Воспоминания о чтице. Фрагмент 2

Наталья Шилова
      

                Ч Е М  М Ы  Х У Ж Е  Д Р У Г И Х ? !


        ...Проходили месяцы, годы, а мечты о раскрытии своих сценических способностей в ЛЮБИМОМ РЕПЕРТУАРЕ так и оставались мечтами.
        Я по-прежнему раз или два в неделю ходила на занятия (по большей части слушая ЧУЖИЕ РЕПЕТИЦИИ), беседовала с участниками и гостями нашей студии, делилась впечатлениями от читаемых мною литературных произведений, иногда вовлекала окружающих в литературно-театральные диспуты. Этот процесс ОБЩЕНИЯ на предмет моих личных пристрастий в искусстве САМ ПО СЕБЕ ДОСТАВЛЯЛ МНЕ УДОВОЛЬСТВИЕ: в студии собирались люди ВЫСОКОГО ИНТЕЛЛЕКТА, увлекающиеся, как и я, художественной литературой, и мне приятно было ощутить, что меня слушают со вниманием, что мне удалось ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ кого-то определенной книгой или оперой. Но этих РАЗГОВОРОВ, конечно, было недостаточно -- ведь студия предназначалась для того, чтобы ее участники ИМЕЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫСТУПАТЬ хотя бы на КЛУБНОЙ сцене... А выступали в основном ОДНИ И ТЕ ЖЕ ЛИЦА. И, естественно, у немногих остальных возникал мысленный вопрос: "Чем же я хуже других?!".
        Постепенно я научилась относиться СПОКОЙНО к существующему положению, утешаясь тем, что основным делом моей жизни все-таки была РАБОТА ПО ИЗБРАННОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, а моих любимых книг и опер у меня ВСЕ РАВНО НИКТО НЕ ОТНИМЕТ, и моя любимая поэтическая классика В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ОСТАНЕТСЯ СО МНОЙ на всю жизнь; и я все равно, как только предоставлялась возможность, продолжала с упоением ДЕКЛАМИРОВАТЬ СТРОКИ ВЕЛИКИХ ПОЭТОВ, проверенные веками -- одна или, реже -- по чьей-нибудь просьбе в компании. Этого было достаточно для МОРАЛЬНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ. Обиды забывались.
        Намного более драматично воспринимала подобное отношение Римма Петровна. Но, в отличие от меня, она действовала более решительно. Если я в тот период объяснялась с  нашим руководителем лишь ПРОЗРАЧНЫМИ НАМЕКАМИ, то она прямо заявила в разговоре со вторым педагогом -- помощницей Олега Серафимовича: "Мне НАДОЕЛО ЛЮБОВАТЬСЯ УСПЕХАМИ ДРУГИХ"! И не напрасно она дала понять, что, как и другие студийцы, заслуживает внимания: в тот же вечер они с помощницей режиссера (актрисой СВЕТЛАНОЙ КОТИКОВОЙ*) стали обдумывать предстоящую сольную программу.
        Она добилась возможности представлять в студии свой ЛИЧНЫЙ репертуар. Я в числе других студийцев слушала ее композиции по произведениям Ахматовой, по стихам Есенина. Это были ее любимые поэты начала XX века. Она часто обращалась к ним, и неудивительно, что аудитория чувствовала то удовольствие, с которым она читала этих поэтов на сцене, хотя о МАНЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ отдельных стихотворений можно было спорить... Во всяком случае мне, как зрителю, было интересно**.
        А однажды мне довелось слушать ее композицию по произведениям Ильфа и Петрова. Это ее выступление понравилось всему нашему обществу. И руководитель по достоинству оценил ее искусство, но высказал ПРОТИВОРЕЧИВОЕ пожелание: "Римма Петровна, осваивайте то, что дал вам Бог, ИМЕННО -- ЮМОР"! Это предложение ограничить свой чтецкий репертуар рамками ЮМОРА -- ПУСТЬ ДАЖЕ ВЫСОКОГО, ИЗЯЩНОГО -- на уровне Ильфа и Петрова, Зощенко и других подобных классиков -- было ОГОРЧИТЕЛЬНО для Риммы Петровны с ее поэтической тонкостью... И в дальнейшем она продолжала исполнять на сцене своих любимых АХМАТОВУ и ЕСЕНИНА -- в общих концертных программах.




        *Об этой актрисе (ныне покойной) я потом прочитала большую статью в газете "МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ".
        **На снимке: участницы театра-студии "Звучащая книга" (слева направо): Надежда Блинова; Наталья Шилова; фотограф студии.