Не все песни - народные

Пекл Адюк
Не забылось, как  основоположник русского профессионального музыкального творчества, композитор Михаил Глинка (1804-1857), не известно когда и по какому поводу,  имел неосторожность полушутливо сказать: "Музыку создает народ, а мы, композиторы, её лишь аранжируем". Между прочим, аранжировка (фр. аrrangement) -- буквально: порядок, устроение. Получается, если следовать принципу Глинки,  композиторы лишь редактируют, обрабатывают, облекают в музыкальную фактуру придуманные народом мелодии. Однако это далеко не так! Композитор и аранжировщик –  разные музыкальные профессии, с различными задачами и функциями.

На то Бог и наделяет особым даром композитора, дабы он создавал вполне оригинальную, новую музыку, составной частью которой чаще всего и бывает мелодия-тема (не обязательно песенная).

Благодаря усилиям исследователей фольклора удалось установить конкретных авторов многих образцов основного жанра народного творчества — песни. Дело в том, что с течением времени, а прежде всего из-за отсутствия средств фиксации музыки и умения ими пользоваться (например, записывать ноты), вдобавок,  вследствие небрежения авторским правом, имена людей, которые создавали замечательные, как говорится, не подвластные времени песни, —  оказались в забвении, "потерялись", выпали из народной памяти.

Теперь известно, что автором десятков будто бы народных украинских песен является Марина Гордеевна Чурай (1625—1653) –  легендарная Маруся Чурай. Именно благодаря её композиторскому и поэтическому таланту появились такие песенные жемчужины, как "Віють вітри", "Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці", "Грицю, Грицю – до роботи!", "За світ встали козаченьки", "Котилися вози"...

Ещё примеры: мелодию для девяти строк из поэмы "Причинна" Тараса Шевченко "Реве та стогне Дніпр широкий" сложил одесский учитель латинского языка и вокала Данило Крыжановский (1857—1894); "Їхав кОзак за Дунай" создал  философ, поэт, музыкант Семён Климовский (XVІІ –XVІІІ ст.); "Ніч яка месячна" — знаменитый украинский тенор Мирослав Старицкий (1809 — 1869); "Гандзя", "Чорнії брови, карії очі" - мелодист и поэт, поляк Денис Бонковський (1816 — не раньше 1869) и к последней из названных песен стихи  - Констянтин Думитрашко; «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю…» - выпускница Варшавской консерватории, учительница музыки в Харькове Людмила Александрова (в замужестве - Пантелеймонова), она же автор мелодии на стихи Степана Руданского "Подуй, вітре на Вкраїну", и известный украинский поэт Харьковской школы романтиков Михайло Петренко(1817 - 1862).

Широко известную украинскую "народную" песню "Ой, ти дівчино, з гореха зерня" написал профессор Львовской консерватории, композитор Анатолий Кос-Анатольский (1909—1983) на стихи Ивана Франко; "Вівці, мої вівці", "Гей, Карпаты", "Ой, зелена горна долина" — известный хормейстер Михаил Гринишин (1921 - 2016), кстати, мой учитель по чтению хоровых партитур.

Даже якобы цыганский романс "Очи чёрные" в ХІХ ст. сложился благодаря французскому (по некоторым данным, он был немцем) композитору Флориану Герману и украинскому поэту Евгению Гребинке (1812—1848). Авторы даже никогда не встречались.  Грибинка написал стих на маршеобразную мелодию Германа, которую где-то услышал.

Залихватскую же "русскую народную", широко известную в мире "Калинку-малинку" написал композитор, литератор, фольклорист из Саратова Иван Ларионов (1830—1889). А детская новогодняя песенка "В лесу родилась ёлочка" родилась в период между 1903—1905 годами благодаря московским дворянам, которые даже не были знакомыми, —  учительнице Раисе Кудашовой (стих) и кандидату естественных наук Леониду Бекману (мелодия). Один из относительно свежих примеров - ставшая застольной "Ой, мороз, мороз..." авторства бывшей солистки Воронежского народного хора Марии Павловны Уваровой, написавшей эту песню в 1956 году.

"Ой, у гаю, при Дунаю" - якобы народную песню, слова которой упоминались в 1916 году авторства Гр. Лукова, исполняли трио Маренич, Милла Йовович, Мария Максакова с мелодией Антонины Сухоруковой (Маренич, основательницы одноимённого популярного в 80-90-х годах).

Список можно продолжать, ведь и ныне вследствие необоснованного, вернее,  бездумного замалчивания, игнорирования имен авторов (по радио и телевидению чаще всего теперь их почему-то не объявляют) многие песни становятся "народными". Что уж говорить о нарушении аваторских прав... А процесс, который приводит к явлению, названному в фольклористике "анонимный автор", начинается с того, что произведение становится популярным, тогда как фамилии композитора и поэта упоминаются все реже. В частности, уже мало кто знает, кто именно создал такие песни, как  "Наливаймо, браття, кришталеві чаші!" (мелодия Виктора Лисовола, стихи Вадима Крищенко), "Гуцулка Ксеня" и «Червноні маки» (Роман Савицкий), "Черемшина" (музыка Василия Михайлюка, стихи Николая Юрийчука), "Осінній лист" (Валерий Громцев) в репертуаре Софии Ротару. Возникла перспектива стать народными также у многих популярных произведений светлой памяти Александра Билаша, Платона Майбороды, Игоря Шамо, Юдифи Рожавськой, Владимира Верменича, Владимира Ивасюка, Миколы Мозгового...

Так вот, раз музыку, в частности песни, если верить Михаилу Ивановичу, и в самом деле создаёт народ, то, очевидно, не весь сразу, не скопом, а лишь его наиболее одарённые музыкальным и литераторским талантом представители.