Как учить детей мудрости?

Галина Шкавронская
Здравствуй, дорогой мой человек!
Из писем молодых читательниц, в которых они просят совета по разным поводам, прослеживается некоторая общая закономерность: неумение объективно разобраться в житейской ситуации, неспособность выработать какую-то стратегию и тактику в отношениях с близким человеком, неумение оценить свою роль в этих отношениях, я бы даже сказала – неумение мыслить на житейскую тему. Жизнь предоставляет нам множество примеров, подтверждающих неприспособленность многих молодых людей к реальной жизни. «Нет опыта», - скажешь ты. Но я могу рассказать тебе много реальных ситуаций, в которых люди, обжегшись не раз, так и не научились извлекать опыт из своих ошибок. Это и дает повод задуматься, почему наши дети, повзрослев, не готовы брать на себя ответственность, не только за других – членов их будущей семьи, например, но -
 даже за себя? Что-то важное мы упускаем в воспитании. Что же именно?
Нынешние заботливые родители стремятся дать детям лучшее образование, выбирая лучшие по рейтингу школы и ВУЗы, нагружают жизнь ребенка сверх меры, дабы вырастить из него «человека новой формации», шагающего в ногу с веком! Это все, конечно, хорошо, но сейчас мы, дорогой читатель, размышляем с тобой об ином: как подготовить детей к жизни в обществе, как ладить с другими людьми, как строить отношения в своей будущей семье?
Известно, что свою семью человек строит по «образу и подобию» семьи родительской. Но как мало он, будучи ребенком, проводит времени в общении с родителями! Да и общение сводится, как правило, к разговору об уроках, успеваемости, дисциплине... Ни на что другое не остается ни времени, ни сил – как у родителей, так и у детей. А где же разговоры « за жизнь», не навязчивые и специально-воспитательные, а - обсуждение каких-то интересующих в данный момент тем, событий за день, причем не только происшедших с ребенком, но и с родителями? Где совместный анализ какой-то ситуации, случившейся, может, не с вами и не с вашим ребенком, а с кем-то из общих знакомых? Ведь нам надо научить детей думать, искать выход из разных жизненных проблем. Только поверив в свои силы, они не будут бояться жизни!
Особый разговор – о дочерях, в недалеком будущем – хранительницах семейного очага! Ведь не напрасно Бог дал женщине столько прекрасных качеств, важнейшим из которых является мудрость! А вот - умению дочери быть мудрой, чтобы спокойно и справедливо разобраться в любых межчеловеческих отношениях, и, в первую очередь, в отношениях с близкими, должна бы учить мать. Каким образом?
Во-первых, надо научить ребенка слышать то, что говорят родители, ведь наши дети настолько привыкли к бесконечным нотациям, поучениям взрослых, что ничего другого от нас уже не ждут, защищая себя, они перестают нас слышать! Если ничего вовремя не предпринять, то контакт с ребенком будет утерян навсегда, а значит, ребенок будет общаться с кем угодно, и любой посторонний ему станет авторитетней, чем родители. Если вы, разговаривая с ребенком, замечаете его нетерпение: «Когда уже все это закончится?!», вам пора отставлять все свои важнейшие дела и сосредоточить свое основное внимание на вашем ребенке. Начните интересоваться его делами, рассказывайте ему о своем детстве, как вы решали тогда свои проблемы во взаимоотношениях с друзьями, взрослыми, учителями, что вам удалось хорошо, а на чем вы «набили шишки», какой урок вы извлекли из этого, о чем сожалеете. Одной подобной беседой не обойтись, они должны стать обычными, хотя и необязательно долгими. Чтобы ребенок раскрылся перед вами, он должен вам поверить, он должен убедиться из ваших рассказов, что вы такой же человек, как и он, что у вас тоже были, и бывают сейчас, проблемы, что вы не «святой», но вы более опытный, оказывается! И ваш опыт может ему пригодиться! Вот теперь он будет заинтересованно слушать вас, задавать вам вопросы, советоваться с вами. Цените эту хрупкую душевную связь! Будьте максимально тактичны, чтобы стать незаменимым взрослым другом. Дайте понять вашему ребенку, что и его совет или взгляд на какую-то вашу проблему вас интересует, делитесь с подрастающим ребенком, по возможности, своими делами. Не бойтесь при ребенке-подростке обсудить чьи-то семейные ситуации, при этом, высказывая ваш взгляд, как правильно надо было бы поступить участникам обсуждаемых ситуаций, чаще спрашивайте у ребенка: «А ты как думаешь?». Научите ребенка анализировать поведение других, выявляя различные стороны характера, определять, что в другом человеке ему нравится, а что – нет. Научите подростка правильно понимать мысли и поведение близких людей. В этом очень помогает такой метод: нужно мысленно уметь представить себя на месте этого человека, представить, какие вы будете испытывать чувства в ситуациях, в которые попадает этот другой человек. И вам станет понятно очень многое, уже совершенное им, или то, как этот человек отреагирует на вашу, например, фразу, которую вы собрались ему сказать, или на какой-то поступок. Этот метод почти всегда убережет вас от опрометчивых шагов в отношении других людей! Так научите этому и своих детей. В таких семейных, спонтанно возникающих, обсуждениях человек привыкает к анализу всего происходящего в межчеловеческих отношениях, при этом «мотая себе на ус» чужой опыт, и такой человек едва ли «дважды наступит на одни и те же грабли». Не бойтесь признаваться своему сыну, или дочери, с сожалением, в своих ошибках, разбирая их с точки зрения, как надо было поступить. Если вашей жизни произошел развод, не валите всю вину на бывшего супруга, лучше поразмыслите с ребенком, что в своем поведении вы бы изменили, если бы пришлось прожить отрезок совместной жизни заново. Семейная жизнь – это особая сфера взаимоотношений, и мы должны готовить своих взрослеющих детей к личной ответственности за близких. Надо бы учить их чувству долга, верности, порядочности, сопереживанию... Но это – в идеале. Ведь мы сами далеко не идеальны. Но все, что в нас есть хорошего, мы обязаны вложить в наших детей, а они – в своих! Только тогда каждое следующее поколение не будет «топтаться на месте», а, учитывая опыт предыдущих, не повторит их ошибок, стремясь сделать будущее лучше. Научить человека мыслить – вот результат труда любого мудрого учителя в любой науке, в том числе, и в науке под названием ЖИЗНЬ. Всего тебе самого доброго!