Записки Прогдиггера 37 Женский вокал в роке

Андрей Фко
Вообще-то, рок-музыка – это мужское дело, но, если честно, я очень люблю женский вокал. Есть в нем что-то особенное, изысканное и страстное одновременно, чего начисто лишен даже самый выразительный мужской голос. Женщины делают рок как-то по-особенному, с надрывом, с обнажением чувств и бросая вызов всем и вся. Может поэтому настоящие звезды женского рока горели ослепительно ярко, но сгорали безумно быстро?

На мой взгляд, история женского рок-вокала начинается с Джоан Баэз. Я не большой поклонник (а точнее, вообще не поклонник) ее творчества, но, как и в случае с Диланом, считаю глупым отрицать ее значение и влияние на всю историю рока. Баэз смогла стать символом Америки, распевая своим чистым глубоким голосом однообразно-фолковые песни с политическим подтекстом.

Потом появились сразу две сверхновые – Грэй Слик (Jefferson Airplane) и Дженис Джоплин. Вот они и создали стандарт женского рок-вокала, подняв планку на такую высоту, до которой до сих пор почти никому не удалось дотянуться.

Дженис, как уже говорилось, породила море подражателей: почти любая белая певица, пытавшаяся в то время петь блюз, неизменно срывалась на Джоплиновские интонации. В этом смысле, забавно смотрится творческое наследие группы Mama Lion: первый альбом (из двух) записан так, будто это неизданные записи Дженис, а на втором вокалистка Lynn Carey старательно избегает даже намека на подобное сравнение.

Kathi McDonald – еще одна последовательница Джоплин, которая, по сути, заняла место Дженис в ее бывшей группе Big Brother and the Holding Company.

Среди прочих последователей Дженис, наиболее достойны упоминания группа Stone The Crows и ее вокалистка - Maggie Bell, которую называли "британским ответом Дженис" и "шотландской Дженис Джоплин". Группа, действительно, достойная и интересная, хотя и не добившаяся широкого признания. Мегги Белл до сих пор выступает и считается весьма авторитетной фигурой в блюз-роковых кругах.

У меня с этой группой связана еще одна интересная история. Лет шесть-семь назад в России стал популярен британский писатель Иэн Бэнкс, автор фантастических и мистических романов. Среди прочего, в народ пошел его абсолютно нетипичный, реалистичный роман "Улица Отчаяния" – история бас-гитариста выдуманной группы Frozen Gold. Я только начал читать этот роман, а уже знал, о какой группе эта якобы полностью выдуманная история. Совпадало все: начиная от места действия (Глазго), времени (1969), набора песен для первого альбома (включая кавер на Битлов) и заканчивая трагической развязкой (смерть гитариста). А уж о ритмике (если не созвучии) имен и названий и говорить не приходится: прочтите быстро Stone the crows и Frozen Gold – ясно, что второе калька с первого. Поэтому мне всегда было странно, что никто этого не заметил. В англоязычной Вики в качестве прототипов называют Pink Floyd (ну, это вообще абсурд – ни блюза, ни женского вокала!) и Fleetwood Mac, а сам Бэнкс, якобы, намекал на Фиша, вокалиста Marillion. Довольно странно, особенно если сравнить имя главного героя романа Weird с именем бас-гитариста Stone the Crows - James Dewar: имя персонажа – это анаграмма фамилии басиста, с точностью до одной буквы!

 Потом пришла мода на хард-рок, и появились не только тяжелые группы с женским вокалом (вроде знаменитых Heart), но и первые чисто женские хард-группы – например, Funny, которых Дэвид Боуи назвал "самой важной группой своего времени".

Еще один образец чисто женской команды – знаменитые The Runaways, давшие миру бескомпромиссный подростковый хард-рок и будущих звезд металла и мейнстрима – Дженни Джет и Литу Форд. Кстати, в 2010 году был снят довольно неплохой фильм об истории группы.

И последняя дама, о которой хотелось бы упомянуть, это W.O.W., или Wendy O. Williams – самая известная панк-певица, лидер группы Plasmatics. Эта мужественная леди предпочитала выступать в чем мать родила или, в крайнем случае, в садо-мазо бикини из черной кожи, любила рубить аппаратуру топорами и пилить бензопилами, крушить на сцене телевизоры и автомобили, а также исполнять смертельные трюки во время съемок клипов. При всем при этом, она не раз называлась в качестве топпера в списках лучших вокалисток, и даже была номинирована на Грэмми.