Игорь Смысловский - мемуары артиста глава 41

Владимир Смысловский
   Мой уход из театра Комедии был сердечно болезненным. Я понимал, что очень обижаю этим Н.П.Акимова и совесть мучала меня нестерпимо. Опять же расставание с труппой театра, с которой я очень и очень сдружился. И, как говорится, прошел с ней, в полном смысле слова, огонь и воду.
Но эгоизм взял свое. Человек, как рыба, ищет где глубже и лучше. А мне думалось, что мне будет лучше во всех отношениях. Во многом это оправдалось, но, конечно, не во всем.

  Н.П.Петров поначалу предложил мне на выбор роль в пьесе Утевского "Памятные встречи", и я нахально схватил центральную роль писателя Завьялова, мужа и отца семейства. Жену мою играла Наташа Ефрон, вот и встретились мы с ней опять на подмостках. А с такой умной, талантливой актрисой партнерствовать было очень интересно и радостно. В моих дочерях подвизались Людмила Скопина, Ирина Потоцкая и Елена Измайловская.

  Вторичная встреча со Скопиной, уже в другом коллективе, также было профессионально содержательна и очень необходима человечески. Всиреча и первое знакомство с Потоцкой было началом нашего партнерства в дальнейших работах театра. Интересно создались возрастные отношения между нами. Начали как Отец и Дочь, продолжили как дед и внучка (в "Машеньке") и закончили как муж и жена ("Черные и белые"). Леночка Измайловская недолго была моей партнершей, соблазнило ее Всесоюзное радио, куда она перешла работать диктором. Многие годы я слышал ее голос и вспоминал очень миловидную девушку. Но что-то последнее время она не радует своим мелодичным голосом.

  Одновременно подался на радио и актер театра Георгий Шумаков. Красавец мужчина с прекрасным бархатным голосом и, увы, жизнь его преждевременно закончилась. Последнее время я встречал его в районе нашего дома в Волковом переулке, где он жил и где закончил. Зверски несправедливо распорядилась судьба. Сейчас, в глубокой старости, это мое больное место подсчитывать ушедших людей, но что делать - жизнь и смерть - это жизнь.

 Работа над спектаклем "Памятные встречи" проходила очень интересно и, прежде всего, благодаря режиссуре. Знакомство с Николаем Васильевичем Петровым очень радовала меня и обогощала. Дарование этого режисера было на редкость разнообразно с богатейшими возможностями от крупномасштабных произведений до тончайшего юмора в капустнических миниатюрах. Николай Васильевич, как никто из старой театральной гвардии знал и чувствовал сегодняшний день. О нем, как о первооткрывателе советской драмотрургии, много написано и в доказательство тому множество спектаклей, поставленных им.
 У него была отличительная черта в работе с актером. Он очень любил, когда актер приносил к очередной репетиции, что-то наработанное, задуманное им дома. Он тут же незамедлительно брал актерскую кухню на свое режиссерское вооружение и разрабатывал ее удивительно, вдохновенно, что приводило к процессу взаимного соглассованного творчества.