Гостья из Санкт-Петербурга

Молчанов Вадим
 Поезд, на котором должна была приехать Верочка Княжич, прибывал на станцию Графская в 16 час 47 мин. (Стоянка — 2 мин). Встречать Верочку отправился Темир, снабжённый её фотографией.
  - Да не волнуйтесь, Мария Васильевна! Я её обязательно узнаю. Если разминёмся, то у неё есть номер машины. - успокаивал хозяйку Темир.
  - На фотографии ей 22 года. Интересно, как выглядит она спустя два года — думала Мария. Она искренне радовалась приезду подруги и надеялась на возобновление прежних отношений.
  От Графской до усадьбы было меньше часа езды. Поэтому к половине шестого всё было готово к встрече. Гостью Мария решила поселить в светёлке. По мнению хозяйки это было лучшее место в доме. С Изумрудиком они решили, что и для Верочки Мария должна оставаться колдуньей. На всякий случай для показа был выбран конкретный вариант «способностей» Марии.
  Встреча с близким человеком после разлуки это как бы перекладывание страниц жизни: от того, что было когда-то к тому что есть сегодня. Подобное испытала Мария, когда наблюдала как не очень ловко выбирается из автомобиля повзрослевшая, слегка пополневшая университетская подруга. Верочка стала чуть-чуть солиднее и похоже утратила былую подвижность. Одним словом — степенная, учёная дама. Но это впечатление мгновенно распалось, когда Мария увидела под большими очками её близорукие добрые глаза и услышала подсевший от волнения голос:
  - Машка, какая же ты стала красивая! Никогда себе не прощу, что упустила возможность увидеть превращение скромного бутончика в этот цветок! - выдав это, Верочка крепко обняла Марию.
    - Здравствуй, подружка! - растроганно ответила Мария — Я очень рада твоему приезду.
   Выразив свои наиболее сильные эмоции объятьями, поцелуями и бестолковыми словами подруги,  взявшись за руки радостно разглядывали друг на друга.
  - Наша разлука была недоразумением, которое мы должны срочно исправить! - подвела итог этой мизансцене Верочка.
  Наконец она удостоила вниманием Изумрудика, который дисциплинированно стоял рядом с Марией и с интересом наблюдал за встречей женщин.
  - А это кто? - на лице Верочки отразилась «с ног сшибающая догадка» - Ма-а-шка? Неужели это твой киндер? Выходит ты от меня скрывала, что была с кем-то знакома, что ждала ребёнка?
  Мария тут же успокоила подругу:
  - Веруня, это не так. С Олегом я познакомилась и родила после того как прервалась наша переписка. - она ласково прижала сына к себе — Его зовут Рудик.
  Верочка присела и с интересом уставилась на мальчика.
  - Хорошенький какой! Словно с пасхальной картинки! - констатировала она — А фотографию мужа ты мне покажешь?
  - Она перед тобой. Рудик уменьшенная копия Олега.
  - Ну и дела! - никак не могла успокоиться Верочка. Затем обратилась к мальчику - Давай знакомиться! Я - тётя Вера. А как твоё имя?
  Рудик пожал плечами и невозмутимо пояснил:
  - Меня зовут Рудик. Если полностью, то я — Рудик Олегович Рощин. Ваша фамилия Княжич, отчество - Дмитриевна. - зелёные глаза мальчика лукаво блеснули — Если хотите, то можете разговаривать со мной как с мамой — по-взрослому.
  Верочка ошарашенно потрясла головой («чур меня!») и распрямившись уставилась на Марию.
  - Откуда взялся этот Демосфен?
 Мария обняла подругу и напомнила:
  - Если ты не забыла, я по образованию филолог.
  Ответ Марии совершенно не удовлетворил Верочку. Она могла принять объяснение подруги как одну из гипотез. Верочка - аспирант в поисках истины она была неутомима.
  - Это мы ещё проверим! - прошептала она — Прямо с порога начались загадки!
  Знакомство с остальными домочадцами прошло гладко и не вызвало вопросов. Правда, когда Мария представила Темира, Верочка сердито буркнула:
  - Твой водитель и управляющий хозяйством твёрд как кремень. Пока мы ехали я из него вытянула ноль информации. Порядки у Вас, Мария Васильевна, как в режимной организации.
   Мария виновато улыбнулась. Ей было неприятно обманывать Верочку, но смотреть на сердитое бурчание подруги без улыбки она не могла.
  Кормили гостью и пили чай на веранде ещё засветло. Пока Зухра убирала со стола, а детишки чем-то занялись, Мария и Верочка вышли в сад и уединились на скамейке с видом на Пчелиный луг.
  - Тишина-то какая! - восторгалась Верочка — И вид красивый!
  - Это Пчелиный луг! - так его назвал дедушка.
  Подруги помолчали, словно воздали дань ушедшему в небытие.
  - Веруня, а как твоя личная жизнь? Судя по кольцу, ты ещё не замужем?
  - А кому нужен трудоголик! - то ли сердясь, то ли сожалея ответила Верочка - Диссертация поглощает много времени. На мужа и хобби его не остаётся. Не помню, кто-то из больших учёных сказал, что «работа — моё хобби». Вот и я туда же! Лучше расскажи о себе? Ты счастлива?
  - Я не просто счастлива, я очень счастлива!
  - Впрочем это глупый вопрос. По тебе и так видно, что ты — самый счастливый человек на свете. Машка, я очень рада за тебя!
  Перед сном все собрались в гостиной. Дети смотрели мультик по телевизору. Раскрасневшаяся от внимания Зухра музицировала. Умиротворенные увиденным и услышанным все разошлись рано спать. До того как Темир отключил дизель-генератор Мария поднялась с Верочкой в светёлку. При свете луны подруги проболтали до 2 часов ночи.   
   С первыми лучами солнца, когда Мария варила Изумрудику кашку, Верочка дала о себе знать. Она довольно шумно спустилась по лестнице.  Хлопнула дверь на веранде. Мария видела в окно как энергично размахивая руками подруга в синем спортивном костюме побежала в сторону Пчелиного луга. Утро было росистым, поэтому Мария забеспокоилась.
  - Бестолковая, сразу промочит ноги!
  В разгар кормления, когда ещё не проснувшийся Изумрудик лениво сосал грудь в кухню ввалилась запыхавшаяся Верочка.
  - Физкульт привет честной компании! Доброе утро, Мария Васильевна и Рудик Олегович! - затем вопль удивления - Ма-а-шка! Твой Демосфен до сих пор сосёт грудь?
  Мария улыбалась, вспоминая былую экспрессивность Верочки, а Изумрудик сердито поёжился с укоризной глядя на мать.
  - Видишь и тётя Вера надо мной смеётся ! - пришёл его мысленный посыл в её сознание.
  - Она же не знает, что ты ещё грудничок. - мысленно ответила ему Мария и одёрнула подругу - Не порти ему аппетит!
  Верочка поправила очки, тяжело вздохнула и принялась расшнуровывать свои кроссовки.
  - Кто вас здесь разберёт! - и словно вспомнив о чём-то повернулась к Марии — Совсем забыла! Я же привезла тебе письменное послание от Василия Ивановича.
  - Кто это? - насторожилась Мария.
  - Вначале накормишь Демосфена. Потом сами позавтракаем. И только после этого я поведаю тебе о неком Василии Ивановиче.
  Перекусив подруги в сопровождении Изумрудика и Черныша вышли в сад. Верочка покосилась на семенящего рядом с Марией Изумрудика и с сомнением произнесла:
  - А Демосфену не будет скучно в нашей компании?
 - Тётя Вера? - отозвался Изумрудик - Вы дали мне неправильную кличку. Демосфен был оратор. Умел и любил публично выступать. Я же - замкнутый мальчик. Именно поэтому вам я не помешаю.
  - Машка! Ты слышала какую речь толкнул твой сын! Даю голову на отсечение, что в возрасте твоего сына легендарный Демосфен не мог бы связать и пяти слов! Рудик, истинный Демосфен — это ты!
  - Ну, если Вы так считаете, то можете и дальше называть меня Демосфеном! - разрешил Изумрудик. Он знал о заслугах Демосфена в Древней Греции.
  Подруги нашли удобную и не очень влажную от росы скамейку, где и расположились. Изумрудик бродил поодаль интересуясь по привычке всякой живностью.
  - И так! Кто такой Василии Иванович? Он начальник лаборатории Института мозга человека Российской Академии Наук. - Верочка задумалась. Её простоватое лицо стало удивительно милым и зарумянилось. Она решительно произнесла — он очень хороший и порядочный человек. Меня с ним познакомила заведующая кафедры. На нашем факультете с ИМЧ РАН ведутся какие-то совместные исследования. Василий Иванович обратился к заведующей кафедры с деликатной просьбой — порекомендовать психолога, занимающегося проблемой «человек и общество». Заведующая рекомендовала меня, но предупредила, что в ближайшее время я буду отсутствовать. При этом обмолвилась, что я поеду в Воронеж. Василий Иванович страшно обрадовался и сразу же захотел встретиться со мной. В тот день я была на рабочем месте. Заведующая позвонила мне и пригласила к себе. - по выражению лица и глаз Верочки было хорошо видно, что ей приятно вспоминать это мгновение — Вхожу в кабинет, а навстречу мне поднимается высокий, солидный, белобрысый мужчина в возрасте 40-45 лет. А потом я увидела его глаза. Они у него голубые и любопытные как у ребёнка. Меня словно толкнуло изнутри: «Это он!». Машка, представляешь как полыхнула в тот момент моя физиономия! Но мне было на всё наплевать. Заведующая познакомила нас и сказала, что гость хотел бы со мной поговорить. Мы остались наедине. Я его слышала, но не понимала о чём он говорит. Моим вниманием завладел он сам. Если бы ты видела как я его рассматривала. Даже обнюхивала. От него исходил запах Evaflor Whisky. Такой туалетной воды пользуется мой отец. У Василия Ивановича были красивые руки, твёрдый подбородок, небольшие залысины. И они мне понравились. Наконец, до меня дошло, что он спрашивает есть ли у меня вопросы. Виновато вздохнув, я призналась, что ничего не поняла. Он терпеливо повторил, что под Воронежем живет женщина, попавшая в сферу научных интересов. Не смогу ли я посетить её и оценить, как психолог, готовность содействовать науке. - заметив желание Марии что-то сказать, Верочка сердито остановила её — Подожди, Машка! Не перебивай! Дай закончить! Василий Иванович попросил также передать этой женщине пакет, что в нём я не знаю. А теперь самое главное. Этой женщиной оказалась ты, к которой я собралась в гости! Но этот факт я от Цветкова утаила. Считай, что из-за ревности. Вот такие пироги, подружка. Теперь твоя очередь! Будь добра, объясни мне, чем ты приманила Василия Ивановича и что за послание в пакете?
  Пока Мария собиралась с мыслями Изумрудик деликатно вошёл в её сознание:
  - Мамочка, тётя Вера рассказала правду. Она не знает о твоих способностях.
  - Выходит твой новый знакомый не предупредил тебя, что здесь я снискала славу колдуньи. С легкой руки СМИ я получила даже кличку - Сельская колдунья?
  - Машка! Что ты несёшь! Какая ты колдунья?
  - Теперь ты наберись терпенья и не перебивай меня! - Мария подвинула к себе сумку и извлекла из-под панамки и игрушек Рудика увесистый свёрток с фотографиями и вырезками из газет и журналов — На! Ознакомься! И если я тебе такая не нравлюсь — можешь покупать себе обратный билет!
  - Маша, ты чего? Я же ничего плохого о тебе не сказала! Лишь удивилась.
  - Почитай, посмотри эти материалы, а мы с Изумрудиком погуляем.
 - Постой! Возьми с собой послание Василия Ивановича! - Верочка из своей сумки извлекла большой конверт и протянула Марии.
  Найдя укромное местечко Мария в присутствии Изумрудика вскрыла конверт. Там была коротенькая записка от Василия Ивановича и светокопия каких-то материалов.
  «Уважаемая, Мария Васильевна! Прошу извинить меня за вторжение в Вашу жизнь. Моя цель бескорыстна. Я хочу реабилитировать в Ваших глазах своего друга Разумовского Игоря Давыдовича. Он пытается защитить Вас от всякого рода посягательств. Свидетельством тому его докладная записка  о провале экспедиции к Вашему дому. Светокопию этого документа я прилагаю. Позиция моего друга по отношению к Вам в заключительной части документа. С уважением. В. Цветков.
  Р.S. Не сердитесь на свою подругу. Об изменениях в Вашей жизни я ей ничего не сказал. Не знает она и о Разумовском. Вера Дмитриевна произвела на меня очень хорошее впечатление. На неё можно положиться. Поверьте моему жизненному опыту.
  - Мама, он что — влюбился в неё? - спросил Изумрудик.
  - Почему влюбился? Он просто хотел сказать, что Верочка хороший человек.
  Потом они прочитали докладную записку Разумовского. Похоже Василий Иванович был прав. Его друг был бескорыстен, а его предложения полностью учитывали интересы Марии.
  - Ну и что ты думаешь по этому поводу? - спросила она сына.
  - Нужно к тем бумагам, что ты дала тёте Вере, добавить и эти! - посоветовал он и заработал поцелуй за единомыслие.
  В отличие от них Верочка не успела справиться с охватившими её эмоциями. Рухнули старые представления о подруге. В одночасье подруга предстала человеком с удивительными способностями! Как психолог и почти кандидат наук Верочка в  такое чудо поверить не могла. Раньше Мария выделялась среди сверстниц разве что красотой. Но и этим даром так и не научилась пользоваться. В их дружеском союзе Верочка всегда была лидером. А чудо, вопреки здравому смыслу, состоялось и личность подруги вышла за пределы логического понимания. Мария словно ангел вознеслась на более высокий уровень мироздания. Туда Верочке дорога была закрыта.
  - Ерунда какая-то! - негодовал в ней будущий учёный — Так можно поверить и в нечистую силу!
  Тут она заметила Марию и Изумрудика, которые направлялись к ней. Сердце Верочки тревожно сжалось. Психологически она не подготовилась к встрече с новой Марией. Конечно она понимала, что стала жертвой непосильного груза новостей и собственных эмоций, но ничего поделать с собой не могла. Отстранёно наблюдая за Марией и мальчиком она воспринимала их уже иначе. Она не могла, например, как прежде встретить их возгласом «Машка» или «Демосфен». В данный момент она видела небожителей во всей их красоте и неповторимости. Верочка почему-то встала. Поправляя очки и близоруко щурясь она ожидала каких-то необычных действий со стороны Марии. Но та просто вернула ей конверт.
  - Прочти, пожалуйста, и это послание! А мы погуляем.
  Приходя в себя, Верочка долго вчитывалась в записку Василия Ивановича, пока не уловила самое главное — она ему понравилась! Материал Разумовского пробежала по диагонали. С ним нужно основательно разбираться. Это она сделает потом. Важно другое. Учёный не только подтвердил уникальные способности Марии, но и горячо вступился за её право определять свою дальнейшую жизнь. Не ведая того, Разумовский подсказал Верочке путь к восстановлению доверительных отношений с Марией.
  Верочка решительно встала и направилась к подруге, голос которой она слышала неподалёку.
  Уже по походке, а потом по её глазам Мария поняла, что Верочка пришла к какому-то решению. Испытывая напряжение Мария ждала. Но руки Верочки ласково обняли её за плечи. Мария почувствовала как часто бьётся сердце подруги, услышала как подсел от волнения голос.
  - Машенька! Прости меня! Я повела себя как переучившаяся дура! Ты дорога мне в любом виде: в прошлом, настоящем, будущем, с феноменальными способностями и без них!  Мне наплевать на то, что говорят окружающие! Тебя я знаю лучше всех! Я твой союзник! А то, что ты можешь сегодня творить чудеса лишь укрепляет мою веру в тебя. Это я говорю от чистого сердца. Верь мне!
  И Изумрудик, надёжный детектор лжи, тут же подтвердил, что всё сказанное — правда. Мария и сама знала, что Верочка не умеет лукавить.
  - Спасибо, Верочка! Ты убрала камень с моей души. - Мария сняла с Верочки очки и вытерла непрошеную слезинку - Ну, а это совсем ни к чему! Ты слишком нервничаешь! Расслабься!
  Постепенно успокаиваясь Верочка согласно кивала словам Марии. Как всегда на помощь пришёл Изумрудик.
  Тётя Вера, хотите я покажу Вам своих четвероногих друзей. Только нужно немного пройти в сторону леса. Пока шли до подлеска подруги молчали, но крепко держались за руки и слушали болтовню Изумрудика.
  - Здесь неподалёку живёт зайчиха с тремя зайчатами. Сейчас я их позову и угощу морковкой. - Мальчик, плутовато глядя на мать, извлёк из кармана штанишек четыре морковки.
  - А как же ты их позовёшь? - наконец-то прорезался голос Верочки.
  - Они у меня словно кролики отзываются на призыв «трусь, трусь...».
  Прокричав так несколько раз, Рудик уселся на корточки и стал терпеливо ждать.
 - Но зайцы очень пугливы? Тем более у зайчихи детёныши? - сомневалась Верочка-аспирант.
  - Вот и первый гость! - Рудик показал на маленького зайчонка, который опасливо кося на женщин подбирался к морковке.
  Смелость одного длинноухого подтолкнула к решительным действиям и остальных. Через минуту всё семейство забавно уплетало предложенное лакомство. Убедившись, что добавки не будет зверьки скрылись в зелени кустов.
   Похоже Верочка опять зациклилась на проблеме «я вижу, но этого не может быть!». Ей на помощь пришла Мария.
  - Верочка! Мы же договорились, что будем воспринимать друг друга такими, какие мы есть! Не ломай голову над новой задачей. Я тоже не знаю, как Изумрудик это делает. Может быть это у него наследственное.
  Верочке вспомнилась фотография Марии, кисть которой сплошь покрывали пчёлы.
  - Чёрт вас разберёт! - возмутился в ней критический ум аспиранта — Не хотите говорить, додумаюсь сама!
  Устыдившись за несговорчивость аспиранта Верочка растрепала волосы Изумрудику и похвалила его.
  - Спасибо за знакомство с заячьей семьёй! Это было очень интересно и эффектно! Ты молодец! - Потом со свойственной ей прямотой призналась Марии — Ты знаешь, я почему-то не могу теперь называть тебя Машкой?
  Мария обняв закомплексованную Верочку весело рассмеялась.
  - Это скоро пройдёт!
  Стало смешно и самой Верочке. Так смеясь и дурачась при активном участии Изумрудика завершилась эта деловая прогулка.
  Последний день визита Верочки как и положено был немного грустным. Подруги обсуждали планы на будущее. В новогодние праздники была запланирована поездка Марии и Изумрудика в Санкт-Петербург, а свой следующий отпуск Верочки обещала провести у Марии.
  Из событий этого дня следует отметить скрытый от посторонних феномен, творцами которого были Изумрудик и его мать. 
  Всё началось с того, что Марии показалось, что Верочка чем-то озабочена. Это чувствовалось по её тяжелым вздохам и взглядам, которые она иногда бросала на подругу.
  - Что-то хочет попросить, но не знает как это сделать. - решила Мария — Верочка, ты чего вздыхаешь? Что-то тебя беспокоит?
  Верочка грустно посмотрела на Марию.
 - Завтра мы расстанемся, а я и краешком глаза не увидела твоих новых способностей!
  - Даже не знаю, что тебе предложить! Давай я мысленно проникну в твой Внутренний мир и мы будем общаться без слов. Тебе, как психологу, это было бы интересно.
  - Я согласна! - сразу же согласилась Верочка.
 - Но ты должна выполнить два условия. Первое - доверять мне; второе - не препятствовать, когда почувствуешь моё присутствие в своём сознании.
  - Изумрудик, где ты? - мысленно обратилась Мария к сыну.
  - Я всё слышал мамочка! - откликнулся он — Я в саду с ребятами и помогу тебе.
   - Что я должна делать? - спросила Верочка.
  - Смотри мне в глаза и делай так, как я просила.
  Мария сосредоточилась и легко вошла в сознание Верочки.
  - Верочка! Я у тебя в гостях! Здравствуй!
  Увеличенные очками глаза подруги округлились. Она открыла рот и хотела, что-то сказать, но вспомнив наставления Марии мысленно попросила её:
  - Подними правую руку! А теперь - левую. Коснись кончика своего носа. Вот это да! Мы действительно с тобой мысленно общаемся! Как ты это делаешь?
  - Это делаю не я, а мы вместе! Если я удовлетворила твоё любопытство, то выхожу из твоего сознания.
  Верочка не возражала и мысленный контакт между подругами прервался. Поскольку Верочка всё ещё разбиралась со своими впечатлениями, постольку она не заметила возникшей на лице Марии растерянности. В голове Марии прозвучал радостный голосок Изумрудика:
  - Мамочка! Поздравляю тебя! В сознание тёти Веры ты входила самостоятельно. Я тебе не помогал. Удивительно, но факт - твой мозг провёл эту процедуру сам, видимо, научился этому общаясь с моим сознанием.
   Больше подруги не экспериментировали. Верочка ушла рано в светёлку, объяснив, что ещё не собралась в дорогу. Ей было необходимо переосмыслить свои представления о возможностях человеческого мозга. Мария не могла привыкнуть к мысли, что с этого дня реально  обладает одной из таинственных способностей сына. Её мучила мысль, что войти самостоятельно в чужое сознание она не сумеет.
  На другой день Верочку провожали всем домом. Было произнесено много теплых слов и пылких обещаний. На Графскую к поезду Верочку увёз Темир. Поезд на Санкт-Петербург проходил через эту станцию сравнительно рано в 13.25.

* * *

  Спустя два дня после отъезда Верочки состоялся телефонный разговор друзей-учёных из Института мозга человека (ИМЧ) РАН (Санкт-Петербург) и Института физики твёрдого тела (ИФТТ) РАН (Чёрноголовка. Московская область). 
Цветков: «Здравствуй, Игорь Давыдович! Твою просьбу я выполнил. Нам дважды повезло. Я нашёл психолога. Это — аспирантка Вера Дмитриевна Княжич. Она в студенческие годы дружила с Рощиной и, что самое интересное, как раз собиралась к ней в гости. Мою просьбу она выполнила блестяще. Она была у Рощиной три дня. Привезла много впечатлений и наблюдений. Они договорились о последующих контактах. Может быть даже в Петербурге».
Разумовский: «Рад слышать твоё «нам»! Значит дальше работаем в одной связке? Не выпускай из поля зрения Княжич. Как я понимаю, на неё можно положиться.
Цветков: «Это я тебе твёрдо обещаю».
   Разумовский: «Спасибо, дружище! Жду подробностей».