Песня

Тамара Привалова
Наступило Рождество, и к нам в гости пришла бабушка Лушка, продрогшая, как сказала она, до самых костей. Ведь целый день ей пришлось провести в дороге, шагая от Новосвободней до нашего села, а это немалый путь.
    После обильного ужина мы всей компанией забрались на печь. В целях экономии керосина погасили лампу, и зажгли фитилёк в небольшой глиняной плошке, наполовину заполненной конопляным маслом.
    За стенами дома во всю мощь бушевала пурга. Ветер свирепо завывал в трубе, шарил под стрехой соломенной крыши, отыскивая лазейку на чердак. С него перебирался в сени. Этот разбойник проползал под дверной щелью и воровал из хаты тепло, оставляя взамен лёгкую свежесть. На печь забраться не решался, поэтому на ней было уютно и тепло. Метель голосила, как малахольная, и носилась по улицам села так, будто её стая собак гоняла, рвя на клочья.
    Пока топилась грубка, и готовился ужин, о житейских делах всё было оговорено. Беседа, из бурной реки, постепенно перешла в тихую гладь пруда, по которой изредка пробегала рябь, от налетевшего ветерка очередной новости, упущенной в минувшем разговоре. Спать не хотелось.
    - Маруся, Лукерья, а давайте-ка споём, - предложила моя бабушка.
    - Дело хорошее. С песней ляжешь, с песней встанешь, глядишь и беды вон за порог. Я, вот, всю дорогу пела. Идти веселее было, да и морозец видно заслушался, не так свирепо кусался, даже музыку наигрывал.
    - Бабушка Лушка, а на чём мороз играл? Ведь у него ни гармошки, ни гитары нет, да и рук, как я знаю, тоже.
   - Каждый по-своему выкручивается. Когда ты идёшь по снегу, он поскрипывает?
    - Да.
    - Вот это и есть его музыка. Её мороз твоими ногами творит. Медленно идёшь, она с грустинкой звучит. Быстро шагаешь, весёлая получается, можно сказать, плясовая. А ты говоришь, что мороз создать её не может.
«Надо проверить. Снег действительно скрипит под ногами, но к этому скрипу я никогда не прислушивалась», - подумала я, умащиваясь в уголке печи.
    - Петь-то какую будем? – спросила мама бабушек.
     Те рта раскрыть не успели, как я заканючила:
    - Мамочка, мамулечка, - спой, пожалуйста, про князя Дмитро Иваныча, который злого Мамая отколошматил!
      Мне очень нравилась эта песня, которую мама исполняла так, будто сказку рассказывала. Слушая её, я представляла, как Великий Княже, со своей дружиною, «вышел в поле чистое, постоять за Русь». У меня даже дыхание перехватывало, когда она доходила до строчек, где было сказано, что над головой каждого русского воина светился нимб. Бабушка объяснила: нимб – знак святости, он сияет над головой светлым, кружочком, а сам он соткан из тоненьких золотых лучиков. Слушая песню, я замирала. Словно наяву видела, как злой Мамай и его войско закрывали щитами свои лица, от яркого света, исходящего от русских дружин.
    - Погоди, не тарахти, эта песня хорошая, но она поётся одним голосом, а мы все петь хотим.
    - Ну, тогда про партизана, - предлагает бабушка, - давай затягивай, дочка.
    Во поле широком
    Старый дуб стоит…. –
Начинает мама.
    А под тем, под дубом
    Партизан лежит…. –
Дружно подхватывают обе бабушки, продолжая песню. -
    Черный ворон-странник
    Жалобно кричит,
    Чуб у парня ветер
    Тихо шевелит.
    Слёзно плачут травы: -
    «Он любил так жить,
    Как бы мы хотели
    Парня напоить.
    Брызнуть бы на рану
    Чистою росой,
    Чтоб из гроба поднялся
    Партизан герой.
    У могилы свежей
    Весь отряд стоит,
    Мать седая плачет: -
Бабушки умолкают, а мама, с жалобным оттенком в голосе, продолжает: -
    Как я буду жить?
И вновь два голоса вливаются в русло песни….
    Чёрный ворон-странник,
    Сердцу подскажи,
    Что теперь ей делать
    И куда идти…
    Ворон отвечает: -
Мамин голос крепнет, -
    Автомат бери,
    За сынка родного
    Фрицев бить иди.
    Бей за пепелища
    Наших русских хат,
    Чтобы враг проклятый
    Был себе не рад.
Бабушки подхватывают: -
    Поднялась седая
    Над могилой мать,
    Автомат сыночка
    Просит в руки дать…
По щекам женщин ручейками текут слёзы. А я, как воочию, вижу: вырытую могилу, лежащего в гробу партизана, старенькую мать, склонённую к его изголовью, и суровые лица партизан. Нехитрые слова песни проникают в душу, сея лёгкую печаль. Ветер в трубе сменил мотив, он теперь не завывает, а жалобно тянет мелодию песни, пытаясь подпевать женщинам. Получается у него невпопад, но зато с душою. У метели, по-прежнему, своё на уме. Бьётся в ставни, злится, что её не пускают погреться….
 Голоса набирают силу.
    По тропинке узкой
    Уходил отряд.
    Впереди шагала
    Партизана мать…..
Последнее слово поющие тянут долго-долго, словно хотят, чтобы его хватило на весь нелёгкий, длинный  и опасный путь партизанского отряда.