Воспоминания о чтице. Фрагмент 4

Наталья Шилова
      

                Г Д Е  Ж Е  М Ы  Р А Б О Т А Л И ?


        После того, как программа очередного студийского вечера была исчерпана, мы часто сходились вместе с Риммой Петровной, подробно и придирчиво обсуждая каждое выступление. Наше ВЗАИМОПОНИМАНИЕ было обусловлено в немалой мере ОБЩНОСТЬЮ ЛИЧНЫХ ПРОБЛЕМ: каждая из нас хотела бы реализовать именно свои исполнительские замыслы в студии, а возможности все не предоставлялось.
        Но как-то раз она принялась расуждать, что мы с ней сами виноваты в этом: не работаем над композициями, не можем ничего предложить со своей стороны... Я выразила сомнение -- ведь в своей памяти я хранила немало СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАРОЙ КЛАССИКИ, которые хотела бы прочесть со сцены*.
        А что касалось ДЛИННЫХ КОМПОЗИЦИЙ, то я в процессе подготовки прозаического текста, выбирая соответствующие предложения, просто ЗАПОМИНАЛА их в определенной последовательности, а традиционной записью не пользовалась. Мне было неловко переписывать книгу -- какое-то сильное сдерживающее чувство противилось этому. И мысленно я рассуждала: то, что глубоко затрагивает человеческую сущность, а также вызывает восторг совершенством формы, так и должно ОСТАВАТЬСЯ В КНИГЕ, написанной не мною. Тем ценнее для меня становилась книга, тем полнее я воспринимала содержание. 
        Римма Петровна иногда спрашивала меня, как это мне удается запоминать такие длинные фрагменты из книг.
        Я запоминала тексты в транспорте или за какой-нибудь ФИЗИЧЕСКОЙ домашней работой, положив рядом с собой книгу; мысленно повторяла их, когда шла по улице...
        Я думаю, что Олег Серафимович и Римма Петровна давали несколько преувеличенную оценку моей памяти, называя ее "феноменальной", но мне отрадно сознавать, что в литературных произведениях она меня не подводила...
        Еще я объяснила Римме Петровне, что на записи своих литературных композиций у меня не остается времени. Тогда, в середине восьмидесятых, наш отдел в проектном институте был перегружен работой. Вечером -- после 19 часов -- я могла пойти в студию, или на студийские мероприятия, или в театр, или в консерваторию -- по своему выбору. Но это происходило, когда у нас не было срочной работы. Порой для выполнения рабочего плана приходилось задерживаться по вечерам. В выходные, кроме отдыха, были еще и хозяйственные дела, и занятия на фортепиано; иногда и СТУДИЙСКИЕ ВЕЧЕРА... Да, жизнь была интересна, разнообразна, но при этом я едва успевала отдохнуть к следующей трудовой неделе...
        Видимо, Римма Петровна, зная о моей профессии инженера, еще не представляла, где именно я работаю, когда, услышав о моей ЗАНЯТОСТИ, с удивлением воскликнула: "Но ведь ты же НЕ РАБОТАЕШЬ В ПРОЕКТНОМ ИНСТИТУТЕ"?!  И я поразила ее своим ответом, когда с усмешкой подтвердила, что работаю именно там и работу свою нахожу ИНТЕРЕСНОЙ...
        Ее реакция была еще более пылкой: "Но ведь ты же не стоишь за кульманом"?! Мне пришлось вновь ошеломить ее сообщением, что я стою именно за ЧЕРТЕЖНОЙ ДОСКОЙ, и чертить приходится весь рабочий день.
        Ее представления о моей "лени" рассеялись, как дым, и она стала выражать мне пламенное сочувствие за мой "адский" труд.
        Столь же сочувственно она рассказала мне о своей родственнице, которая, как оказалось, была немного моложе меня и делала то же самое в ПРОЕКТНОМ ИНСТИТУТЕ...
        Я, в свою очередь, была немало удивлена, узнав, где работает сама Римма Петровна. Несколько ранее я слышала от нее, что она тоже трудится в проектной организации. Это навело меня на мысль, что она, как и я, имеет ТЕХНИЧЕСКУЮ профессию. Я утвердилась в своем представлении, когда однажды она рассказала, как ей неоднократно приходилось заканчивать срочную работу в последний день перед отпуском, даже если в этот день она собиралась отъезжать на курорт... Мне все это было знакомо, и я, со своей стороны, тоже выразила ей ПОЛНОЕ ПОНИМАНИЕ.
        Но когда на ее сочувственные речи обо мне я заметила: "Ведь вы тоже -- ИНЖЕНЕР?", ее ответ был неожиданным: "Я обслуживаю ПРОЕКТНЫЙ КАБИНЕТ. Но образование у меня -- БИБЛИОТЕЧНОЕ".
        Наконец для меня прояснилась одна из существенных сторон ее жизни.
        Еще как-то раз во время прогулки по Москве она рассказала, что некоторое время подрабатывала экскурсоводом в одном из очень известных центральных кварталов -- кажется, в районе Консерватории и Манежа.
        Так мы постепенно узнавали друг друга.
       
         











        *На снимке: Наталья Шилова и Олег Серафимович Лебедев ведут концертную программу в ДК имени Чкалова (Начало 80-х).