О немеркнущих жемчужинах... Начало

Жанна Марова
                "Вероятно, вся наша цивилизация пошла не по тому пути развития, который был изначально заложен в её основании" - ответил на эту работу уважаемый мною автор.
                Кому же мы теперь собрались молиться о спасении? - думаю я.   



     Я люблю видеть сны. Это – радость! Потому что снятся они мне редко, зато – всегда случаются «в руку». Творческие силы, глобальные планы и грандиозные проекты по общечеловеческим проблемам посещают меня с первыми лучами. !!!
     А на ночь глядя, я сворачиваю душу клубком, чтобы не растерялись последние следы былого тепла, в пространство же отправляю единственную мысль со шкурным вопросом: как сделать комфортнее собственное существование?
     И вот, на протяжении двух лет меня «радовал» периодически повторяемый сон. Моя жилая площадь начинала необыкновенно расширяться. В квартире вдруг появлялись дополнительные дверцы, коридоры и даже – этажи. И, разумеется, не поленившись пройти в них пару шагов, я попадала в новые роскошные комнаты, позолочено-хрустальные залы и даже – вечноцветущие сады.
    Явность была таковой, что по утрам я в задумчивости брела вдоль стен своего стандартного жилища, накручивая на палец у виска нетронутые расчёской локоны. Зеркало и собственное лицо могли и подождать в такой ситуации…
     Разгадки не наступало.

     Итак, полгода назад, в связи с некоторыми обстоятельствами пришлось признать, что у меня тесновато для покупки новых предметов интерьера, но слишком много книжных шкафов и стеллажей. Книги окружили застывшей массой, а мне, выходит, негде жить…
   И я решилась половину книг выбросить долой. Даже если их не приютит ближайшая библиотека.
     Пришлось всё перебирать.
Вот тут-то я и обнаружила массу новеньких непрочитанных книг, изданных в конце девяностых. Мои темы. Возможно, я и покупала. Но, Боже мой, почему - ни разу не открыла? Или – каждая дверь возникает в своё время?

*Будду однажды спросили: «Есть ли Бог?». Он ответил: «Нет». В тот же самый день другому человеку на этот же вопрос он сказал: «Да». Третьему вопрошающему – лишь промолчал в ответ, подняв указательный палец к небу.
«Почему – так?» – спросил ученик.
«Вопрошающие были разными, - ответил Будда. - Тому, который совсем не верил в Бога, я сказал что Бог есть, другому – наоборот. К Истине сегодняшнего дня приходит только пробудившийся от дня вчерашнего.»*

* К Будде пришёл Мулинкьяпутта и стал задавать множество вопросов. «Подожди, - ответил Будда, - ровно через год я отвечу на все твои вопросы».
Прошёл год, Мулинкьяпутта хранил молчание и медитировал со всеми. Наступил день ответов.
Будда сказал: «Здесь сидит человек по имени Мулинкьяпутта. Где он? Сегодня он должен задавать вопросы».
Все ученики стали вспоминать, кто это такой. Мулинкьяпутта тоже озирался по сторонам.
- Это же ты! – сказал Будда озирающемуся Мулинкьяпутте.
- Тот, кто спрашивал, умер. Вот почему я оглядываюсь. Я тоже слышал это имя, но его давно уже нет, - ответил «бывший» Мулинкьяпутта. *

    Вы поняли, какого толка книги открылись мне. Словно – родные люди пришли в новом обличии.

     - Мама, -  спросила я, впервые начав читать книги, - почему авторы часто пишут «я» и «я», но они – то мужчины, то – женщины, то дети, то – старики? Они всё врут?
    - Кто врёт, того не читают. Захватывает только реальность. Но – как ещё передать реальность прошедшего? – ответила мама.
     Как здорово! – подумала я ещё тогда. Всё это мне очень подходило.
   Я – не я, и лошадь – не моя. Я вчера на ней каталась, а сегодня – она твоя…

    Не сворачивайте сейчас страничку, поставив на мне крест, как на фантазийном теоретике. Я, как раз, - неутомимый практик. Сразу, в восьмидесятые, при вливании в ряды йогов, меня дисциплинировали слова преподавателя: «Не уподобляйтесь мудрецам, которые всё знали, но – ничего не умели. Только – собственный опыт!»
   Я давно прошла на себе упражнения для идеальной осанки, для вечной молодости, красоты, нескончаемого здоровья, для творческих озарений, космических равновесий и абсолютного покоя в любой стрессовой ситуации. Делаю постоянно. (я – не я, лошадь не моя…, - заметил на этом месте с улыбкой автор…). Работает! Говорю точно.
    И вот в одной из этих книг мне открывается очень «тайная» йога. С более заоблачными эффектами и совсем микроскопическими затратами времени и сил. Я даже смогла разрешить свою самую большую проблему: не потерять в лице, когда теряешь в фигуре. Ровная наполненность лица при чёткости без излишеств всего, что ниже… Всего-то – двухминутное дыхание определённым образом. И кремов не надо. Это ли – не комфорт…
     Но сейчас зеркало и собственное лицо должны подождать.
   Потому что я поняла, большинство людей, как и я когда-то, хоть и читали подобные книги, но двери на самые интересные дорожки оставили вне внимания.

     Безусловно, каждый понимающий тему мне сразу скажет: «Кто знает – тот молчит. Кто не молчит – то не знает»
    Согласна. Громко журчит вода - входя в незаполненный сосуд… Просветлённых среди нас нет. У нас у всех больше вопросов, чем ответов. Поэтому мы здесь, на Прозе. Но моя лошадь вас сейчас привезёт к той, отправной точке. Точке падения нашей цивилизации в жизнь мелкую, пустую, суетную и не имеющую смыслов…

    Итак. СМЫСЛ. В чём его видели те давние, мудрые люди. Как – приходили к нему?
 
*В доме великого брамина Удалаки праздновали возвращение сына Свекету. Он провёл долгие годы обучения у Мастера. Он изучил всё, что было возможно. Все науки, искусства и языки. Получил высшую награду и вернулся домой. Но отцу не нравились глаза сына. Его глаза говорили о том, что он не ПРИОБРЁЛ, а – УТРАТИЛ.
- Что-то – не так? – спросил сын, видя недовольство отца.
- Но, обучился ли ты тому Одному, что должен в первую очередь знать человек? – спросил отец.
Сын начал раздражаться, объясняя, что он научился всему, чему учили. А об Одном ему и не говорили.
Тогда Удалаки со слезами на глазах произнёс: «Возвращайся назад. Всё, чему тебя научили – это хлам, если ты не знаешь того – Одного. В нашем роду были только настоящие брамины. А брамин – это тот, кто познал Истину».
Сын, не отдохнув, ушёл обратно.
- Чему Одному ты не научил меня? – спросил он Мастера.
- Этому Одному научить нельзя! – рассмеялся Мастер. – Это можно только уловить и научиться самому. А вот ситуации для этого создавать можно… *

     Какие же ситуации создавали Мастера? Что - Одно искали все? И почему множество царей оставляли царства, бросали всё и шли на поиски?
Мы с моим конём полезли в дебри-заросли ситуаций и притч.
    Я всегда была уверенна, что только знаниям, заключающим в себя Универсальный Принцип, следует уделять время. Остальным можно не замусориваться. И если в этих дебрях есть Универсальный Принцип, то из него же и станет понятно – почему нынче подобного нет и все кругом живут, не разыскивая того Одного.
Универсальное – на то и Универсальное,  чтобы содержать в себе сразу все концы.

     Итак, БУДЬ ОСОЗНАННЫМ – говорили Мастера.
*К одному старому учителю пришёл принц, его прислал могущественный отец. Принц уже изучил всё, что только можно и сказал, что готов править государством.
- Погоди, - ответил отец. – Я не могу доверить тебе государства, пока ты не приобрёл Основную Вещь.
И вот – принц у ног учителя.
- Что мне нужно делать? – спрашивает он.
Старый учитель сказал: «Вы будете делать обычные вещи: рубить дрова, готовить, убирать, носить воду. Но помни – в любой момент я могу ударить Вас сзади, так что будь бдительным!»
Странное обучение – подумал сын. Но он верил авторитету пославшего его сюда - отца, поэтому принял условие.
Колотил его Старик непрерывно. Он оказался опытным человеком. Подкрадывался бесшумно, выпрыгивал из ниоткуда, бил больно.
Через 15 дней принц был весь в синяках, но он научился слышать неслышные шаги своего учителя. Он рубил дрова, а концентрировался на Старике.
Вскоре принц стал перехватывать палку быстрее, чем ударял Учитель. Когда учитель за целый день не мог нанести ни одного удара, принц был счастлив. Он уже заранее кричал подкрадывающемуся старику: «И не пытайтесь! Я бдителен!»
Тогда старик сказал: «Начинается вторая ступень. Я теперь буду бить тебя настоящим мечом! Смотри на мой меч! Он будет преследовать тебя постоянно!»
Встал вопрос жизни и смерти.
Осознанность принца перед лицом настоящей опасности вспыхнула как столб света. В постоянной медитации он уже чувствовал учителя сзади, рассчитывал момент удара и отпрыгивал в сторону точно в этот момент.
Принц был бесконечно счастлив. Он и не подозревал в себе таких способностей.
Но Учитель сказал: «Начался третий этап. Я буду бить тебя мечом ночью, когда ты спишь…»
- Хорошо, - только и ответил принц.
Три месяца пытался нанести удар учитель. Ему этого не удалось.
Засыпая, принц видел себя со стороны – как он засыпает. Поворачиваясь, он наблюдал как его тело переворачивается с боку на бок, когда старик входил в комнату принц просыпался. Принц, отдыхая, видел всё, что происходит вне его тела…
Осознанность ученика стала Абсолютной. *

     Каково? – только и могу спросить вас я.
Нет, конечно, - шарамыги были во все времена.

*В одно селение пришёл очень умный человек. Он всё знал и пользовался авторитетом. Ему нравилась стезя учительства, но в этом селении, его, как назло, никто не замечал. Он расположился в местном Храме. Мальчик-послушник начал зажигать в лампах огонь.
- Мальчик! – обратил на себя внимание этот учёный, - Хочешь, я тебе расскажу – откуда взялся свет в лампе?
Мальчик погасил лампу и сказал: «Вот если ты мне скажешь, куда сейчас делся свет из лампы, тогда я и поговорю с тобой…» *

    Итак, об особенностях Тибета меня спрашивали, и я расскажу в следующий раз, а сейчас снова вернёмся к «ситуациям». На сей раз притча уже относится не к буддизму, а суфизму. Впрочем, это не притча, а биография.
    Итак, ещё один сын султана, некий Джалалиддин, будущий величайший из поэтов земли – Джалалиддин Руми (до этого пока далеко) тоже попадает в руки Мастера. К этому периоду он уже превзошёл всех в своих знаниях. Но Мастер, в данном случае – шейх, обещал научить его Сокровенному. Зная, что Джалалиддину досталась в наследство непомерная гордость, шейх отправил его чистить нужники. Хоть ученик и обвязал вокруг рта и носа кусок белой материи, пока носил вёдра с нечистотами, его мучил постоянный голод. От зловония кусок не лез ему в горло.
После долгих месяцев такой работы ему задали новый урок. Отправили просить подаяние для всей братии. Это было хуже нужников. Выполнять урок перед своими – не то, что унижаться перед чужими.
    Вскоре Джалалиддин заметил, что чутьё его обострилось. Он стал угадывать повадки, побуждения и характеры людей по одному взгляду и жесту. Он побывал в таких кварталах, о которых и не догадывался прежде. За полгода он узнал город и его обитателей лучше, чем за всю предшествующую жизнь. Плюс ко всему – шейх посадил его на длительную голодовку, считая именно голод ключом во Всему. Джалалиддин научился привязывать камень к животу. Так терпел и эту муку.
   Шейх не растерялся. Он заставил ученика долгие ночи без сна и в самых неудобных позах читать суры Корана. Их следовало повторять до тех пор, пока лишь мелодика стиха не вызовет образов и видений. После того, как он испытал всё, что может испытать человек, его заставляли перевоплощаться в растения и животных, в отвлечённые страсти и желания. Образы, которые возникали в творческой голове Джалалиддина, поражали даже его Учителя. Шейх понимал, что обучение близится к концу.
    И тогда он подверг Джалалиддина искусу Уединения. Его замуровали в келье, лишь меняя через узкое окошко хлеб и кувшин с водой.
Первые дни Джалалиддин сидел в оцепенении, втянув голову в плечи. Затем он стоял лицом к стене и рыдания душили его.
    На рассвете сорокового дня шейх приказал выломать дверь и первым вошёл в келью. Он очень переживал за своего ученика.
Джалалиддин стоял посередине, на губах его играла улыбка.
    В голове шейха лишь мелькнул один из стихов Корана. И Джалалиддин тут же вслух ответил на него собственным стихом. Он уже ВИДЕЛ МЫСЛИ своего наставника. Он стал Познавшим или арифом.
    Джалалиддин Руми прожил долгую и насыщенную жизнь. Он читал не только мысли приходивших к нему людей, но и прослеживал в пространстве всю причинно-следственную связь. Вплоть до отдалённого будущего. А каждое высказанное им слово навсегда входило в сердца людей…

    Вам продолжать подобные истории? В которых люди, стирая черты своего мелкого сознания, находили в себе Сознание Абсолютное? Я думаю, не стоит. Хотя у меня их ещё штук тридцать с конкретными именами и событиями. Причём, как из ведического, так и из семитического и даосского потоков. Из этих трёх потоков и взросли все основные религии на земле. Не важны их различия. Ведь - Одному научить нельзя. Одно – ищут в себе! Или – не ищут…
      А уж – общность мира?! Я вас умоляю…
Известно, что на свете нет ничего, что не могло бы послужить еврею – фамилией, китайцу – обедом, а свинье хохла не дало сала…

    Итак, ищущие находили в себе сразу целый мир со всеми его возможностями. Не щадили ради того ни своей жизни, ни жизни собственных детей.
*Гаутама Будда после шестилетних скитаний в полном одиночестве в одну прекрасную полнолунную ночь и стал Просветлённым. Причём, он сразу понял, что был таким всегда. Просто – спал до сего момента, как спят до сих пор и все остальные. Но как всё это людям передать словами?
Первое, что он изрёк: «Всякая высказанная мысль есть ложь». И замолчал ещё на неделю. А кругом уже собирались со всех округов люди, чтобы услышать его слово…*

    Вы в это верите? С чего это собирались люди вокруг одинокого, невразумительно-говорящего человека, побросав свои дела?
   Всё очень просто. «Просветлённый» - в нашей речи приобрёл переносный смысл. А тогда люди видели воочию Свет вокруг подобных людей. И если проследить все притчи и истории, то в самых древних - Свет над Познавшими видел весь народ. Могу привести массу примеров, где так и написано, что *царь не понимал этого человека, но он видел свет над ним и заставлял себя прислушиваться* *Толпа людей ходила за Просвещённым, а он молчал.* Не вложив и гроша в свою предвыборную компанию, - добавляю я.
    В более поздних историях уже звучало: «Я видел свет над тобой, которого не видели другие ученики».
    Или так: «Он был брамином, поэтому был обязан видеть свет над головой Познавшего». А в некоторых селениях даже дети определяли, есть ли свет над учёным чтобы с ним разговаривать…
   В нашем же мире – как в театре. На значительную фигуру следует направить прожектора. Или осветить её в прессе, чтобы сделать – значительной.
    Мы потеряли Видение или Свет? Смешно спрашивать. Всё ходит в паре
И кто уж покинул нас первым: курица или яйцо…
     Когда уходит огонь из лампы, мы можем только найти ответ – Почему.
Вот мой конь и подошёл к этой черте.
 
*Лао-цзы с учениками шёл через лес, который рубили. Сотня дровосеков вырубали в нём деревья. Но вот Лао-цзы увидел одно огромное не срубленное дерево. Другие деревья вокруг лежали, а оно стояло всё в цвету. Лао-цзы послал учеников спросить – почему это дерево оставили.
«Оно бесполезно, - был ответ, - из него ничего нельзя сделать, даже мебель».
- Вот! – сказал Лао-цзы. - Это великое дерево. Научитесь у него, станьте бесполезным. Но – поймите смысл этого: не становитесь товаром, не становитесь вещью, иначе вас будут продавать и покупать! *    !!!

*Цзы Синцзы тренировал бойцового петуха для чжоусского царя. Однажды царь спросил – готов ли петух к бою?
- Ещё нет. Самонадеян, попусту кичится, много кричит.
Через 10 дней царь задал прежний вопрос.
- Пока нет. Он бросается на каждую тень, откликается на каждый звук.
Ещё через 10 дней царь вернулся к прежнему вопросу.
- Нет. Пока нет. Энергия его бьёт ключом, взгляд полон ненависти, рвётся в бой.
Прошли ещё десять дней и Цзы Синцзы сказал царю: «Петух готов. Не тревожится, даже если слышит других петухов, не дёргается. Взгляни на него! Он будто вытесан из камня. Полнота его свойств совершенна! На его вызов не посмеет откликнуться ни один петух, повернётся и сбежит».*

   Вот так вот. И если мы уже много веков только и делам, что стараемся выгодно себя продать, то – нечего удивляться, почему давным-давно утратили полноту собственных свойств. На самом деле, сейчас сложно даже представить людей, не продающих себя. Открыто и завуалировано, помпезно или рационально, выгодно и не очень. Мы закрываем глаза даже на то, что люди создают ложную видимость удачной продажи себя подтасовками и подкупами в различных рейтингах и выборах. Поэтому и имеем надутых политиков, дутых звёзд, клоунаду по телевизору и нищих душой и телом стариков. Причём, если их всех поменять местами, то общество ничего не потеряет!
     Жизнь устремлена во вне, упустив то, что взращивают внутри. А живётся нам при этом всё труднее и труднее. Во всяком случае – в моральном плане.
     М-да. Очень трудно проявить наружу всю полноту внутренних свойств, которых нет.
А главное – ЗАЧЕМ?

*Рассказывали, что в тот день, когда Александр Македонский стал повелителем мира, он закрылся в комнате и плакал. Его военноначальники были обеспокоены. Он никогда не плакал. Не таким был человеком.
- Что случилось? Почему ты плачешь?
- Теперь, когда я победил, я понял, что проиграл, и нахожусь в том же месте, с которого и начинал это бессмысленное завоевание мира. Пока я был в пути – у меня была цель. Теперь мне некого завоёвывать, а внутри у меня лишь страшная пустота. Я проиграл.
Когда его несли к месту погребения в 26-летнем возрасте, его руки свободно болтались по сторонам носилок. Таково было завещание. Чтобы все видели – уходит он с пустыми руками… *


*Ученики спросили однажды Фарида:
- Говорят, что Иисус не испытывал физической боли на кресте, когда его распинали. Как это может быть? Говорят, когда Мансуру отрубили руки и ноги, он улыбался. Когда ему выкололи глаза, на его лице не было мук боли. И другие, подобные…
Фарид сорвал с дерева зелёный неспелый орех и протянул ученикам.
- Расколите его так, чтобы не повредить серцевину.
- Это невозможно, - ответили ученики.
- А со спелым орехом? – спросил Фарид.
- Со спелым – нет проблем. Раскалываем скорлупу и имеем целое ядро.
- Вот вы и ответили сами на свой вопрос. У кого зрелое ядро, у того тело – лишь оболочка.*

   Конечно, представить себе, что сад насаживался для получения скорлуп, может лишь тот, кто сам родился в таком садике или – долго в нём прожил. Так же, как и то, что: ангелы рождены для людей, небо существует для земли, а Бога создали люди…
   Хотя, сильнее всего вещи как раз и завязаны на свои противоположности. И полнота свойств всех вылезших наверх скорлуп проявится именно в их пустоте от ядер…
   А, может, наша цивилизация уже переходит в сон после тяжкого трудового дня? Поэтому свернула души клубочком и отправляет в пространство лишь собственные шкурные интересы - как сделать комфортнее свою жизнь?
     Но ведь надобно будет потом и пробудиться. К Истине, так сказать, нового дня…

      Я не могу вам сказать – куда уходит свет из лампы.
      Это могут прочувствовать!
      И, наверное, лишь те, кто овладел Светом.
      Поэтому мы ещё поговорим о том, как Им овладевали.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/08/11/588