Алекс Бьёрклунд Погасшее солнце

Алекс Бьёрклунд
                Алекс Бьёрклунд

                «Погасшее солнце»

               
                Действующие лица:

                ПЁТР ИВАНОВИЧ
                ЗИНАИДА ЛЬВОВНА
                АНТОНИНА ПЕТРОВНА
                КЛАВДИЯ
                и другие

               
                1.
               
       Бухгалтерия небольшого предприятия. Справа и слева стоят по два стола, за   
       которыми сидят Зинаида Львовна, Антонина Петровна, Клавдия и Пётр Иванович. Все
       непрерывно печатают на компьютерах, заглядывая в толстые тетради.
 
   КЛАВДИЯ. Общая сумма... пятьдесят восемь тысяч...
   АНТОНИНА ПЕТРОВНА. Пятьдесят восемь... Поняла...
   ЗИНАИДА ЛЬВОВНА. Антонина Львовна, который час?
   АНТОНИНА ПЕТРОВНА. Без пятнадцати пять.
   ЗИНАИДА ЛЬВОВНА. Всё, девочки, заканчиваем! Ой, Пётр Иванович, простите... Просто автоматически сорвалось!
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Да ничего, Зинаида Львовна! Я уже привык.
   ЗИНАИДА ЛЬВОВНА. Скоро мы расправимся... с этим отчётом...
   АНТОНИНА ПЕТРОВНА. Клавдия! Тебя домой подвезти?
   КЛАВДИЯ. Благодарю, благодарю вас, Антонина Львовна! Но сегодня - нет! Мне в другую сторону!
   АНТОНИНА ПЕТРОВНА. В какую другую сторону? А-а-а! Поняла! Сегодня к своему бежишь?
   КЛАВДИЯ. Да, да, да! Бегу, бегу! А что?
   ЗИНАИДА ЛЬВОВНА. Клав! Хоть бы познакомила что ли?
   КЛАВДИЯ. Как-нибудь познакомлю!
   ЗИНАИДА ЛЬВОВНА. Пётр Иванович! Сколько у вас? Мы уже заканчиваем!
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Да-да! Я сейчас...
   АНТОНИНА ПЕТРОВНА. Зин! Ты будешь в магазин заходить?
   ЗИНАИДА ЛЬВОВНА. Пока не знаю. Ну, давай, зайдём...
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Тридцать семь, пятьсот восемьдесят три...
   АНТОНИНА ПЕТРОВНА. А то мой-то явно ничего не купит!
   ЗИНАИДА ЛЬВОВНА. Поторопитесь, Пётр Иванович! Вы нас задерживаете!
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Да, да...
   КЛАВДИЯ. Пётр Иванович, вы что такой грустный сидите? Устали?
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Да нет, ничего... восемьдесят три...
   КЛАВДИЯ. Антонина Петровна, вот Петра Ивановича подвезите!
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Нет, нет, нет! Ну, что вы! Не нужно беспокоиться! Я очень далеко живу! Не нужно... У Антонины Петровны и своих дел хватает!
   АНТОНИНА ПЕТРОВНА. Клавдия! Тебя кто за язык дёргает?
   КЛАВДИЯ. Да я же так... просто! Просто... хорошее настроение!
   АНТОНИНА ПЕТРОВНА. «Просто» она!
   ЗИНАИДА ЛЬВОВНА. Пётр Иванович у нас человек свободный, холостой! Ему спешить некуда! Правильно, Пётр Иванович? Сколько?
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Совершенно верно, Зинаида Львовна! Вы абсолютно правы! Ещё сорок семь, триста двадцать пять...
   КЛАВДИЯ. Вам, наверное, Пётр Иванович, сложно в нашем женском коллективе?
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Да нет... Всё хорошо...
   КЛАВДИЯ. Вы постоянно молчите!
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Да я...
   ЗИНАИДА ЛЬВОВНА. Клавдия! Не мешай Петру Ивановичу, а то собьёшь его... Чего пристала?
   КЛАВДИЯ. А что? Спросить нельзя? Сколько мы работаем вместе, а ничего о Петре Ивановиче не знаем!
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Да мне, собственно...
   АНТОНИНА ПЕТРОВНА. А хотим ли мы знать?
   КЛАВДИЯ. Мне любопытно! Почему вы не женаты, Пётр Иванович? Вы, вроде, ещё не старый? Как вы проводите свободное время? Чем увлекаетесь? Есть ли у вас друзья?
   ЗИНАИДА ЛЬВОВНА. Клава! Перестань! Может Пётр Иванович не хочет рассказывать? Пётр Иванович! Завтра пересчитайте последнюю сумму... Вы где-то ошиблись.
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Не может быть.
   КЛАВДИЯ. Не верим! Каждому человеку есть что рассказать! А Пётр Иванович постоянно молчит...
   АНТОНИНА ПЕТРОВНА. Пётр Иванович молчит? И пусть молчит.
   КЛАВДИЯ. Почему вы, Пётр Иванович, выбрали профессию бухгалтера?
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. А что?
   КЛАВДИЯ. Просто работа бухгалтера... как бы сказать... не совсем мужская, что ли...
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Я даже не знаю, что и сказать...
   КЛАВДИЯ. Скажите хоть что-нибудь!
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Ну... это...
   КЛАВДИЯ. Ну! Ну! Ну!
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Ну... даже не знаю...
   АНТОНИНА ПЕТРОВНА. Вы меня простите, Пётр Иванович... Что вы ведёте себя, прямо как какой-то... тютя-матютя!
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Кто, простите?
   АНТОНИНА ПЕТРОВНА. Да как... не знаю кто... прямо...
   ЗИНАИДА ЛЬВОВНА. Антонина... Перестань...
   АНТОНИНА ПЕТРОВНА. Да нет! Просто… Раз уж пошёл такой разговор... Давно хотела сказать... Не люблю я, просто... Понимаешь, Зинаида? Вот мой муж! Мужик, так мужик! Рост, голос... Как гаркнет! А кулачища? Быка с ног сшибёт! А вы... Займитесь собой, дорогой мой Пётр Иванович! Приведите себя в порядок, что ли... Не знаю... Спортом займитесь, например! Развивайте... эти... как их... мускулы... Может на мужика станете походить! Просто!
   КЛАВДИЯ. Это точно! Займитесь, Пётр Иванович, боксом! Ха-ха-ха!
   ЗИНАИДА ЛЬВОВНА. Оставьте Петра Ивановича в покое! Ему не о мускулах надо думать, а о работе своей...
   КЛАВДИЯ. И приоденьтесь, как-то...
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Даже не знаю, что и сказать...
   АНТОНИНА ПЕТРОВНА. Да уже ничего не говорите! Что вы можете сказать?
   ЗИНАИДА ЛЬВОВНА. Ладно, хватит! Люди разные бывают! Не всем же быть, Антонина, как твой муж? Пётр Иванович, вот такой... Ну и... ладно... Работает и работает себе бухгалтером... Правда же, Пётр Иванович? Завтра придите пораньше и пересчитайте последнюю сумму... Может быть, у Петра Ивановича много друзей и разных увлечений... А люди бывают и молчаливые... Правда, Пётр Иванович? Зато Пётр Иванович не пьёт и не курит! Правда же? Так что...
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Ну... да... Я обязательно всё пересчитаю, Зинаида Львовна!
   ЗИНАИДА ЛЬВОВНА. Да уж пересчитайте, Пётр Иванович! Пересчитайте, дорогой мой... А то нас всех подведёте.
   КЛАВДИЯ. Так всё! Мне пора бежать! А то ещё, не дай Бог, опоздаю!
   АНТОНИНА ПЕТРОВНА. Да и то, правда! Чего мы тут разболтались? В магазин надо! У меня дома мужик некормленый! Зинаида Львовна, идёшь?!
   ЗИНАИДА ЛЬВОВНА. Иду, конечно!
   
           Клавдия, Антонина Петровна и Зинаида Львовна поднимаются со своих мест.

   КЛАВДИЯ. Погода-то какая! Солнышко светит! Ладно, я ушла. Всем пока!
   АНТОНИНА ПЕТРОВНА. Пока, пока!
   ЗИНАИДА ЛЬВОВНА. Счастливо! До завтра!
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. До свидания!

                Клавдия берёт сумку и выходит.

   ЗИНАИДА ЛЬВОВНА. Да и правда, погода... Прямо аж парит!
   АНТОНИНА ПЕТРОВНА. Настоящее лето!
   ЗИНАИДА ЛЬВОВНА. Даже как-то странно! Пётр Иванович... так не забудьте! Вы меня поняли? До завтра!
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Я всё понял! Не переживайте, Зинаида Львовна! Я всё сделаю! До свидания...
   АНТОНИНА ПЕТРОВНА. Вы, надеюсь, не обиделись на меня, Пётр Иванович? Я ведь только правду! Вы меня знаете! Я просто не могу... Ну, вы меня понимаете?
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Да что вы! Я всё отлично понимаю! Всё в порядке... Я вовсе даже не обиделся. На что мне обижаться? Нет... Не обиделся я...
   АНТОНИНА ПЕТРОВНА. Вот и хорошо! Я ведь только правду! Зинаида! Идём или как?
   ЗИНАИДА ЛЬВОВНА. Идём, идём! Пётр Иванович! До завтра!
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Всего хорошего!

               Антонина Петровна и Зинаида Львовна берут свои сумки и выходят.               
               Пётр Иванович встаёт из-за стола и подходит к окну.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Я всё понимаю... Конечно, я понимаю... Действительно... Какая жара.

                2.

       Раннее утро. Яркое солнце пробивается сквозь шторы. На диване спит Пётр Иванович.
       Раздаётся звонок будильника. Пётр Иванович приподнимается и выключает его.
       Смотрит на солнечный луч, играющий на стене. Не спеша встаёт с дивана, надевает
       тапочки и выходит на кухню. Слышны звуки улицы: проезжающие машины,
       щебетание птиц, протяжный вой сирены, обрывки человеческих голосов. Пётр
       Иванович наливает воду в чайник, включает газовую плиту и ставит чайник на огонь.
       Достаёт из холодильника масло, вынимает хлеб из пакета и аккуратно отрезает кусок.
       С трудом отламывает замёрзшее масло и старательно намазывает на хлеб. Затем,
       таким же образом, делает себе второй бутерброд. Чайник на плите начинает протяжно
       свистеть. Пётр Иванович вздрагивает и резко выключает газ. Солнечные лучи
       прыгают по стенам, по потолку, на столе. Пётр Иванович наливает в кружку кипяток,
       бросает туда щепотку заварки, ложку сахара и тщательно размешивает. Помешивая
       чай, смотрит в окно, на яркое солнце, пробивающееся сквозь верхушки деревьев.
       Продолжая смотреть в окно, отпивает из кружки и откусывает бутерброд.
       Некоторое время сидит, ест и смотрит на улицу. Слышны звуки сирены,
       щебетание птиц, обрывки человеческих голосов.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Да, да. Мда...

       Допив чай и съев бутерброды, Пётр Иванович идёт в комнату, достаёт из шкафа
      костюм и начинает одеваться. Одевшись, берёт портфель, выходит в коридор, достаёт
      из внутреннего кармана расчёску и аккуратно причёсывается перед зеркалом.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Угу...

       Затем убирает расческу обратно в карман, поправляет пиджак, отряхивает плечи,
       открывает  входную дверь и выходит из квартиры. Слышны звуки улицы.

                3.

       Пётр Иванович стоит на остановке. Вокруг него сгрудились люди, ожидающие свой
       транспорт. Постоянно движущаяся людская масса, передвигает Петра Ивановича то
       вправо, то влево. Не в состоянии вырваться из неё, Пётр Иванович пропускает свой
       автобус.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Ёлки-иголки...

                Толпа припирает Петра Ивановича спереди и сзади.

   ЖЕНЩИНА. Перестаньте толкаться!
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Я не толкаюсь...
   МУЖЧИНА. Ты что, не можешь стоять спокойно?!
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Я не виноват... это... тут меня...
   МУЖЧИНА. Ты мне ещё погруби!
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Да я не грублю...

      Через некоторое время, вновь подъезжает автобус Петра Ивановича. На этот раз толпа
      поднимает Петра Ивановича и буквально заносит его в автобус. Пётр Иванович, с трудом
      располагается у кабины водителя. Двери закрылись. Автобус трогается с места.

   КОНДУКТОР. Передаём на абонементы!

      Пётр Иванович достает из внутреннего кармана мятую купюру и слегка прикасается к
      плечу впереди стоящей женщины.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Простите! Передайте, пожалуйста, на абонемент.

       Женщина берёт купюру и передаёт её дальше. Народ в салоне толкается и ругается.
       Стоит невыносимая духота. Насквозь мокрый Пётр Иванович вынимает из кармана
       платок и вытирает себе лицо и шею. Солнце припекает всё сильнее.

   ЖЕНЩИНА. Говорят, что такая жара ещё надолго...
   МУЖЧИНА. Всё лето будет жарким!
   ЖЕНЩИНА. Дышать нечем!
   МУЖЧИНА. Народу-то набилось! И толкаются, и толкаются... Да, полегче там...

      Неожиданно автобус резко тормозит и останавливается. Пётр Иванович выглядывает в
      окно. Все машины и люди замерли на своих местах. Ничто не едет, никто не идёт. Пётр
      Иванович оглядывает салон автобуса. Все пассажиры замерли в своих позах. Кто
      разговаривал, стоит с открытым ртом. Кто жестикулировал, так и остался с поднятой
      рукой. Пётр Иванович заглядывает в кабину водителя. Водитель сидит в своей позе,
      глядя перед собой. Воцарилась полнейшая тишина. Всё замерло. Пётр Иванович ещё
      раз выглядывает в окно. Никакого движения. Никаких звуков.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Ничего не понял... Что такое?

             Пётр Иванович слегка прикасается к плечу, впереди стоящей женщины.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Простите... Что такое? Вы меня слышите? Кто-нибудь меня слышит?

                Полная тишина. Никаких звуков. Никакого движения.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Ничего не понял... Что это такое? Да что же это такое?! Кто-нибудь! Эй! Эй! Кто-нибудь! Что случилось?!

        Полная тишина. Никаких звуков. Никакого движения. Всё замерло на своих местах.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Ответьте кто-нибудь! А? Что случилось?! Выпустите меня отсюда!

         Полная тишина. Пётр Иванович с трудом открывает дверь в кабину водителя.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Здравствуйте! Извините, вы меня слышите? Вы меня слышите?! Да что такое?

                Пётр Иванович трогает водителя за руку.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Вы живы? Выпустите меня на волю!

             Водитель сидит неподвижно, глядя перед собой. Пётр Иванович начинает   
             включать и выключать рычаги на панели управления.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Где же тут... двери... Нет, не это... Вот, кажется...

                Сначала открывается задняя дверь, затем передняя.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Наконец-то!

        Пётр Иванович обходит стоящего перед ним мужчину и выходит из автобуса. Выйдя
        из автобуса, Пётр Иванович оглядывается по сторонам. Обхватывает голову обеими
        руками. Вокруг всё замерло. Стоят машины, пешеходы остановились, каждый в своей
        позе. Не слышно ни пения птиц, ни шелеста листьев. Всё живое и неживое замерло.
        Полная и абсолютная тишина. И никакого движения. Пётр Иванович не уверенным
        шагом идёт вперёд.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Господи, Боже правый! Что же это такое? Что же это такое? Эй! Кто-нибудь меня слышит?! Люди! Люди!

                Пётр Иванович подбегает к мужчине, стоящему на тротуаре.
                Трогает его за плечо.
 
    ПЁТР ИВАНОВИЧ. Извините! Вы меня слышите? Вы слышите меня?! Ответьте мне или кивните! Мужчина!

         Пётр Иванович трясёт мужчину за плечо. Мужчина пошатнувшись, вновь замирает в
         своей позе.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Вы живой? Да что же это такое? Вы живой? Почему вы молчите?! Вроде тёплый...

       Пётр Иванович бежит по тротуару, оглядываясь по сторонам. Подбегает к женщине.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Простите, ради Бога! Ответьте, прошу вас! Ответьте мне! Прошу вас!

          Пётр Иванович трогает женщину указательным пальцем. Берёт осторожно её руку и
          сгибает в локте. Женщина замирает с согнутой рукой.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Они меня не слышат... Они меня не слышат! Они не шевелятся. Господи! Господи! Никто меня не слышит! Никто меня не слышит! Никто меня не видит! Эй! Кто-нибудь! Кто-нибудь! Эй! Меня кто-нибудь слышит?! Есть здесь кто-нибудь живой! Люди! Люди!

          Пётр Иванович останавливается и прислушивается. Полная тишина.
          Никаких звуков. Никакого движения.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Не понимаю. Не понимаю. Ничего не понимаю! Господи...

                Вновь оглядывается по сторонам. Щурит глаза, всматриваясь в даль.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Так... ага... так... так... Этого не может быть! Этого не может быть, потому, что этого просто не может быть! Надо что-то делать? Что-то делать... Что-то делать... Что делать?! Не знаю! Я не знаю, что делать! Но я знаю точно, что что-то надо делать. Так... сейчас...сейчас...

                Вновь оглядывается по сторонам.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Угу, так... Ага... ага... Угу... так... угу... сейчас... так...

                Неуверенным шагом идёт вперёд по тротуару.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Надо... идти... Да? Да! Надо идти и... найти кого-нибудь... Кто-то же есть ещё, кроме меня? Где-нибудь... Не знаю... Так... сейчас... Надо успокоиться... Успокоиться. И идти... Прямо. Да! Прямо! Вот я и иду прямо. Вот я иду, иду... Всё по-прежнему. Никто не шевелится... Машины стоят... В них сидят люди... Они не едут... Они замерли... Вот шла женщина. Она тоже остановилась... А вон собака бежала... Она тоже теперь стоит на месте. Все стоят на месте. А я иду! Я иду... Я не остановился и не замер... Я иду... Один. А остальные стоят... Все стоят. Всё стоит. А я иду. Один иду. И никто больше не идёт. Так... угу... и что... И ничего. Ничего! Ничего! Так... спокойно... спокойно... Не может быть... Не может быть... Да, не может быть! Быть такого не может... Вот я и иду! Прямо! Куда? Прямо! Прямо я иду. А куда мне идти? Куда мне идти? Мне же вообще-то на работу надо! Подождите, подождите! На работу... А там что?! Что там?! Если всё остановилось, то и там всё остановилось! То есть... Зинаида Львовна, Антонина Петровна и Клавдия стоят или сидят уже за своими столами и не шевелятся? Да. Так, наверное, оно и есть... То есть, и директор, и вахтёр, и начальник нашего отдела Вениамин Андреевич, все остальные... замерли? Получается так? Получается так. А время? Сколько время-то?!

                Пётр Иванович смотрит на часы.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Половина девятого... То есть через полчаса мне нужно быть на работе... Погодите...

                Пётр Иванович вновь смотрит на часы.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. А часы-то стоят! Точно, стоят. Ещё и часы встали! То есть, сколько сейчас времени, я не знаю...  Я не знаю: сколько сейчас времени! Отлично! Превосходно! Потрясающе! Я не знаю, который час! Великолепно! Просто здорово! Сейчас уже, возможно, без пятнадцати девять! А я ещё здесь! И ничего не едет! Пойду на работу. Опоздаю! Господи, о чём я говорю? О чём я говорю?! Ладно, на работу! Мне надо на работу! Не смотря ни на что, мне надо идти на работу! Пойду, а там посмотрим!

          Пётр Иванович, оглядываясь по сторонам, прибавляет шаг. Вокруг тишина. Никакого
          движения. Солнце светит уже не так ярко.
               

                4.

                Пётр Иванович подходит к офисному зданию.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Никого... Никого! Что же это такое? Что же это такое? Никого нет!

                Утирает неожиданно набежавшие слёзы.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Они вроде есть, но как бы и нет! Все стоят и смотрят... Стоят и смотрят... Как зомби! Только не шевелятся. Не дышат! Но, тёплые... Вроде... Ладно, я уже успокоился. Я выдохнул и успокоился...

            Пётр Иванович открывает дверь и заходит в помещение. Кругом стоят сотрудники
            предприятия, шагавшие на работу.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Здравствуйте... А какой сейчас в этом смысл...

                Пётр Иванович проходит через вахту, где неподвижно сидит охранник.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Здрав... Ладно...

       Пётр Иванович проходит мимо вахты, поднимается на второй этаж и идёт по коридору.
       Подходит к своему кабинету. Дверь слегка приоткрыта. Пётр Иванович осторожно
       заглядывает в кабинет. Зинаида Львовна сидит за своим столом и, приподняв руку
       вверх, на что-то указывает Антонине Петровне. Антонина Петровна слегка
       приподнялась на стуле и, приоткрыв рот, смотрит на Зинаиду Львовну. Клавдия,
       возможно, опоздала. Она стоит посреди кабинета и, разведя руки в стороны,
       выкатив глаза, смотрит на Антонину Петровну. Пётр Иванович заходит в кабинет,
       проходит мимо Клавдии и, осматривая всех, спиной приближается к своему столу. 
       Осторожно садится на стул. Некоторое время сидит неподвижно, глядя на эту немую
       сцену. Тишина. Никакого движения.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Да... вот... Я на работе. Я пришёл на работу. Зинаида Львовна! Я пришёл! Пришёл... И  что... И ничего. Ничего. Что же делать? Что мне делать? Что делать? Не считать же, в самом деле? Как же я теперь? Страшно... Страшно... Теперь мне действительно становится страшно... По-настоящему. Как же это могло случиться? Просто сон какой-то... Ничего не понимаю. Ничего не понимаю... Как мне теперь? Куда? Почему так...

                Пётр Иванович начинает тихо всхлипывать.

 ПЁТР ИВАНОВИЧ. А может... это скоро кончится? Может прямо сейчас кончится? Раз и всё! И все зашевелились! И всё ожило! Раз и всё! Вот сейчас! Вот, сейчас! Вот! Давай! Раз! Ну! Раз! Оп! Давай! Ну, давай же! Ну! Зинаида Львовна! Ну, давайте! Продолжайте! Ну, кричите на Клавдию! Продолжайте! «Вечные твои опоздания, Клавдия!» Так ведь? Ну и давайте! Антонина Петровна! Поддакивайте, Зинаиде Львовне! Поддакивайте ей! Вы же всегда так делаете?! Так продолжайте! Клавдия! А вы что молчите? «Я не виновата. Автобусы редко ходят. Вечные пробки. Больше такого не повторится». Что вы все молчите?! Ну, говорите же! Ну, скажите же хоть что-нибудь! Скажите, хоть что-нибудь...

                Пётр Иванович начинает тихо плакать. Достаёт платок. Вытирает слёзы.
                Громко сморкается.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Простите... Хотя... Какое это теперь имеет значение? Да... Вот так... Значит ничего! Ничего... Ничего! Ладно, я справлюсь. Я должен справиться. В конце концов рано или поздно это всё равно закончится! Конечно, закончится! А как же иначе? И тогда всё будет по-старому! Правда ведь, Зинаида Львовна? Антонина Петровна? Клавдия? По-старому...

            Пётр Иванович замолкает и задумывается, глядя в сторону. Медленно
            поднимается из-за стола и начинает расхаживать по кабинету взад и вперёд.
            Медленно приближается к Антонине Петровне и осторожно трогает её за
            плечо. Полная тишина. Никакого движения.
   
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Простите... меня, конечно... А про что это вы вчера говорили, Антонина Петровна? А? Что-то вроде... про меня? Я вроде как в ваших глазах выгляжу не совсем... мужчиной? Вы про это говорили, не так ли? Любопытно... И что же вам во мне не нравится? Я что же - не мужчина, по-вашему? Так что ли? А?! Выходит, что так! Конечно, я не такой, как ваш муж! Я его видел, не сомневайтесь! Это же, простите меня, не человек, это просто... какое-то... какое-то... животное! Да, животное! Огромный... волосатый... вонючий... Да, вонючий! Я прямо издалека чувствовал, как он воняет! Именно воняет! И, по-вашему, это идеальный мужчина?! Ха! Ха! Ха! Я смеюсь над вами, Антонина Петровна! Мне смешно! Ваш муж просто-напросто грязное, вонючее, примитивное, невежественное животное! А вы ему, кстати, очень подходите! Поздравляю вас, уважаемая моя Антонина Петровна, вы нашли друг друга! Желаю счастья в личной жизни! И, надеюсь, вы не обиделись? Я ведь только правду! Вы же меня знаете, Антонина Петровна!

                Пётр Иванович подходит к Клавдии. Осматривает её с головы до ног.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Слушайте, дорогая Клавочка! Что это вы о себе возомнили? А? Я что-то никак не пойму? Вы что, на самом деле считаете себя красавицей? Серьёзно?! А кто вам такое сказал? Ваш новый ухажёр? Да? Нет, я просто поражён! Это же до какой степени надо быть слепцом, чтобы разглядеть в вас хотя бы намёк на красоту! Где он это увидел?! В каком месте?! Пусть покажет! Хотите знать моё мнение? Я вам скажу! Вы самая страшная женщина, из всех, которых мне когда-либо приходилось видеть в своей жизни! Вы не женщина! Вы... Вы горилла! Именно, горилла! Удивлены?! Но что есть, то есть! С вами может соперничать разве что милейшая наша Антонина Петровна! Вот вам моё мнение! И это честно! Вот!

                Пётр Иванович поворачивается в сторону Зинаиды Львовны.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Зинаида Львовна! Разлюбезная вы моя, Зинаида Львовна! Дорогой вы мой начальник! За что же вы людей-то так не любите? За что вы их так презираете?! Что они вам такого плохого сделали?! Чем так обидели?! Знаете, Зинаида Львовна, что я вам скажу? Для вас люди - мусор! Посчитал я, видите ли, не верно! Может быть, и ошибся! А с кем не бывает? Да вы же по трупам готовы идти, лишь бы сдать свой годовой отчёт! Скажете, не так?! Что, я не прав?! Прав и вы это знаете! Вот. И, в отличие от Клавдии, я никогда не опаздывал на работу! Сегодня, конечно, исключение! Вот, я вам всё и сказал. А теперь, я ухожу! Мне здесь больше нечего делать! Прощайте... коллеги!

           Пётр Иванович выходит за дверь. Через секунду вновь заглядывает в кабинет.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. И кстати, я очень люблю свою работу! Прощайте!

                Пётр Иванович с шумом захлопывает дверь. Полная тишина.               
                Никаких звуков. Никакого движения.

                5.

                Пётр Иванович выходит из здания. Останавливается на пороге.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Ну и что теперь? Куда мне?! Что делать?

                Пётр Иванович медленно бредёт по улице.
                Полная тишина. Вокруг никакого движения.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Какая вокруг ужасная картина. Всё вроде на месте. Все вроде живы... А может уже нет? Надо будет проверить. Эй! Люди! Меня кто-нибудь слышит?!

                Пётр Иванович останавливается и прислушивается. Полная тишина. 

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Не может быть, чтобы везде так было! Где-то должна быть... жизнь! Где-то должно быть всё по-прежнему! Где-то продолжается... Или это только в нашем городе? Или в стране? Или что же, на всём земном шаре?! И я один?! Не-е-ет! Нет, нет, нет! Нет! Ну, нет же! Ну, не может такого быть! Не может! Не может...

           Пётр Иванович начинает всхлипывать. Достаёт платок, вытирает слёзы.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Наказание мне такое, что ли? За что? Что я сделал? Ничего! Ничего плохого я не делал! Не за что меня наказывать! Я тихий, скромный бухгалтер. Я простой бухгалтер! Я за всю свою жизнь мухи не обидел! А тут... такое... Не понимаю. Но я справлюсь. Ничего, я справлюсь! Я буду сильный! И я справлюсь! Ничего! Скоро всё закончится... А пока я буду жить! Просто жить. Да! Вот... просто... буду жить... и... всё... Просто жить.

          Пётр Иванович идёт вперёд, оглядываясь по сторонам. Проходит мимо ресторана.
          Пётр Иванович останавливается. Некоторое время стоит, глядя на вывеску.
 
    ПЁТР ИВАНОВИЧ. А... к примеру... вот... ресторан... Да, ресторан... Это... Есть хочу! Да! Хочу есть... Да, я хочу есть! И я пойду в ресторан. Я ни разу не был в ресторане, за всё свою жизнь. А теперь пойду! Да, я пойду в ресторан! Потому что... я хочу есть! Надо же мне как-то питаться. Не умирать же мне теперь с голода! Я голоден. Я голоден и поэтому пойду в ресторан! И... это... да... деньги-то, деньги-то теперь мне не нужны! Кому вообще теперь нужны деньги?! А никому! Эй! Кому нужны деньги? Тишина? Тишина... И поэтому я иду в ресторан!

          Пётр Иванович заходит в ресторан. Идёт мимо гардероба и заходит в зал.
          За накрытым столом, два ранних посетителя, которые замерли, с вилками в руках.
          Посреди зала стоит официант, с подносом, несущий очередное блюдо. За
          барной стойкой, с бокам и бутылкой, застыл улыбающийся бармен. Около стойки 
          сидит мужчина, который, выпучив глаза, смотрит на полную рюмку в своей руке.
          Пётр Иванович осторожно подходит к официанту. Трогает его пальцем. Никакого
          движения.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Здравствуйте. Я хотел бы поесть... тут... у вас... Вы меня не слышите? Хорошо. Можно мне поесть? Вы не против? Я просто хочу есть. Разумеется, вы не против! Только вот... денег-то у меня почти нет! Ничего? Что? Ну, да и я думаю, что ничего страшного... Вы же меня не слышите и не видите. А деньги вам всё равно теперь не нужны! Что это у вас? Мясо?!

                Пётр Иванович нюхает блюда, стоящие на подносе.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Какой аромат. Ещё свежее. Вы знаете, я ничего подобного раньше не пробовал! Да и где мне было пробовать? Я же бедный бухгалтер. Если бы вы только знали, кто я и сколько у меня денег, вы бы даже на порог меня не пустили! Но вы этого не знаете! И не видите меня! Или видите? Надеюсь, что нет. Поэтому огромное вам спасибо! Я возьму? Ладно? Вы уж меня извините... Спасибо.

           Пётр Иванович берёт поднос из рук официанта. Идёт к одному из столиков,
           садится и начинает с жадностью есть.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Очень вкусно! Безумно вкусно! Просто восхитительно! Никогда не ел ничего подобного! Потрясающе! Как вы это готовите? С чем это? Очень вкусно! Большое спасибо!

                Пётр Иванович быстро всё съедает. 

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Ну вот... Я наелся! Всем спасибо! Я наелся. Я наелся... Что дальше? «Что дальше?». А дальше... Дальше... я хочу выпить. Да, я хочу выпить! Я ведь раньше не пил! Один раз... давным-давно уже! А теперь я выпью!

                Пётр Иванович встаёт из-за стола и подходит к стойке бара.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Добрый день! Я хотел бы выпить. Что вы можете порекомендовать?

                Тишина. Никакого движения. Никаких звуков.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Довольно невежливо с вашей стороны! Могли бы и предложить что-нибудь! Вот вы, мужчина, к примеру, что пьёте?

            Пётр Иванович принюхивается к рюмке мужчины, сидящего возле стойки бара.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Какая гадость! Нет, это я пить не буду! Ну, раз вы ничего не можете предложить, в таком случае я выберу сам. Вы не против? Спасибо...

               Пётр Иванович заходит за барную стойку. Рассматривает стоящие бутылки.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Прямо глаза разбегаются! Даже не знаю, что и выбрать! Я, собственно, не знаток! Возьму вот эту... прямоугольную.

                Пётр Иванович берёт с полки бутылку, выходит из-за стойки бара и садится
                рядом с мужчиной. Открывает бутылку. Наливает себе в рюмку.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Как говорится? За ваше здоровье? Да!

                Пётр Иванович выпивает.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Вот это... да... Уф! М-м-м! Отлично! Просто превосходно. Ничего себе напиточек! Что это? Джин. Ну, джин, так джин! Пусть будет джин! Какая разница?

                Пётр Иванович наливает в рюмку.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Как там говорится? «После первой и второй...». Поехали!

                Пётр Иванович залпом выпивает. Обращается к мужчине.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Ох... хорошо... Хорошо... У-у-у! Меня, кажется, уже повело! Повело меня, повело! Вот и отлично... Скажите, молодой человек! Как вы думаете, это правильно, что все кругом остановились, замерли, так сказать, а я нет?! А? Что всё это значит? Как мне к этому относиться? А? Что, молчите? Так я вам отвечу! Это неправильно! Это ужасно несправедливо! Что я такого сделал? Замирать, так либо всем, либо никому! Правильно я говорю?

          Тишина. Никакого движения. Пётр Иванович наливает себе в рюмку и залпом
          выпивает.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Как мне жить дальше? Что мне теперь делать?

               Пётр Иванович начинает всхлипывать. Достаёт платок, вытирает слёзы.
               Вновь наливает себе и залпом выпивает. Морщится.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Думаете, я разнюнился? Расслюнявился, так сказать? Нет! Я мужчина! Я выдержу этот удар судьбы! Я буду сильным! Я справлюсь! Ну, вам-то этого не понять! Сидите тут, молчите! С места не трогаетесь! А я живи?! Да?! Живи... один?! Так, что ли выходит?! Ну, ничего! Ничего! Всё у меня будет хорошо! Всё будет хорошо!

                Пётр Иванович наливает себе в рюмку.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. А знаете, я даже рад, что вы все замерли. Я даже рад! Теперь я могу жить так, как я хочу! Я могу делать всё, что захочу! И никто меня не остановит! А вы все стойте, сидите и смотрите, как я живу. Смотрите, какой я свободный человек! Да! Я свободен! Я свободен от вас! Я свободен от всего! Я свободен от этого мира! А вы смотрите, и завидуйте мне! Мужик! Да ты не на рюмку свою смотри, а на меня! Да, что с тобой говорить? Ты же всё равно ничего не понимаешь! Потому, что ты никто, а я, свободный человек!

                Пётр Иванович залпом выпивает.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Надоели вы мне все! Я ухожу! А бутылку забираю с собой! И вы мне ничего не сделаете! Потому что я свободен, а вы нет! Вот так! Прощайте! Спасибо за угощение!

          Пётр Иванович встаёт из-за стойки бара, берёт бутылку и, пошатываясь, выходит из
          ресторана.

                6.

          Пётр Иванович, пошатываясь и с бутылкой джина в руках, выходит из ресторана.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Эй, вы! Есть здесь кто-нибудь живой?!

                Полная тишина. Никакого движения. Никаких звуков.
                Пётр Иванович идёт по улице.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Да вас тут целая толпа! Только бесполезная толпа! Вы же не двигаетесь! Куда торопитесь? По делам? На работу? А смысл? Там все такие же, как вы: окаменевшие! Ха-ха-ха! Окаменевшие! Да, это смешно! Берите пример с меня! Я вот никуда не спешу! Мне некуда больше спешить! Я совершенно свободный человек! И я иду туда, куда несут меня ноги! То есть прямо! Прямо, к своей полной и абсолютной свободе и независимости!

                Пётр Иванович останавливается возле витрины с одеждой.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Вы только посмотрите, какой костюм! Я такие только по телевизору видел, на президентах. Наверное, стоит как сто моих зарплат! Нет, не сто - тысяча!

       Пётр Иванович заходит в магазин. Малочисленные посетители замерли возле полок с
       одеждой. Рядом с кассой стоит девушка с открытым кошельком. Кассирша с
       улыбкой на лице замерла, глядя на девушку. Возле одной из посетительниц стоит
       продавец- консультант, с поднятой рукой, указывая, на висящее рядом платье. Пётр
       Иванович подходит к продавцу. Тишина. Никакого движения.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Я хотел бы приобрести... да нет... просто забрать вон тот костюм, который на витрине. У вас есть тут... такой же? А, вон вижу-вижу! И ещё... вон те ботинки! Благодарю вас! А то вы посмотрите на мой костюм! Знаете сколько этому костюму лет? Пятнадцать! Что, не верите?! Совершенно серьёзно! Пятнадцать! Здесь заштопано. Тут зашито. А на рукаве оторвалась пуговица, никак не могу пришить. Так что... вы сами понимаете... Мне просто необходим новый костюм! Да не простой, а именно этот! Про ботинки я вообще уже не говорю! Вы что молчите? Да, что вы можете сказать? Вы же просто-напросто продавец! Вам меня не понять... Огромное вам спасибо за то, что вы так чутко относитесь к покупателям! Премного благодарен.

            Пётр Иванович снимает костюм с вешалки, берёт с полки ботинки и заходит в
            примерочную. 

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Я не буду закрываться! Вы не против? Вам же всё равно? Ну и славно!

                Пётр Иванович ставит бутылку на пол и переодевается в новый костюм.
                Надевает ботинки.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Господи... вы посмотрите... Вы посмотрите, как я хорош. Эй! Посмотрите на меня! Так я ведь, оказывается, ещё ничего! Я же ещё... ух! Опять слёзы наворачиваются... Как всё же одежда способна преобразить человека! Он на самом деле начинает походить на человека! Я похож на человека? Да, я похож на человека! Я - человек! Слышите меня?! Запомните, я человек, а не животное! Ну, вот теперь я готов выйти... в свет! Пусть все смотрят на меня и завидуют!

       Пётр Иванович, слегка покачиваясь, поднимает с пола бутылку и выходит из
       магазина.

                7.

     Пётр Иванович выходит из магазина. Он в шикарном костюме и с бутылкой джина в
     руке. Делает большой глоток из бутылки. Полная тишина. Никаких звуков. Никакого
     движения. Пётр Иванович идёт вперёд по тротуару.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Эй, на меня кто-нибудь смотрит? Люди! Посмотрите на меня! Нет? Не хотите? Зря! Жаль, что вы меня не видите. Если бы вы меня увидели, вы бы сразу поняли, кто перед вами! А перед вами - человек! Новый человек! Преображённый, так сказать! Новоиспечённый, если хотите! Но вы, к сожалению, слепцы! И мне жаль вас! Вы - жалкие манекены на моём празднике жизни! Ну и стойте себе, сколько в вас влезет! А я иду вперёд! Вперёд, к новой светлой жизни!

         Пётр Иванович проходит мимо большого чёрного «Мерседеса», за рулём которого
         неподвижно сидит девушка с белыми волосами. Пётр Иванович останавливается и
         некоторое время стоит неподвижно, глядя то на автомобиль, то на девушку. Делает
         глоток из бутылки.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Добрый день! Хорошая машина. Ваша? Или подарок? Подарок от богатого дяди? Да? Нет? Ну это, собственно, не важно... Ах, да! Позвольте мне представиться? Меня зовут Пётр Иванович! А вас? Ольга? Настя? Маша? Глаша? Мне почему-то кажется, что вас зовут... Миранда! Да, именно, Миранда! Не знаю почему! Может быть из-за ваших шикарных волос? Вы похожи на прекрасную принцессу! А я похож на прекрасного принца! Да! В этом костюме и с бутылкой джина в руках я похож на прекрасного принца! Кстати, не хотите сделать глоточек? Хороший напиток... А, понимаю! Вы же за рулём! Но у меня такое ощущение, что вы уже никуда не спешите? Правда же? Тогда, если вы позволите, я присяду к вам? Не возражаете? Мне ни разу в жизни не приходилось сидеть в такой потрясающей машине!

       Пётр Иванович обходит автомобиль, открывает дверь и садится рядом с девушкой.
       Тишина. Никакого движения.
   
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Вот и я! Потрясающе! Так удобно! Удивительно мягкое кресло! Что это, натуральная кожа? Ну, конечно, как я мог сомневаться! Сколько тут разных приборов... Как вы этим всем управляете? Я бы не смог! Обязательно бы запутался!

                Тишина. Никаких звуков. Никакого движения.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. А чем, позвольте узнать, вы занимаетесь? Не говорите, я сам угадаю! Вы - актриса? Нет-нет! Вы - манекенщица. Точно, вы манекенщица! Вы выглядите просто потрясающе! Вам очень идёт это платье! Шикарное платье! Дорогое? У вас отличный вкус! Взгляните на мой костюм. Нравится? Ещё бы! Самый дорогой костюм во всём этом городе! Не верите? Верите? Посмотрите, какой материал! Потрогайте!

             Пётр Иванович берёт руку девушки и кладёт себе на ногу. Медленно водит ею
             по брюкам.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Чувствуете? Потрясающе, правда? Простите... Что вы делаете? А ну-ка перестаньте немедленно! Не трогайте мою ногу! Нет, не надо её гладить... А вы, я смотрю, заводная девушка! Что вы делаете? Прекратите сейчас же!

                Пётр Иванович продолжает водить рукой девушки по своей ноге.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Перестаньте! Что вы делаете? Вдруг нас кто-нибудь увидит? Как «что?» Неудобно, как-то... Нет, нет! Только не туда! Не трогайте меня... там... Перестаньте! Не заводите меня! Я вас предупреждаю, я очень горячий мужчина! Не верите? Что? Вам нравятся такие как я? То есть я вам нравлюсь? Ну, ещё бы! А что вам во мне особенно нравится? Мои волосы? Мои глаза? Мой мужественный подбородок? Да, подбородок у меня на самом деле очень мужественный! Я многим нравлюсь... Но я очень разборчив... Вы меня понимаете? Девушки меня просто преследуют! Но я разборчив... Что? Я возбуждаю вас? Завожу, так сказать? Даже не знаю, что и сказать... Хотя почему не знаю? Знаю! Мне постоянно это говорят! Я даже несколько устал от этого. Это порой бывает очень утомительно. Ну, а если честно, то вы мне тоже нравитесь... Да, вы мне очень нравитесь! Не ожидали такого? Я вас понимаю! Что? Прямо здесь, сейчас?! Вы с ума сошли! Нас могут увидеть! Вам плевать на это? Да, не ожидал такого поворота! А вы смелая девушка! Что? Куда? На заднее сидение! Но мы должны узнать друг друга получше... Мы же совершенно с вами не знакомы... Я хотел бы вам рассказать про себя... Про свою жизнь... А хотя знаете... это лишнее... Вы правы! Мне тоже плевать! И пускай смотрят! Это даже хорошо! Пусть все видят! Чихать я на них хотел!

          Пётр Иванович перелезает на заднее сидение. Затем берёт под руки девушку,
          перетаскивает её к себе и усаживает на сиденье.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Миранда! Ты удивительная девушка! Я никогда не встречал таких, как ты! У тебя удивительные глаза! У тебя потрясающие волосы! А какие у тебя чувственные губы... Похоже... я влюбился... Я люблю тебя! Я люблю тебя, Миранда! Я полюбил тебя, как только увидел... Давай никогда не будем расставаться? Что? Ты тоже меня полюбила с первого взгляда? О, Миранда! Я тебя обожаю!

          Пётр Иванович срывает с девушки платье и кидает его на переднее сиденье.
          Снимает пиджак. Расстёгивает свои брюки.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Как это прекрасно! Любовь – самое чистое и светлое чувство!

                8.

                Пётр Иванович выходит из автомобиля, поправляя на себе костюм.
                Вокруг полная тишина. Никакого движения.
 
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Эй, вы! Отомрите! Вы взгляните на меня! Не желаете? Я что же, по-вашему, не достаточно хорош, чтобы на меня смотреть? Неужели я, по-вашему, не хорош?! Неужели я, по-вашему, не мужчина?! А? Я - настоящий мужчина! Я что, плохо выгляжу? Может быть я не красив? Что молчите? А? А... думайте, что хотите! Меня ваше мнение не интересует! Да я лучше вас всех вместе взятых! Посмотрите на меня! Не хотите? Ну и чёрт с вами! Главное, что я сам знаю, кто я такой! А вы продолжайте стоять и смотреть в одну точку!

         Пётр Иванович идёт вперёд. Идёт быстрым шагом. Рядом мелькают пешеходы, дома,
         деревья, собаки и кошки. Тишина. Никакого движения. Пётр Иванович проходит мимо
         многоэтажного здания.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Постойте, постойте... Что это у нас здесь такое? «ТВ. Восьмой канал». СМИ. Средства массовой информации! Ну так это же замечательно! Это то, что мне как раз и нужно! Прошу! Прошу-прошу! Проходите! Не стесняйтесь!

        Пётр Иванович заходит в здание. Проходит охрану. Идёт по длинным коридорам,
        заглядывая в комнаты.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Всем привет!

         Пётр Иванович попадает в павильон, где проходила съёмка передачи. За столом сидит
         ведущий с открытым ртом. Операторы направили на него свои камеры. Несколько
         человек стоят за камерами с бумагами в руках. Все смотрят на ведущего. Павильон ярко
         освещён софитами. Пётр Иванович проходит к неподвижно сидящему в кресле
         ведущему. Передвигает его вместе с креслом в сторону и садится на пустое кресло,
         стоящее рядом.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Подвиньтесь! Так... Меня хорошо видно? Я в кадре? Да? Отлично! Итак... Всем, кто находится в павильоне! Полная тишина! Стоим молча! Никакого движения! Эфир через несколько секунд! Внимание! Пять, четыре, три, два, один... поехали! Добрый день, дорогие друзья! Дамы и господа! У нас в эфире передача «Люди нашей эпохи» Сегодня у нас в гостях замечательный, не побоюсь этого слова, выдающийся человек. Он известен всем и каждому. Это его портреты вы можете увидеть в любом журнале. Это его голос мы слышим по радио. Это его мы имеем счастье видеть каждый день с экранов наших телевизоров. Надеюсь, что вы уже догадались, о ком идёт речь? И вы совершенно правы! Сегодня у нас в гостях... Пётр Иванович! Огромное вам спасибо, уважаемый Пётр Иванович, что согласились придти сегодня к нам в гости! Ну, что вы! Это огромная честь для меня. Спасибо, что пригласили. К нам на передачу приходят сотни тысяч писем... И во всех одна и та же просьба: рассказать о жизни и судьбе, выдающегося человека нашей эпохи, Петре Ивановиче. Наконец, Пётр Иванович у нас в гостях... И первый вопрос, который часто задают наши телезрители: как вы смогли достичь всего, чего вы достигли? Есть ли рецепт счастья и благополучия? Ну... это с одной стороны, очень простой вопрос, а с другой, очень сложный... Как я достиг всего... Во-первых, труд! Нужно трудиться, не покладая рук! Я, сколько себя помню, всегда работал! Работал и днём, и ночью! И самое главное, работал честно! Было трудно. Порой невыносимо! Но я не останавливался на достигнутом, а продолжал двигаться к своей цели! И вот результат! Я счастливый и благополучный человек! Посмотрите на меня! Я могу позволить себе многое! Практически всё! Я свободен! Но свобода приходит не просто... Для этого нужно победить самого страшного врага - самого себя! А это архитрудная задача! Но если вам это удаётся, вы почувствуете, как ветер свободы дует вам в лицо! Это непередаваемое ощущение! Ну и, конечно, чуточку везения! Без везения никуда! Спасибо, дорогой Пётр Иванович... Ещё один вопрос, который чаще других встречается в письмах наших телезрителей... несколько меркантильный вопрос... Ничего, задавайте! Я уже привык... По результатам, которые провели независимые экономические эксперты, вы на сегодняшний день являетесь самым богатым человеком на планете... Да, это так... Ваше состояние оценивается... что-то около... триллиона? Да, совершенно верно! Но это не предел! Я не собираюсь останавливаться на достигнутом... И в будущем году собираюсь удвоить эту сумму! А чем вы ещё владеете? Честно говоря, я уже сбился со счёта... Ну, у меня несколько десятков личных самолётов... Несколько яхт... Под моим контролем находится вся нефтеперерабатывающая промышленность... Несколько газопроводов... Ну, про заводы и фабрики я уже не стану говорить... сейчас даже и не вспомню... Это можно будет выяснить у моего управляющего... Ещё у меня несколько островов... газеты, телевизионные каналы... Ну, итд, итп... Вообщем, на хлеб с маслом хватает! Ха-ха-ха! Да, не сомневаюсь! И последний вопрос... Где вы взяли такой костюм? Да тут, за углом! Спасибо вам, дорогой вы наш Пётр Иванович! Спасибо, что пришли. Вам спасибо! Зовите ещё! Поговорим подробнее! Обязательно! На прощание позвольте автограф! Ну, разумеется!

                Пётр Иванович берёт со стола ручку и расписывается на бумаге.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Огромное вам спасибо! Всего вам доброго, дорогой Пётр Иванович. До свидания. А я напоминаю, что у нас в гостях был самый выдающийся человек нашей эпохи - Пётр Иванович. До новых встреч в эфире...

             Пётр Иванович резким движением смахивает всё со стола. На пол летит ноутбук,
             листки бумаги, ручки.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Придурки...

             Встаёт и выходит из павильона. Быстро идёт по коридорам и выходит на улицу.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Воздуха!

                9.

        Пётр Иванович идёт по главному городскому проспекту, обходя прохожих, которые
        замерли в движении. Осматривается по сторонам. Никакого движения. Полная тишина.
 
    ПЁТР ИВАНОВИЧ. А вот и центр! Вот где бурлит настоящая жизнь! Вот где истинное лицо этого города! Я уже лет... пять, здесь не был. Да, пять! Как тут всё изменилось! Какие дома! Вы только посмотрите! Торговые центры, банки... салоны красоты! Это же что-то невероятное! Это же просто роскошно! Это же...  Сразу видно, где-то здесь живут люди, которые правят этим городом! Здесь они вершат судьбами этих несчастных... Вот взгляните направо! Что это? «Центральный городской банк». Обратите внимание, какой он огромный! Вы можете себе представить, сколько там денег? Нет! Вы не можете себе этого представить! И это их деньги! Это деньги тех, кто владеет этим городом! Все! Все!

           Пётр Иванович делает глоток из бутылки и заходит в здание банка. Проходит мимо
           многочисленной охраны.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Как служба, ребята? Надеюсь, никаких происшествий? Ну и славно!

         Пётр Иванович заходит в огромный зал. Несколько человек замерли в очереди в
         кассу. Многочисленные сотрудники - посреди зала, шли по своим делам. Охранники
         с серьёзными лицами вглядываются в лица посетителей. Мужчины в костюмах,
         с портфелями в руках стоят с открытыми ртами возле касс с бумагами в руках.
         Кассирши с равнодушным взглядом глядят перед собой. Пётр
         Иванович делает глоток из бутылки. Никакого движения. Полная тишина.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Всем здравствуйте! Я представлюсь! Меня зовут Пётр Иванович! И знаете, кто я? Я являюсь новым владельцем «Центрального городского банка»! Вы, вероятно, удивлены: как это мол, Пётр Иванович, и вдруг владелец самого большого банка в городе? Я вам всё объясню! Дело в том, что прежние хозяева банка погрязли в воровстве и коррупции! И вышестоящими органами было принято решение сменить руководство банка! На эту ответственную должность был назначен... я! А больше некому! Только я в состоянии справиться со сложнейшей банковской структурой! Только я в состоянии сделать новые финансовые вливания в этот город! Только я в состоянии вывести этот город из того плачевного кризиса, в который его ввергли бывшие хозяева! При моём чутком руководстве всё будет иначе! Я подниму этот город из руин! Я наведу здесь порядок! Я покончу с хаосом  и анархией! Я подниму этот город на новый уровень благосостояния! Я верну жителям этого прекрасного города уверенность в завтрашнем дне! Клянусь, что отныне все вместе и каждый в отдельности будут счастливы! Не верите?! Я вам докажу! И прямо сейчас!

              Пётр Иванович перелезает к кассиршам и, открывая кассовые аппараты один за   
              одним, вынимает оттуда купюры, и начинает заталкивать их себе в карманы.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Простите девушки, но это не ваши деньги! Они мои! Надеюсь, никаких возражений?

            Набив полные карманы и держа связанные пачки денег в руках, Пётр Иванович с
            трудом перелезает обратно.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Это, конечно, немного... Но я ещё вернусь... попозже! А теперь позвольте откланяться! Всем спасибо за внимание! Работайте, не отвлекайтесь! Работайте на благо этого города! У вас очень ответственная работа! Поверьте мне! Уж я-то знаю.

                Пётр Иванович выходит из банка.

                10.

        Пётр Иванович выходит из банка и идёт, не спеша, по центральному проспекту.
        Абсолютная тишина. Никакого движения.
   
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Люди! Эй, вы! Слышите меня?! А вот и я! Это я, ваш освободитель! Это я, ваш благодетель! Люди! Я пришёл, чтобы дать вам свободу! Свободу и независимость! Люди! Вы будете счастливы! Все, поголовно! Я вам обещаю! Это говорю вам я, Пётр Иванович! Новый владелец «Центрального городского банка»! Люди! Посмотрите на меня! Я принёс вам избавление!

       Пётр Иванович разрывает пачки денег и начинает их разбрасывать в разные стороны.
       Потом вынимает из карманов купюры и кидает их в воздух.
   
   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Налетай, народ! Вот! Тут всем хватит! А если не хватит, я ещё принесу! У меня теперь их много! Очень много! Берите, наслаждайтесь! Жизнь коротка! А что вы видели?! Ничего! Вы не представляете себе, что такое жизнь! Вы её никогда не пробовали! Поэтому берите эти деньги! Эту бумагу! И спешите жить! Спешите жить!

                Полная тишина. Никаких звуков. Никакого движения.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Ну, что вы стоите?! Что замерли, как вкопанные?! Берите деньги! Берите их! Что молчите? Почему безмолвствуете? Что глаза выпучили? Не ожидали?! Что молчите? Боитесь?! Не привыкли? Я для кого тут стараюсь? Для себя что ли?! Расслабьтесь и наслаждайтесь жизнью!

                Тишина. Никакого движения.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Эх вы, трусы! Посмотрите на себя! Вы же жалкие трусы! Пресмыкающиеся! И правильно, зачем вам деньги? Вы всё равно не знаете, что с ними делать! А я знаю! Потому что я - свободный человек! Я свободен! Да ну вас, к чертям собачим! Рабы! Нам с вами не о чем говорить! И вообще, моё место не с вами! Что у нас может быть общего?! Ничего! У меня дел по горло! Мне пора! Прощайте, жалкие ничтожные людишки!

    Пётр Иванович идёт вперёд. Идёт, не оглядываясь по сторонам. Делает глоток из бутылки.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Эй, вы! Пропустите меня! Не стойте на дороге! Вы что не видите, кто идёт?! Расступитесь, уроды! Дегенераты! Эй, ты! Чего встал?! Отойди в сторону!

                Пётр Иванович толкает прохожего. Прохожий падает на землю.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Вот твоё место! Рождённый ползать, летать не может! Лежи и не вставай! Что за народ? Что за люди? Это же не люди! Это какое-то... какое-то... быдло! Точно! Просто быдло, а не люди! Дорогу! Ублюдки...

                Пётр Иванович проходит мимо городской мэрии.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Что это? Городская мэрия? Наконец-то! Вот где мне следует находиться! А не среди вас! Жалкая чернь! Прощайте! Нас больше ничего не связывает! Стойте и не шевелитесь! Замрите! А мне пора!

               Пётр Иванович заходит в городскую мэрию. Проходит мимо охраны.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Где тут мой кабинет? А то, что-то я запамятовал! А! Неважно! Сам найду! От вас всё равно никакого толку! Что за работнички? Ничего не умеют! Всё приходится делать самому! Уволю всех к едрени-фени! Ясно?!

          Пётр Иванович поднимается на второй этаж. Идёт по длинному коридору, осматривая
          вывески на дверях.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Не то! Не то! Это тоже не то! Нет. Не это... И это не то! Где? А! Вот! Вот же мой кабинет! «Глава города». Мне сюда!

        Пётр Иванович открывает дверь и заходит в приёмную. Проходит мимо застывшей
        перед компьютером секретарши.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Ниночка! Или... как там тебя... Неважно! Меня ни для кого нет! Я занят важными государственными делами! И приготовь мне, детка, кофе!

          Пётр Иванович заходит в просторный кабинет. За длинным столом сидит, вероятно,
          городской глава с бумагой в руке. Перед ним с открытым ртом склонился человек,
          указывая на бумагу открытой ладонью. К ним уверенным шагом подходит Пётр 
          Иванович. Ставит бутылку на стол. Тишина. Никакого движения.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Граждане! Я не понял? В чём дело? Что вы тут делаете? Покиньте немедленно мой кабинет! Безобразие! Куда смотрит охрана?! Пускают кого попало!

          Пётр Иванович толкает, сидящего за столом, мэра. Тот шумно падает на пол.
          Пётр Иванович садится на его стул.
 
  ПЁТР ИВАНОВИЧ. Подвинься! Ты смотри, отожрался-то как! Нахапал уже? Хапуга! По тебе тюрьма плачет, а он тут расселся! Всё, кончилась твоя власть! Теперь наступает иная эра! Эра Петра Ивановича! А твоё время кончилось! Понял? Что тут за бумаги? Теперь этого ничего не нужно! Обойдусь!

         Пётр Иванович разбрасывает в бумаги в разные стороны. Снимает трубку телефона.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Алло! Кто это? Кто? Президент? Какой ещё президент? Ах, президент! Ну как же, как же, знаю! Чего хотел? Что? Кто я такой? Пётр Иванович! Слыхал, наверное, о таком? Нет?! А ещё президент называется! Надо знать таких людей как я! Где мэр? А вот он, тут рядом, на полу валяется! Теперь я вместо него! Что? Безобразие? Самоуправство?! Ты что ещё не понял, с кем разговариваешь?! Я борец за свободу и независимость этого города! Понятно? Что? Кто я?! Ещё раз повтори! Вы меня арестуете? Предадите суду? Войска пришлёте? Да ты будь мужиком! Мужиком, говорю... Давай встретимся один на один! И тогда посмотрим, кто мужик, а кто нет! Да присылайте, кого хотите! Вам меня не победить! Никогда и ни за что! Хватит на меня орать! Заткнись! Заткнись, тебе говорят! Пошёл ты в жопу, урод! Я сказал, пошёл ты в жопу! Я сам до тебя доберусь! И буду вместо тебя! Понял? Так что готовься! Я скоро появлюсь! И тогда посмотрим кто кого!

                Пётр Иванович бросает трубку на стол. 

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Ты посмотри! Он мне ещё грубить будет! Вы слышали это? Он ещё пугать меня вздумал! Совсем уже распустились! Ну, ничего! Теперь я наведу порядок. Вы у меня узнаете, кто такой Пётр Иванович! Он наведёт порядок! Я вам всем покажу, суки...

            Пётр Иванович решительным шагом выходит из кабинета. Быстро идёт по длинным 
            коридорам.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Суки... суки... Как я вас всех ненавижу! Суки! Козлы!

                Пётр Иванович выбегает из здания мэрии.

                11.

               Пётр Иванович выбегает из здания мэрии и быстрым шагом идёт по дороге.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Они ещё будут мне грубить! Они ещё пугать меня вздумали! Вы слышали это?! Они не знают, с кем связались! Не на того напали! Нате, выкусите! Но ничего! Они меня ещё узнают! Они ещё пожалеют! Поплачут у меня! Отныне этот город мой! И всё что в этом городе тоже моё! Все узнают, кто такой Пётр Иванович! Весь мир узнает, кто такой Пётр Иванович! А когда узнают, будут валяться у меня в ногах и просить пощады! «Дорогой Пётр Иванович! Пощади нас! Мы больше никогда так не будем!» Вот как они запоют у меня! А я ещё подумаю, кого мне оставлять в живых, а кого нет! Суки! Козлы! Педерасты несчастные! Все педерасты! Суки! Ненавижу! Как же я их всех ненавижу! Как же я вас всех ненавижу! Но я скоро доберусь до вас! Скоро, очень скоро!

         Неожиданно Пётр Иванович запинается и падает на землю. Несколько секунд
         лежит неподвижно. Затем медленно поднимается и отряхивает костюм. Смотрит на
         руки. На них слегка сочится кровь. Осматривается по сторонам. Справа замечает
         церковь. Пётр Иванович некоторое время стоит, глядя на самую верхушку
         церкви. Затем, не спеша, приближается к ней и подходит к входу. Вновь
         останавливается, глядя вверх. Осматривает стоящих вокруг замерших людей. Заходит
         внутрь. Внутри, вероятно, шла служба. Церковь заполонена народом. Некоторые 
         замерли, освящая себя крестным знамением. Несколько человек стоят на коленях. Перед
         ними батюшка. В одной руке он держит книгу, другую поднял вверх. Абсолютная
         тишина. Никакого движения. Никаких звуков. Солнце почти уже погасло. Пётр
         Иванович  пробирается сквозь толпу.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Пропустите меня! Чего столпились? Подвиньтесь! Вы здесь не одни! Дайте дорогу! Да пропустите же! Мне надо...

                Пётр Иванович протискивается к батюшке.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Пододвинься! 

               Несколько секунд Пётр Иванович стоит неподвижно, осматривая людей.
               Затем поднимает голову вверх.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Зачем ты это сделал? Чего ты хочешь от меня? Чего добиваешься? В чём я провинился перед тобой? Всё, что я совершил или не совершил в своей жизни, в этом лишь твоя вина! Я жил как мог, как ты мне позволял жить! Что я такое? Это ты у нас великий и всемогущий! А мы... Кто мы? Твои жалкие игрушки! Побаловался и бросил... Ты у нас всё можешь! Ты вершишь нашими судьбами! Или это не так? Может быть, тебе уже плевать на всё? И ты сидишь на своём троне, смотришь на всё и смеёшься? Это и впрямь - самая настоящая комедия! Мы тут корчимся изо всех сил, а ты смотришь и посмеиваешься над нами! А может быть ты уснул и смотришь свои сны? Проснись! Я тут! Посмотри на меня! Хватит спать! А! Я, кажется, понял! Ты устал! Ты устал и отправился в отпуск! Интересно, а насколько у тебя отпуск? Сколько лет? Пять тысяч? Десять? Двадцать? Сколько? Ты слышишь меня? Чего молчишь? Я с тобой разговариваю? Отвечай, когда с тобой разговаривают! Что, спрятался? Испугался? Испугался ответственности за человеческую жизнь? Натворил дел, а теперь в кусты? Так что ли? Чего притих? Где ты? Вылезай! Нет, нет! Я догадался! Тебя больше нет! Ты умер! Да? Тебя нет и всё остановилось! Так получается? Значит... там никого нет? Значит там свободно! Тогда я буду вместо тебя! И мне плевать, слышишь ты меня или нет! Если ты там, то подвинься! Уступи место! Слышишь меня? А может быть ты сам замер, как и остальные? Тогда очнись! Хотя не нужно! Я просто тебя пододвину! Отойди в сторону! Теперь я вместо тебя! Теперь я - новый Бог! Я новая вера и новая религия! Люди! Вы поняли?! Я ваш новый Бог! Плачьте от счастья! Падите на колени! Молитесь на меня, люди! Любите меня, люди! Отныне и навеки, я ваш Бог!

                Пётр Иванович кидается к выходу и продирается сквозь толпу.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Пустите меня! Я должен сообщить об этом всем! Они должны знать! Они должны обрадоваться, что у них появился новый Бог! Они будут счастливы!

         Пётр Иванович выбегает из церкви и в этот момент, всё неожиданно приходит в
         движение. Поехали машины. Пешеходы, как ни в чём не бывало, двинулись дальше.
         Запели птицы. Задул ветер. Ярко засветило солнце. Всё ожило и зашумело. Пётр
         Иванович, ошеломлённый, замирает на пороге церкви. Несколько секунд стоит
         неподвижно, затем медленно идёт вперёд, оглядываясь по сторонам.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Ничего не понимаю... Как же так? Как это могло случиться? Господи... Они все шевелятся... Они идут. Ничего не понимаю. Ничего не понимаю... Они меня видят. И что теперь... Надо что-то делать. Надо что-то делать. А что делать? Не знаю, что делать, но знаю точно: что-то надо делать... Надо... это... Чего? Надо мне... Мне надо... это... Мне надо... на работу. Да, да, мне надо идти на работу. А который час?

                Пётр Иванович смотрит на часы.

   ПЁТР ИВАНОВИЧ. Половина девятого... Через полчаса, мне надо быть на работе... Теперь я точно опоздаю... Я никогда не опаздывал на работу. А теперь я опоздаю... И что я скажу? Что я скажу? Я скажу: «Простите, Зинаида Львовна! Я опоздал». Нет, как-то не убедительно. Пробки! Скажу, что пробки. Как я скажу? «Зинаида Львовна! Пробки. Я застрял в пробке». А она мне скажет: «Что же вы, Пётр Иванович! Опоздали! И тем более не пересчитали последнюю сумму!». А я скажу: «Я сейчас всё быстро пересчитаю. Вы не волнуйтесь, Зинаида Львовна!». Вы просто бездарь, дорогой мой Пётр Иванович! Не волнуйтесь! Прошу вас! Я сейчас всё исправлю! Взгляните на себя, Пётр Иванович! На что вы похожи? Приведите себя в порядок! Я понимаю. Я всё понимаю... Что вы там мямлите, Пётр Иванович! Что же вы за человек, Пётр Иванович? Что вы за человек?

                Пётр Иванович идёт вперёд по тротуару, продолжая разговаривать вслух.               
                Вокруг едут машины. Проходят люди. Дует ветер. Ярко светит солнце.


                26 июня 2009 г.



                Охраняется законом РФ об авторском праве
                Постановка невозможна без согласия автора

   
                Сергеев Александр Геннадьевич

                620.135 г. Екатеринбург, ул. Шефская, д. 61, кВ. 277
                (343) 212-22-82
                8.909.001.29.91
                E-mail bekket@r66.ru