Социализм, который нельзя построить

Олег Алексеев
СОЦИАЛИЗМ, КОТОРЫЙ НЕЛЬЗЯ ПОСТРОИТЬ
разговор на ресурсе Соратники

1. Повседневный социализм

Любой материалист и человек, который придерживается диалектики в своих исследованиях, а значит и любой марксист должен знать, что наше движение внутренне противоречиво. Без этого нет движения. Каждый этап рождает свою противоположность. Движение и развитие рабовладения возможно только с развитием феодализма внутри рабовладения. Шаг за шагом рабовладение перетекает в феодализм, внутренне разрушаясь, уступая новому более прогрессивному способу производству. Феодализм с момента своего становления открыл путь капитализму. Вначале неявно, в торговле, через торговый капитал и свободные города, где феодалы и муниципалитеты прибегали к услугам нового сословия в управлении городов. Затем под натиском своего собственного развития и развития капитала уступил дорогу локомотиву капитализма. Капитализм присутствует в феодализме уже с IX века. С XIII века по утверждению Энгельса, наступает эпоха капитализма. С. XVI века капитализм выходит на авансцену Истории людей. С этого момента мыслители заговорили о более справедливом обществе - свободы, равенства и братства. Это происходило потому что вместе со своей силой капитализм родил свою противоположность - социализм. Но все революции под лозунгами
равенства и братства естественно должны были заканчиваться буржуазной свободой и буржуазным братством. Это не мешало и не мешает социализму развиваться внутри капитализма. Силы социализма черпают свою энергию из и вместе с развитием капиталистических производительных сил.

Все, наверное, усвоили простую истину марксизма -  капитал только тем и занимается, что обобществляет как частные капиталы, так и все еще национальные производительные силы. Задумайтесь, что из себя представляет "наше национальное достояние" - компания "Газпром".
Какие капиталы и какие интернациональные производительные силы участвуют в этом энергетическом предприятии? Зайдите на сайт компании и посмотрите: кто акционеры, где орудует эта транснациональная  корпорация, и вы поймете, что повседневная работа по обобществлению мировых производительных сил идет каждый день. Этим занимается ни
кто иной как сам капитал. Чем больше процесс обобществления, чем он глубже, тем больше социализм набирает силы.

Даже в нашем, русском обществе, социализм присутствует. Но это не "дурной советский социализм", точно соответствующий последнему этапу разложившегося феодализма, как определенной формы абсолютизма и пробивающего себе дорогу капитализма. Это другой социализм свободных людей. Все скептики должны знать - социализм присутствует в
капиталистическом обществе с того самого момента, когда капитализм становится доминирующем в этом обществе. Все оптимисты должны понимать, что социализм "построить" нельзя. Он не плод нашего сознания, а результат определенного уровня развития производительных сил.

И все же, как и сто и двести назад сегодня лучшие умы, осознавшие, что они человеки пытаются навязать остальным людям свои представления о справедливости, свободе и братстве. Чаще всего их яркие представления возвращают нас в прошлое, где свобода - есть казарменная свобода за колючей проволокой, обнесенной по периметру всего государства, где справедливость, а вместе с ней и право есть узко-корпоративная воля партийных бонз, а братство заканчивается в очереди за дефицитом. 

"Подобно просветителям, они хотят освободить все человечество, а не какой-либо
определенный общественный класс. Как и те, они хотят установить царство разума и
вечной справедливости; но их царство, как небо от земли, отличается от царства разума у
просветителей. Буржуазный мир, построенный сообразно принципам этих просветителей,
так же неразумен и несправедлив и поэтому должен быть так же выброшен на свалку, как
феодализм и все прежние общественные порядки. Истинный разум и истинная справедливость до сих пор не господствовали в мире только потому, что они не были еще надлежащим образом познаны." Анти-Дюринг Ф.Энгельс ПСС 2-е Издание стр. 18-19

Энгельс иронизирует над всеми новыми просветителями, и над их не надлежащим образом познанной истиной. Он диалектик и материалист понимает, что сознание опирается на материальную действительность, из нее черпает свои идеи и конструкции. Поэтому он смеется.

"Не было просто того гениального человека, который явился теперь и который познал
истину. Что он теперь появился, что истина познана именно теперь, — это вовсе не
является необходимым результатом общего хода исторического развития, неизбежным
событием, а представляет собой просто счастливую случайность. Этот гениальный человек мог бы с таким же успехом родиться пятьсот лет тому назад и тогда он избавил бы человечество от пяти веков заблуждений, борьбы и страданий." Анти-Дюринг Ф.Энгельс
ПСС 2-е Издание стр. 18-19

Именно так продолжают думать современные оракулы справедливости. Им не важно в каком состоянии находится общество. Они искренне удивлялись в советские времена и теперь несознательности граждан. Они и теперь готовы расстрелять половину страны в угоду своим
заблуждениям. Они не понимают, что люди живут именно так как живут,  в соответствии с материальными условиями. Именно эти условия в способе добывания материальных благ определяют их повседневные отношения:  их справедливость в распределении добытых материальных благ, а также их сознание. Для этих строителей нового общества безразлично в каком обществе "строить" социализм в ранней феодальной Монголии или в позднем феодализме царской России. Они умудрялись навязывать свои догматы в африканских рабовладельческих обществах, на радость местным вождям, вооружая их теорией несвободы и оружием.

"Этот способ понимания глубоко характерен для всех английских, французских и первых немецких социалистов, включая Вейтлинга. Социализм для них всех есть выражение
абсолютной истины, разума и справедливости, и стоит только его открыть, чтобы он
собственной силой покорил весь мир; а так как абсолютная истина не зависит от времени,
пространства и исторического развития человечества, то это уже дело чистой случайности, когда и где она будет открыта. При этом абсолютная истина, разум и справедливость опять-таки различны у каждого основателя школы; особый вид абсолютной истины, разума и справедливости у каждого основателя школы обусловлен опять-таки его субъективным рассудком, жизненными условиями, объемом познаний и степенью развития мышления." Анти-Дюринг Ф.Энгельс ПСС 2-е Издание стр. 18-19

Объем познания и степень развития мышления естественно был феодальный и буржуазный. Поэтому и только поэтому они "строили" военный коммунизм, нэп, индустриализацию за счет крестьянства. Они не отдали заводы рабочим, а землю крестьянам и использовали прописку как инструмент тотального контроля и учета рабсилы.

Буржуазное развитие сегодня выдает нам на гора угольную пыль буржуазных представлений справедливости и свободы. Тогда появляется социализм Сергея Миронова, отражающий интересы мелкобуржуазного класса, зажатого крупной буржуазией в тиски, созданной и обслуживающей ее интересы бюрократией. Появляется зюгановский социализм, который на деле не отменяет капитализма, но нацелен перераспределить богатства в пользу своей группы новых капиталистов, которые будут рядится в бюрократические тоги защитников рабочего
класса. Хотя уже сейчас производительные силы России таковы, что промышленный рабочий класс составляет только четверть нашего общества. Дальнейшее развитие капитализма сократит его еще больше. А главным рабочим человеком любого развитого общества становится
"торгаш", распределяющий и перераспределяющий общественный продукт, которого так много, что капитал стремится превратить всю территорию страны в сплошной супермаркет.

"Чтобы превратить социализм в науку, необходимо было прежде всего поставить его на реальную почву." Анти-Дюринг Ф.Энгельс ПСС 2-е Издание стр. 19

Социализм есть исторический процесс, а не результат нашего высоко-морального сознания. Отступление от этой классической истины Маркса есть отступление от исторической свободы и исторической справедливости.

2. Соответствие теории

Фраза о том, что в России стали "строить социализм по Марксу" требует пояснения. Я могу привести достаточно много социалистических идей Маркса, которые расходятся с советской действительностью, но нельзя отрицать и решительную революционность Маркса, которая порой
вступала в противоречие с его же идеями. Решительная революционность Маркса обернулась тем, что в неразвитых капиталистических и разлагающихся феодальных условиях пытались насаждать социалистические отношения. Кроме вреда делу социализма и путаницы в теоретических разработках это не принесло. Но это принесло огромную пользу капитализму и его развитию. После Октябрьской революции и Второй мировой войны капитализм решительно свернул на путь социальной модернизации и демократии. Без Советского Союза - наполовину феодального, наполовину капиталистического монстра, который как дамоклов меч нависал над капитализмом, демократия и социальные гарантии современного Запада не были бы столь развиты.

Гонка в развитии производительных сил, которые устроили два непримиримых лагеря и, соответственно, высокий уровень производительности труда и, стремительно возрастающее национальное богатство Западных государств, лежали и лежат в основе щедрой социальной политики.

Социализм по Марксу у русских революционеров заканчивался пролетарской диктатурой, но дальше русский социализм расходился с Марксом как в вопросах свободы, отмирания государства и развития самоуправления, так и в вопросе свободных ассоциаций рабочих и
производителей. Советское обобществление обернулось монополией узкой группы лиц, а лозунг "от каждого по способностям, каждому по труду" - уравниловкой.

Особенно впечатляют заблуждения в вопросе государства. Чтобы оправдать укрепление партийной власти и укрепление государства этой власти, возникла теория государственного социализма, стоящая на голове и противоречащая марксизму. Марксизм определяет общественный институт государства, как материализацию силы и воли доминирующего класса. Поэтому есть рабовладельческие государства, есть феодальные, есть капиталистические. Всякая бюрократия в этих государствах обслуживает главенствующий класс и его наиболее сильных представителей, определяющих лицо власти. Каков класс такая и бюрократия, зорко охраняющая интересы класса, который ее сформировал, за счет общественного ресурса. Советская бюрократия зорко охраняла интересы партийной верхушки, исполняла ее волю и была
материализацией ее власти и силы. МВД, КГБ, ОБХСС, прокуратура, суды были сформированы и поставлены на стражу интересов представителей партийной верхушки, больше похожей на феодалов, чем на капиталистов - феодалов, ведущих капиталистическое хозяйство феодальными методами.

Класс новых партийных феодалов управлял советской страной и противостоял другим классам, владел и распоряжался средствами производства, которые уже были капиталистическими. Рабочий класс и крестьянство были отчужденны от этих средств производства.
Могло ли в этих условиях происходить исчезновение классов, а вслед за этим исчезновение государства? Ответ будет отрицательным.

Наоборот, точно в соответствии с законами развития позднего феодализма, характеризующегося абсолютизмом и укреплением государства, то есть увеличением бюрократических функций, советский строй явил нам такие формы абсолютизма, как культ личности Сталина, волюнтаризм Хрущева, застой Брежнева. Классы в этом государстве не только не исчезали, но в соответствии с развитием производительных сил видоизменялись. Пролетариат со временем превращался в рабочий класс, рабочий класс в класс наемных
работников, постепенно приобретающих имущество, которое при  определенных условиях могло служить средствами производства или капиталом. Некоторые высшие слои наемных работников становились "красными директорами", которым оставался один шаг до капиталистов. Класс партийных феодалов также все больше превращался в капиталистов. Но не все. Некоторые упорно держались догматов "дурного социализма". Между ними и произошла смертельная схватка в 1991 и 1993 годах. Еще был 1996 год, но буржуазия уже набрала силу и могла купить голоса избирателей, а вернее лояльность старо-новой элиты на местах.
[подробно в работе "Естественное развитие буржуазной демократии в России" см. на сайте Капитал]

Путь к капитализму начавшийся в 1985 году с Перестройки был естественным продолжением и завершением того развития, которое Россия проделала с 1861 года. Не реставрация того, чего в России никогда не было в доминирующих формах, а триумф векового пути развития
капитализма, пытавшегося в четырех революциях разрушить феодальные путы и всевозможные ограничения для капитала и его свободы.

Историческое значение советского времени чрезвычайно велико не только для России. Оно велико для мировой истории человечества. Капиталистическое человечество, на примере русского общества, стало более социальным. Оно стало на один шаг ближе к социализму, развивая самоуправление и демократические формы правления в противоположность советскому обществу. Победой во Второй мировой войне Россия обеспечила динамичное и демократическое развитие Запада.

Конкуренция между Советским Союзом и Соединенными Штатами обеспечила развития космической и атомной индустрии для всего человечества. Но феодальные методы уступали в эффективности более свободному капиталистическому труду. Советский успех на одном направлении, требовал торможение развития сразу на нескольких других направлениях социально-экономического развития, что в конечном счете приводило к общему отставанию.

Реальные экономические условия и экономические отношения, в основе которых лежал реальный уровень развития производительных сил, не предполагали соответствие социалистическим идеям Маркса о свободе, свободном труде, свободных ассоциациях производителей, об
исчезновении классов и государства, об естественных формах обобществления средств производства. Поэтому оставались только лозунги, за вывесками которых протекала реальная жизнь, где общество противостояло классу новых феодалов и ее силовым структурам. Общественный энтузиазм, идейность и вера в строительство нового справедливого общества, разбивались о материальную действительность. Даже диктатура пролетариата Маркса на деле была диктатурой партии новых феодалов, вооруженных революционной фразеологией
социалистического толка. Они прикрывались мандатом пролетариата в достижении захвата и удержания власти, но прежде всего в реализации своих искренних заблуждений относительно социализма и общественного развития.

3. Исчезновения классов и государства

Вопрос государства есть следствие вопроса возникновения и исчезновения классов. Если средства производства, предполагали классики, будут одновременно принадлежать всем людям, то классы исчезнут. Способ производства, основанный на обобществленных средствах производства сделает всех людей равными по отношению к средствам производства. И хотя люди никогда не будут равными по отношению друг к другу, они будут в равной степени иметь возможность воспользоваться обобществленными средствами производства для получения материальных и духовных благ по своим потребностям.

Реальное владение и реальное распоряжение средствами производства, соответственно, способ извлечения выгоды и присвоения материальных благ  - основа, определяющая классовые или бесклассовые отношения. Маркс в своих теоретических исследованиях вопроса исчезновения
классов выделяет следующие направления: свободные ассоциации рабочих коллективов, владеющих средствами производства собственных предприятий; формы владения обобществленными средствами производства - акционерная и кооперативная; преодоление противоречия между умственным и физическим трудом - проблема разделения труда;
преодоление различия между городом и деревней и прежде всего в уровне развития производительных сил города и деревни, в едином промышленном способе организации производства сельскохозяйственных продуктов на уровне промышленного производства города. Все эти стороны раскрывают единый процесс исчезновения классов. Реальное,  без идеологической мишуры, изучение этих направлений дает ключ к пониманию процесса исчезновения классов.

Здесь же можно утверждать, что классы исчезнут, когда умственный труд будет преобладать в материальном производстве. Снятие противоречия между умственным и физическим трудом должно происходить диалектически, то есть физический труд снимает противоречие в своей собственной противоположности - в умственном труде. "Если на заре человечества преобладал физический труд, а умственный труд противостоял ему как элитный труд, то снятие этого
противоречия в будущем должно происходить через доминанту умственного труда. Этот процесс уже виден сегодня через стремительное развитие информационных технологий и создания производств, где умственный труд преобладает и является определяющие в материальном
производстве." [см. Тезисы о социализме на сайте Капитал]

4. Признаки социализма

Эволюция общества основывается на прогрессе материального производства людей. Способ производства определяет весь процесс социального развития и обуславливает его естественно-исторический характер.

"В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствует определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще." К.Маркс К критике политической экономии Т13 ПСС 2-е Издание стр. 6-7

Производительные силы социализма следующая ступень в развитии, которая превосходит капиталистические производительные силы в организации производства. Процесс обобществления и изменившаяся технология материального производства сделают применение частного капитала, частных материальных и частных интеллектуальных ресурсов наиболее эффективным способом только через обобществленные средства производства. В социализме частному капиталу будет невыгодно функционировать частным способом, а уж тем более капиталистическим способом. Такое положение дел возможно при свободных информационных ресурсах доступных одновременно для всех. Но информационные ресурсы должны к тому времени стать основными производственными средствами в материальном производстве, а информационные потоки свободно-доступные для всех землян. Для людей социализма не обязательно иметь право одновременно владеть и распоряжаться всеми мировыми средствами производства. Владение автомобильным заводом в Детройте или макаронной фабрикой в Омске
человек определяет самостоятельно и совершенно свободно, руководствуясь своим частным интересом и выгодой. Свободный человек совершенно свободно через организованные информационные потоки может принять участие в управлении этими предприятиями
непосредственно предоставляя свои знания и опыт, или опосредованно через финансовые инструменты и вложенные свои кровные частные капиталы.

Современные тенденции таковы, что общины различных форм свободно объединенных людей будут владеть гигантскими корпорациями и гигантские корпорации стремящиеся привлечь как можно больше общин на свою сторону будут определять лицо социализма. При этом частный капитал или ресурс частных людей может свободно и почти мгновенно перетекать из одного вида деятельности и производства в другой. Чем больше частных ресурсов, а также информационных потоков сможет привлечь корпорация или община, тем успешнее будет ее общественно
необходимая деятельность.

Признаками социализма непременно будут большая экономическая свобода каждого, свободный доступ к любой информации любой общественной необходимой деятельности людей, обобществление средств производства, когда каждый человек сможет воспользоваться этими
обобществленными средствами производства для извлечения своей выгоды. 

Какими будут материальные производительные силы общества, такими и будет организация производства и общественные экономические отношения. Наемный работник капиталистического предприятия (пролетариат, рабочий) в этом процессе исчезает вместе с капиталистами по мере доступности к информационным потокам и по мере становления этих потоков обобществленными средствами производства. Сокращение численности рабочих занятых в промышленном производстве с 25-30% до 5-10% и сокращение численности рабочих постоянно занятых в сельскохозяйственном производстве до 2 и менее процентов также будут косвенными признаками социализма. На первоначальном этапе этого движения мы наблюдаем увеличение
численности людей занятых в сфере оборота - распределения материальных благ. Но в дальнейшем и здесь возобладают тенденции сокращения. Творческий и интеллектуальный труд будет набирать силу. Соответственно будут изменяться подходы к образованию и воспитанию
молодого поколения сообщества.

Объединение рынков и разрушение национальных границ, уменьшение роли национальных государств в решении социальных вопросов, увеличение роли местного самоуправления - социалистические тенденции современного развития.

Современное капиталистическое развитие русского общества, двадцать пять лет назад ставшее доминирующим, только набирает силу. Но конкурируя с западными капиталистическими обществами, ушедшими вперед, вынуждено быстро проходить этапы. Русскому капитализму
потребуется 30-50 лет, чтобы увеличить производительность труда в два раза и тем самым изменить структуру социального обеспечения и даже политического устройства - политическую традицию, доставшуюся в наследство от советской не демократической эпохи. Тем самым сделав крохотный шаг к социализму.

Социализм это прежде всего мощные производительные силы, в которых информационные технологии, тесно переплетенные с материальным производством, доминируют в этом производстве и организованы таким образом, что позволяют, с одной стороны, каждому
принять участие в любой общественно необходимой деятельности, с другой - обобществлены настолько, что охватывают различную деятельность в мировом масштабе.