Немного сведений об истории создания музыки

Ирина Некрасова
Сейчас ни у кого уже не возникает сомнения в том, что мир, в котором мы живем, был создан богом или, как его называют некоторые ученые мужи, а также наши знаменитые и всем  известные знатоки в передаче «Что? Где? Когда?» - Всемирным Разумом.

Утром я услышала звуки музыки, которые всколыхнули во мне  всю мою суть или сущность, как вам будет ближе и понятней. Это была не просто музыка, а песня, исполняемая под ее аккомпанемент. Певец – тоже знаком мне.   Один человек научил меня тому, что способностей может быть несколько (это я знала и раньше), но он на своем примере показал, что их все одновременно нужно развивать. Может быть какие-то больше, другие – меньше, но пользоваться нужно всем тем, что тебе дано.

Музыка и пение – это не просто звуковые волны, окутывающие тебя, словно каким-то невидимым покрывалом, состоящим из тонкого эфирного вещества. Материи тончайшей настолько, что не каждый способен уловить ее суть и значение. Вернее, не всякую музыку может понять каждый ее слушатель.  А еще точнее - каждая музыка рождена для своего слушателя и сама находит путь к его сердцу.

Скорее всего, музыка – третья по счету ценность, созданная создателем после того, как он сотворил Адама и Еву (не считая, конечно, вздорной и своенравной  эгоистки Лилит). Представим себе тот первозданный райский сад, или Эдем, как его еще называют, наполненный ароматами, источаемыми, скорее всего, тропическими роскошными растениями зелени разных оттенков и украшенный цветами разнообразнейших форм и цветовых гамм. И, если мы немножко пофантазируем, то поймем, что  в том райском саду наверняка играла тихая ненавязчивая музыка, ласкающая слух, не имеющая ничего общего с музыкой джазовой или типа «Тяжелый металл», или чего-то вроде того.  А, напротив, это было что-то живо напоминающее игру на флейте, свирели или арфе, а возможно, на скрипке. Если бы мы сравнили музыку эту с живописью, то у нас получилась бы нежная акварель. 

Под эту тихую ласкающую слух и навевающую мечты и грезы музыку не удивительно вовсе, что наши первые герои - Адам и произведение искусства,  которое вышло таким удачным из-под стека величайшего из скульпторов мироздания красавица Ева, затерялись в один прекрасный день в благоухающем цветущем саду.  Там они проводили время вместе с птицами, имеющими каждая неповторимой расцветки оперенье и вокал, красочными бабочками. А, возможно, там присутствовали хорошенькие животные вроде кошечек и комнатных собачек (без этих прелестных пушистых или просто мохнатых существ невозможно представить никакой совершенной организации, хотя, ни в каких первоисточниках ранее изданных, об этом никогда не упоминалось).

Туда же, в этот прекрасный сад, проник коварный и обладающий искусством перевоплощения и искушения житель современных террариумов, а именно - Змий - искуситель.  После довольно недолгого, но практического размышления, мы, впрочем, решили, что Змий вовсе и  не был змием, а был на самом деле самой настоящей Змеей. Скорее всего, это была какая-нибудь рептилия из рода удавов либо анаконд или же простая гюрза. Но, вне всякого сомнения, это была барышня этого вида пресмыкающихся. К такому мнению мы пришли,  исходя из того, что ни один мужчина не смог бы провести такую удачную операцию по переселению жителей райского уголка на нашу очень красивую, голубую, если смотреть на нее из космоса, планету Земля. Планету,  безусловно, прекрасную,  но грешную, исходя из наклонностей ее обитателей.  Хотя, нужно отметить, что и сама  наша планета тоже не всегда является примером  гостеприимной хозяйки, имеющей ангельский характер, потому что, подчас награждает своих домочадцев разнообразнейшим перечнем не заказанных  ими услуг, к тому же,  с предоставлением их в кредит.

Только две женщины могли, встретившись, повернуть историю развития мира вспять или вперед или вправо или влево, короче говоря – перевернуть все вверх тормашками.  Наверное, именно так попали наши два главных героя, а вернее - герой и  героиня всей этой божественной комедии на землю.  Впрочем, как показала история и вся эволюция, происшедшая впоследствии на земле, никто из  двух упавших внезапно на землю не пожалел об этом прыжке без  парашюта. Напротив, самонадеянный Адам и его живое ребро под романтичным и милым именем Ева, очень обрадовались свободе, которая буквально свалилась на них. И, с которой, кстати, надо сказать, они практически сначала не знали, что делать, но со временем вполне освоились.

Последовательницы и дальние  родственницы нашей прекрасной первой женщины даже стали бороться за личную свободу и  самостоятельность, а также независимость, в том числе и от мужчин.  Это движение впоследствии получило название феминизм. Впрочем, даже самые закоренелые феминистки вполне благосклонно относятся к мужчинам и даже позволяют им жениться на себе. Иногда они применяют известную всем уловку. А именно,  прикрываясь приверженностью феминизму, тем ловчее охмуряют представителя сильной половины нашего общества, усыпляя его бдительность разговорами о своем стремлении к тотальной свободе (что ему очень нравится), незаметно накидывая на шею силок,  небольшой изящного вида аркан или лассо на объект, который можно назвать счастливчиком и жертвой одновременно.

После переселения на планету Земля,  как и все остальное, музыку нашим бывшим небожителям пришлось придумывать самим. Музыкальные инструменты – тоже. Конечно,  кое-что из райской музыки, исполняемой на небе хором ангелов, Адам и Ева еще помнили из своей  юности.  Они исполняли ее своим детям в перерыве между охотой, сражениями с врагами, будь то дикие звери, либо конкуренты по оружию, или природой, не всегда радовавшей их своим нежным и покладистым нравом, поисками в лесах кореньев, съедобных ягод, грибов, в огородах - овощей и фруктов. Кроме всего прочего, приходилось заниматься воспитанием детей, а также их детей. Местами было и не до музыки совсем. Особенно, после того, как неизвестно откуда взялись на планете такие грандиозные гады, как динозавры, cтегaцефалы, бронтозавры и плезиозавры – на суше,  прочие  птеродактили летающие в небе, а  ихтиозавры – в синих морях и океанах. Скорее всего, все эти твари – потомки той Змеи – удава, гюрзы или анаконды, которая уговорила нашу сладкую парочку отведать райского наливного яблочка.

Кстати, истории с подобными яблочками, то есть «с подвохом», позже неоднократно упоминались в устном народном и литературном творчестве. Вспомним классику: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина,  «Белоснежка и семь гномов» - сказка братьев Гримм или Шарля Перро, точно не помню, кого именно. В этих произведениях литературной классики фигурируют наливные яблочки с красными боками, слегка приправленные ядом от «доброжелательниц», которые по праву являются правопреемницами нашей первозмейки. Итак, дарительницами подобных угощений всегда являлись женщины – как правило, мачехи, скорее всего происшедшие от вышеназванной Лилит - этого неудачного первого опыта изготовления подруги для Адама нашим создателем.

Хуже всего было то, что у нашей парочки совсем не было музыкальных инструментов. Никаких! Совсем! Представьте себе – никаких концертов, никаких танцев в свободное от работы и дел, а также войн время. Занятия лямуром-тужуром, конечно, хорошо, но хочется ведь и какой-нибудь культурной жизни! Даже рисование настенных панно, изображавших охотников на мамонтов и более мелких представителей современной им фауны на стенах пещеры терракотовыми, белыми и черными маркерами-грифелями, не доставляли ни Адаму, ни Еве такого удовольствия, как музыкальные занятия и упражнения. По большому счету музыка – это единственное, о чем они действительно скучали после своего переселения вместе со всеми своими грехами на землю. Поэтому, сначала приходилось напевать ранее услышанные мелодии из далекого такого родного хрустально рассыпавшегося для них рая. В результате упражнений в пении голоса их постепенно разрабатывались, в них уже слышна была и сила, и мелодичность, и даже чувственность.  И это доставляло им массу удовольствия.

А вот с инструментами было действительно туговато, чтобы не сказать – совсем плохо. Пришлось изготавливать их самим. Ева взяла на себя такие, которые должны были в наше время исполнять классическую музыку. Это были разнообразные свистульки, свирели, изготовленные на основе веточек и сучков, сухих полых косточек, из которых впоследствии получился даже такой совершеннейший и божественный духовой инструмент, как орган. А также  струнные инструменты, изготовляемые на какой-нибудь древесной основе с закрепленными на ней жилами мелких животных,  обработанные специальным путем прутья и скелеты крупных древних рыб, например семейства кистеперых, с большим количеством разнокалиберных щелкающих косточек (это был прообраз современных кастаньет).
 
Адам же изготовлял инструменты, которые бы не только услаждали слух, но также могли бы служить в случае необходимости для проведения психологической атаки при коллективной охоте на мамонта - это были разнообразные ударные инструменты – их так и назвали ударными или попросту ударниками, как и сейчас. Врагам тоже доставалось страху, когда ударники, изготовленные из костей различных животных, которые оставались после многочисленных трапез, начинали внезапно, например, из засады, отбивать чечетку и создавали такой треск, что слышать их всем, кроме изготовителей инструментов, а также самих музыкантов без паники было просто невозможно, такая эта была какофония. Все эти инструменты впоследствии породили джазовую музыку и музыку в стиле блюз, а затем – и различные разновидности рок-музыки.
 
До сих пор сохранилось довольно живое сходство у современных рокеров с предшественниками – музыкантами времен палеолита и неолита.  Обратите внимание на их прически, которых временами словно никогда не касалась рука цирюльника, настолько естественны укладки; костюмы, словно сшитые из добротных звериных шкур доисторических животных. Нам нравятся наши современные певцы всех музыкальных направлений, но рокерам нужно отдать должное даже в части их приверженности манере держаться традиций древних охотников на сцене. Порой напористость, громогласные вскрики, оглашающие наши концертные залы, а также резкие воинственные движения с внезапными резкими выпадами вперед перед собой или в стороны, напоминают нам охоту наших далеких пра-пра-пра………- пращуров.
 
А музыка и пение, а также танцы  в стиле «тропикано»  и  «латино» – это, безусловно, творческая разработка женской половины общества с ее вечным желанием покрутить бедрами, как будто женщина – есть не что иное,  как только что пойманная сетями рыбака русалка. Неистово бьется она в его руках  или в рыбацком неводе  и  крутит во все стороны своим чешуйчатым длинным хвостом, разбрызгивая вокруг себя мелкие брызги воды, пытаясь освободиться из плена.  Она задействует все свои силы. И в движении ее гибких, слегка оливковых русалочьих выразительных рук, ясно угадывается желание схватиться за какой-нибудь  куст или дерево типа ивы, и вырваться из крепких рук рыбака. Русалки  делают все это очень энергично. Хотя не совсем понятно, хочет ли наша принцесса подводного царства на самом деле вырваться из этого плена или нет. Просто-напросто, решать этот важный вопрос у русалки нет времени. Слишком быстрый темп у этой темпераментной мелодии.

 Уже гораздо позднее  на нашей родной колыбели-земле появились люди, поющие постоянно, для которых пение, игра на разнообразных инструментах, превратилась из хобби в настоящее призвание, которому они уже  не изменяли никогда или в очень редких случаях. И это независимо от того,  были ли они свободными бродячими музыкантами  или   придворными певцами  или же  простыми циркачами.

Так,  по  нашим догадкам и соображениям,  создавались первые образцы древнейшей музыки.  Уже позже  последовало сочинение так любимых нами баллад, воспевающих любовь, мужество и благородство героев прошлых времен.  А также исполнение страстных испанских серенад, которые звучали под балконами любимых девушек и женщин, нежных сонетов, посвященных любимым, торжественных кантат, написанных для исполнения хором большими музыкальными коллективами, гениальных оперных арий, разнообразных фуг, божественных месс  и тому подобных произведений  музыкальной классики. 
 
Если же у вас  возникают какие-то сомнения насчет правильности того научного подхода, который мы использовали в наших изысканиях, то мы просто умываем руки – в конце концов, каждый из нас по любому вопросу может иметь свое собственное мнение. И вы, в свою очередь,  можете  выдвинуть свою собственную гипотезу по этому вопросу.  Если, конечно, он вас  заинтересовал так же, как нас.


Адам и Ева после изгнания из Рая. Средневековая немецкая миниатюра. Интернет.