Забытые земляки... Одаренный Богом В. Часовников

Николай Бичехвост
            Часовников
            Василий Васильевич,
            архимандрит,  художник
 
          Судьба его была  не вполне обычной. 
   
         Василий  родился 23 марта 1864 года в станице Потемкинской Области Войска Донского (территория Волгоградской области). Происходил из семьи священника казачьего происхождения, окончил в Новочеркасске духовное училище.
 
        По настоянию преподавателей,  приметивших его способности к рисованию, поступил  в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С усердием  обучался у  известных   художников  А.К. Саврасова, В.Г. Петрова, В.Д. Поленова. Сотрудничал в журнале  «Дон»,  направлял в него свои красочные  пейзажи.

        В Санкт-Петербурге поступил в Императорскую Академию художеств. Интересуясь древностью, прослушал одновременно курс археологического института. В 1888 году окончил  Академию художеств. За  большие успехи  награжден Большой и Малой золотыми медалями, двумя Большими серебряными медалями и поездкой в Италию. Ученые мужи пророчили ему блестящее будущее.

    Однако Часовников   отказался от    столь лестного предложения   и вернулся в пыльный Новочеркасск. Все уменье  и душу вкладывал на уроках  в Атаманском техническом училище, учил    казачат  рисованию и всему, что   вынес из Академии. А в помощь преподавателям  подготовил  популярный учебник «Курс рисования». 
 
      Василий Васильевич  участвовал в организации  в Новочеркасске  первого Донского музея совместно с Х.И.Поповым, увлеченным  исследователем казачьей старины  из станицы Остроуховской. За труды по истории и археологии донского края Часовников был удостоен звания действительного члена Областного статистического комитета.

       Интересные  материалы он публиковал в  журнале «Дон», в котором печатались   очерки об участии казаков в войнах, биографии выдающихся донцов. Часовников   оформлял  этот журнал. Занимался живописью, писал  картины заповедных уголков природы.

     Василий Васильевич обостренно относился к несправедливости и безнравственности в окружающей жизни. Стремясь к высокой духовности, ушел в 1896 году в путешествие по  великим монастырям России.  А, может быть, отправился на поиски  судьбы своей…

      Перед этим  он передал свои художественные полотна и этюды в Донской музей, другие  отдал для продажи на нужды учащимся названного училища, остальные раздарил друзьям.

       Часовников побывал в известном монастыре на острове Валаам, что оказало на него огромное  духовно-религиозное влияние. В результате он  поступил в Казанскую Духовную Академию на миссионерские курсы.

     По их окончании принял монашество с именем Авраамий. Стал истовым миссионером. О таковых подвижниках веры читали с упоением молодые семинаристы в журнале «Русский паломник»:   
                Проникнув верою глубокой,
                Познав ничтожность благ мирских,
                Идешь ты, странник, в путь далекий,
                В страну людей, тебе чужих.
                Родное все ты покидаешь,
                Друзей, отчизну и отца
                И все на труд святой меняешь
                Для славы Высшего творца.

       В это время две империи Россия и Китай поворачивались лицом друг к другу. Китай  или «Поднебесная империя», огромный и таинственный, был полон экзотики и  непочатых богоугодных дел для миссионеров-христиан.

       В 1898 году Часовников указом Святейшего Синода зачисляется в состав русской православной миссии в Пекине, с правом ношения золотого наперсного креста.

     В 1899 году он смело отправляется в Пекин. Познание чужеверого Китая, быта и языка давалось с трудом. А тут вспыхнуло пламя жестокого национального  восстания «боксеров»  против засилья иностранцев, европейцев-христиан, которых они убивали, пытали и мучили. Рушили православные храмы и часовни.
       Часовников  с членами миссии  выдерживали осаду повстанцев при русском посольстве. Заботились о сохранении жизни китайцев, принявших православное христианство. Однако повстанцами русская миссия была сожжена, 222 китайца-христианина были замучены.

    Он успевал в осаде набрасывать заметки об увиденном и пережитом. Записки  Часовникова «Пекинское сидение (из дневника члена православной русской миссии в Китае) были напечатаны в российском журнале «Христианском чтении» при его жизни, как и его «Чтения архимандрита Авраамия в Китае», помещенные в печатном  «Китайском благовестнике».

    Восстание фанатичных «боксеров» было подавлено международными войсками, в  том числе «Белого царя» из России.

       В Китае Часовников приложил много сил по восстановлению разрушенных восстанием православных храмов, русских школ в Пекине, Ханькоу, Урге. Это было непросто - миссия постоянно испытывала материальные трудности  и работа в провинциях сдерживалась из-за отсутствия денег.

        С начальником миссии епископом Иннокентием он проводил миссионерскую работу среди местного населения. Издавал журнал  «Известия братства православной церкви в Китае», сделал немало для укрепления русско-китайских  духовных и культурных связей.  Годами пребывал в напряжении ума, нервов и духа. За труды свои он был возведен в сан архимандрита, назначен наместником Успенского монастыря при этой  миссии.

         Впоследствии Часовников, ослабев здоровьем, возвратился  в 1911 году  домой в Россию, в Москву. Однако своего духовного  призвания не оставлял. Выступал в Москве  о миссионерской деятельности в Китае, собирал средства на развитие Китайского православного братства,  на строительство в Пекине собора в честь 300-летия Дома Романовых.

      Выступая в марте 1913 года в Обществе любителей духовно- нравственного просвещения, он указывал на необходимость подготовки миссионеров для работы в Китае, провидчески указывая на грядущую миграцию китайцев в пределы России. В Москве неутомимый Часовников занимался обустройством московского подворья  русской Пекинской духовной миссии.

     Часовников уделял внимание  исследованиям по истории и археологии казачьего края.  Занимался старинной архитектурой, зодчеством донских церквей, о чем сохранилась его рукопись в Государственном архиве Ростовской области.  Порою  трудно бывает сказать, кому он больше принадлежал, церкви или науке.

      Судьба странника и «искра божия» не покидала его, и даже седые  лета не уняли порывов чистого сердца. Часовников,  продолжая  необычайную жизнь, по  каким-то  причинам    вернулся обратно  в Китай, в близкую ему русскую духовную миссию. Неисповедимы пути Господни.

         В миссии он оказывает помощь, дает приют и кров изгнанникам, покинувшим Россию после Октябрьского переворота 1917 года. А беженцам, хлынувшим в Пекин при поражении   Белого движения,  сия миссия отдала безвозмездно в долгосрочное пользование немало своего имущества. Увы, самому Василию Васильевичу Часовникову  жить оставалось недолго.
   Свеча его земной жизни  погасла  в Китае  в 1918 году.

      Духовный подвиг Василия Часовникова венчает  его солидный труд, изданный   в Пекине в типографии  родного Успенского монастыря. Это «Краткая история Русской православной миссии в Китае», в связи с 200-летием ее существования.
 
    Ученый верил в могущество России и дружбу ее великого соседа, мудрого Китая. Работа эта является уникальной и только недавно начала использоваться в научном мире.

     Может со временем, в запасниках китайских хранилищ отыщутся не только   неопубликованные рукописи Василия Часовникова, но и замечательные картины о   полюбившейся ему «Небесной  империи».

     Выходит, не так уж далеко от голубого Дона до желтой реки реки Хуанхе...