Быстрая смерть

Екатерина Вилкс
Быстрая смерть…

Нам нужен яркий свет, чтоб виднелся в нем лучик надежды, и быстрая смерть… (с) ШиЗофрениЯ, «Быстрая смерть», памяти Е. Летова.

В рассказе «Наследство» Рид Грачев обращается к теме доводящего до безумия одиночества. Это во многом автобиографическое произведение, автор был болен шизофренией. Сознание героя рассказа было разделено на части – он одновременно воспринимал себя разными личностями: Невидимым и Отцом, что не мешало ему чувствовать так же и себя самого. Герой (а через него и автор) ощущал себя отделенным от других людей, не таким, как все, пропавшим – будто бы он не уберегся и стал жертвой катастрофы, а все остальные убереглись, и теперь чувствовали, что он в беде, но не спешили протягивать руку помощи, да и помощь была невозможна, иначе такого бы не произошло изначально. Беда – собственный выбор, однажды принятое решение умереть, абсолютное самоотречение, исполнение воли Невидимого. В то же время герой чувствовал себя свободным, но что значила эта свобода? Отсутствие направления и надежды на то, что в жизни еще что-то произойдет – вот такой была его свобода. Бредовое умозаключение, что он неожиданно перестал понимать язык жизни – шифр, доступный большинству посвященных, и без этого понимания жизнь в принципе невозможна. А другие знают про него – и про то, что он обречен – все. Стрельцов – герой рассказа – смертельно устал, но все, что подсказывает ему внутренний голос, это быдь мужчиной, как будто принадлежность к сильному полу способна хоть как-то заполнить пустоту и придать смысл существованию. И в конце концов Стрельцов понимает, что все его субличности – это среда, в которой он обитает, это улица, на которую он переехал, она набрасывается на него и отнимает силы.  Рассказ депрессивный, но воспринимается читателями по разному. История Стрельцова – это путь от одиночества до петли и от петли до безумия и еще большего одиночества. Это превращение жизни в существование, в котором уже априори не может быть смысла и цели. Но было ли дело в одном только безумии? Что на самом деле привело к духовной изоляции? Могло ли самоубийство стать спасением? Автор данного эссе попытается ответить на приведенные выше вопросы, исходя из собственного опыта. 

Самоубийство не значит быстрой смерти, наоборот – это растянутый во времени процесс, когда человек мучительно ищет способ, возможности промедления, попытки отсрочить неизбежное, придумывает для себя смысл жизни – зачастую этим смыслом становятся близкие – снова теряет опору и по второму кругу убеждается, что смысла в жизни нет, а другим он только мешает. Пытаясь заставить их нести непосильную ношу – оправдывать его существование. Большинство людей возразит на это, что самоубийцами становятся единицы, а для других смысл жизни в самой жизни, и жить согласно этому смыслу – норма, отступить от которой значит совершить один из смертных грехов. Для них суицид является противоестественным на столько, что они совершенно не способны понять, как можно прийти к столь фатальному решению и тем долее осуществить его. Самоубийцу можно упрекнуть в бескрайнем эгоизме – ему де абсолютно наплевать на чувства окружающих. Нет прощения повесившейся матери троих детей, жене и автору многочисленных стихотворений, получившей призвание. У нее было все – и без разницы, что с ее точки зрения это «все» не значило ничего, или, напротив, значило слишком много и являлось непосильной ношей. Самоубийцы вызывают агрессию. Но тут, скорее всего, дело в страхе, в ксенофобии, или даже в желании самоутвердиться – проявить стойкость, мысленно ставя себя перед выбором – перед смертью (хотя совсем не факт, что для самоубийц смерть является чем-то, перед чем нужно что-либо доказывать. Возможно, для них она просто переход между мирами). Самоубийство – бегство от проблем, но оно само по себе порождает столько проблем, что назвать беглеца трусом у автора эссе язык не повернется. Для того, чтобы лишить себя жизни, прежде всего нужно быть способным совершать поступки, действовать решительно и последовательно. На это уже способны единицы. Лишить человеческое тело жизни вовсе не так просто, как кажется (см. http://pobedish.ru/main/suicide_methods?id=8), не даром множество попыток самоубийства ни к чему не приводят. Безболезненной и легкой смерти (не оставляющей осложнений в случае неудачи и своевременно оказанной помощи) просто не существует в природе, а прости через боль и рисковать здоровьем готовы далеко не все. И так, самоубийство – не бегство, а осознанное решение покончить с существованием, которое теряет смысл. Почему теряет? Это происходит не сразу,  зачастую разочарование в жизни занимает годы. Каждый сам за себя… Ценности преходящи… Идеи и мысли никому не понятны… Невозможность ничего изменить… События имеют обыкновение повторяться… Жизнь не учит, а выматывает, приводит к деградации… Религии противоречат сами себе… Любовь превращается во взаимную зависимость… Окружающим требуется не личность, а поступки… Люди начинают откровенно раздражать… Невозможно заниматься любимым делом… Просто смутно тянет в дорогу… Это причины… Все остальное – болезни, разрывы отношений, увольнения, потери - лишь поводы, лишь поводы…

Чем меньше человек привязан к окружению, тем смехотворнее и незначительнее кажется ему все то, ради чего – и чем – живут обычные смертные. Не зря самоубийство чаще подстерегает одиночек. Но тут есть один важный момент – они выбирают смерть отнюдь не потому, что остались одни. Само по себе одиночество никакая не причина, и даже не повод. Самоубийца стремятся уйти из жизни, а не привязать себя к ней узами любви или дружбы. Они просто видели жизнь с изнанки. Им уже никто не нужен, чтобы принять решение – уйти или остаться. Жить ради другого человека, даже ради самого близкого – бессмысленно, этим ему можно только помешать жить собственной жизнью. Марина Цветаева не колебалась, оставляя на этом свете шестнадцатилетнего сына, которому была помехой. Если человек не хочет жить, любовь окружающих к жизни не заставит его эту самую жизнь полюбить и принять, а существовать рядом с кем-то просто чтобы кому-то было удобно – невыносимая пытка. Одиночество – это время подвести итоги, обдумать происходящее, сделать выводы, решить, как действовать дальше. Это образ жизни и образ мышления, при котором человек ориентируется в основном на себя самого. Поэтому его мировосприятие существенно отличается от того, как воспринимают действительность окружающие. Считать ли такого человека безумцем?

Прежде всего стоит вспомнить ту банальность, что не существует четкой грани, отделяющей безумие от нормы, и все люди в какой-то степени очень странные, тем не менее, безумцем можно считать любого, кто хоть однажды проявлял ряд определенных симптомов, известных психиатрии. Сумасшествие приходящее, но психозы имеют обыкновения влиять на человека также и в период ремиссий. Так что спорно утверждать, что вне обострений человек здоров. Шизофрению часто считают расколом личности на части, в то время как раскол личности – достаточно редко встречающийся симптом, характерный также и для более легких форм шизоидной психопатии. Чем являются отдельные личности или субличности – вопрос также спорный, но автор эссе склоняется к тому, что субличности образуются в результате подавления истинной личности средой и наложения серии масок, необходимых для приспособления к этой самой среде. В истинная личности. Или стержень, не формируется, но существует целый ряд более или менее привычных ролевых комбинаций, становящихся доминантными при тех или иных обстоятельствах. У ероя рассказа было выявлено две субличности, противоречащих друг – другу – Невидимый и Отец, Невидимый требовал от героя смерти. Так бывает, что суицидальные наклонности проявляет лишь одна субличность, поэтому в жизни человек кажется вполне адекватным и может даже не заговаривать о самоубийстве. Но, тем не менее, всегда быть готовым совершить его – стоит только начать превалировать соответствующей стороне его души. Что бы ни было причиной подобного духовного раскола, обстоятельства сходятся в одном: угроза жизни духовной личности человека, риск подавления и полного уничтожения. С безумием тоже можно жить долгие годы, и жить вполне счастливо. Даже не факт, что хоть одна из субличностей является суицидальной. Но, если это так – для человека характерны колебания настроения, не поддающиеся коррекции никакими медикаментами, часть его всегда будет рваться на волю.

Одиночество не является причиной ни безумия, ни суицида. Безумие может способствовать и одиночеству, и суициду, ставя перед человеком определенные ограничения. Самоубийство может на долгие годы стать причиной одиночества и превратиться в бредовую навязчивою идею… Одиночество и безумие вкупе могут ускорить самоубийство. Одиночество, безумие и самоубийство одновременно – встречаются действительно редко и способны породить личность поистине нестандартную. Самоубийство не дарит  быстрой смерти, агония может растянуться на годы плодотворнейшего труда и счастливейших взаимоотношений с окружающими. Потому что никому не дано увидеть мир глазами ближнего.