Песня вод глава 16

Юлия Грушевская
                Глава 16

     Отец Рокастер перекрестился и глубоко вздохнул. Услышанная им новость весьма опечалила его, но он ничего не сказал.
     - Вот видите, святой отец, - улыбнулся Уильям Тачерс, одним махом опустошив бокал с вином. – Тот, кто встает на моем пути, непременно падает. Рано или поздно.
     - В случае с Робертом Лестоном, скорее поздно, - ровно заметил священник. – Я слышал, ваши разногласия начались задолго до этого путешествия.
     Цыган недовольно скривил лицо.
     - Да, вы правы. Он был крепким орешком. Но я раскусил и его, а, раскусив, уничтожил.
     Рокастер лишь в молитвенном жесте сложил руки на груди.
     - Совершенный вами грех омрачает мне душу. Ваша душа и так запятнана грехами. Покайтесь, сын мой. Я готов выслушать вашу исповедь.
     Тачерс тихо рассмеялся.
     - Боюсь, уже слишком поздно для этого, - пожал он плечами. – К тому же, моя душа настолько черна, а грехов, свершенных мною, такое великое множество, что у нас просто не хватит времени для всего.
     - Исповедь должна исходить из сердца, а не из ваших практических соображений, - строго ответил святой отец, присев на стул напротив своего собеседника с таким выражением, словно вынашивал на плечах все людские грехи. – Только тот, кто преклонит колени перед Святой Церковью и будет умолять о прощении, заслужит это прощение.
     - То есть, другими словами, мне нужно преклонить колени перед вами? – Тачерс расплылся в довольной улыбке. – Я понимаю, к чему вы клоните. Однако, святой отец, мои грехи не касаются ни Церкви, ни вас. Я убил своего врага – мне этого достаточно, чтоб почувствовать отпущение. Отпущение схваткой.
     - Мне страшно слушать ваши речи, - закачал головой священник. – Вы пребываете в великом заблуждении.
     - Пусть будет так, - не стал продолжать спор Тачерс, поскольку у него было слишком хорошее настроение для этого. Закончив свой завтрак, он промокнул губы салфеткой, потом осушил очередной бокал. Отец Рокастер проследил за его последний действием с явным неодобрением.
     Тачерс снова улыбнулся.
     - Вы, я вижу, не одобряете и мой образ жизни?
     - Не суди, да не судим будешь, - нравоучительно произнес святой отец, поднимаясь и отворачиваясь к окну, словно там происходило нечто невероятное.
     - Избавьте меня от этого, - закатил глаза Цыган. – Пока мы путешествуем вместе, по крайней мере. Единственное, чего я не пойму, святой отец, так это то, зачем вам, духовному лицу, оставлять ваш приход и уезжать в неизвестные места, словно какой-то авантюрист в поисках сокровищ? Не кажется ли вам, что это скорее присуще нам, простым смертным, жаждущим власти и богатства? Неужели и вы преследуете те же цели?
     Отец Рокастер, по-прежнему глядя в окно, медленно, с расстановкой ответил:
     - Я не жажду ни того, ни другого. Я уже говорил вам, в чем цель моей поездки.
     - Да, да, - отмахнулся Тачерс. – Что-то там насчет несчастных и больных…
     - Я хочу искоренить зло, - продолжал священник. – Прикоснуться к великому божьему чуду и рассказать о нем людям.
     - Что ж, весьма интересно, - Тачерс встал из-за стола и крикнул слугу, приказав убрать столовые приборы. Когда он распрямился во весь рост, отцу Рокастеру на миг почудилось, будто комната стала значительно меньше.
     - Теперь, когда Лестон мертв, будет намного легче развязать старому Джеку язык, - удовлетворительно произнес Цыган. – Разумеется, нужно схватить его, но это не представляется мне сложным. Без Лестона они остались беспомощны. Я уже послал людей найти их в городе.
     Священник лишь молча кивнул.  Он ещё несколько минут глядел на улицу, потом развернулся и вышел из комнаты, оставив Тачерса одного. Последний насмешливо подумал, что этот молчаливый господин в рясе самый странный из всех, кого ему приходилось видеть. Пусть Рокастер убеждает себя в том, что ищет Источник ради благих целей. Сам Тачерс был глубоко убежден, что сокровища ищут только ради самих себя.


      Тот памятный день отец Рокастер запомнил очень хорошо. На воскресной проповеди он рассказывал своим прихожанам о необходимости чтить Святую Церковь, поскольку Она открывает путь к Господу. Всех грешников, говорил он, ждут адские мучения, но Церковь и её священнослужители всегда готовы выслушать исповедь своих детей. Он говорил много и с убеждением. Говорил долго, вглядываясь в лица своих прихожан и пытаясь внушить им страх не только перед адскими мучениями, но и перед теми неблагочестивыми мыслями, которые приходят им в голову.
     «Вспомните, - сказал он. – Вспомните, что Господь изгнал Адама и Еву из Рая, потому что, вкусив запретный плод, Ева противопоставила себя Слову Божьему. Церковь несет Слово Господа. Не забывайте об этом!»
     На самой дальней скамеечке святой отец внезапно заметил новое лицо. Какой-то старик с бородой и в грязных лохмотьях слушал его, и лицо старика было преисполнено недоверием и каким-то страхом. Пока священник говорил, старик часто оглядывался по сторонам и щурил глаза с подозрением. Некоторое время наблюдая за новым лицом, Рокастер вскоре снова обратил внимание на своих прихожан и позабыл о старике.
     Этот день был долог и наполнен заботами. Святой отец выслушал исповеди своих прихожан, отпустил им грехи, потом занялся делами своего прихода. Его церковь нуждалась в ремонте, нужно было починить крышу, так что ему пришлось проверять расходные книги в течение нескольких часов, следить за работой мастеров, а потом он закрылся в своей келье, чтобы предаться молитвам. Молился он долго. К тому времени, как он прервал свою молитву, в церкви не осталось никого, мастера ушли, а монахи разбрелись по своим кельям.
     От молитвы отца Рокастера оторвал какой-то странный шум. Он вышел из кельи и пошел узнать, в чем дело.
     У святого алтаря он увидел того самого старика, что присутствовал на утренней проповеди. Возмущенный таким вторжением, священник воскликнул:
     - Убирайся, подлый вор! Зачем ты проник сюда? Чтобы ограбить Дом Божий?
     Старик фыркнул.
     - Я пришел сюда исповедаться, святой отец, - пробурчал он, сжимая в руках свою рваную шляпу. – Если я это сделаю, Бог простит мне мои прежние грехи?
     - Да. Господь милостив.
     - И благословит меня?
     - Если ты жаждешь благословения, Он подарит тебе это, - святой отец выпрямился, чтобы казаться более внушительным. На лицо его легло привычное выражение строгой снисходительности. – Так ты пришел за исповедью?
     Некоторое время старик поглядывал то на священный образ, то на духовное лицо, то и вовсе на пол, словно раздумывая, как ему поступить. Потом кивнул.
     - Да. Я пришел за искуплением.
     - Тогда пойдем, сын мой.
     Как оказалось, старику было в чем раскаиваться. Правда, у святого отца возникло ощущение, что старик многое умалчивает и что он пришел сюда с какой-то другой целью.
     - Я отпускаю тебе твои грехи, - величественно произнес священник, когда его странный прихожанин закончил. – Есть ещё что-нибудь,  о чем ты хочешь рассказать?
     Старик долго молчал. Потом, наконец, ответил тихо:
     - Да, святой отец. Я пришел сюда и за благословением.
     - Но что ты собираешься совершить, сын мой?
     Прежде чем ответить, старик много мялся, подбирая слова. В исповедальне святой отец не мог разглядеть его лица, но догадывался, что тот раздумывает, взвешивает все «за» и «против». Наконец, старик все-таки сумел членораздельно пояснить:
     - Хорошо, я расскажу вам. Вы ведь священник, значит, сохраните мою тайну. Скажите, святой отец, возможны ли чудеса на этом свете?
    - Конечно, сын мой, - спокойно проговорил Рокастер. – Если они сотворены Богом.
    - А если в глубинах земли есть золото, а в морях и океанах рыба, то можно ли это считать Божьим чудом?
     - Все вокруг нас Его чудо, - наставительно отозвался священник. – Кроме зла и тьмы.  Там господствует дьявол.
    - Я знаю, где можно найти бесценное сокровище, - вдруг сказал старик взволнованно. – Самое удивительное из чудес.
     Отец Рокастер почувствовал слабое удивление.
     - Деньги не есть главное в жизни, - промолвил он, поправив на груди свой золотой крест.
     На эти слова старик тихо рассмеялся.
     - Да, вы правы. Есть кое-что подороже. И я знаю, где искать это.
     - О чем ты, сын мой?
     - Я знаю, где искать Источник живой воды. Воды, исцеляющей любые болезни, дарующей тебе бессмертие, неуязвимость. Эта вода может творить чудеса. Слепому она исцелит глаза, хромому, такому, как мне, даст новые ноги. Найти её сложно, но возможно.
     - Ты безумен, сын мой, - мягко возразил отец Рокастер. – Тобой завладел Дьявол.
     - О нет, отец! – с великим торжеством в голосе проговорил старик. – О нет! Вода эта течет в глубинах земли, а значит, её сотворил сам Бог! Он спрятал воду в пещерах, чтобы я нашел её! Дайте же мне ваше благословение, отец! Я собираюсь отыскать это чудо и испить воду!
     - Но, сын мой, - растерялся тот. – Как же ты можешь верить в такую сказку? Уж не бес ли сманивает тебя?
     - Нет! Не бес и не дьявол! – забормотал шепотом старик. – Я докажу вам это.
     И тогда старик рассказал об удивительном случае, приключившимся с ним. Будто бы он встретил недавно человека, которого много лет назад, ещё в пору своей юности, видел умирающим. Невероятно!
     - Ты заблуждаешься, - снисходительно произнес святой отец. – Этот человек был просто сильно похож на того, кого ты видел умирающим.
     - Нет! – резко возразил он. – Я стар, но не глуп и не слеп! Я узнал его! Глаза мои меня не обманули! Да и он тоже узнал меня! Не зря же так испугался. Именно он рассказал мне о чудесном Источнике, о том, где найти Источник. И теперь я отправлюсь туда, чтобы найти воду. Вы даете мне на это свое благословение?
     - Но как же ты отправишься туда, сын мой? – удивился священник. – Ты слаб и стар, твоя нога хромает. У тебя нет для этого средств.
     - Да, я знаю, - согласился тот мрачно. – Но есть один человек, который сможет помочь мне. Он богат. Он непременно захочет отыскать это сокровище. Так вы даете мне свое благословение?
     - Зачем тебе мое благословение, если ты все равно решился? – нахмурил брови отец Рокастер.
     - Я отпустил свои грехи и прошу вашего благословения, - ответил старик. – Тогда я буду уверен, что и Господь Бог поможет мне в этом путешествии.
     - Хорошо, сын мой. Я даю тебе свое благословение, - голос священника стал тих и суров. – Иди же. Но помни, Бог видит все!
     Когда старик уходил, священник проводил его тяжелым угрюмым взглядом. Потом он закрыл ворота церкви и отправился в свою келью, где предался размышлениям.
Услышанное поразило его и взволновало. Он долго не ложился в кровать, пытаясь понять, правду ли сказал старик. Нет, это было невероятным! И, тем не менее, с каждой минутой отца Рокастера все сильнее одолевали сомнения по поводу безумия старого хромого попрошайки. Тот рассказывал свою историю так, словно не выдумал ни слова, словно все было правдой, но если так, выходит, есть на земле нечто, что можно назвать Великим Чудом Господним? Однако почему столь священная тайна открылась какому-то старику? Сам отец Рокастер рьяно служил Церкви уже много лет, почему же не его постигло столь великое откровение?
     И вдруг в душе отца Рокастера поднялась волна беспокойства. Он наконец-то осознал, в чем смысл его жизни. Неспроста из десятка нью-йоркских церквей старик выбрал именно эту! Неспроста поведал эту тайну ему, святому отцу Рокастеру!
     От волнения священник схватился за сердце. Конечно! Господь направил сюда старика именно для того, чтобы тот раскрыл свою тайну ему, своему служителю! Но чего же хочет от него Господь?
     Отец Рокастер вдруг вспомнил, как много он сделал для того, чтобы сейчас служить в этой церкви. В детстве он был непохож на своих ровесников, поскольку всегда ощущал некий особый смысл своего существования. Ещё в ранней юности он осознал, что хочет нести людям Слово Божье. Ради этого он провел несколько лет в монастырской школе, ограничивая себя в пище и других земных удовольствиях, самозабвенно читая священную Библию. Годы его смирения дали свой результат, и он вскоре получил священный сан и теперь мог исповедовать грешников и проповедовать служение Богу. Почему-то он находил в этом особое очарование, он грезил, что это и есть его предназначение. Сам Господь хотел, что Его раб стал служителем Церкви. Но отец Рокастер мечтал не только об этом. Он считал, что люди стали мелочны и малодушны, а в мире слишком много зла, и ему казалось, что он должен исправить это. В его силах, думал он, изменить мир к лучшему.
     Он получил в своё ведомство небольшую церковь. Церковь та была стара и нуждалась в ремонте, никто уже почти не посещал её. Отец Рокастер, воодушевленный идеей не столько проповедовать служение Богу и смирение перед Ним, сколько тем, что теперь на его плечах лежит ответственность за целый приход и прихожан, начал обустраиваться на новом месте. На средства прихожан и свои собственные он отремонтировал здание церкви, придал ей свежий вид и стал там полновластным хозяином. Он стал проповедовать, причем проповедовал так страстно и самозабвенно, что люди потянулись к нему, привлеченные живостью его речи и некой новизной, которую он привносил в уже привычные слова. Отец Рокастер с готовностью принимал в свой приход новых прихожан и пытался привить им чувство смирения перед Господом и Святой Церковью. Ему исповедовались, и он  великодушно давал отпущение, когда считал, что грешник уже искупил свою вину. Иногда он порицал за отсутствие раскаяния, и тогда его прихожане, напуганные его праведным гневом, слушали про то, как именно грешники попадут в ад и как на протяжении веков их будут преследовать мучения. Столь красочные описания внушали прихожанам страх и покорность, они шли к отцу Рокастеру за прощением, и тогда священник снисходительно отпускал им грехи, постоянно повторяя, что заблудшие овцы рано или поздно будут найдены своим пастухом. Он давал благословения, крестил младенцев и соединял любящие сердца в законном браке. Всему этому он придавал такое огромное значение, что прихожане не осмеливались пойти к другому священнику. Те же, кем отец Рокастер был недоволен, заслуживали его порицание, и в следующей же проповеди святой отец непременно упоминал о свершенных грехах, не называя имен, но глядя на грешников столь пристально и гневно, отчего те покрывали пунцовыми пятнами и впредь даже и не помышляли о неблагочестивых поступках, словно сам Господь спустился с небес и пристыдил их. Миролюбивые и настоящие христиане, прихожане даже не полагали, как наслаждается своей службой святой отец. Он повелевал в царстве, где мог наказывать или миловать, наградить презрением любого недостойного или великодушно снизойти до покаявшегося грешника. В своей церкви отец Рокастер был господином, преисполненным великой уверенности в том, что именно этого – покорности и смирения христиан – хочет от него сам Господь Бог.
     Однако ему хотелось большего. Он мечтал получить сан епископа, а потом, быть может, стать и архиепископом.  И он двигался к своей цели, пока не встретил этого загадочного старика, рассказавшего священнику великую тайну. И тогда отец Рокастер все уяснил для себя. Вот чего от него хочет Господь! Если святой отец сумеет найти бесценный источник, сколько благих дел он сможет совершить для этого мира! Грешники со всего мира пойдут к нему, чтобы раскаяться в своих грехах, получить его отпущение, и тогда святой отец великодушно наградит достойных живой водой! Тогда он сможет искоренить зло и насилие, а Церковь вернет былое могущество и, быть может, отцу Рокастеру пожалуют сан архиепископа. Или даже кардинала? Быть может? Нет. Непременно! Отец Рокастер сделает так, чтоб в мире не осталось несчастных, не было страданий. Разумеется, он даст прощение всем тем, кто пойдет за ним. Но разве кто-то не пойдет, покуда у него будет бесценное сокровище Божье?..
     В таких мечтаниях пребывал священник, когда решил, что найдет Источник. Но чтобы совершить такое долгое путешествие до России, ему требовалось много средств. Он мог бы, конечно, рассказать о тайне своему духовному наставнику и Святой Церкви, но тогда будет потеряно слишком много времени. Ведь, как сказал старик Джек, он собирается обратиться за помощью к какому-то человеку. Что ж, отец Рокастер не желал, чтоб обычные грешники первыми  добрались до Живого Источника, потому что тогда они могут использовать эту воду не во благо, а во вред всему человечеству. Отца Рокастера ненадолго посетила мысль, что своими действиями он нарушит тайну священной исповеди, но тут же его посетила другая мысль: что есть эта тайна перед возможностью исцелить весь мир? Сам Господь хочет от него этого!
     И тогда святой отец вспомнил про одного человека, о котором слышал когда-то. Кажется, его звали Уильям Тачерс, и он был одним из самых богатых жителей Нью-Йорка. Правда, священник слышал много нехорошего про этого человека, однако все же направился к нему и встретился с ним. Возможно, где-то в глубине его души зародилось тщеславное желание, чтоб и этот грешник осознал весь ужас свершенных им поступков и вымолил у священника прощение. Однако Уильям Тачерс не помышлял ни о чем подобном. Он выслушал рассказ святого отца со спокойным лицом, и невозможно было понять, то ли он поверил в эту историю, то ли нет. Как бы то ни было, священник был уверен, что такой человек, как Тачерс, непременно заинтересуется таким перспективным предложением.
     И вправду: на следующий день гонец от Тачерса сообщил, что его господин принимает предложение и ждет святого отца у себя. Вскоре они условились, что в путешествие отправятся вместе. Тачерс понесет все расходы на протяжении всего пути, а за это отец Рокастер укажет, где находится Источник. Разумеется, святой отец этого не знал, поскольку старик не раскрыл ему тайны до конца. Однако он опасался, что, расскажи он обо всем Тачерсу, тот непременно  сам найдет Джека и оставит святого отца с носом. Рокастер решил немного преувеличить свое значение в этом путешествии, а самому подослать шпионов следить за стариком, чтоб узнавать, куда следует направляться.
     Увы, ничего не вышло. После гибели Джулиана Ветвуда, которого пытался сманить своей тайной Джек, старику-дураку вздумалось прийти не куда-нибудь, а именно к Тачерсу! Таким образом, торговец узнал, что кто-то ещё знает этот секрет. Не выказав своей заинтересованности, он прогнал Джека. Чуть позже отец Рокастер случайно узнал, что Тачерс намеревается «убрать назойливого старика со своей дороги». Другими словами, подослать своих людей и убить. Вряд ли бы кто-нибудь заметил смерть какого-то нищего.   Тогда отцу Рокастеру пришлось признаться, что только Джек владеет тайной местонахождения Источника. Святой отец сделал это неприятное для него признание со спокойным, каменным лицом и упомянул, что если Тачерс не возьмёт его с собой, он непременно расскажет об Источнике Святой Церкви. Торговцу, ясно дело, этого бы не хотелось. Святой отец не знал, что Тачерс даже подумывал теперь «убрать с дороги» уже бесполезного святошу, однако передумал, решив оставить это до лучших времен. Сам же «святоша», догадываясь о своей «бесполезности», написал письмо, в котором подробно излагал цель своего путешествия и всех участвовавших в нем лиц. Потом передал его одному монаху и пригрозил, что, если до Нью-Йорка дойдут сведения о его внезапной кончине, монах передаст письмо Церкви и тогда Тачерс уже не станет полноправным хозяином Источника, потому что Церковь сделает все возможное, чтоб «найти столь ценный Божий Дар».
     Скрепя зубами, Тачерс взял в путешествие отца Рокастера. Их попытки выкрасть Джека уже в который раз оборачивались неудачей, однако Цыган знал, что это лишь вопрос времени. Для него найти воду означало не только получить бесценный источник власти, но и уничтожить своих врагов, всех до единого.
     Лестон будет только первым.