Восьмой калибр

Сергей Балвский
               Дело было в далёком 1970 году. Я учился в институте. Так как с 16 лет я вступил в "ВОЕНОХОТ" (отец был офицером)и охотился с военными, то , чтобы не потерять стаж охотника, охотбилет и  платить взносы, меня поставили на  охотничий учёт в военкомате Ленинградского района г.Риги.
Тогда строгих правил не было, и охотился я даже в пойме реки Лиелупе, в Болдерае , ездил с коллективом в леса.  И вот однажды пригласили поехать на открытие охоты на уток в Латгалию на озеро Лубанас. 
Лубанское озеро (латыш. Lub;ns; до 1920 года рус. Лубань) — озеро, которое расположено в центре низменности на востоке Латвии, самое крупное в Латвии. Это мелкое проточное озеро, в которое впадают реки Резекне, Малта, Малмута и Лисиня, а также несколько ручьев. Из озера вытекает река Айвиексте, которая впадает в Даугаву. В период полноводия занимает площадь около 100 квадратных километров, в сухое время – больше 30 .

 О количестве уток там говорит тот факт, что на открытие туда частенько наведывался сам первый секретарь ЦК компартии Латвии  Восс! Короче , охота – супер! И патронов надо брать не меньше сотни! Ехать надо было около пяти часов до места. Пока ехали, травили байки и слегка «принимали на грудь», не без этого… Рассказывали, что уток там столько, что на взлёте после начала охоты «неба не видно»!  И между делом  сказали, что на этом озере охотится один местный абориген, у которого ружьё восьмого калибра, одностволка с обалденно длинным стволом и с гильзами от немецкой ракетницы. Гильз всего имеет  пару-три штуки, поэтому он ездит на лодке с другом, который ему на месте их заряжает, а  дроби идёт на заряд около 70 граммов и засыпают её рюмкой. Про порох известно мало, но выстрел как у пушки 45 калибра!
         Байки под водочку шли «на ура» и я задремал. Проснулся когда подъезжали к озеру. Оказалось, что надо брать лодку и по каналу плыть в озеро километра три по протокам, так как его приспустили и мелко, да ещё против течения.
 Как добирался, не буду, но то, что по протоке плыл, цепляя вёслами за берега, а местами и волоком тащил лодку, можно представить! Охота – пуще неволи!
Прибыл часа в три дня, залез в камыши, поставил шест вертикально, чтобы не пристрелили. Глубина кругом  небольшая, можно ходить в длинных сапогах.. Уток не очень много, но летают, зато «попов» (лысух) - море!
            Открытие в шестнадцать ноль ноль, но началось минут за двадцать до срока.
Кто - то не выдержал и «треснул», ближе к берегу. Ощущение было такое как при грозе: вдали зарокотало, гром стал приближаться,  и загремело всё озеро. Пальба не прекращалось минут двадцать, и только потом стала  редеть.
Утки носились как угорелые, я успел «раздуть» весь патронташ, но упали только три. Много уток сбилось в стаи и кружило высоко, метров на сто – сто двадцать.
 Пока искал уток, притихло. Нашёл две, забрался в лодку, встал на сиденье, чтобы видеть лучше. Горячка прошла, расслабился и в этот момент сзади, недалеко, что то «рвануло»! Бабахнуло так, что я пытаясь инстинктивно пригнуться,  - улетел в воду!
Первая мысль была, что кто - то попал в старый снаряд, стреляя в камыши и тот сдетонировал.
                В подростковом возрасте мы с друзьями, живя в Приекуле, что в «Курземском котле» находилось во время войны, баловались подрывом снарядов и мин, коих было там несчетно, так как Приекуле переходило из рук в руки 15 раз!  Мы их подрывали путём нагрева на костре.
         Так вот это было похоже на взрыв...
Это был тот самый латгалец со своей «пушкой», и понял я это тогда, когда как горох с неба стали падать подстреленные утки!               
Выбрался из воды и огляделся. На длинной лодке сидели двое и маленькая собачка. На корме мужик пыжевал заряд, запихивая газету в гильзу, второй держал «пушку» невероятной длины и оглядывал небеса. Послав собачку в воду, он принимал от неё добычу. Она принесла девять штук! Это с одного выстрела!

           В дальнейшем я больше наблюдал за ними.. Они проплыли метров 50, и снова он послал собачку, и она опять принесла что то. На носу лодки увеличивалась куча уток… Мужик не стрелял, он собирал то, что напортили и не нашли другие. При мне он пальнул ещё раз. Стрелял только по стае, причём на высоте не меньше 90 -100 метров и опять высыпалось около десяти штук из стаи! Грохот катился над озером как от грома. Пыж из газеты я потом нашёл – целая страница! Вот это да!!!
          Я расстрелял штук 60 патронов и добыл всего пять уток. Утки летали высоко и мой 12 калибр их не доставал.   Мокрый, но довольный возвращался на базу, ведь я видел воочию бой восьмого калибра!