Цветы моей радости

Нина Глазунова
Нина Глазунова

Цветы моей радости

Пьеса в двух действиях

Действующие лица:
Оливия, молодая женщина, преподаватель в университете.
Владимир, её муж, архитектор.
Ирина, их дочь.
Галина, подруга Оливии.

Действие первое

Акт 1

     Комната. В середине сцены в глубине открывается дверь, входит Оливия, останавливается при входе и смотрит в зрительный зал. (Длительная пауза) Ходит по комнате. Её облик и её движения притягивают взгляд. За ней хочется наблюдать, как нам хочется наблюдать за течением ручейка, за пламенем костра. ( Оливия говорит с английским акцентом)

Оливия. Полковник N. всегда казался мне неинтересным человеком. Он служил вместе с моим братом в военном казначействе и часто бывал у нас. Мне было тогда … 16 лет. Полковник казался мне старым, каким-то бесцветным, занудливым, то есть – никаким. Вечерами родители с гостями играли в покер на веранде. Полковник во время игры большей частью отмалчивался, курил старинную индийскую трубку. Мой брат Сэмюэль при этом много пил, много шутил, заигрывал с дочерью полковника и всегда выигрывал. Полковник расстраивался. Позже я заметила, что он делает вид, что расстраивается, а проигрывает, похоже, для того, чтобы его с удовольствием принимали у нас. И чтобы он мог вечерами, играя в карты, … поглядывать на меня. Мне это не нравилось. В самом деле! Какие могли быть поглядывания в его возрасте!
     Но было у него одно привлекательное качество – он прекрасно пел.  Его завораживающее исполнение «Оnly you» до сих пор звучит у меня в ушах. (До конца монолога звучит тихая мелодия песни «Оnly you» Элвиса Пресли) 
     Я дружила с его дочерью Элен. Весной мы с ней увлеклись садоводством и посадили множество цветов вокруг веранды: флоксы, резеду, маттиолу. Вот эта самая маттиола – ночная фиалка, с последними лучами заходящего солнца начинала так благоухать! Порывы ветра доносили её необыкновенный аромат. Им пропитывался и воздух, и вся благожелательная атмосфера вокруг, и романтические мечты… Эту фиалку мы с Элен назвали «Цветы моей радости», "Flowers of my joy".
     В один из вечеров полковнику нечем было отыграться. Он поставил на кон свою бесценную старинную трубку и проиграл.
    На следующий день полковник N. получил назначение в другое место службы, и они с дочерью  уехали.  Больше мы их никогда не видели.
     А трубка, вот эта самая трубка, осталась лежать на каминной полке. Просто так. На память.
     Да. Я только сейчас начинаю понимать стихи Дмитрия Мережковского:
Дерзновенны наши речи,
Но на смерть осуждены
Слишком ранние предтечи
Слишком медленной весны.

Оливия сидит в кресле, задумавшись. Внезапно входит Владимир, она вздрагивает от неожиданности. (Владимир, когда разговаривает с Оливией, поворачивается к ней спиной)

Оливия. Как ты меня напугал!

Владимир. Тебя напугаешь! Всё спишь?

Оливия. Не сплю.
 
Владимир. Мне нужны деньги, пять тысяч.

Оливия. Зачем?

Владимир. Надо поменять ходовую часть в автомобиле, поменять масло.

Оливия. (оправдываясь) Нам ещё не давали зарплату. Володя, насколько мне известно, у тебя были деньги.

Владимир. Были. А ты забыла, что мы ездили на дачу к родственникам? Это, считай,  туда и обратно - сто километров.
 
Оливия. Дорогой, я же всегда даю тебе деньги на бензин.
 
Владимир. Оля, этого не достаточно. Машина требует ремонта.

Оливия. Я полагаю, ты тоже можешь зарабатывать.
 
(Входит Ирина (её возраст - 12 лет). Слушает, о чем говорят родители.)

Владимир. Зарабатывать! Где же я тебе такую работу возьму? Чтобы на всё хватало? Как ты любишь говорить: «Мы же одна семья!» Заботы у нас тоже общие. «Володя, сделай то. Володя, сделай это». Кто всё делает? Ведь не ты же!
 
Оливия. А что ты делаешь? Я что-то не заметила.
 
Владимир. Не заметила она! На машине кататься ты любишь!

Оливия. (оправдываясь) Куда я на ней катаюсь? На работу езжу на метро. В магазин хожу возле дома. Больше мы нигде не бываем. Пять тысяч! Мне ещё нужно за этот месяц оплатить коммунальные расходы. Хорошо, хорошо, дорогой, я попрошу деньги взаймы у соседей. Володя, ты сам говорил, что ваше архитектурное бюро получило крупный заказ. Я разговаривала с вашим главным архитектором. Он сказал, что при реализации проекта часто возникают дополнительные работы, неучтённые суммой стоимости договора.

Владимир. (испугался) Ты звонила мне на работу? Как ты могла? Что ты там вынюхиваешь?

Оливия. (оправдываясь) Он сам звонил сюда в субботу. Удивлялся, на каком объекте ты можешь находиться? Твой мобильный телефон был вне зоны доступа. Я только поинтересовалась, как у вас дела.

Ирина. Опять ругаетесь.

Оливия. Мы не ругаемся. Мы просто так эмоционально разговариваем. Идите ужинайте. Я курочку пожарила. (уходит)

Ирина. Па-ап! Мне тоже нужно пять тысяч, на ролики.

Владимир. У матери попроси.
 
Ирина. У нас в классе уже всем ребятам купили. Даже Танька Башилова уже катается! А у неё отца нет, мать работает в школе библиотекарем.

Владимир. Почему так дорого? Пять тысяч – какие-то ролики?

Ирина. Это же не просто ролики, это роликовые коньки. Ещё надо наколенники, налокотники, рюкзак, джинсы надо – у меня брюк нет.

Владимир. Вот мать придёт, попроси у неё. Завтра пойдём с тобой в магазин и купим.

Ирина. Папочка, спасибо! Ты у нас молодец.

Владимир. Только ты меня хвалишь. Я вам всем плохой, ничего без меня решить не можете.

(Входит Оливия. Отдаёт деньги Владимиру.)

Ирина. Мама, мне нужны роликовые коньки.

Владимир. Дай ей денег.

Оливия. Где же я вам столько денег возьму?

Владимир. А у тебя никогда денег нет. Я тебе всю зарплату отдаю! До копейки. Себе ничего не оставляю.

Оливия. Что у тебя за зарплата! Два раза сходить в магазин за продуктами.

Владимир. Да ты совсем на деньгах помешалась! Оля, дочь-то у нас общая, содержать надо. Ты читала дополнительные лекции в университете, тебе за них заплатили?

Ирина. (плачет) Все уже на роликах катаются! Я у вас всегда хуже всех!

Оливия. Ирочка, ты для меня лучше всех на свете! Я возьму на дом ещё переводы. Будут тебе ролики, но не сейчас. (в сторону) Прогноз «Будет хуже» оказался оптимистичным.

Ирина. (обиженная) Тебе звонил твой Виктор Александрович!
 
Оливия. Какой мой Виктор Александрович?

Ирина. (отвечает так, чтобы отец не слышал) Твой проректор в университете.
 
Оливия. Да. Сначала мы учим детей говорить и ходить, а потом – сидеть и молчать. Ира, займись уроками! У тебя в дневнике появилась тройка. (Рассуждает вслух) Хотя, «троечники» - мудрые люди! Интуитивно они исходят из того, что жизнь каждого человека и его собственный путь важнее, чем оценки, которые они получают от других людей.
 
Ирина. В последнем сочинении учительница ко мне придирается!
 
Оливия. Я посмотрела твоё сочинение. Тема Родины – неисчерпаема. Однако у тебя некоторые цитаты не к месту. Несмотря на то, что у вас в классе углублённое изучение литературы, моё мнение – ты плохо знаешь творчество Сергея Есенина.

Ирина. А мы его ещё не проходили!

Оливия. Летом мы с тобой читали его стихи. Они тебе понравились, ты даже повторяла на память некоторые места. Ирина, если ты собираешься после школы поступать на филфак, начинаем готовиться уже сейчас.

Ирина. С этого года?
 
Оливия. С этого момента. С этого сочинения. Вот,  послушай: (читает стихотворение Дмитрия Дарина «Грусть польёт с небесной сини»)
 
Грусть польёт с небесной сини,
Стонут журавли,
Словно плачут по России,
Утонув вдали.

Мне бы, мне бы в небо с ними
На закате дня,
Только, видно, места в клине
Нету для меня.

В колокольных белых звонах
Молча помолюсь,
На берёзовых ладонях
Носит меня Русь.

А озера – словно слезы
Родины моей,
И саднит, саднит занозой
Оклик журавлей.

Что разлука – дым вчерашний,
Новой лаской пьян,
Но на жизни чёрной пашне
Жабник, да бурьян.

Ивы лишь меня жалели,
Косы расплели…
Не по мне ли, не по мне ли
Плачут журавли?

Ирина. Это стихотворение Сергея Есенина ты мне летом не читала.

Оливия. А это не Есенин. Это современный русский поэт Дмитрий Дарин, очень талантливый. В переселение душ я не верю, но подозреваю, что оно всё-таки состоялось. Я думаю, что душа Сергея Есенина или его талант – что-то переселилось в Дмитрия Дарина и проявилось в его творчестве русским лиризмом, высокой духовностью, болью за Россию, достойной гражданской позицией поэта. Кстати, у тебя в сочинении имеются оригинальные идеи в области пунктуации. Пойдём-ка, дочка, проанализируем твоё сочинение. (Обе уходят)

Владимир. (рассуждает вслух) У японцев  есть убеждение, которое они называют «атае». Суть его заключается  в том, что благополучие отдельной личности зависит от взаимопомощи и благожелательных отношений в группе, в которой он находится. Так. В нашей семье что я вижу? Ни чуткости, ни понимания. Кто мне поможет? Эта дрянь уже заклевала меня. Она просто помешалась на деньгах!  Изворачивается всё время. И дочь так же воспитывает.
(Набирает номер на домашнем телефоне)
Алло! Алло! Здравствуй, зайчик. Чем занимаешься? Играешь! Маму позови к телефону. Здравствуй, дорогая, это я. Да, да. Не волнуйся. Я подъеду, посмотрю. Должен получиться отличный фасад. Занятие архитектурой формирует не только вкус, но и конструктивное отношение к проблемам.
Ты кирпич заказала? Завтра я подвезу тебе пять тысяч рублей. Вероятно, весной вы переедете. В хороших условиях ты сможешь подготовиться к защите диплома. У вас будет свой дом. У нас будет свой дом?  Что ты хочешь этим сказать? Я вам всё дал! Всё! Если бы не я, где бы ты была? В общежитие няню не пригласишь. Ты не ценишь ничего! Этот вопрос решается. Решается! Всё.
(Достаёт с полки шкатулку, открывает её)
Что здесь осталось? Обручальные кольца. Серьги с бриллиантами. Не густо. Где взять деньги? Кухню в доме оборудовать надо, детскую комнату … тоже надо. Вот овца! Какие-то бессмысленные стихи изучает! Могла бы переводчицей подрабатывать, у них заработок хороший. Всегда приходится самому изыскивать средства! Приглашали же её в Англию, читать лекции в университете. Нет! У неё, видите ли, ребёнок здесь. Высылала бы из Англии на содержание дочери деньги. Проживём мы с Иринкой и без неё прекрасно.
(Уходит)

Акт 2

(В комнату входят Оливия и Галина. Звонит домашний телефон.)

Оливия. Алло! Да, здравствуй, Надя. Как плохо тебя слышно! Я сейчас тебе перезвоню. (кладёт трубку на телефон, случайно нажимает на кнопку определителя исходящих звонков) Ой! Не туда нажала. Какой-то номер незнакомый на определителе исходящих звонков! Кто мог туда звонить? Странно.
(Набирает номер телефона Нади) Да, Надя, это Ольга Фёдоровна. Светлана Петровна заболела? В среду и в четверг? Хорошо, я подменю её. (кладёт телефонную трубку, делает записи в блокноте) Странно, почему здесь в блокноте написано «кирпич»?
(обращается к Галине) Душа моя! Как давно мы не виделись!
 
Галина. Ты же Оливия Теодоровна! Почему ты представилась - Ольга Фёдоровна?

Оливия. Это для студентов я официально - Оливия Теодоровна, а для наших девочек в учебной части – уже давно Ольга Фёдоровна. Как поживает твоя мама?
 
Галина. Ночью вызывали «скорую помощь». У мамы давление поднялось. У Коли сегодня ночное дежурство. А у меня билет на самолёт, через три часа надо быть в аэропорту! (Галина нервничает)  Лечу с делегацией на подписание контракта. Вернусь через сутки.

Оливия. Галя, я могу подъехать к вам домой сегодня вечером, ночью посижу с твоей мамой. Если надо, сделаю уколы, я же умею, ты знаешь. А утром поеду в университет. Ты уже собрала чемодан?

Галина. Да, он уже в машине.

Оливия. Так. Я у тебя сварю гречневую кашу, твоя мама её любит. Хорошо. Почитаем «Мастера и Маргариту». Не волнуйся, всё будет в порядке.

Галина. Спасибо. Ты у меня – верная подруга. Я знаю, что всё будет в порядке. Я так тебе благодарна! А у меня в вазе георгины стоят! Тёмно-бордовые.

Оливия. А я люблю ночную фиалку.

Галина. Да, я помню. А георгины с дачи Колиного брата. В субботу мы ездили к нему на дачу в Дубки на шашлыки.

Оливия. Да, на даче сейчас хорошо.

Галина. Оля, эти странности (кивает на телефон) тебя не настораживают?
 
Оливия. Нет. А что там особенного?

Галина. Володя в субботу днём дома был?

Оливия. Нет. Да. Был дома.

Галина. А мне кажется, что он в субботу был в Дубках.

Оливия. Это где? У них там объект. Вроде бы.

Галина. А я видела в посёлке этот «объект». Она такого возраста, как твои студенты-аспиранты.
 
Оливия. Галя, тебе показалось.

Галина. Оля, ты как-то реагируешь … избирательно.
 
Оливия. Наверное. Так легче управлять своим состоянием. Если я так реагирую – может быть мне так легче!
 
Галина. (обнимает подругу) Успокойся, душа моя. Наверное, я ошиблась. 

Акт 3

Семь лет спустя.  Оливия и Галина  гуляют по весеннему парку. Цветёт сирень. В руках у Оливии букет сирени.

Галина. Я получила от Коли SMS-ку.

Оливия. И что он пишет, как ему в Алжире?

Галина. Сложно. Подробности не пишет. Я чувствую, что ему там тяжело.
(Достаёт мобильный телефон и зачитывает несколько сообщений)
«Люблю и бесконечно скучаю.  Закрываю глаза – и ты со мной. Засыпаю – и вижу тебя во сне». Вот ещё: «Все мои мысли только о тебе, любовь моя. Как нам хорошо было вместе».

Оливия. Галя, сколько лет вы прожили вместе?

Галина. Восемнадцать лет.

Оливия. А если бы вы не развелись, что-нибудь изменилось бы?

Галина. Если бы мы не развелись, я думаю, что ничего не изменилось бы. Азарт – это пагубная страсть. Эта страсть погубила нашу семью.

Оливия. Когда у Коли заканчивается контракт?

Галина. Ещё четыре года. Это четыре года жизни. И с ним жизни нет, и без него пусто. Что у меня сейчас - смысл жизни? (Пауза)

Оливия. Галя, говорят, что вершина –  это ещё не конец пути. Может быть ваша разлука – это ещё не конец вашим отношениям? А у меня моя Иринка – весь смысл моей жизни. В университете много заданий получает. Нужен домашний компьютер. Она говорит, что даже у Тани Башиловой уже есть ноутбук. Где деньги взять, не представляю. Я уже всем должна.

Галина. Володя нашёл работу?

Оливия. Пока нет.

Галина. Он хорошо устроился – сел на диван и ножки свесил. Себя, любимого, работой не утруждает.

Оливия. Как здоровье твоей мамы?

Галина. Получше, чем было на той неделе.
 
Оливия. Опять давление поднималось? Как я люблю наших московских стариков! Столько трудностей они перенесли в жизни. Каких москвичей вырастили! (Показывает рукой на зрительный зал.) Внуков воспитали, как положено. Это благодаря им в Москве живут люди образованные и очень образованные. Мне  нравится, как с любовью к нашим старикам написаны их портреты художником Александром Шиловым. Ему удалось отразить в их глазах святость. А твоя мама — живой пример нам всем. Она мне рассказывала: когда она заканчивала текстильный институт, встал вопрос, куда направят работать выпускниц по распределению. Выбора почти не было. В республики Средней Азии, туда, где выращивали хлопок, — поднимать текстильную промышленность. Твоя мама говорит: «Мы пошли к Михаилу Ивановичу». Я спрашиваю: «К какому Михаилу Ивановичу?» - «К Калинину». - «И что, вы ему сказали?» - «Мы ему сказали: «Михаил Иванович, нас всего трое. Три девушки-москвички. Мы заканчиваем текстильный институт. Оставьте нас работать в Москве. Остальные девушки — все из республик Средней Азии». Нас оставили работать в Москве. Только значительно позже я поняла, как мы рисковали. После этой беседы мы могли не вернуться домой.» Твоя мама многого добилась в жизни — стала директором московской фабрики, депутатом Верховного Совета СССР.

Галина. Да, когда собирались у мамы её подруги с институтских времён, так было интересно, весело. Всегда с песнями.  Было что послушать! Сейчас мама на улицу уже не выходит, ей тяжело.

Оливия. (Читает стихотворение Галины Ульшиной «Весеннее»)

Цвела сирень!... С ума сойдя под вечер,
запахла так, что стало выше сил
дождаться намечающейся встречи,
и ветер эту встречу торопил.
Дрожало все в сиреневатом мраке,
дышало все сиренью и весной,
сиреневые влажные собаки
вино лакали лужицы цветной.
Рождалась ночь в тени сиреневеток…
Лиловый дождь улёгся на покой,
и мелких лун разменные монеты
рассыпались сиреневой рукой…
 
Галина. (заворожено слушает) Оля, это твои стихи?

Оливия. Нет. Это поэт Галина Ульшина. Она разрешила мне использовать её стихотворение в учебной работе.

Галина. Ты знакома с настоящей поэтессой?

Оливия. Знакома. Только заочно, по Интернету. Мне понравились стихи Галины Ульшиной. Я по электронной почте написала ей письмо с просьбой разрешить использовать это стихотворение в работе со студентами. Я им дала задание попытаться перевести это стихотворение на английский язык.
 
Галина. Ну, и как попытки, удачно перевели?

Оливия. Это невозможно сделать. Я – и то не смогла, хотя английский язык для меня родной. Прекрасные стихи! Как будто ощущаешь аромат сирени! А сколько авторских находок. Русская поэзия – это душа народа. Да, у одного студента получился неплохой подстрочный перевод.
 
Галина. Подруга моя, смотрю я на тебя и думаю: как ты гармонична. Даже исполняемое тобой художественное произведение приобретает твою собственную неповторимую окраску. Это - как сейчас модно говорить, - конгруэнтность. Ты, как личность, настолько представляешь собой единое целое, что даже твои жесты и мимика, слова и тон голоса передают одно и то же сообщение. А я, зная тебя всю свою сознательную жизнь, душа моя, могу сказать, что я вижу: твои поступки находятся в полном соответствии с твоими убеждениями и ценностями. Я думаю, что мне по жизни повезло с тобой.
 
Оливия. А мне повезло с тобой. Что-то прохладно стало. Пойдём-ка, подруга, где-нибудь в кафе посидим, выпьем с тобой горячих коктейлей. За нашу конгруэнтность. (Уходят)


Действие второе.

Акт 1

В комнату  входят Оливия и Галина. В соседней комнате находится Владимир и подслушивает.

Галина. Оля, поедешь в субботу со мной на дачу? Ты не бываешь за городом. Тебе надо отдохнуть. Сходим к маме на кладбище, там не далеко. Поехали! Мне надо кусты малины обрезать. Потом в лес пойдём. Там такая красота!
 
Оливия. Хорошо. Только я буду кусты в саду окапывать.

Галина. Тогда надо будет к субботе купить весеннее удобрение для ягодных кустов. Надо будет ещё шланг захватить на дачу. Ещё возьмём с собой продукты.

Оливия. (набирает номер телефона) Ирочка! Ты где находишься? У Тани? Домой пока не собираешься? У нас в гостях тётя Галя, вы бы повидались с ней. Ах, у вас компания! Ирочка, ты не могла бы в эту субботу на машине нас с тётей Галей отвезти к ней на дачу? У нас будут тяжёлые сумки. Надо будет купить удобрение и ещё кое-что… Да. А почему папа должен возражать? В выходные его дома не бывает. Хорошо, дочка. Тётя Галя тебя целует.

Галина. Мне пора, дорогая.

Оливия. Хорошо, договорились. В субботу в семь утра будь у меня. (провожает Галину)

Владимир. (из соседней комнаты) Куда это ты собралась в субботу? Могла бы со мной посоветоваться.

Оливия. Ты же слышал. К Гале на дачу.

Владимир. Оля, как ты считаешь, ты правильно живёшь?

Оливия. Я думаю, что понимание того, правильно или нет мы живём, зависит от нашей оценки того, что мы получаем от жизни.

Владимир. (входит в комнату Оливии) Как это?

Оливия. Что бы мы не совершили, судьба всегда даёт ещё один шанс, чтобы можно было всё успеть исправить. Например, все знают, что нужно правильно питаться, заниматься спортом, не курить…

Владимир. Но быть правильным во всем трудно. Русский человек может преодолеть любую трудность, если не будет задаваться вопросом «А зачем?»

Оливия. А что будет потом? Никто не знает, что будет потом. Это и называется будущее.



Акт 2

Оливия занимается домашними делами. Входит Ирина.

Оливия. Ирочка, где ты была?

Ирина. Мам, ну не начинай. Это сложно.
 
Оливия. Вместо субботы утром ты появляешься в воскресенье вечером. Ты обещала нас с Галей отвезти на машине на дачу. Говорила, что в семь часов утра в субботу приедешь обязательно. Где ты была, дочка?

Ирина. Мама, не спрашивай меня. Я не могла приехать.

Оливия. Ты же обещала! Ты понимаешь, как ты нас подвела? Мы с Галей ждали тебя, у нас были тяжёлые сумки. Твой мобильный телефон был вне зоны доступа. Пришлось машину ловить на шоссе. Рано утром никто не хотел ехать за город так далеко. Пришлось водителю много заплатить.

Ирина. А как ты хотела? Бесплатно на машине ездить? Я могла бы вообще ничего не обещать.

Оливия. (в сторону) Почему я купила автомобиль не себе? Кто-нибудь, может мне ответить?

Ирина. Мама, мне так плохо. (Оливия обнимает Ирину) Все летят в Крым на отдых. Мне нужны деньги.

Оливия. Ирина, почему ты у меня требуешь денег?

Ирина. А как с тобой ещё разговаривать? Вот была бы бабушка жива, она бы тебе показала! Как ты себя ведёшь? Во что ты превратилась? Да ты совсем помешалась на своих деньгах!

Оливия. Ирина, что происходит? Что с тобой?

Ирина. Мама, хоть немного денег дай мне. Мы с Тимкой в парке на аттракционах покатаемся.

Оливия. Зачем соседскую собаку тащить в парк на аттракционы?

Ирина. Это не соседская собака (зло). Это мой брат.

Оливия. А, брат… Какой брат?

Ирина. (с вызовом) Это папин сын!

Оливия. Какой папин сын? Какой сын? И давно ты об этом знаешь?

Ирина. Давно.

Оливия. Ирина, а я почему не знала?

Ирина. А зачем тебе это знать? Ты кто такая? Почему с тобой вообще надо об этом разговаривать?

Оливия. А почему ты у меня на это денег просишь?

Ирина. Да у тебя совесть есть? Из-за такой мелочи скандал устраиваешь!

Оливия. (в шоке бродит по сцене) Что делать? (видит перед собой дочь) Что делать, Ирина?

Ирина. Задумайся о своём поведении.

Оливия. Да, это верно. Я себя не так веду, не так поступаю, живу не так. Боже, что происходит? Как жить?

Владимир. (наблюдает за этой сценой из соседней комнаты) Вот стерва, узнала! Ещё одна проблема на мою голову! (входит в комнату Оливии) Что, разнюхала?

Оливия. Володя, как так можно?

Владимир. (говорит отчётливо, выделяя каждое слово) Почему я не могу иметь сына? Почему человеку нельзя иметь сына?

Оливия. У тебя две семьи? Володя, что будем делать?



Акт 3

   В комнату входит Оливия с букетом полевых цветов. Не глядя, открывает с конца большой журнал и раскладывает между страницами цветы для засушивания. Когда закрывает журнал, внимательно смотрит на портрет на обложке. Зрители видят портрет мужчины.

Оливия. Знакомое лицо. (Читает вслух) «Посол в России». (Долго смотрит на портрет, потом ставит сверху на журнал стопку книг)

(Входит Владимир)

Владимир. Где эта Оливия? Вот ты где. Мне нужны деньги на ремонт машины. Гидравлика полетела.
 
Оливия. (оправдываясь) Нам не выплатили зарплату, деньги пока не поступили на карточку. Володя, у тебя же были деньги.

Владимир. Были. А ты забыла, что мы ездили на кладбище к родителям? А заправить машину, а помыть? (Что-то ищет на полке и находит там курительную трубку) Что это за трубка у нас лежит давным-давно?

Оливия. Это сувенир.

Владимир. (Осматривает трубку) Нет, это не сувенир, из неё курили. Откуда у тебя эта трубка?

Оливия. «Souvenir» - французское слово. Означает «Воспоминание, вспомнить».

Владимир. И кого это ты собралась вспоминать? Всякий хлам домой тащишь! Два института закончила, а головой вообще не соображаешь! (Выбрасывает трубку в окно и произносит при этом: «Дрянь!» Оливия это слышит, от этого её передёргивает) У тебя даже фамилия, и то - Бродерук.
 
Оливия. Это по-русски Бродерук, а по-английски – Бродэрик.

(Входит Ирина. С трудом переносит неприятный разговор родителей.)
 
Владимир. Скажите, какая английская леди!

Оливия. Смени свой хамский тон.

Ирина. Всё ругаетесь.

Владимир. А! Хамский тон тебе не нравится! А ты кто есть? Никто! И жила бы нигде. Это я тебе всё дал.

Оливия. Что ты мне дал?

Владимир. Ты живёшь в моей квартире, и должна помнить об этом.

Оливия. Володя, прекрати!

Владимир. А ты не командуй! Своими студентами будешь командовать! Скажи спасибо, что я на тебе женился. На десять лет старше себя взял, да ещё фамилия – Бродерук!

Оливия. А знаешь, Володя, если ты себе что-то хочешь купить – зарабатывай и покупай. (Ирине) Дочка, вы же полдня учитесь, ты могла бы поработать в свободное время. Таня Башилова, насколько мне известно, заработала себе на ноутбук.
 
Ирина. Она подрабатывает официанткой. Я не могу прислуживать! Не могу!

Оливия. Ира, представь себе, что ты не прислуживаешь, а помогаешь людям. Они хотят есть, и ты помогаешь им выбрать какое-нибудь вкусное блюдо и приносишь его.

Владимир. Родную дочь заставляет идти в прислуги! Копейкой попрекает!

Оливия. Мне эти копейки достаются тяжёлым трудом. Ты забыл, что я всю жизнь содержу нашу семью?

Ирина. Вот и содержи. Если ты больше зарабатываешь, то почему бы тебе не заботиться о своей семье, не тратить деньги на семью? Тебе бы только со своим Виктором Александровичем по командировкам ездить.

Оливия. (Ошарашена её словами. Долго приходит в себя). С каким моим Виктором Александровичем? На симпозиуме наш университет представляла группа профессоров. (ходит по комнате, долго размышляет) Всё, с меня хватит! (Пауза) А вы знаете, дорогие мои, что я не обязана вас содержать?
 
Ирина. А что ты сделаешь?

Оливия. Я считаю, что такое ваше отношение ко мне – это предательство.

Владимир. Конечно! У тебя все в семье хамы и предатели! Одна только ты хорошая.

Оливия. (Долго думает) Володя, а ведь ты меня всю жизнь ненавидишь.

Владимир. За что бы тебя ненавидеть? Ты же такая идеальная!

Оливия. За всё. За то, что я всю жизнь любила тебя. За то, что у меня два высших образования и аспирантура. За то, что я всю жизнь тащу на себе этот воз – нашу семью. Да ты ненавидишь меня именно за то, что я - «такая хорошая»!
(Рассуждает) А я всю жизнь в одиночку борюсь с трудностями и чувством беспомощности, опираясь исключительно на силу воли. А ведь меня никто не любит! Никто! Так. Кроме любви, уважения и взаимопонимания у нас в семье есть ещё много ресурсов, которые могли бы помочь нам. (Пауза) Каких ресурсов? Так. Получается, что любое жизненное обстоятельство является комбинацией  различных поступков, случайностей, многие из которых могут находиться за пределами нашего контроля или влияния. (Пауза) Как-то незаметно всё оказалось на моих плечах. Как неразумно было возлагать на себя одну полную ответственность за свою семью, за благополучие своих близких, их здоровье! (Обращается к своим близким) Точно так же бессмысленно говорить вам об этом! Вы привыкли возлагать всю ответственность на меня  и не прикладывать  никаких собственных усилий! (близкие подают реплики, Оливия не обращает на них внимания) Нет душевного комфорта, чувства защищённости. Почему я всегда оправдываюсь? Самообвинение затрудняет самоисцеление. А ведь я ни в чём не виновата! Ни в чём!
 
Владимир. (Испугался, но виду не подаёт. Кричит на Оливию) Да ты вообще оборзела! Рассуждать стала! Дрянь!

Оливия. (Реагирует на его слова, как-будто получает пощёчины) Нет!

Владимир. Тебе бы только стихи с Виктором Александровичем читать. Английская поэзия! Русская поэзия!

Оливия. Нет!

Владимир. Да с тобой жить невозможно! Уйди отсюда, чтобы я тебя не видел!

Оливия. Нет!

Владимир. Тогда мы уйдём! Пойдём, дочка. (Владимир уходит. Ирина идёт за ним, потом возвращается и остаётся в тени одна, как бы на перепутьи)

Оливия. (В стрессовом состоянии бродит по комнате) Всё, с меня хватит! Я как будто выздоровела после долгой болезни. … У меня будет дом. Будет свой дом! … У меня будет сад! Да, будет сад! И я посажу в нём цветы моей радости!
(Приходит в себя. Достаёт журнал, долго смотрит на портрет на обложке. По записной книжке набирает номер на мобильном телефоне. Слышно короткие гудки) 
Да. Было у него одно привлекательное качество – он прекрасно пел. Его завораживающее исполнение «Only you» до сих пор звучит у меня в ушах. (Звучит тихая мелодия песни «Оnly you»)
 
Конец