Записки Прогдиггера 38 Хард-рок

Андрей Фко
Когда-то давно я все никак не мог понять, в чем принципиальная разница между хард-роком и тяжелым металлом. Потом, спустя лет пять, наконец все стало ясно: метал – это хард-рок, утративший свои блюзовые корни. Все так и есть: хард-рок вышел из тяжелого блюза, и разница между ними иногда совершенно не различима, а металл к блюзу не имеет никакого отношения.

В конце 60-х – начале 70-х, когда в рок музыке бушевали ветра поисков новых направлений, именно хард-рок всерьез и надолго возглавил мейнстрим, став самым востребованным жанром рок-музыки. Наибольшие кассовые сборы в то время срывали Led Zeppelin и Deep Purple, пионеры тяжелого рока и, объективно, самые успешные группы того времени. А вслед за ними выстроилась целая очередь громыхающих рок-коллективов, так или иначе пытавшихся следовать за хэдлайнерами. Но вот что меня огорчает: если у Deep Purple успешных подражателей было просто без счета, то ничего похожего на Led Zeppelin в классическую эру хард-рока так и не случилось. А вообще говоря, в массе своей хард-рокеры так и не смогли выйти за рамки тяжелого ритм-н-блюза или тяжелого же рок-н-ролла. А тех, кто все-таки вышел, тут же записали в число тяжелых прог-рокеров, например, - Uriah Heep или Iron Butterfly, так что в ниже следующих списка их нет. 

01 - HARD ROCK

Aerosmith – знаменитая нынче группа начинала с вполне стандартного гитарного хард-рока и унаследовала трон лучшей американской хард-группы с уходом со сцены великих и ужасных Grand Funk Railroad.
Birtha - чисто женский коллектив, всплывший на волне успеха Funny.
Bloodrock – как считают некоторые, эта группа вполне могла стать группой номер 1 в Америке, но продюсеры ее просмотрели и отдали предпочтение Grand Funk. А группа, и правда, весьма интересная. 
Blue Cheer – принято считать, что по настоящему хард-рок начался именно с них. Нужно признать, что это похоже на правду, но в таком случае, ими же все основные идеи хард-рока и исчерпались.
Blues Creation (Japan)
Cactus - с ними интересная история. В конце шестидесятых никому неизвестная группа Deep Purple, ориентируясь на американский рынок, записала целых три альбома в стиле известной симфо-роковой группы Vanilla Fuge, но, не добившись особого успеха, вернулась на родину в Британию и принялась продвигать в массы новомодный хард-рок. А в 1970 году, уже остатки группы Vanilla Fuge, вдохновленные успехами нового состава Deep Purple, решились также упростить свой стиль и породили группу Cactus, игравшую самый что ни на есть расклассический хард-рок.
David Coverdale – первые сольные альбомы Ковердейла были выдержаны в ключе хард-рока с едва заметным джазовым привкусом. Слушается весьма приятно.
Flied Egg (Japan)
Free – одни из грандов классического харда.
Fanny
Golden Earring (Holland) – очень интересная голландская группа, ближе всего стоящая к Grand Funk.
Heart
Ian Gillan – как и Ковердейл, Гиллан после Deep Purple продемонстрировал явную тягу к джазу, но от хард-рока отойти так и не смог. Интересные, но не хитовые работы.
Irish Coffee (Belgim)
Iron Maiden (1970) – это еще не та Железная Дева, которая станет знаменитой в 80-е, но тоже весьма тяжелая.
Jericho (Israel)
Jeronimo (Germany)
Judas Priest – вообще-то, они, конечно, скорее металл-группа, но у меня в коллекции только первый их альбом, который скорее относится к хард-року.
Juicy Lucy
Leaf Hound
Les Variations (France)
Lucifer Was – весьма любопытный коллектив, напоминающий чем-то Uriah Heep.
Lynyrd Skynyrd
Magi
Nazareth – те самые тяжелые рок-н-рольщики, невероятно популярные в среде советских меломанов. Мне больше всего нравился их дебют – за разнообразие материала.
Necromandus
O.D.A
Runaways
Spontaneous Combustion
Steppenwolf – еще одни гранды хард-рока, легендарные идолы всех ныне здравствующих байкеров.
Sweet - глэм-рокеры, одни из лидеров обновленного хард-рока второй половины семидесятых.
The Faces
Too much (Japan)
Tractor
UFO – еще одна легендарная группа, сделавшая знаменитым гитариста Михаэля Шенкера.
Wanka (Canada)
Weed with Ken Hensley (German)
Writing On The Wall
Zior

02 - HARD'N'HEAVY

Хард-н-хэви  - это переходная стадия от хард-рока к металлу. Меньше блюза, больше европейских мелодических принципов, выше темп и скорость гитарных соло. Звук не столько тяжелый, сколько жесткий, но при этом возрастает удельный вес баллад, причем, уже совсем не в блюзовом ключе. 

Atomic Rooster – предтечи хэви-металл и просто очень интересная и прогрессивная группа.
Bedemon
Bill Ward – барабанщик Black Sabbath. Про его альбом я писал где-то в самом начале.
Bonham – первый сольный проект сына барабанщика Led Zeppelin Джейсона Бонэма.
Captain Beyond
Dio – первые сольные проекты Дио все-таки более хард-н-хэви, чем металл. Но в любом случае, вокал у Дио – один из самых сильных в истории рока.
Elf – первая группа Дио.
Jerusalem
Martin Barre (from Jethro Tull)
Pinnacle
RAINBOW – знаменитый и великий проект Ричи Блэкмора. Я, впрочем, люблю только первые три альбома, те, что все с тем же Ронни Дж.Дио.
Whitesnake – первые альбомы группы Ковердейла – образец и квинтэссенция хард-н-хэви.
Wishbone Ash – до сих пор не пойму, чем это группа завоевала такое количество поклонников. Сколько ни пытался найти в ней глубину или красоту – так ничего и не нашел. Коммерческая и неинтересная группа, знаменитая своими двумя соло-гитаристами, играющими одновременно.