотрите отстраненно на что-нибудь и если это не помогает - запритесь. Просто откажитесь продолжать разговор до тех пор, пока ребёнок дерзит, и делайте так всегда.

*Шаг 3.
 Введите санкции если дерзкое поведение продолжается.
 Можно заставлять ребенка повторять фразу более вежливым тоном не менее десяти раз.

*Шаг 4.
 Поощряйте уважительное поведение.
 Когда вы увидите или услышите, что ребенок проявляет вежливость или говорит уважительно, похвалите его и выразите удовлетворение[2, c.79-83].

При когнитивно-поведенческом консультировании подростков Филип Кендалл предлагает при работе с дерзкими детьми, включать тренинг самообучения, решения социальных проблем, принятия перспективы, обозначения аффекта и релаксации.
 Все эти программы рассчитаны на восемнадцать сессий продолжительностью от 45-60 минут.
Литература:
1. Гласс Л. Вербальная самозащита. М.:АСТ; Астрель; 2005.
2. Борба М. Нет плохому поведению.М.: Вльямс, 2005.
3. Психотерапия детей и подростков (/Под ред. Ф.Кендалла/). СПб.: Питер. 2002

Дерзить
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/derzit
Дерзить - это, в большинстве случаев, высказываться непочтительно, грубо, оскорбительно. И не обязательно на словах. Дерзить можно и без слов - поступать по-другому: игнорировать, сабботировать, открыто делать иначе.
Дерзить и дерзать
• Дерзить - поступать конфликтно. На работе, дома, в гостях, в спорной ситуации.
• Дерзать - найти в себе смелость, желание и силы действовать.


Случай: дочь дерзит маме и приветлива с отцом
Материал Мать жалуется, что дочь к ней относится хуже, чем к отцу, хотя она проводит с ребенком больше времени, чем отец, который то просто на работе, то в частых командировках. С отцом она ведет себя хорошо, приветлива и уважительна, а ее не слушает, дерзит, относится без уважения.
Гештальт-терапевт говорит: "У вас все в порядке, вы должны радоваться, сразу видно, что ребенок в вас уверен, что вы никуда не денетесь, уверена в вашей любви и ваших чувствах, поэтому так себя и ведет. Дочь не боится выражать вам свои негативные чувства, значит, у вас здоровые отношения. А что касается отношений вашей дочери и папы, это вызывает у меня обеспокоенность. Если она с ним такая вежливая, так хорошо себя ведет, это означает, что она неуверена в папе, хочет добиться его любви. Нужно поработать с папой, сделать его отношения с дочерью более здоровыми".
Специалисты, работающие в синтон-подходе, видят эту ситуацию по другому. Похоже, здесь в этой семье отец умеет вызывать к себе уважение и приучил дочь относиться к нему так, как и следует относиться дочери к хорошему отцу. Мама же тревожна, неуверенна в себе, и за многие годы разрешила дочери реагировать на нее абы как: дочь ее и использует как унитаз, спуская в нее свое плохое настроение. Что можно порекомендовать родителям в этой ситуации? Видимо, маму нужно учить простым вещам: постепенно приучать дочь к формату, учить тому, как следует относиться к любящим ее заботливым родителям. Это дочери в жизни - очень пригодится!


Сметь
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/smet
Сметь - разрешить себе то, на что другие тебе разрешение не дали. Близко к Смелости - способность двигаться вперед, несмотря на страх и не видя страха.
Сметь и развитие личности
Сметь - обязательное звено в цепочке Могу - Смею - Умею: того, что делает личность состоявшейся.
Состояние «Я смею» и тело
Состояние «сметь» ощущается в теле как вектор силы под лопатками (вперед и вверх) - смотри фото Ника Самофракийская. Как создавать в теле ощущение «Я смею», смотри Смелое тело
Смелое тело
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/smeloe_telo
Смелое тело - тело, по которому мы узнаем смелого человека, а также тело, в котором живет ощущение «Я смею!»
Основные признаки:
• голова на высокой шее (а не подается вперед, как под ярмо),
• голова прямо (как у лидера, у руководителя), а не с наклоном вбок (как у того, кто слушает и слушается),
• подбородок немного приподнят (голова в положении "допустимой надменности" вместо "головы поникшей"),
• глаза собранно смотрят вперед (мышцы вокруг глаз собраны), а не смотрят внутрь себя или никуда (мышцы под глазами распущены).
Состояние «сметь» ощущается в теле как вектор силы под лопатками к солнечному сплетению, внутренний импульс вперед и вверх - смотри фотоиллюстрацию "Ника Самофракийская".
Когда вы научитесь так же стоять и ходить, у вас будет внутреннее состояние «Я смею!»