Один день из памяти. Всюду жизнь

Антонина Нечехова
На странице представлен снимок картины Н.А.Ярошенко "Всюду жизнь"


На широком больничном окне  колышется штора цвета мясных помоев. Рядом, на койке, старая бабка – уж помирать – кряхтит и постанывает во сне. Жёлтая, растянутая кожа,  пустой рыбьей, требухой свисает с рук.  У стенки, ещё один «божий одуванчик» - в чём душа? Дожить бы до таких лет…А хорошо ли это? Третий час к ряду, копошится в многочисленных целлофановых пакетах – рассматривает лекарства, перебирает тряпицы, звенит склянками…

Нина.
Напротив меня, Нина. Ниночка…Миниатюрная  женщина. Не поворачивается язык назвать её бубушкой. Маленький, взъерошенный воробышек с удивлёнными карими глазами. Весом 37 кг, росточком 120 см. Худенькие, исковерканные ножки в коричневых рейтузах, тонкие руки упираются о костыли. Инвалид детства. Во время бомбёжки, коляска перевернулась и накрыла маленькую Ниночку, тем самым повредив позвоночник. 6 лет была прикована к постели, пока не сделали операцию. Только видно на роду у неё написано, проблемы с перемещением на собственных ногах. Одна нога, осталась короче другой и во время проведения операции по вытяжению, женщине вывихнули бедро. С тех пор костыли стали её неизменными спутниками.

 Я смотрюсь в зеркало - выщипываю лишние волоски у бровей, наношу крем..

Нина  внимательно смотрит на меня, потом берёт своё круглое зеркальце и начинает рассматривать себя…

- Какая я старая стала…

- А сколько вам?

- Моложе Маши – 72. Таня, какая я старая. Думала, что моё лицо, как твоё…А тут посмотрела на тебя, на себя… Вся морщинистая, обрюзшая…А внутри…

- Внутри человек не меняется?

- Нет, совсем не меняется. С удивлением думаю, почему на меня не обращают внимания мужчины, а потом вспоминаю - Я БАБКА!!! Как грустно, Таня. Я хотела бы быть, такой как ты.

Баба Маша.
- Ангел мой ложись со мной. А ты сатана отойди от меня, от моей двери , от моей постели. Во имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь.

Красивая старушка, 86 лет от роду, с молодыми, синими глазами. Готовится ко сну и этими словами завершает вечернее молитвенное правило, которое произносит перед маленькой иконкой  Божьей матери «Семистрельная» (от злых сердец), установленной на больничной тумбочке.

 Дисциплинирована - всем бы! Строгому соблюдению диеты, позавидует любая модель или актриса, да и простая женщина, мечущаяся в  вечном «что бы такого съесть, чтобы похудеть?»

- Баба, Маш, хурму хочешь?

- Нет, дочка, она больна сладкая, а ну  - ка , сахар поднимется? 

- Баба Маша, булочку будешь?

- Спасибо, дочька… Нет. Да что же разъедаться? Лежу много, сало нарастёт, тяжело мне будет. Глянь, коленка то, и так, ноет и ноет.

Бабушка почти глухая, всё приходится  кричать или произносить, наклоняясь к самому  уху. Иногда, когда я начинаю что то рассказывать, она берёт свою трость, подходит вплотную  – близко, близко – заглядывает в лицо, смотрит на мои губы и шевелит своими  - считывает. Если повествовании смешное, заливается задорным смехом. Да и сама не прочь пошутить:

- Послушай, послушай! Внучка приходит из садика и рассказывает -  мол, во время тихого часа к их воспитательнице ещё две пришли. В гости, стало быть. Пили чай, с пирожными, смеялись, а потом поднялись и стали потягиваться  – «Мудикаба! Мудикаба!»  Мы со снохой, не поймём, что за слово такое диковинное?

Говорим ей, «Ань, а ну - ка, покажи ещё раз» Внучка то, поднимается, закидывает ручонки за голову и говорит: «Вот так, бубуль – «Мудика-а –а -ба!»»Тут мы смеяться принялись, догадались, чего воспитательницы хотели – «Мужика бы!!!»

Бабулька, смеётся, хлопает себя по коленкам, большими, натруженными ладонями. Тяжёлая у неё жизнь была. И война на её голову. Голод, разруха, искалеченный муж. А на старости лет, непутёвый, единственный  сын, который страдал алкоголизмом и нещадно бил свою мать. А она, не озлобилась, не растеряла оптимизма и задора…Как болит её душа, можно понять только по голосу, которым она утром и вечером, долго-долго, повторяет одну и ту же молитву:

- Господи, помилуй раба твоего Владимира, прости пригрешения его…Не ведал, что творил… Господи, помилуй раба твоего Владимира, прости пригрешения его…Не ведал, что творил… Господи, помилуй раба твоего Владимира, прости пригрешения его…Не ведал, что творил… Господи, помилуй раба твоего Владимира, прости пригрешения его…Не ведал, что творил…