Шудрака

Константин Рыжов
В истории индийской литературы Шудрака является весьма романтичной и таинственной личностью. Он сам выступает героем ряда художественных произведений, специально посвященных его приключениям. Но, по сути, мы не знаем о нем  ничего, за исключением того, что Шудрака жил в начале или середине V века и был автором «Глиняной повозки» -  самой динамичной и самой знаменитой пьесы индийского классического театра.

«ГЛИНЯНАЯ ПОВОЗКА». Первое действие открывается диалогом купца-брахмана Чарудатты и его видушаки (друга-приживалы)  Майтреи. Из первых же реплик мы узнаем, что дела Чарудатты идут весьма неважно, и что он фактически разорен. Между тем, Чарудатта наделен множеством достоинств, невольно привлекающих к нему симпатии. Он мечтателен, задумчив, печален, медлителен, лиричен, верен высокому настрою мысли, идеальному представлению о жизни. Сам Чарудатта удручен не столько своим  разорением, сколько холодностью бывших друзей. Прежде они охотно прибегали к услугам его кошелька, а теперь даже не заглядывают в его дом. Между Матреей и Чарудаттой завязывается беседа о том, что «нищета – основа всех несчастий!» Внезапно разговор прерывается бурлескной  сценой погони  царского шурина Самстханаки  за красавицей-гетерой Васантасеной.

Васантасена скрывается в доме Чарудатты. Как раз в это время заходит солнце, и на город, как это обычно на юге, стремительно опускается непроглядная ночь.
Васантасене удается ускользнуть. Сопровождаемая Майтреей, она возвращается к себе домой, оставив свои украшения на хранение в доме Чарудатты. Так легко и естественно завязывается главный конфликт пьесы – соперничество из-за прекрасной Васантасены между грубым, чувственным Самстханакой и благородным Чарудаттой.

На следующее утро Васантасена беседует со своей рабыней-служанкой Маданикой о полюбившемся ей Чарудатте. Самого Чарудатты здесь нет, но он в мыслях и сердце Васантасены. Затем действие переносится в пустой храм, куда вбегает, спасаясь от погони, массажист, проигравшийся в игорном доме. Его преследуют содержатель дома и игрок. Массажист укрывается у Васантасены, и та, тронутая его судьбой, расплачивается с его преследователями. Теперь массажист свободен, но из предосторожности он решает стать буддийским монахом.

Третье действие пьесы называется «Кража со взломом». Чарудатта передает драгоценности Васантасены на хранение  Майтрее. Когда тот засыпает, появляется вор-брахман Шарвилака. Он ловко устраивает пролом в стене, забирается в дом и похищает драгоценности. Вскоре кража обнаруживается. Чарудатта в ужасе. Доверенное ему Васантасеной сокровище украдено! Он сетует:
Кто же поверит, что все это – правда!
Всякий теперь обвинить меня сможет.
Знай, - в этом мире бесславная бедность
Лишь недоверье к себе вызывает!…
О беда узнает Дхута, жена Чарудатты. Весть о воровстве так же повергает ее в смятение. Она говорит служанке: «Теперь во всем городе Удджаини люди будут говорить, что мой супруг пошел из-за своей бедности на такое низкое дело». Достойная жена достойного мужа она решает помочь Чарудатте, но поскольку тот, очевидно,  не примет подарка, делает это через Майтрею, который, как верный друг, отдает Чарудатте переданное ей жемчужное ожерелье. А тот отправляет видушаку к Васантасене, чтобы он отнес ей ожерелье вместо шкатулки с драгоценностями. Итак, ситуация все больше запутывается.

Четвертое действие начинается с того, что мать Васантасены посылает к дочери повозку, в которой та должна отправиться к царскому шурину Самстханаке. Васантасена  в гневе – она отказывается ехать. «Скажи ей (матери), - восклицает она, - что если она хочет, чтобы я была жива, пусть не присылает ко мне таких известий». После этого происходит сцена любовного объяснения вора Шарвилаки с Маданикой. Тот готов выкупить рабыню  у Васантасены с помощью похищенных им у Чарудатты драгоценностей. Васантасена  подслушивает их разговор и дает согласие  на выкуп, причем Шарвилака узнает, чьи украшения он похитил, и почему они оказались в доме  Чарудатты. Васантасена отпускает Маданику на волю. Шарвилака потрясен ее добротой. Вместе с любимой он выходит из дома, чтобы сесть в повозку. Но тут в любовную драму властно вторгается политическая тема. Раздается голос глашатая: «Правитель  объявляет: "Устрашась предсказаний о том, что царем станет Арьяка, сын Гопалы, царь  Палака повелел привезти его из деревни и заключить в ужасную тюрьму. Вам же надлежит быть каждому на своем месте и не предаваться беспечности"». Шарвилака возмущен тем, что его друг Арьяка брошен в тюрьму и клянется восстановить против Палаки все население города. Отправив Маданику в дом своего друга-купца, Шарвилака убегает.

Тут появляется Майтрея, который принес Васантасене ожерелье. Он говорит гетере, что Чарудатта проиграл шкатулку в кости и просит принять взамен жемчужное ожерелье. Между тем «проигранная шкатулка» стоит в комнате Васантасены. Она, таким образом, получает новое доказательство редкостного благородства своего возлюбленного и решает тотчас, не смотря на то, что приближается гроза, идти к Чарудатте.

Пятое действие – подлинны лирический шедевр Шудраки.  Васантасена спешит под проливным дождем в дом Чарудатты. Раздаются раскаты грома, сверкают молнии. Наконец она достигает цели, входит к Чарудатте и легонько ударяет его цветами.
«Эй, игрок, - спрашивает она, - счастлив ли для тебя этот вечер?» – «О, пришла Васантасена! – отвечает он. – О, милая!
…Воистину тот счастлив на земле,
Кто к телу прижимает своему
Прохладное и влажное от ливня
Возлюбленной трепещущее тело,
Возлюбленной, пришедшей в дом к нему!»
  Васантасена возвращает Чарудатте жемчужное ожерелье. Под предлогом непогоды она остается в его в доме на ночь.

Начало шестого действия «Ошибка с повозкой» переносит нас в утро следующего дня. Васантасена просыпается в доме Чарудатты и спрашивает у служанки: «А куда делся наш игрок?» Служанка отвечает, что Чарудатта уехал в парк Пушпакарандака и велел приготовить повозку, чтобы доставить ее туда же. Прибегает Рохасена, маленький сын Чарудатты, и просит у няньки вместо глиняной повозки золотую. Васантасена, растроганная разговором с мальчиком,  складывает свои золотые украшения  в глиняную повозочку и дарит их ему. Вся эта сцена имеет важное символическое значение. Глиняная повозка, заполненная драгоценностями – ключевой образ всей драмы. Для автора совершенно не важна «глиняная» телесная оболочка его героев. Для него важно то, что действительно украшает человека – золото его души.

Васантасена собирается уезжать, но по ошибке садится в повозку Самстханаки, которая случайно остановилась возле дома Чарудатты. В тот же миг в поисках убежища вбегает принц Арьяка, бежавший из тюрьмы, и прячется в повозку Чарудатты, которую тот прислал для Васантасены. Преследующие повозку стражники останавливают ее в тот момент, когда она отъезжает от дома. Заглянув внутрь, один из них узнает Арьяку, но решает не выдавать его.

Седьмое действие разворачивается в запущенном парке Пушпакарандака. Чарудатта ожидает свою возлюбленную. Однако, вместо Васантасены из повозки выходит беглый Арьяка. Арьяка встречается с Чарудаттой, который тотчас решается ему помочь. «С жизнью расстанусь скорей, - говорит он, - но тебя не покину, если к защите моей ты прибегнуть решил».

В начале восьмого действия на сцене снова Самстханака, ожидающий свою повозку. Повозка подъезжает, и в ней неожиданно для царского шурина оказывается Васантасена. Самстханака возобновляет свои домогательства, но девушка отказывает ему. В ярости он начинает душить ее, и она, потеряв сознание, падает на землю. Похитив украшения Васантасены, Самстханака, убежденный, что убил ее, решает расправиться с ненавистным ему Чарудаттой, обвинив его в убийстве гетеры. Но когда он уходит, появляется буддийский монах – бывший массажист. Он обнаруживает Васантасену, которая как раз пришла в себя, и помогает ей уйти из парка.

В девятом действии происходит сцена суда. Это в прямом смысле фарс. Суд представлен беспомощными и боязливыми судьями, алчными судейским чиновниками, лжесвидетелями, лицемерной комедией самого судебного процесса.  Уверенный в своей абсолютной безнаказанности, Самстханака нагло диктует судьям, что они должны делать. Судьи вызывают Чарудатту. Чарудатта чувствует себя неизбежно осужденным и даже не пытается оправдаться. Он только говорит:
«Ведь даже и цветущую лиану
К себе я не притягивал ни разу,
Чтобы сорвать цветы. Так разве мог я
Рыдающую женщину убить,
Схватив ее за волосы густые,
Прекрасные, как крылышки пчелы!»
Но все улики против него. Стража сообщает, что Васантасена в его повозке отправилась в парк Пушпакарандака. (На самом деле в ней приехал Арьяка, но Чарудатта не может об этом сказать). Обнаружены драгоценности, которые гетера подарила сыну Чарудатты. Самстханака тотчас заявляет: «Он убил ее из-за этих немногих украшений!» После рассмотрения дела в суде царь Палака выносит приговор: казнить Чарудатту!

Последнее десятое действие «Возмездие». Палачи ведут Чарудатту на казнь, хотя всем ясно – и палачам тоже, - что он не виновен. Горестная сцена прощания осужденного со своим сыном – самая душераздирающая во всей пьесе. Здесь Шудрака поднимается до почти что Шекспировского трагизма. Прекрасный, благородный человек потерпел поражение. Зло торжествует.  Над Чарудаттой уже занесен меч, когда появляется Васантасена и буддийский монах, разоблачающие Самстханаку. Тот бежит. Происходит радостная встреча Чарудатты с Васантасеной. В то же время разносится весть, что деспот Палака свергнут и вместо него царем становится Арьяка. Шарвилака, игравший главную роль в дворцовом перевороте и воцарении Арьяки, сообщает, что Васантасене разрешено выйти замуж за Чарудатту.

Восточная культура в Древности и Средневековье  http://proza.ru/2013/07/11/270

Индия и Средняя Азия  http://www.proza.ru/2013/04/22/303