На краю пропасти

Боб Марч
Человек стоит на краю пропасти. Резкие порывы ледяного ветра пытаются столкнуть его в бездну.

Все пропало, - размышляет человек, - все кончено. Жизнь, такой, какой она была, не может более продолжаться. Если нет выхода, остается только один шаг и все исчезнет, растворится во мраке. А может это только сон, и через мгновенье я очнусь в холодном поту в душной постели. И что тогда? Снова приду на это место, чтобы вот так стоять на самом обрыве и не решаться ни погубить себя, ни пощадить свои члены. За прожитые дни - расплата смерть, а если в погибели корысти нет, если я здесь из альтруистических побуждений? Смерти нет, если я не осознаю ее. Только страх. Всю мою жизнь - только один страх. Чувство одиночества, осознание бесполезности своего существования и ущербное мировосприятие. Ущербное во всех своих проявлениях с самого детства до этого дня. Нет, так все никогда не закончится, будет и завтрашний день для меня, чтоб я снова здесь стоял и тешил себя надеждой, что сделаю этот шаг. Что меня удерживает? У меня нет семьи, нет состояния, все, что я вижу вокруг себя, вызывает только раздражение. За что мне щадить мир и не давать ему раствориться перед моими глазами? Я не верю в Бога и поэтому спокоен за свое будущее. Мне не надо кривить душой и совершать зло. У меня нет души, для меня нет зла. Я искренен как всегда, хотя это и не принесло мне радости. Я честен перед самим собой, перед белым светом чист. Что проку в благоденствии нищенского духа... Нет, не могу, не искренне все как-то получается. Все мысли как чужие. Я не хочу умирать, я люблю жизнь. Вокруг меня столько хороших людей, которых я люблю. Они ждут меня и сейчас, а я не прихожу. Что я тут делаю! Прочь! Прочь от этого зловещего места!

Человек порывается отойти от края пропасти, но сильный ветер возвращает все на свои места. И вот мысли вновь идут по упадочному пути, и человека клонит в бездну.

- Ну и пусть, ну и все! Зачем этот цирк, что и вчера? Холодно, но можно согреться быстро. Очень быстро, и это, наверное, не больно. Боль! Единственно ее я избегал всю жизнь, при неизбежности ослаблял, как мог и все-таки надо проходить через врата страдания. Как я рождался, так и... А я ведь не рождался, я всегда был, и где-то в далеком прошлом в начале миров мне было года три, сразу! А до этого не было ничего, так может через минуту ничего и не будет снова. Хотя почему через минуту, может и через секунду? Вот сейчас досчитаю до трех и сделаю шаг. Раз...

Сильный порыв ветра едва не сталкивает человека с утеса. Он с трудом удерживается на самом краю, но теперь уже не в состоянии собраться с мыслями. В его голове мелькают обрывки фраз и слов, лицо выражает скорбь, мышцы тела напряжены и сопротивляются ветру.

- Лучше расслабиться, - пульсирует у него в голове, - лучше принять все как есть, лучше так, чем никак...

На небе сгущаются грозовые тучи.

- Может пойти дождь. Я замерз. Надо что-то делать, на что-то решаться. Прыгнуть или уйти. Жить дальше нельзя, но и умирать страшно. Это как ловушка и выбраться невозможно. Как мне покинуть утес - верхом или низом? Вот потеряю сейчас сознание и все разрешиться само собой, паду на краю обрыва или в пропасть, где внизу острые камни и все может произойти безболезненно, я и почувствовать не успею. Но вот высота довольно порядочная - пока долетишь о многом передумать успеешь. А если на полпути очнешься и снова жизнь позовет, а назад уже никак, так с отчаянья можно и раньше погибнуть - нет, уж лучше не приходить в сознание и упасть и больше никогда не очнуться, чтоб даже и не знать, что произошло, да и произошло ли... Ну, все сейчас та минута, которая решит все и навсегда, хотя зачем мучиться и ждать целую минуту, можно ведь и так...

Прошло еще полчаса, а человек все стоит на краю пропасти. Начинается дождь, но бездна все еще не готова принять его, отторгнутого внешним миром.

Изображение запрыгало по экрану, по диагонали полезли перфорационные отверстия, звук пропал, в повисшей тишине просторного зала слышался лишь треск работающего кинопроектора. В помещении зажгли свет. Зрители неохотно повставали с насиженных мест и молча продвигались по направлению к выходам...

1998