Хорошие манеры

Гадаев Алексей Вениаминович
 Мы знаем, что грубость - это пренебрежение культурой
поведения и противоположно вежливости. Грубость одно из внешних проявлений неуважительного отношения к людям которая выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим. В школе это проявляется и в перебивании учителя в классе, это и  когда ученик оставляет включенным мобильный телефон во время урока и др. Грубость - это не временное явление, а результат плохих манер. Поэтому очень важно позаботиться о том, чтобы ваши ученики умели себя вести и пользовались плодами хорошего воспитания.
В школе, где слишком часто демонстрируется неучтивость, невоспитанность, а зачастую и неприкрытая грубость, особенно важно то, чтобы заместители директора школы поработали над этой манерой учеников и учителей. Грубость, неряшливость, расторможенность влечений это прежде всего - изменения личности. В средней школе надо немедленно реагировать на невежливое поведение ребенка, сказав ему, что сделал он не так и как это сделать правильно.Грубость это основной фактор, способствующий росту насилия, а так же разрушению жизненных ценностей нашего общества.
Говоря о грубости нельзя не упомянуть книгу А.Я.Анцупова, А.И.Шипилова "Словарь конфликтолога", где дано определение что есть грубость. Грубость - социально психологическая черта человека, различные проявления жестокости в отношениях, неучтивости, черствости, невежливости, своего рода душевной близорукости. Грубиян стесняется окружающих. Он не стремиться умышленно причинить вред людям, не желает унизить и оскорбить. Грубость не тождественна наглости или жестокости, хотя не редко приводит к бесцеремонным и уязвляющим поступкам. Грубиян не стремиться к злу, хотя часто его причиняет. Грубый человек просто остается самим собой, он поступает в соответствии со свойствами своей личности, он не умеет учитывать ни особенностей людей, ни реальных обстоятельств. Недостаток грубияна состоит в его простоте: в неотесанной уверенности, что кроме него в мире никого нет; или, по крайней мере, никого и ничего, с чем стоило сообразоваться. В грубости заключено безразличное отношение, не отличающее одно от другого, не способное учесть своеобразия действительности. Неприятная сторона грубости выражается в том, что природный грубиян всегда чувствует своё превосходство над окружающим. Из этого ощущения рождается пренебрежение ко всему, что попадается на глаза. Кто раз подчинился грубости, тот попал под отношения превосходства и подчинения. Тогда грубые наклонности диктуют своё всё безудержное, в результате чего поступки грубияна давят и уничтожают достоинство личности. Из этого неизбежно возникает отчаянный протест субъекта грубости, желающего сохранить себя. Доведённые до предельного напряжения, отношения рвутся со скандалом, конфликтом, с горем, нередко завершаясь трагедией[1, c.74].
 Мы знаем, что грубость - это пренебрежение культурой
поведения и противоположно вежливости. Грубость одно из внешних проявлений неуважительного отношения к людям которая выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим. В школе это проявляется и в перебивании учителя в классе, это и  когда ученик оставляет включенным мобильный телефон во время урока и др. Грубость - это не временное явление, а результат плохих манер. Поэтому очень важно позаботиться о том, чтобы ваши ученики умели себя вести и пользовались плодами хорошего воспитания.
В школе, где слишком часто демонстрируется неучтивость, невоспитанность, а зачастую и неприкрытая грубость, особенно важно то, чтобы заместители директора школы поработали над этой манерой учеников и учителей. Грубость, неряшливость, расторможенность влечений это прежде всего - изменения личности. В средней школе надо немедленно реагировать на невежливое поведение ребенка, сказав ему, что сделал он не так и как это сделать правильно.Грубость это основной фактор, способствующий росту насилия, а так же разрушению жизненных ценностей нашего общества.
Говоря о грубости нельзя не упомянуть книгу А.Я.Анцупова, А.И.Шипилова "Словарь конфликтолога", где дано определение что есть грубость. Грубость - социально психологическая черта человека, различные проявления жестокости в отношениях, неучтивости, черствости, невежливости, своего рода душевной близорукости. Грубиян стесняется окружающих. Он не стремиться умышленно причинить вред людям, не желает унизить и оскорбить. Грубость не тождественна наглости или жестокости, хотя не редко приводит к бесцеремонным и уязвляющим поступкам. Грубиян не стремиться к злу, хотя часто его причиняет. Грубый человек просто остается самим собой, он поступает в соответствии со свойствами своей личности, он не умеет учитывать ни особенностей людей, ни реальных обстоятельств. Недостаток грубияна состоит в его простоте: в неотесанной уверенности, что кроме него в мире никого нет; или, по крайней мере, никого и ничего, с чем стоило сообразоваться. В грубости заключено безразличное отношение, не отличающее одно от другого, не способное учесть своеобразия действительности. Неприятная сторона грубости выражается в том, что природный грубиян всегда чувствует своё превосходство над окружающим. Из этого ощущения рождается пренебрежение ко всему, что попадается на глаза. Кто раз подчинился грубости, тот попал под отношения превосходства и подчинения. Тогда грубые наклонности диктуют своё всё безудержное, в результате чего поступки грубияна давят и уничтожают достоинство личности. Из этого неизбежно возникает отчаянный протест субъекта грубости, желающего сохранить себя. Доведённые до предельного напряжения, отношения рвутся со скандалом, конфликтом, с горем, нередко завершаясь трагедией[ c.74].
Ошо приводит рассказ И.Тургенева «Дурак» вот так: один человек всегда попадался впросак. Чтобы он не говорил, над ним начинали смеяться, даже  если то, что говорил, было правильным.  Прослыв безмозглым пошлецом, его внезапно озарила мысль говорить обо всём с укоризной и упреком: «Вы отсталый человек! Вы этого не знаете? А вы всё ещё верите в авторитеты?» Он стал злюкой и желчевиком. И многие трусы испугались попасть в отсталые люди. И дурак прослыл умным критиком  и даже многие   захотели научиться у него мудрости. А секрет его был прост: «На всё отвечай «нет». Начни спрашивать всех и каждого. Если кто-то что-то говорит - требуй доказательств, ни во что    не верь и прослывешь умным критиком.
И.Тургенев "Дурак"
Жил-был на свете дурак.
Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.
Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?
Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко... И он, нимало не медля, привел ее в исполнение.
Встретился ему на улице знакомый — и принялся хвалить известного живописца...
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Живописец этот давно сдан в архив... Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал... Вы — отсталый человек.
Знакомый испугался — и тотчас согласился с дураком.
— Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! — говорил ему другой знакомый.
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы — отсталый человек.
И этот знакомый испугался — и согласился с дураком.
— Что за чудесный человек мой друг N. N.! — говорил дураку третий знакомый. — Вот истинно благородное существо!
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — N. N. — заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы — отсталый человек!
Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга.
И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на всё была одна отповедь.
Разве иногда прибавит с укоризной:
— А вы всё еще верите в авторитеты?
— Злюка! Желчевик! — начинали толковать о дураке его знакомые. — Но какая голова!
— И какой язык! — прибавляли другие. — О, да он талант!
Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.
И дурак стал критиковать всё и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.
Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет — и юноши перед ним благоговеют и боятся его.
Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть... но тут, поди, не возблагоговей — в отсталые люди попадаешь! Житье дуракам между трусами.
     Вот еще оно из наиболее впечатляющих описаний разного понимания грубости у детей и взрослых в книге Ле Шан, Э. "Когда дети и взрослые сводят друг друга с ума": "Когда моя дочь была ребенком, мы жили на тихой улице, где было много детей. Раз в неделю одна и та же соседка появлялась на моем пороге, горько жалуясь на грубость моей девочки и её друзей. Её обычные жалобы состояли в том. что дочь показывает язык, проходя мимо её дома, и что группы детей, среди которых была и моя дочь, выкрикивали в её адрес всякие непристойности. Первой моей реакцией было рассердиться на дочь. Несколько позже у меня появились более непредвзятые и беспристрастные мысли. Суть дела состояла в том, что дама, живущая в конце улицы, обладала ненавистью к детям и была уверена, что они созданы только для того, чтобы мучить её. Она была постоянно неприветлива с ними, и они платили ей тем же. Хорошие манеры предполагают взаимность, и если только дети не страдают серьёзными эмоциональными расстройствами, большинство из них платят за добро добром. Иногда мы не понимаем, насколько сами не вежливы с детьми. Заботливые учителя и родители внушают, что хорошие манеры  - путь к нормальным человеческим отношениям. Иными словами, вы не совершайте каких-то действий, не говорите каких-то слов просто потому, чтобы не обидеть других, а они, в свою очередь, не совершают ничего такого, что могло бы оскорбить вас, задеть ваше самолюбие. Это азбука взаимоотношений воспитателей и родителей. Часто невоспитанность  на самом деле симптом трудного или переходного возраста. Следует помочь ребенку понять, что он просто недостаточно взрослый, а не плохой человек, потому, что чувство вины будет препятствовать его нормальному развитию. К невоспитанности . когда она очевидно связана с возрастной незрелостью, следует относиться с терпимостью; превращение каждого случая в повод разбирательства только увеличит болезненную застенчивость ребёнка. Лучшим лекарством от такого поведения будет, если вы дадите ребёнку понять, что взрослые, которые его любят, верят в его способность к развитию. Иногда подростки переживают такой период, что его недостатки невыносимы. и они бывают слишком чувствительны к любому виду неудач. Важно быть терпимым и понимать, что вещи, которые мы считаем показателем хороших манер, для сегодняшних молодых людей подобным показателем не являются. Вы можете не соглашаться с ними, но просто отвергать их мысли и осуждать поведение, называя  это невоспитанностью, значит отрицать, что жизнь изменяется и возникают новые формы проявления заботы, и это находится в прямой зависимости от изменения не только жизни, но и  человеческих взаимоотношений[3,c.126-129].

М. Борба о 4 -х шагах к искоренению грубости:
Шаг 1. Замените грубость новыми манерами.
Шаг 2. Разъясните новые манеры поведения
Шаг 3. Обеспечьте ребенку возможность прорепетировать новые манеры.
Шаг 4. Немедленно реагируйте на грубость[2,c.73-78].
Литература:
1. Анцупов А.Я. , Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. СПб.: Питер, 2006.
2. Борба М. Нет плохому поведению.М.: Вльямс, 2005.
3. Ле Шан, Э. Когда дети и взрослые сводят друг друга с ума".СПб.:Прям -Еврознак, 2008.

Хорошие манеры
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/horoshie_manery

Хорошие манеры вместе с уважением к другим людям - обязательная часть воспитанности.
Что касается хороших манер, то конкретный их список варьируется в разных культурах, в связи с чем воспитанность иногда определяют как способность и привычку следовать правилам поведения, принятым в референтной группе.
Если вы взяли за образец манеры английской королевы, не очевидно, что на Востоке вы произведете соответствующее впечатление. Вас могут счесть не очень воспитанным человеком, если во время еды вы не рыгаете (это принято на Востоке как знак пищевого удовлетворения) и наливаете гостям полную чашку чая, при том что на Востоке воспитанные люди наливают дорогим гостям чай понемногу, чтобы показать готовность поухаживать за ними еще раз...
Однако бомж среди других  бомжей никогда не будет признаваться воспитанным человеком ровно потому, что бомжи правила поведения, хорошие манеры и воспитанность не признают в принципе.
При этом часто, заботясь о воспитании хороших манер, мы получаем скованность, страх того, что нас и наше поведение оценят негативно. В этом случае не надо путать - внимательность к собственному поведению и потребностям окружающих - это одно, а склонность бояться и зависимость от оценок окружающих - другое. Если эта проблема касается вас, значит, у вас теперь две задачи: и манера своими заниматься, и учиться уверенному поведению, снимать зависимость от оценок окружающих. Справитесь?
У аристократов одновременно воспитывались и хорошие манеры, и независимость от оценок окружающих.
Рассказ из книги Ю.Б. Гиппенрейтер "Продолжаем общаться с ребенком. Так?"
В семью пришли гости с детьми. Сели за красиво накрытый стол: несколько взрослых и пять– шесть детей в возрасте от трех до двенадцати лет. Взрослые строго следят, чтобы их дети вели себя «прилично», притихшие дети стараются быть «на высоте». Около трехлетней девочки на столе лежит ее куколка – голышок из пластмассы.
Неожиданно хозяин дома с озорным видом хватает куколку и отправляет ее в банку с лечо. Куколка смешно торчит внутри банки, наполовину утонув в томатном соусе с кусками перца. От неожиданности все замирают, потом разражаются смехом. Куколку общими усилиями выковыривают из банки, вытирают бумажной салфеткой… Постепенно все успокаиваются. И тут – резкое движение того же взрослого «проказника», и куколка опять в лечо. Все повторяется; общий шум, увещевания взрослых, восторг детей. Опять все приходит в норму.
Жена виновника подозрительно на него косится, дети же не сводят с него глаз с выражением восхищения и горячей надежды. «Баловник» принимает грустный и послушный вид, впрочем, поглядывая искоса на детей. В конце концов, куколка в третий раз отправляется в банку под хохот детей до колик в животе («Мы так и знали!»), а потом еще пару раз – уже руками детей. Наконец, общее решение: «Ну, теперь хватит, уже насмеялись и наигрались!» Вымыли перемазанные руки, куколку тоже отмыли под краном. Начались более серьезные и более спокойные разговоры.
Как повела себя куколка – предоставим воображению читателей. А когда стали собираться домой, трехлетняя гостья взмолилась: «Мама, давай здесь останемся жить!».