Часовников
Василий Васильевич,
архимандрит, художник
Судьба его была не вполне обычной.
Василий родился 23 марта 1864 года в станице Потемкинской Области Войска Донского (территория Волгоградской области). Происходил из семьи священника казачьего происхождения, окончил в Новочеркасске духовное училище.
По настоянию преподавателей, приметивших его способности к рисованию, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С усердием обучался у известных художников А.К. Саврасова, В.Г. Петрова, В.Д. Поленова. Сотрудничал в журнале «Дон», направлял в него свои красочные пейзажи.
В Санкт-Петербурге поступил в Императорскую Академию художеств. Интересуясь древностью, прослушал одновременно курс археологического института. В 1888 году окончил Академию художеств. За большие успехи награжден Большой и Малой золотыми медалями, двумя Большими серебряными медалями и поездкой в Италию. Ученые мужи пророчили ему блестящее будущее.
Однако Часовников отказался от столь лестного предложения и вернулся в пыльный Новочеркасск. Все уменье и душу вкладывал на уроках в Атаманском техническом училище, учил казачат рисованию и всему, что вынес из Академии. А в помощь преподавателям подготовил популярный учебник «Курс рисования».
Василий Васильевич участвовал в организации в Новочеркасске первого Донского музея совместно с Х.И.Поповым, увлеченным исследователем казачьей старины из станицы Остроуховской. За труды по истории и археологии донского края Часовников был удостоен звания действительного члена Областного статистического комитета.
Интересные материалы он публиковал в журнале «Дон», в котором печатались очерки об участии казаков в войнах, биографии выдающихся донцов. Часовников оформлял этот журнал. Занимался живописью, писал картины заповедных уголков природы.
Василий Васильевич обостренно относился к несправедливости и безнравственности в окружающей жизни. Стремясь к высокой духовности, ушел в 1896 году в путешествие по великим монастырям России. А, может быть, отправился на поиски судьбы своей…
Перед этим он передал свои художественные полотна и этюды в Донской музей, другие отдал для продажи на нужды учащимся названного училища, остальные раздарил друзьям.
Часовников побывал в известном монастыре на острове Валаам, что оказало на него огромное духовно-религиозное влияние. В результате он поступил в Казанскую Духовную Академию на миссионерские курсы.
По их окончании принял монашество с именем Авраамий. Стал истовым миссионером. О таковых подвижниках веры читали с упоением молодые семинаристы в журнале «Русский паломник»:
Проникнув верою глубокой,
Познав ничтожность благ мирских,
Идешь ты, странник, в путь далекий,
В страну людей, тебе чужих.
Родное все ты покидаешь,
Друзей, отчизну и отца
И все на труд святой меняешь
Для славы Высшего творца.
В это время две империи Россия и Китай поворачивались лицом друг к другу. Китай или «Поднебесная империя», огромный и таинственный, был полон экзотики и непочатых богоугодных дел для миссионеров-христиан.
В 1898 году Часовников указом Святейшего Синода зачисляется в состав русской православной миссии в Пекине, с правом ношения золотого наперсного креста.
В 1899 году он смело отправляется в Пекин. Познание чужеверого Китая, быта и языка давалось с трудом. А тут вспыхнуло пламя жестокого национального восстания «боксеров» против засилья иностранцев, европейцев-христиан, которых они убивали, пытали и мучили. Рушили православные храмы и часовни.
Часовников с членами миссии выдерживали осаду повстанцев при русском посольстве. Заботились о сохранении жизни китайцев, принявших православное христианство. Однако повстанцами русская миссия была сожжена, 222 китайца-христианина были замучены.
Он успевал в осаде набрасывать заметки об увиденном и пережитом. Записки Часовникова «Пекинское сидение (из дневника члена православной русской миссии в Китае) были напечатаны в российском журнале «Христианском чтении» при его жизни, как и его «Чтения архимандрита Авраамия в Китае», помещенные в печатном «Китайском благовестнике».
Восстание фанатичных «боксеров» было подавлено международными войсками, в том числе «Белого царя» из России.
В Китае Часовников приложил много сил по восстановлению разрушенных восстанием православных храмов, русских школ в Пекине, Ханькоу, Урге. Это было непросто - миссия постоянно испытывала материальные трудности и работа в провинциях сдерживалась из-за отсутствия денег.
С начальником миссии епископом Иннокентием он проводил миссионерскую работу среди местного населения. Издавал журнал «Известия братства православной церкви в Китае», сделал немало для укрепления русско-китайских духовных и культурных связей. Годами пребывал в напряжении ума, нервов и духа. За труды свои он был возведен в сан архимандрита, назначен наместником Успенского монастыря при этой миссии.
Впоследствии Часовников, ослабев здоровьем, возвратился в 1911 году домой в Россию, в Москву. Однако своего духовного призвания не оставлял. Выступал в Москве о миссионерской деятельности в Китае, собирал средства на развитие Китайского православного братства, на строительство в Пекине собора в честь 300-летия Дома Романовых.
Выступая в марте 1913 года в Обществе любителей духовно- нравственного просвещения, он указывал на необходимость подготовки миссионеров для работы в Китае, провидчески указывая на грядущую миграцию китайцев в пределы России. В Москве неутомимый Часовников занимался обустройством московского подворья русской Пекинской духовной миссии.
Часовников уделял внимание исследованиям по истории и археологии казачьего края. Занимался старинной архитектурой, зодчеством донских церквей, о чем сохранилась его рукопись в Государственном архиве Ростовской области. Порою трудно бывает сказать, кому он больше принадлежал, церкви или науке.
Судьба странника и «искра божия» не покидала его, и даже седые лета не уняли порывов чистого сердца. Часовников, продолжая необычайную жизнь, по каким-то причинам вернулся обратно в Китай, в близкую ему русскую духовную миссию. Неисповедимы пути Господни.
В миссии он оказывает помощь, дает приют и кров изгнанникам, покинувшим Россию после Октябрьского переворота 1917 года. А беженцам, хлынувшим в Пекин при поражении Белого движения, сия миссия отдала безвозмездно в долгосрочное пользование немало своего имущества. Увы, самому Василию Васильевичу Часовникову жить оставалось недолго.
Свеча его земной жизни погасла в Китае в 1918 году.
Духовный подвиг Василия Часовникова венчает его солидный труд, изданный в Пекине в типографии родного Успенского монастыря. Это «Краткая история Русской православной миссии в Китае», в связи с 200-летием ее существования.
Ученый верил в могущество России и дружбу ее великого соседа, мудрого Китая. Работа эта является уникальной и только недавно начала использоваться в научном мире.
Может со временем, в запасниках китайских хранилищ отыщутся не только неопубликованные рукописи Василия Часовникова, но и замечательные картины о полюбившейся ему «Небесной империи».
Выходит, не так уж далеко от голубого Дона до желтой реки реки Хуанхе...